1856 -Родился Александр Матвеевич Кованько — изобретатель и пилот-аэронавт, начальник Учебного воздухоплавательного парка и Офицерской воздухоплавательной школы, генерал-лейтенант.
Он организовывал полёты на воздушных шарах (аэростатах) для научных исследований атмосферы и изучения влияния полёта на организм человека.
Кованько добился производства отечественных аэростатов и дирижаблей и предложил несколько своих конструкций.В 1894 году представил проект аэроплана и воздушного винта.С 1898 года — член воздухоплавательной комиссии Международного метеорологического комитета.В русско-японскую войну 1904—1905 гг. командовал 1-м Восточно-Сибирским воздухоплавательным батальоном, организовал боевое применение привязных аэростатов для корректирования артогня и наблюдения за противником.26 апреля 1906 года Высочайшим указом «а отлично-усердную службу и труды, понесённые во время военных действий» А. М. Кованько был произведён в генерал-майоры.С 1910 года командовал Офицерской Воздухоплавательной школой, в которой были подготовлены первые лётчики в России. Под его руководством был построен первый русский дирижабль, а затем — пять самолётов.В 1913 году А. Кованько была прислана награда — Орден Почётного легиона, после того как в Воздухоплавательном парке побывали 2 представителя французской армии и были восхищены тем, насколько эффективно и мощно развёрнуто воздухоплавательное дело в России.После октябрьской революции Кованько оставался на своём посту вплоть до сентября 1918 года, когда вышел в отставку по болезни.Тяжёлые условия военного коммунизма сказались на здоровье Александра Матвеевича, оказавшегося вместе с женой Елизаветой Андреевной и тремя дочерьми в крайне стеснённых материальных условиях. В 1919 году родственники вывезли тяжелобольного генерала в Одессу, где 20 апреля этого же года Александр Матвеевич Кованько скончался...1859 - Родился Александр Степанович Попов — русский физик и электротехник, профессор, изобретатель в области радиосвязи(изобретатель радио), Почётный инженер-электрик (1899), статский советник (1901).
В 1883— 1901 гг. преподавал физику и электротехнику в Минном офицерском классе и в Техническом училище Морского ведомства в Кронштадте. С 1903 г. директор Петербургского электротехнического института. В 1895 г. изобрел прибор для обнаружения и регистрации электрических колебаний-радиоприемник. В 1901 г. в реальных корабельных условиях получил дальность связи 148—150 км. Александр Степанович Попов скоропостижно скончался 31 декабря 1905 (13 января 1906) года от инсульта. Похоронен на Литераторских мостках Волкова (ныне Волковского) кладбища в Санкт-Петербурге...
1895 - Родился Григорий Алексеевич Ворожейкин — советский военачальник, маршал авиации (1944).
Сын крестьянина. Образование получил в школе прапорщиков (1917) и в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского (1933). В 1915 призван в армию. В 1918 вступил в Красную армию. Во время Гражданской войны нач. связи полка, командир полка. После войны командовал стрелковой дивизией. В 1927 вступил в ВКП(б). В 1932 перешел в ВВС. С 1936 командир и комиссар авиационной бригады, пом. нач. ВВС Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии. С янв. 1941 командующий ВВС Приволжского военного округа. Во время Великой Отечественной войны в авг. 1941 командовал ВВС Центрального фронта, в марте-мае 1942 - ударной авиационной группой. С авг. 1941 по март 1942 нач. штаба ВВС РККА. С мая 1942 1-й зам. командующего ВВС РККА Руководил действиями авиации при прорыве блокады Ленинграда. С 1946 командовал авиационным соединением. В 1947 уволен в отставку. После смерти И.В. Сталина вернулся на службу и назначен нач. факультета Академии имени Жуковского. В 1959 вышел в отставку по состоянию здоровья. Умер 30 января 1974 года. Похоронен на Введенском кладбище (22 уч.).
