На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 685 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Слитинский
    Спасибо Тимуру Латыпову, очень сильная статья и если выводы верны, то в Татнефть осуществляется экономическая диверси...Прилетели: «Татне...
  • Вениамин Мельников
    как обстоят дела со средне магистральным МС?Прилетели: «Татне...
  • Юрий Баканов
    Спасибо!Этот день в авиац...

Этот день в авиации. 4 марта

Этот день в авиации. 4 марта

Этот день в авиации. 4 марта
1918 - Первый полёт фронтового бомбардировщика Airco D.H.10 с двумя двигателями Liberty-12 мощностью по 400 л. с. конструкции Джеффри Де Хэвиленда. В дивизионы самолёты начали поступать весной 1918 года и успели принять участие в заключительных боях войны, показав неплохие лётно-технические качества. После войны некоторые машины были переоборудованы для перевозки грузов и почты и эксплуатировались до середины 1920-х годов.

Этот день в авиации. 4 марта

1919 - Родился Ростислав Аполлосович Беляков — советский и российский авиаконструктор, генеральный конструктор ОКБ имени А. И. Микояна. Академик АН СССР(1981), дважды Герой Социалистического Труда(26.04.1971, 02.02.1982), лауреат Ленинской премии (1972), Сталинской премии первой степени (1952) и Государственной премии СССР (1988). 28 февраля 2014 г., после тяжёлой продолжительной болезни Ростислав Беляков скончался, не дожив всего четыре дня до своего 95-летия. Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с супругой и сыном...

Этот день в авиации. 4 марта
1919
 - Cостоялся первый полёт испанского самолёта Hispano Baron. Вскоре был закончен второй прототип с двигателем Hispano-Suiza 220 Ba. Весной этого же года Hispano Baron победил в национальном конкурсе истребителей, но контракта на производства фирма не дождалась, так как военные сделали свой выбор в пользу проверенных французских и английских самолётов.

Этот день в авиации. 4 марта

1920 - Полёт первого 100-местного итальянского самолёта Caproni CA-60.

Этот день в авиации. 4 марта

1926 - Впервые в СССР морская авиация применена для воздушной разведки морского зверя. Лётчик-испытатель, Заслуженный лётчик СССР (17.07.1925 г.) Аполлинарий Иванович Томашевский на самолёте Юнкерс Ю-13 «Промбанк» в Белом море.

Этот день в авиации. 4 марта

1928 - Родился Василий Петрович Грязев — советский и российский конструктор автоматического артиллерийского и стрелкового вооружения, долгие годы заместитель руководителя — главный конструктор тульского Конструкторского бюро приборостроения. Герой Социалистического Труда(1984). Лауреат двух Государственных премий СССР(1968, 1976) и двух Государственных премий РФ(1998, 1999).Лауреат премий им. С. И. Мосина (1966, 1975, 1981, 1986). Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2007). Почётный гражданин Тулы и Тульской области (2003). Доктор технических наук, профессор, действительный член Российской инженерной академии и Российской академии ракетно-артиллерийских наук.Автор более 240 изобретений и 50 научных публикаций.

С 1994 г. — заместитель генерального конструктора и начальника КБП. В настоящее время почти все российское стрелково-пушечное вооружение (ГШ) различных родов войск представлено разработками В. П. Грязева.Василий Петрович Грязев умер в Туле 1 октября 2008 года в возрасте 80 лет.Его похоронили на Смоленском кладбище рядом с супругой...

k3-1.jpg
1928
 - На Центральном аэродроме в Москве в составе эскадрильи «Наш ответ Чемберлену» представителям Воздушного Флота был передан санитарный самолёт К-3 (разработчик: Константин Алексеевич Калинин). Самолёту присвоили наименование РОКК-1, определив место службы в транспортно-экспедиционном пункте управления санитарной службы. В 1928-1930 годах на нём доставили в больницы из труднодоступных районов 30 человек. Тогда это расценивалось как большое достижение.

boeing204-1.jpg
1928
 - Состоялся первый полёт прототипа лёгкой летающей лодки Boeing В-1E (Model 204). Развитие летающей лодки Boeing Model 6, которая стала первым гражданским самолётом, разработанным фирмой "Боинг".  Впоследствии прототип также был продан в Канаду и зарегистрирован как G-CATY. Затем была начата постройка серии из десяти машин. После завершения постройки пятого экземпляра самолёт переименовали в Модель-204, чтобы подчеркнуть, что это новая конструкция, а не развитие первоначального В-1.

