После бегства американцев в Афганистане в руки «студентов» попали несколько современных штурмовиков и транспортных самолетов, ударных вертолетов и ракет
Еще неделю назад талибы* использовали для захвата власти в Афганистане в основном джихад-мобили — современную версию петлюровских тачанок. Ну и другую наземную технику, отбитую у бывших правительственных войск.
Теперь у них появилась авиация. И не только транспортная, но и ударная, что, несомненно, повысило их боевой потенциал.Телеканал «Аль-Арабия» сообщает со ссылкой на источник, что запрещенное в России радикальное движение «Талибан"* захватило несколько американских военных самолетов, вертолетов и управляемых ракет. Что не может порадовать не только вооруженное сопротивление в Панджшерском ущелье, возглавляемое Ахмадом Масудом, но и сопредельные государства.
Американцы, комментируя это известие, изрядно врут, что они совершенно неуклюже делают насчет своей роли в афганской катастрофе. По их версии, доставшаяся талибам авиатехника малочисленна и к тому же не относится к современным средствам ведения воздушной войны. К тому же среди талибов нет летчиков, которые могли бы управлять крылатыми и винтокрылыми машинами. И обслуживать на земле вертолеты и самолеты они не умеют. Но, тем не менее, продолжают свои успокоительные заявления Штаты, сейчас решается вопрос проведения воздушной операции ВВС США, в результате которой вся преступно полученная талибами авиатехника превратится в груду горящего металла.
Есть у талибов и летчики, и техники. Точнее, только что появились. Талибы с легкостью заняли авиабазы в Кундузе, Кандагаре и Герате, поскольку правительственные войска не только не оказали какого бы то ни было сопротивления, но и в значительной своей массе перешли на сторону «победителей». Ну а авиабазу Баграм, основной оплот США, талибы даже не захватили, а просто въехали туда, поскольку на базе никого не было.
Так что с летчиками и авиатехниками у талибов вряд ли будет большая проблема. О готовности пилотов переметнуться на сторону талибов американцы уже давно подозревали. Что было заметно по отсутствию у авиационного контингента мотивации службы в ВВС Афганистана. О боевой доблести не могло быть и речи. Афганские пилоты, опасаясь зенитного огня, сбрасывали бомбы куда попало и как попало задолго до вхождения в зону противовоздушной обороны талибов.
Если же авиационных специалистов будет не хватать, то на помощь непременно придет Пакистан, давно симпатизирующий талибам. В Пакистане достаточно и летчиков, и техников, которые прекрасно освоили американскую авиационную технику.
В начале нулевых годов, когда Штаты начали формировать ВВС Афганистана, в стране еще оставалась незначительная советская авиационная техника. Было 15 транспортно-ударных вертолетов Ми-17 (экспортная модификация Ми-8МТ) с запасом неуправляемых ракет. Но их запас возобновлялся — Россия до 2014 года продавала Афганистану эти машины вместе с вооружением. Количество было доведено до четырех десятков. Правда, часть из них на прошлой неделе была угнана в Узбекистан. Было восемь более грозных винтокрылых машин Ми-35 (экспортная модификация Ми-24 по прозвищу «Крокодил»). Какое-то их количество досталось талибам.
Но основной парк ВВС Афганистана формировали американцы. Причем действовали, исходя из двух принципов. Во-первых, авиатехника не должна быть новой, то есть только что произведенной. Ее брали с хранения и модернизировали с целью осовременивания. Во-вторых, не поставлять то, что, попав в руки русских или китайцев, могло бы способствовать раскрытию каких-либо технических секретов. Именно поэтому Афганистану не передали ударный вертолет AH-64 Apache.
При оценке парка афганской военной авиации следует учитывать, что помимо ВВС существовали воздушные Силы специального назначения, состав которых не раскрывался. Так что наш список захваченного талибами будет неполным.