1909 - Родился Алексей Васильевич Флёров — Лауреат Государственной премии СССР; Заслуженный изобретатель; Кандидат технических наук; Начальник отдела Особого конструкторского бюро № 2 Государственного комитета по оборонной технике (Конструкторского бюро химического машиностроения имени Алексея Михайловича Исаева); Руководитель создания топливно- насосных агрегатов жидкостных реактивных двигателей авиационной, ракетной и космической техники.Брат Алексея Флёрова был другом и единомышленником Сергея Павловича и они вместе (в конце 1920-х - начале 1930 годов) участвовали в создании планеров С.П. Королёва и планерных соревнованиях.А.В. Флёров участвовал в создании ТНА КТДУ - корректирующе-тормозных двигательных установок, которые используются на всех космических кораблях серии "Союз" и его последующих модификациях, а также долговременных орбитальных станциях "Салют", "Мир"; спутниках "Молния" и "Космос", межпланетных космических аппаратах "Луна", "Марс", "Венера", "Зонд", а также по программе Н1-Л3 для полёта человека на Луну - для лунного орбитального корабля (ЛОК) и первого в СССР кислородно-водородного жидкостного реактивного двигателя.Скончался 11 апреля 2002 года. Похоронен он в Москве, на Ваганьковском кладбище (уч. № 5), в ограде семейного захоронения, рядом с могилой супруги - Победоносцевой Нины Александровны (1912 - 1998) и её старшего брата - Победоносцева Юрия Александровича (1907 - 1973) - одного из родоначальников отечественного ракетостроения и одного из создателей легендарной "Катюши".
1911 - Родился Александр Данилович Калина — Герой Советского Союза (1964), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), подполковник (1943).
1913 - Первый полёт большого многомоторного самолёта - «Большой Балтийский», конструкции И.И.Сикорского. Сначала он имел 2 двигателя, затем 4. После доработки он был переименован в «Русский Витязь».
1923 - Лейтенант ВМС Японии Шунити Кира приземлил истребитель Mitsubishi 1 MF на авианосец «Хосё», став первым японским пилотом, приземлившемся на авианосец.
1926 - Близ городка Оберн (США, штат Массачусетс) Роберт Годдард (Robert Goddard) американский пионер ракетной техники осуществил пуск ракеты "Nell" в местечке Оберн (штат Массачусетс). Первый в мире пуск ракеты,снабжённой жидкостным ракетным двигателем (бензин-кислород). Весившая чуть меньше 5 кг вместе с топливом ракета поднялась на высоту 12,5 м и за 2,5 секунды, прошедшие до сгорания нижней половины сопла, пролетела по горизонтали 56 м. В дневнике Годдард записал: «Когда она взлетела без какого-либо значительного шума и пламени, это показалось волшебством, как будто она сказала: «Я простояла здесь достаточно долго и, если вы не возражаете, я отправлюсь куда-нибудь в другое место».
1926 - Совершил первый полёт английский транспортный самолёт AW.154 Argosy. Авиалайнер появился благодаря заказу, полученному в 1925 году фирмой Sir W.G. Armstrong Whitworth Aircraft Ltd. от авиакомпании Imperial Airways. Ведущий британский авиаперевозчик решил заменить одномоторные магистральные самолёты на многомоторные. Авиакомпания собиралась повысить безопасность воздушных путешествий, которая оставляла желать лучшего.
1927 - Родился Владимир Михайлович Комаров — советский лётчик-космонавт № 7, дважды Герой Советского Союза (1964), второй раз звание присвоено посмертно (1967), инженер-полковник ВВС СССР. Военный лётчик 1-го класса, космонавт 3-го класса. Командир первого в мире экипажа космического корабля, причём сразу из трёх человек. Дважды летал на первых кораблях нового типа: трёхместном «Восходе-1» (12-13 октября 1964, совместно с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым) и одноместном «Союзе-1» (23-24 апреля 1967). Первый советский космонавт, побывавший в космосе дважды. Первый космонавт, погибший в ходе полёта...
В августе 1966 года было принято решение, что Владимир Комаров будет пилотировать «Союз-1». Этот полёт 23 апреля — 24 апреля 1967 года оказался роковым: Владимир Комаров погиб при завершении программы полёта, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата. Стропы запасного парашюта скрутились из-за вращения спускаемого аппарата. На большой скорости спускаемый аппарат врезался в землю в пустынной местности в Адамовском районе Оренбургской области и загорелся. Аппарат был полностью разрушен при столкновении с землей и вследствие начавшегося после этого возгорания остатков конструкции.
1935 - Завершился зимний перелёт (с 31 января) на самолёте Ju-W33 (ПС-4) СССР-42 по маршруту Москва – бухта Тикси с общим расстоянием 10500 км, полярный лётчик Виктор Львович Галышев.
