На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 707 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Кузьмин
    Ан-2 был создан за полтора примерно года. Антонов вышел в правительство во своим проектом в марте 1946-го, а первый п...«Сталина на них н...
  • Евгений Алексеенко
    Вы говорите в точку,за 25 лет все разбазарили,почти ничего своего нет,одна перепродажа.......!«Сталина на них н...
  • Алексей Миля
    👍«Сталина на них н...

Легенды русской авиации. Алексей Владимирович Шиуков

А.В.Шиуков

5 Мая 1958 года группа старейших советских лётчиков и воздухоплавателей написала Алексею Владимировичу Шиукову: "50 лет назад Вы первым в России поднялись в небо на планере собственной конструкции, положив этим начало практическому... овладению искусством полёта".

Что же произошло тогда, 5 Мая 1908 года, когда и настоящих самолётов то в России ещё не было ?

В то ясное утро с пологого склона горы Махати лежащий внизу Тифлис казался яркой картинкой, нарисованной акварелью. Именно таким показался он Алексею в момент последних приготовлений к полёту. Вместе с товарищами он поднял планер, просунул голову и плечи в маленькое отверстие, образованное в нижнем крыле двумя шпангоутами. Крепко - накрепко ухватился за стойки и побежал по склону вниз.

И вот, наконец, планер взлетел и плавно стал парить в воздухе. Неожиданно, поднимая нос всё выше и выше, планер начал терять скорость. Клюнув носом, он резко пошёл вниз. Удар ! Сильно ткнувшись ногами в землю, Алексей всё же устоял. Руки, намертво схватившиеся за стойки крыльев планера, так и не отпустили их.

К Алексею, радостные и возбуждённые, спешили репортёр, братья, отец. А герой сего торжества стоял смущённый: ему - то казалось, что он летел долго, высоко - высоко ! На самом же деле планер пролетел не более 100 шагов, не выше 4 метров над склоном...

Никто из участников этого события не знал тогда, что 15-летний гимназист Алексей Шиуков совершил первый в России свободный полёт на планере. Никто не предполагал, чего он вскоре добъётся, совершенствуя конструкции своих летательных аппаратов и повышая искусство пилотирования.

Алексей и сам не знал тогда, что в скором времени, будет прыгать уже с обрыва в 75 метров высоты. Сидя на широком кожанном ремне и управляя планером с помощью рулей и элеронов, он пролетит расстояние в четверть километра !

Алексей Шиуков родился в семье юриста. Его отец - Владимир Матвеевич, был передовым по тем временам человеком, сочувствующим революционной деятельности РСДРП. В его доме бывала социал - демократическая литература, проходили подпольные встречи тифлисских большевиков. Своему сыну он дал довольно приличное образование.

Учась в гимназии, Алексей увидел в Тифлисе подъёмы на аэростате. Это его заинтересовало. Он стал жадно читать всё, что мог достать о дирижаблях Цеппелина, о Лилиентале, о самолётах, только начавших расправлять крылья. Он стал проводить опыты с воронами. В свободное от занятий в гимназии время Алексей уезжал в горы к охотникам - птицеловам и там наблюдал за полётами крупных птиц. Потом... Потом он построил мускульный аппарат с машущими консолями, разбитый при попытке подняться на нём в небо. Тогда Алексей понял, что время машущего полёта ещё не настало. Он начал постройку планера - парителя. Именно на нём он и совершил свой первый успешный полёт 5 Мая 1908 года.

О "летающем гимназисте" Алексее Шиукове написали в тифлисских газетах. На Махатской горе стали собираться любопытные, жаждавшие посмотреть, действительно ли кто - то поднимается в небо. Вслед за Шиуковым на Кавказе стали строить планеры и летать на них работник почтового ведомства Георгий Тереверко, офицер Платт, гимназист Владимир Осипов, Сандро Ахметели и другие. Шиуков, хотя ещё не достиг совершеннолетия, был принят в члены Кавказского воздухоплавательного кружка.

Алексей всерьёз увлёкся авиацией. О близком покорении неба он пишет статьи и рассказы в разеты и журналы. Ведёт общеобразовательные занятия в кружке типографских рабочих. Много часов штудирует литературу об авиации. Строит очередной летательный аппарат, летает на Махатской горе. На всё это дня уже не хватало, и он, систематически недосыпая, занимает время у ночи. Именно в те годы Шиуков привык ходить с максимальной быстротой, почти бегом.

Алексей Владимирович Шиуков – биография одного авиатора

Вскоре Алексей строит уже свой 5-й летательный аппарат: планер - моноплан типа "утка", который быстро набирал высоту и был очень устойчив в полёте. Теперь он решает построить и самолёт, используя данную схему. И началась трудная работа, в которой ему помогали все: рабочие железнодорожных мастерских выточили все необходимые металлические части, рессоры для колёс сделал каретный мастер, в натяжке крыльев принял участие старый столяр...