1933 - В Тушино на базе дирижаблестроительного факультета МАИ организован Дирижаблестроительный учебный комбинат.
Этот день в авиации. 4 марта

1936 - Дирижабль Гинденбург (D-LZ 129) совершил свой первый полёт в Фридрихсхафене, на северном берегу Боденского озера на юге Германии. В команде были д-р Эккенер, председатель Luftschiffbau Цеппелин GmbH, 87 пассажиров и членов экипажа на борту. Дирижабль был управляется экипажем в 40 человек, среди них 12 официантов и поваров. Имелось 50 пассажирских спальных мест в частных каютах, большие кают-компании на верхней палубе "A", камбуз, бар и лаундж для курящих на нижней палубе "B" . Кабина управления корабля находился в гондоле ниже передней части корпуса.

Этот день в авиации. 4 марта

1940 - Постановление Комитета обороны №219 о прекращении работы над истребителем И-220 конструкции Александра Васильевича Сильванского.

1940 - Вышло постановление Комитета по обороне при СНК СССР об организации завода опытного самолётостроения №289 и о переводе КБ Павла Осиповича Сухого на этот завод.

Этот день в авиации. 4 марта

1944 - Первый налёт В-17 в сопровождении истребителей на Берлин. Истребители P-51 Mustang сопровождали бомбардировщики в обоих направлениях. Из-за сложных метеорологических условий бомбардировщики получили приказ вернуться назад. Но одно крыло из 29 B-17 не получило приказа возвращаться и продолжили путь на Берлин. Вместе с ними продолжила лететь и часть сил эскорта. B-17 сбросили бомбы на Берлин использовав систему H2S.  В ходе атак истребителей Люфтваффе во время полёта назад было сбито 23 истребителя Mustang и пять В-17. 

C-47.jpg

1945 - Катастрофа C-47 под Мульденом — авиационная катастрофа самолёта Douglas C-47 Skytrain компании Аэрофлот, произошедшая в районе Мульдена (Восточная Пруссия), при этом погибли 5 человек. Причиной катастрофы была названа недисциплинированность экипажа, который следовал на опасно малой высоте в сильный снегопад, да ещё и в нетрезвом состоянии, при этом не выполнив два приказания возвращаться на аэродром вылета. При расследовании была вскрыта недостаточная организация лётной работы на оперативной точке, плохо проводилась воспитательная работа среди личного состава, а командиры были недостаточно требовательны к подчинённым по части беспрекословного выполнения инструкций и наставлений по летной службе. Также было установлено, что командир корабля Мазо и до этого происшествия имел случаи употребления алкоголя перед полётами.

Этот день в авиации. 4 марта

1949 - Гидроплан Caroline Mars во время полёта из Сан-Диего в Сан-Франциско поднял в воздух 269 человек, установив новый мировой рекорд грузоподъёмности.

Этот день в авиации. 4 марта

1954 - Родился Тимур Автандилович Апакидзе — советский и российский военный лётчик. Герой Российской Федерации (17.08.1995), лётчик-снайпер. Генерал-майор (15.12.1995).

В 1971 году окончил Ленинградское Нахимовское военно-морское училище. Затем продолжил обучениев Ейском высшем военном авиационном училище лётчиков имени дважды героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В. Комарова, которое успешно окончил в 1975 году. Первым местом службы Тимура Апакидзе стал гвардейский отдельный морской штурмовой авиационный полк морской авиации Балтийского флота. Здесь он прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира по лётной подготовке.В 1986 году Апакидзе заканчивает Военно-морскую академию имени А.А.Гречко, после чего он был назначен на должность командира корабельного истребительного авиационного полка в городе Саки. Здесь Т.А. Апакидзе прослужил до июня 1992 года в должности начальника воздушно-огневой и тактической подготовки. Затем был п ереведён на Северный флот и назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки - старшим лётчиком смешанной корабельной авиационной дивизии ВВС СФ. С марта 1993 года Тимур Апакидзе – заместитель командира дивизии. А с ноября 1994 года по июль 1998 года – командир этого соединения. После окончания Академии Генерального штаба ВС РФ в 2000 году генерал-майор Тимур Автандилович Апакидзе был назначен заместителем командующего морской авиации ВМФ РФ. Он освоил курс боевой подготовки в полном объёме. 26 сентября 1991 года лётчик морской авиации Т.А. Апакидзе совершил первую посадку первого российского палубного истребителя СУ-27 (СУ-33) на авианосец “Адмирал Кузнецов “. Всего им совершено 236 посадок, освоено 13 типов самолётов. Общий налёт составляет 3500 часов. Генерал-майор Апакидзе отмечен высшими наградами Родины: орденами “ За службу Родине в Вооружённых силах “ 3-й степени, “ За военные заслуги “. 17 августа 1995 года за мужество и героизм, проявленные при испытании и освоении новой авиационной техники, Указом Президента РФ Тимуру Автандиловичу Апакидзе первому из морских лётчиков присвоено звание Героя Российской Федерации.