1935 - Германия аннулировала военные статьи Версальского договора,подписанного 22 июня 1919 года германскими генералами в Версале (Франция), официально завершившего Первую Мировую войну. По условиям договора Германия теряла свои колонии и ряд территорий в Европе. Также она обязывалась в течении 66 лет возместить в форме репараций убытки понесённые странами Антанты в результате военных действий. Германии было запрещено иметь армию более 100 000 человек, и запрещалось производить многие виды вооружений, включая самолёты. По иронии судьбы, ракеты в перечень запрещенного оружия не были включены, что и способствовало впоследствии развитию ракетной технике в Германии. Гитлер подписал декрет о введении в Германии всеобщей воинской повинности и создании «вермахта мирного времени» в составе 36 дивизий численностью 550 тыс. человек.
1937 - Впервые взлетел на голландском тяжёлом истребителе-штурмовике Fokker G.I Faucher пилот Мареш, испытатель фирмы "Фоккер" на аэродроме Вельшап под Эйндховеном. Состоял на вооружении голландских ВВС.
1938 - Прошли государственные испытания(с 11 марта) бомбардировщика СБ, оборудованного специальной открытой кабиной лётчика-инструктора Ф-1, установленной вместо кабины штурмана. Для этого был использован один из серийных самолётов авиазавода No.22, оборудованный специальной учебной кабиной, имевшей второе управление и все приборы, необходимые для лётчика-инструктора. Конструкция кабины была разработана таким образом, что её можно было устанавливать взамен кабины штурмана в строевых частях. После успешных испытаний самолёт строился небольшой серией под обозначением УСБ. Всего за 1938 г было изготовлено 110 учебных кабин, из них 29 поставили на новые самолёты, а 81 кабину в виде комплектов для переделки отправили в авиашколы и строевые части.
1939 - На базе Свердловских линейных мастерских Уральского участка Управления воздушной магистрали Москва – Иркутск были организованы Свердловские авиаремонтные мастерские ГВФ, положившие начало заводу № 404 ГА (с 1993 г. АООТ «Уральский завод гражданской авиации». С 1996 г. ОАО «УЗГА», город Екатеринбург). Ныне одно из крупнейших предприятий гражданской авиации Минтранспорта Российской Федерации, услугами которого пользуются около 200 авиакомпаний из 50 стран мира. Выпускает лёгкие самолёты для спортивно-тренировочных полётов, туризма, сельхозработ, производит капитальный ремонт авиатехники. Сборка беспилотных летательных аппаратов началась на заводе в 2012 году. Это были БПЛА "Форпост" и "Застава", собираемые по израильской лицензии модели IAI SearcherII и Bird-Eye 400. В августе 2013 года Ростех заключил договор с Diamond Aircraft Industries об организации сборки в Екатеринбурге лёгких одномоторных четырёхместных самолётов DA-40 с поршневым двигателем. И уже 11 ноября 2013 года была представлена первая партия из 49 изделий из австрийских комплектов, и собранный на УЗГА самолёт совершил свой первый полёт. В 2015 году началась сборка двухдвигательных четырёхместных Diamond DA42.В 2015 году Уральский Завод Гражданской Авиации подписал соглашение с Bell Helicopter о производстве и дальнейшей локализации в России новейшей модели лёгкого однодвигательного вертолёта Bell-407GXP. В 2016 году на предприятии начали собирать многоцелевые турбовинтовые 19-местные самолёты Let L-410.
1940 - На базе конструкторского бюро №29 в г. Подлипки был организован завод, получивший №289 (ОКБ Павла Осиповича Сухого).
1941 - Экипаж малообъёмного газовом аэростата «СССР ВР-73» (Борис Адамович Невернов Невернов, Семён Семёнович Гайгеров) установил сразу два рекорда: дальности — 2766,8 км и продолжительности полёта — 69 ч 20 м.
1943 - Первый полёт торпедоносца Ил-4ТК с двигателями М-88Б, лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки. Высотные полёты самолёта показали несоответствие расчётных характеристик ТК-3 практическим данным, полученным в полётах до высоты 9300 м. Кроме того, воздушные винты ВИШ-61ИФ не обеспечивали самолёту требуемой скороподъёмности. В связи с этим на самолёте Ил-4ТК предполагалось установить усовершенствованные турбокомпрессоры ТК-М и новые высотные воздушные винты АВ-9Ф. Но эти работы так и не были выполнены. В условиях завоеванного в 1943 г. советской авиацией стратегического превосходства в воздухе обычные самолёты Ил-4, сопровождаемые истребителями, успешно справлялись с выполнением поставленных перед ними боевых задач, и дальнейшая работа по совершенствованию самолёта Ил-4ТК была признана нецелесообразной.