После долгих мытарств нашли и мотор. Правда, "Гном" в 50 лошадиных сил был сильно повреждён при аварии одного из недавно появившихся первых самолётов. Но его удалось отремонтировать. Весной 1912 года начались первые пробные взлёты по прямой. И, наконец, машина поднимается в небо. Толпы людей с ликованием наблюдали, как над скотобойней в невесомо - лёгком воздухе плавно плыл, стрекоча мотором, самолёт. И все знали, что построил его здесь же, в Тифлисе, тот паренёк, что повернув кепку козырьком назад, сидел в кабине этой чудесной птицы...

* * *

Весна 1917 года наступила рано. Из влажной земли аэродрома прорезался пушок яркой зелени. Дул тёплый ветер. Невольно думалось: когда же наступит конец этой войне ? Пролетая над линией фронта, Шиуков видел искромсанную весеннюю землю, опутанную колючей проволокой заграждений, изрытую чёрными зигзагами окопов.

Да, к началу Первой Мировой войны царское правительство России уже оценило значение недавно зародившейся авиации. Специальные школы спешно готовили лётчиков. Сотни русских авиаторов сражались на фронте. Алексея Шиукова, ещё в 1913 году официально получившего звание пилота - авиатора, взяли в армию. После учёбы в Гатчинской авиационной школе ему присвоили звание "военный лётчик". Он воевал сначала как разведчик, затем стал истребителем. Совершил десятки фронтовых вылетов, провёл немало воздушных боёв, сбил один неприятельский самолёт. Шиукова произвели в офицерский чин, он имел боевые награды.

Алексей Владимирович Шиуков – биография одного авиатора

Октябрьская революция застала Алексея на фронте, в городе Луцке, в знаменитой истребительной авиагруппе незадолго до того погибшего Капитана Е. Н. Крутеня. Встав на сторону Советской власти, как и многие другие лётчики, Шиуков спасает свои самолёты от немцев. С большим трудом, вопреки противодействию офицеров, Алексей с товарищами привёл эшелон с лётным составом и техникой в Москву.

А.В.Шиуков

В Январе 1918 года, когда с часу на час ожидалось начало наступления кайзеровских войск, лётчик Василий Юнгмейстер был назначен инспектором авиации Западного фронта, а Алексей Шиуков - его помошником. Выехав в Белоруссию, они наладили вывозку людей и самолётов. А когда германские полки и белопольские легионы перешли в наступление - руководили боевой работой авиаотрядов.

После расформирования штаба Западного фронта Шиуков был назначен начальником одного из отделов Московской окружной коллегии по управлению Воздушным Флотом. Началась большая организационная работа.

Уже в Сентябре 1918 года Реввоенсовет Республики одобрил разработанный Шиуковым проект первой фронтовой организации Красного Воздушного Флота. Были созданы Полевое управление авиацией и воздухоплавания действующей армии - Авиадарм - и управления авиации фронтов и армий. Они руководили всей боевой деятельностью красных лётчиков до конца Гражданской войны.

Шиуков командовал авиацией Восточного и Туркестанского фронтов, Московского и других военных округов, участвовал в создании Аэрофлота. Во время лечения в Главном военном госпитале на Арбате Шиукову ошибочно сделали укол мышьяка. Кровь начала сворачиваться, но его успели спасти в последний момент. После этого в возрасте 35 лет, он увольняется в запас по состоянию здоровья. Как известно, Сталин уничтожал всех, кто знал его в Грузии до революции. Вполне возможно, поэтому там же, в Главном военном госпитале, спустя некоторое время после отравления Алексея пытались задушить подушкой два санитара. Но они не смогли справиться с неожиданно оказавшимся очень крепким молодым человеком. Через некоторое время Алексей был арестован ночью и провел несколько недель в Лефортове, ожидая расстрела. Выручили его старые фронтовые друзья. После этого Шиуков не любил сидеть спиной к открытой двери или окну и не мог ездить в переполненном транспорте. За это его пытались упечь в клинику для душевнобольных, но ничего не вышло.
Во время Великой отечественной войны Алексей Шиуков преподавал тактику в военно-воздушной академии имени Жуковского, работал в Главном управлении ВВС и в войсках ПВО. В 1948 году ушел в запас в звании полковника. Алексей Владимирович написал десятки книг по боевому применению авиации, истории и технике самолетостроения, самые известные из которых – это «Война в воздухе» и «Основы авиации». Он является автором десятков изобретений в области гражданской и военной авиации. Отмечен тот факт, что в 1976 году Шиуков, разменявший уже девятый десяток лет, присутствовал на тренировках московского клуба «Дельтаплан», интересовался и даже пытался испытать на себе крыло Рогалло. Он умер 9 декабря 1985 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Последние годы жизни Алексей Владимирович работал над своим любимым детищем – махолетом. Он был убежден, что ничего безупречнее создать невозможно, так как природа сама дошла до этого в ходе эволюции.
Юрий Гагарин написал на их совместной фотографии на фоне махолета: «Алексею Владимировичу с пожеланием, чтобы Ваша птица залетала и получила дальнейшее развитие».

http://airfighters.ru/shiukov.php

https://topwar.ru/18805-aleksey-vladimirovich-shiukov-biogra...

наверх