17 июля во время показательного полёта недалеко от города Остров Псковской области Т.А.Апакидзе трагически погиб. Выполняя элементы высшего пилотажа на истребителе СУ-33, российский ас почувствовал сбой в работе механизмов самолёта, о чём сообщил на командный пункт. С земли поступило указание – немедленно покинуть истребитель. Но долг, честь офицера, ответственность за боевую машину не позволили лётчику катапультироваться. Он делал всё, чтобы спасти самолёт, до той последней минуты, когда самому спастись уже было невозможно.Похоронен 20 июля 2001 год в Москве на Троекуровском кладбище (участок 4).

Этот день в авиации. 4 марта

1954 - Первый полёт опытного самолёта Lockhead XF-104 с турбореактивным двигателем Райт XJ65-W-6 под управлением лётчика-испытателя Тони ле Вье. В серии - F-104 Starfighter. Серийное производство завершилось строительством более чем 2600 самолётов F-104.

nm1-3.jpg
1954
 - Главный конструктор ОКБ-256 Павел Владимирович Цыбин предложил аванпроект экспериментального самолёта НМ-1(РСР). Но время всё расставило по местам. Лётные испытания НМ-1 были остановлены, а испытания опытного самолёта "РСР" не проводились вообще. Оба эти аппарата в полуразобранном состоянии были привезены в Москву и переданы в МАИ на кафедру самолётостроения в качестве учебных пособий. Часть фрагментов самолёта "РСР" и поныне там.

Этот день в авиации. 4 марта
1955
 - Катастрофа Ил-12 Полярной Авиации Главсевморпути рейса Певек-Москва в Архангельской области из-за пожара левого двигателя.На борту находились 21 взрослый пассажир и 4 ребёнка. По показаниям выживших штурмана, 2-го бортмеханика и пассажиров, в это время послышался хлопок. Экипаж заметил пожар на левой мотогондоле, который был очень интенсивным и быстро распространялся по центроплану, охватывая левую сторону фюзеляжа до грузовой двери. КВС резко перевёл самолёт на снижение, стремясь сбить пламя. Через 2-3 минуты на высоте 1800-2000 м мотогондола разрушилась и левый мотор оторвался вместе с противопожарной перегородкой и узлами крепления моторной рамы по первый лонжерон центроплана. Вслед за этим оторвался масляный бак. С трудом удерживая самолёт, экипаж попытался посадить его на поляну в лесу, но вследствие резкого ухудшения устойчивости и управляемости самолёта дотянуть до неё не смог. В 10:51 мск самолёт с МК=340-350°, с большим правым креном 60-70°, срезав 12-15 деревьев, ударился крылом, а затем носом о землю, развернулся на 180° и продвинулся хвостом вперёд ещё 20 м. Носовая часть фюзеляжа была разрушена.

Погибли КВС, второй пилот, 1-ый бортмеханик и бортрадист. Два пассажира получили тяжёлые ранения. Один из них скончался в больнице 5 марта. 2 пассажира и 2-й бортмеханик получили лёгкие травмы, 3 пассажира – ушибы. Остальные пассажиры (в том числе все дети) и штурман не пострадали. Людям, оставшимся на ночёвку в лесу у разбитого самолёта, были сброшены тёплая одежда, медикаменты и продукты. На следующий день они были вывезены...

Этот день в авиации. 4 марта

1957 - Дирижабль ВМС США ZPG-2 "Snow Bird" устанавливает рекорд продолжительности полёта дирижабля, пролетев 9448 миль (15 205 км) за 264 часа 12 минут (по 15 марта).

Этот день в авиации. 4 марта

1961 - Впервые в мире баллистическая ракета (Р-12, Михаила Кузьмича Янгеля) обнаружена на дальности 1500 км средствами ПPО (разработаны под руководством Григория Васильевича Кисунько) и сбита на высоте 25 км противоракетой В-1000 (изделие КБ Петра Дмитриевича Грушина). Испытания проводились на полигоне Тюра-Там. День рождения войск противоракетной обороны.

