
Не моряк, но лётчик

Анатолий Ляпидевский, появившийся на свет в 1908 году, мечтал стать моряком. Правда, если бы не революция и не приход Советской власти, он продолжил бы династию священнослужителей, коих было в его семье по отцовской линии немало. В биографии своей легендарный лётчик писал: отец его работал сельским учителем и злоупотреблял спиртными напитками, а в церковь служить пошёл исключительно чтобы избежать службы в армии.
Когда он захотел поступить в военно-морское училище, ему в приёме документов отказали из-за происхождения, но посоветовали пойти в лётно-техническую школу, так как из-за недостатка кадров там не столь критично относились к биографиям будущих курсантов. Много лет спустя сам Герой № 1 расскажет о том, как в 1924 году познакомился в Ростове с лётчиком, разговоры с котором об авиации и заставили будущего Героя обратить внимание на лётную школу. А рекомендации для поступления он получил непосредственно от райкома комсомола.

Была и ещё одна версия, рассказанная самим Анатолием Васильевичем. Якобы мечтал он о море, особенно укрепившись в своём желании ходить в плаванья в то время, когда в станице Старощербиновской, где он жил, разместился особый отряд моряков.
Дальше биография Анатолия Ляпидевского вплоть до послевоенного времени довольно прозрачна и хорошо прослеживается, начиная с обучения в Ленинградской лётно-теоретической школе, затем в Севастопольской школе военных лётчиков. Есть очень подробная информация о спасении экспедиции челюскинцев, а затем и об участии в Великой Отечественной войне. А вот в послевоенное время начали появляться в биографии легендарного лётчика некие странности.
Странности карьеры

Появлению грифа «Секретно» на биографии легендарного летчика предшествовали ещё несколько событий. Первое – это его поступление в Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского на инженерный факультет. Затем - получение внеочередного звания полковника военно-воздушных сил и уход из лётного состава. Всё это случилось ещё до войны, а уже перед войной Ляпидевский уже был директором московского авиазавода, который в эвакуации в Омске выпускал самолёты Ту-2, а затем истребители Як-7 и Як-9. Лётчик вернулся в Москву, как только была налажена стабильная работа предприятия в эвакуации. Ляпидевский воевал на Карельском фронте, но ещё до окончания войны его вернули снова на завод № 156, директором которого он был.

После карьера Анатолия Ляпидевского несколько раз делала весьма крутые повороты. С должности директора авиазавода его неожиданно назначили главным контролёром в Госконтроль СССР, превратив таким образом из обычного руководителя предприятия в человека, принадлежащего к советской партийно-хозяйственной элите. Потом он пошёл на повышение, заняв пост замминистра авиапромышленности. После этого его демонстративно и публично снимают со всех должностей и спустя время назначают директором авиазавода № 25, что могло бы сказать о том, что Ляпидевский впал в немилость. Но всё было вовсе не так просто.
Не просто завод

Простые граждане огромной страны даже не догадывались о том, что авиазавод № 25 на самом деле был важнейшим звеном в системе создания ядерного оружия. Конечно, там выпускалось самолётное электрооборудование и вооружение, но в секретных цехах создавались системы инициирования ядерных зарядов для бомб. Под руководством Анатолия Ляпидевского предприятие было полностью перепрофилировано под разработки для атомных бомб. Вскоре авиазавод стал опытным производством КБ-25.

Легендарный лётчик принимал активное и деятельное участие во всех процессах, лично ездил на испытания продукции, выпускаемой на его предприятии. Только когда здоровье стало его подводить, он ушёл в отставку. Правда спустя совсем немного времени он получил приглашение от Артема Ивановича Микояна занять пост ведущего конструктора в КБ, где Анатолий Ляпидевский руководил разработкой истребителей Миг. Кажется, именно его непосредственное участие в разработке ядерного оружия и стало причиной активного засекречивания биографии Героя № 1. Просто никто не должен был знать, чем занимался любимый «сталинский сокол», за что он получал генеральские звания и россыпи орденов.

Участие в спасательной экспедиции принесло Анатолию Ляпидевскому не только почёт, славу и признание со стороны тех, кто чудом и усилиями лётчиков смог выбраться из двухмесячного ледового плена. После счастливого завершения операции перед Анатолием Васильевичем открылись огромные перспективы, которыми он воспользовался...
Свежие комментарии