Вначале на замену советских вертолетов ввели несколько ветеранов Вьетнамской войны — «Ирокезов» UH-1H. Однако они начали рассыпаться прямо на земле. Поэтому с хранения взяли более молодых UH-60 Black Hawk, вооруженных управляемыми противотанковыми ракетами AGM-114 Hellfire и пушками калибра 30-мм. Всего американцы собирались поставить 150 таких вертолетов, но, к счастью, успели только 100.
Для замены Ми-35 был выбран легкий ударный вертолет MD Helicopters MD530F Cayuse Warrior. Его боевая нагрузка меньше, около тонны, однако остальные характеристики у него повыше. Он более маневренный. Лучше защищен композитной броней. И меньше размерами, что также полезно. Лучше ведет себя в условиях горной местности. У него более совершенная авионика. И даже есть стеклянная кабина. По топливной эффективности существенно превосходит «Крокодила», расходуя в час 90 литров топлива вместо 770. Таких вертолетов в Афганистане порядка сорока.
Легкий штурмовик для Афганистана выбирали долго и придирчиво, даже объявили тендер. Победил бразильский турбовинтовой самолет Embraer А-29 В Super Tucano. В значительной степени потому, что он хорошо проявил себя в операциях, направленных против колумбийских партизан и наркобаронов.
Самолет новый, эксплуатирующийся всего 15 лет. Имеет высокую живучесть. Боевой радиус при нагрузке 1,5 тонны — 550 км. Максимальная скорость — 600 км/ч, продолжительность полета — 8 часов. Взлетает и садится на любую относительно горизонтальную поверхность.
К вооружению относятся планирующие бомбы, бомбовые кассеты, 70-мм реактивные снаряды с лазерным наведением, НАР, 4 крупнокалиберных пулемета, пушка калибра 20 мм. В общем, вооружен до зубов. В Афганистане было 30 штурмовиков А-29 В Super Tucano.
Что же касается транспортной авиации, то ее представляют несколько самолетов «различного калибра». Есть пять легких итало-американских C-27A Spartan грузоподъемностью 11,5 тонн. Способны перевозить 60 солдат или 45 десантников.
К средним транспортникам относятся 4 подержанных «Геркулеса» С-130Н. Они поднимают в воздух до 19 тонн. Вмещают 72 солдат или 64 десантников.
Ну, и совсем легкий самолет общего назначения Cessna 208 Caravan. Его грузоподъемность не дотягивает до 1,5 тонн. Их количество — 44. Причем часть из них оснащена пулеметами.
Самолеты афганских ВВС в таджикском аэропорте Бохтар (бывший Курган-Тюбе) / imp-navigator.livejournal.com
После того, как на прошлой неделе в Узбекистан угнали несколько вертолетов и самолетов, в руках талибов остались:
— 23 транспортно-боевых вертолета Ми-17;
— 93 ударных вертолетоа UH-60 Black Hawk;
— 40 ударных вертолетов MD530F:
— 24 штурмовика А-29 В Super Tucano;
— 5 транспортных самолетов C-27A Spartan;
— 39 легких транспортных самолетов Cessna 208;
— 4 транспортных самолета С-130Н Hercules.
На складах находятся свободнопадающие и планирующие бомбы, авиационные управляемые противотанковые ракеты, неуправляемые реактивные снаряды, снаряды для авиационных пушек и патроны для пулеметов. Никто их оттуда не «эвакуировал», слишком быстро американцы сматывали удочки.
Такой ударной мощью обладает не каждый член НАТО из числа восточноевропейских стран, а также Прибалтики.
И все это, как было сказано выше, может быть обращено против Панджшерского ущелья, а также использовано для провокаций против сопредельных стран.
И не так-то и просто Штатам будет все это разбомбить, потому что этот потенциал разнесен по различным базам.
Владимир Тучков
* Движение «Талибан», талибы — по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003 г. признано террористической организацией, ее деятельность на территории РФ запрещена.
Свежие комментарии