Этот день в авиации. 4 марта

1962 - Родился Гвардии полковник Сергей Николаевич Климов. В 1983 г. окончил Борисоглебское ВВАУЛ им. В.П.Чкалова. Проходил службу в Московском военном округе. Участник боевых действий в Афганистане. С 1989 года служил на Кубинской авиабазе. Налетал 1 800 часов на самолётах Л-29, МиГ-21, МиГ-23, Су-27. «Военный лётчик-снайпер». Групповым высшим пилотажем занимался с 1990 г. С 1995 года летал в составе пилотажной группы «Русские Витязи». С 2001 года был командиром и ведущим этой пилотажной группы.29 мая 2002 года тяжёлая болезнь унесла жизнь прекрасного человека и командира Сергея Николаевича Климова.

Этот день в авиации. 4 марта
1965
 - Родился Юрий Валентинович Лончаков — российский космонавт. Герой России (2003). С октября 2013 года помощник руководителя Роскосмоса по пилотируемым программам. С апреля 2014 по октябрь 2017 года начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Выполнил полеты: на шаттле Endeavour STS-100 (2001), «Союз ТМА»-МКС-«Союз ТМ-34» (2002) и «Союз ТМА-13» (2008).Налёт 200 суток 18 часов 36 минут,время в открытом космосе-10 часов 27 минут.

sa360-2.jpg
1973
  Первый полёт прототипа обновлённого многоцелевого вертолёта SA-360 Dauphin (разработчик: Aerospatiale, Франция). Был установлен двигатель Astazou XVIIIA мощностью 1050 л. с. и новый несущий винт с лопастями из пластика. Дальнейшие доработки конструкции были направлены на снижение уровня вибраций и устранение земного резонанса.

Этот день в авиации. 4 марта

1975 - Первый полёт сверхзвукового пассажирского самолёта ОКБ Туполева Ту-144 №04-1 (бортовой №77106). Использовался для оценки эффективности работы СКВ, на нем решались некоторые проблемы по топливной системе. 26 декабря 1975 года на этой машине был выполнен первый эксплуатационный рейс по маршруту Москва - Алма-Ата.

Этот день в авиации. 4 марта

1976 - Авария самолёта Як-38. Военный лётчик-испытатель, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, полковник Владилен Павлович Хомяков должен был выполнить приёмочный полет на серийном Як-38 с заводского аэродрома. На переходном режиме при повороте сопла ПМД лётчик был неожиданно катапультирован в горизонтальном положении самолёта на высоте около 70 м. Он приземлился на парашюте недалеко от места взлёта и стал, если можно так выразиться, интересоваться, а где, собственно, его самолёт. Самолёт между тем продолжал полёт с автопилотом, набирая высоту на переходном режиме. Местная служба ПВО подняла шум по поводу появления в воздушном пространстве неопознанного объекта, который не отвечал на запросы с земли. Руководство было проинформировано, и принято решение сбить неизвестного. К этому времени самолёт выработал топливо, и "беспилотный" Як-38 почти вертикально приземлился на заснеженное поле. Его кабина была проинспектирована двумя колхозниками, а в остальном самолёт находился в целом состоянии. Потребовался почти месяц, чтобы определить причину ложного срабатывания САК. Дефект в электронной схеме был найден, устранен, группа разработчиков САК была подвергнута суровой критике, а самолёты Як-38 возобновили полёты.

Этот день в авиации. 4 марта

1978 - Первый полёт самолета Ил-18Гр. Когда руководство Министерства гражданской авиации, поддержанное МАПом, решило снять с эксплуатации выработавшие свой ресурс самолеты Ил-18 в пассажирском варианте, ОКБ предложило грузовую модификацию лайнера. Переоборудование машин осуществлялось, начиная с 1978 года, на авиаремонтных предприятиях и заключалось в снятии пассажирских кресел, теперь уже ненужных буфета с гардеробом и усилении пола, на котором устанавливали легкосъемное роликовое оборудование с замками для перемещения и фиксации грузов. Загрузка машины осуществлялась с помощью автомобильного транспортера или автопогрузчика через входные двери. По данным ОКБ, в Ил-18Гр переоборудовали 59 машин.

Этот день в авиации. 4 марта

1988 - Осуществлён 18-й испытательный полёт аналога корабля многоразового использования БТС-002. Аппарат пилотировали летчики-испытатели Герой Советского Союза , заслуженный лётчик-испытатель СССР Игорь Петрович Волк и лётчик-испытатель Римантас Антанас Станкявичюс.

Этот день в авиации. 4 марта

1990 - Умер Коккинаки Константин Константинович — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (16.03.1963 г.), Герой Советского Союза (21.08.1964 г.), полковник. Похоронен в Москве, на Кузьминском кладбище...

Картинки по запросу Ан-24 1990

1991 - Предпринята попытка захвата самолёта Ан-24 рейса Котлас – Ленинград одним преступником (Дубовцев). Бандит сдался, жертв нет.

Этот день в авиации. 4 марта

1993 - Первый полёт административного самолёта Dassault Falcon 2000. За штурвалом были Jean Pus и Guy Mitaux-Maurouard. Это дальний административный реактивный самолёт, разработанный французской фирмой Dassault Aviation. Falcon 2000 сконструирован на базе Falcon 900, с укороченным фюзеляжем того же самого диаметра и немного изменённым крылом. Основные изменения затрагивают хвостовую часть самолёта.

Sts-62 crew.jpg

1994 - Запуск шаттла Columbia STS-62. 61-й старт многоразового транспортного космического корабля в рамках программы Спейс Шаттл и 16-й космический полёт шаттла «Колумбия».Экипаж: командир корабля Джон Каспер, пилот Эндрю Аллен, специалисты полета: Пьерр Туо, Чарльз Гемар, Марша Айвинс.Продолжение медико-биологических исследований и астрономических наблюдений. Астронавты провели в космосе около 14 дней и благополучно приземлились на Авиабазе Эдвардс 18 марта 1994 года.

Этот день в авиации. 4 марта

1997 - Первый полёт вертолёта Ка-50Ш (ночная модификация Ка-50), лётчик-испытатель Олег Реджинальдович Кривошеин. Ка-50Ш – это восьмой экземпляр Ка-50 (первая машина, выпущенная серийным заводом, бортовой № 018), в носовой части фюзеляжа которого, над оптическим окном штатного дневного лазерно-телевизионного комплекса "Шквал-В", установлена гиростабилизированная оптико-электронная система "Самшит-50", разработанная на Уральском оптико-механическом заводе (УОМЗ, г. Екатеринбург). В последующем системы "Шквал" и "Самшит-50" поменяли местами: шар ГОЭС переместили вниз, а окно комплекса "Шквал", наоборот, приподняли вверх В состав модифицированной ГОЭС "Самшит-50" был включен тепловизор французской фирмы SAGEM (вместо "Томсон" ).

Этот день в авиации. 4 марта

1997 - С космодрома Свободный осуществлён первый запуск искусственного спутника Земли «Зея» ракетой-носителем «Старт-1».

Этот день в авиации. 4 марта

1997 - Первый полёт вертолёта AS350 B3 Ecureuil/AStar, преемника Lama. Через восемь лет вертолёт установит мировой рекорд по абсолютной высоте, на которой был выполнен взлёт, поднявшись с вершины горы Эверест.

mi24vm-1.jpg

1999 - Первый полёт модифицированного боевого вертолёта Ми-24М, лётчик-испытатель Геннадий Александрович Ананьев. На нём установлены несущий и рулевой винты со стеклопластиковыми лопастями, разработанные для Ми-28Н, более мощное высокоточное оружие, а также бортовое оборудование, обеспечивающее круглосуточное боевое применение. Модернизация обеспечит продление срока эксплуатации существующего парка вертолётов Ми-24 (Ми-35) как минимум на 10-15 лет. Существенное улучшение лётно-технических характеристик, повышение эффективности вооружения, возможность боевого применения ночью увеличат боевую эффективность Ми-24ВМ в 1,7-2,2 раза по сравнению с Ми-24.ПТУР 9М120 Атака-В.

Этот день в авиации. 4 марта

2002 - Первый серийный Ан-140 передан авиакомпании «Одесские Авиалинии».

Этот день в авиации. 4 марта

2010 - Самолёт Cessna T303 Crusader врезался в здание, находившееся недалеко от аэродрома округа Луиза в центральной части американского штата Виргиния. Единственный находившийся на его борту пилот - погиб. По словам очевидцев, у самолёта отказал правый двигатель сразу после взлёта.

Этот день в авиации. 4 марта

2011 - Скончался Михаил Петрович Симонов — советский и российский авиаконструктор, генеральный конструктор ОКБ Сухого с 1983; работая в ОКБ, принимал участие в создании бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25, руководил постройкой спортивных самолётов марки «Су», но более всего известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27 и некоторых его модификаций. Герой Российской Федерации(25 сентября 1999 года).Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве...

Этот день в авиации. 4 марта

2011 - Первый в России ракетный полк, вооруженный стратегическим ракетным комплексом «Ярс», заступил на боевое дежурство в Ивановской области...

Картина дня

наверх