1944 - С территории Германского реактивного научно-испытательного института ракетного вооружения в Пенемюнде произведен пуск немецкой баллистической ракеты дальнего действия А-4 (ракета Фау-2) конструкции Вернера фон Брауна.
1945 - Со стартовой позиции в Ренардире на полуострове Сен-Мандрьер, вблизи военно-морской базы Тулон (Лазурный берег Средиземного моря, Франция) произведён пуск французской баллистической ракеты «EA-1941», работающей на жидком топливе. Пуск завершился аварией. Не открылся клапан, горение топлива проходило без давления. Через 10 секунд ракета взорвалась на стартовой позиции уничтожив стартовую площадку и оборудование. Конструктором первой французской ракеты EA-1941 стал пионер ракетостроения франции военный инженер Жан-Жак Барре. Финансирование проекта обеспечил Центральный отдел закупок и поставок по секретному приказу военного министра правительства Виши в декабре 1940 года. Для того, что бы скрыть работу от немецких оккупационных властей, проект преподносили, как работу над автомобильным газовым генератором. В июле 1941 года министерство обороны заказывает 22 изделия названных «Газогенераторы». Поэтому первая французская ракета получила аббревиатуру EA-1941. Статические испытания ракеты EA-1941 в тайне от немцев проводились в ноябре 1941 года на полигоне Ларзак командой Службы технической поддержки артиллерии, а затем в окрестностях Лиона. Для проведения лётных испытаний планировалось перевести оборудование и модели в Алжир. Однако немецкая оккупация юга Франции не позволила это осуществить. После освобождения Франции работа над ракетой EA-1941 продолжилась, и уже в марте 1945 года прошли певые испытательные пуски. Однако, дальше испытательных пусков дело не пошло. Ракета EA-1941 не была запущена в серийное производство. Сведений об устройстве первой французской ракеты EA-1941 не много. В качестве топлива использовался керосин и жидкий кислород. Система подачи компонентов топлива в камеру сгорания была вытеснительная, давление создавалось сжатым азотом. Пуск ракеты EA-1941 производился с помощью направляющей наклонной башни.
1947 - Первый полёт Convair CV-240. Авиалайнер был создан для замены DC-3 на трассах средней протяжённости. Широко использовался в 1950-х как на Американском континенте, так и в Европе.
1948 - Завершились испытания(начались 9 марта) на привязи лёгкого многоцелевого вертолёта «ЭГ» конструкции Александра Сергеевича Яковлева.
1957 - Катастрофа стратегического бомбардировщика Ту-95 № 6800310 из Кипелово близ Вологды. При отказе двигателя не сработала система перевода винтов во флюгерное положение. Погибли 7 членов экипажа.
1961 - Катастрофа Ту-104Б ЗС УГВФ в Свердловске.Авиалайнер Ту-104Б авиакомпании «Аэрофлот» выполнял внутренний рейс SU-068 по маршруту Хабаровск—Новосибирск—Свердловск—Ленинград, но через 2 минуты после вылета из Свердловска из-за отказа двигателя №2 (правого) рухнул на Нижне-Исетский пруд, при этом разрушив на земле два дома. В катастрофе погибли 7 человек — 5 человек на борту самолёта из 51 (41 пассажир и 10 членов экипажа) и 2 человека на земле...
После короткой стоянки в 13:08 был произведен взлёт с МК=270°. На высоте 130-150 м произошёл отказ правого двигателя при изменении режима работы со взлётного на номинальный. Возникла сильная вибрация фюзеляжа. Экипаж не имел возможности определить на слух или по показаниям приборов, какой двигатель не исправен из-за сильной вибрации приборной доски. КВС-стажёр пытался поочерёдным переводом РУД в положение малого газа определить на слух, какой двигатель отказал. Он случайно перевёл РУД левого двигателя за защёлку «выключено». Левый двигатель выключился. Не имея запаса высоты и времени для запуска левого двигателя, в условиях быстрой потери высоты экипаж принял решение о вынужденной посадке на Нижнеисетский пруд, находившийся справа от курса. Выполнив правый разворот примерно на 90° со снижением, самолёт пролетел под ЛЭП, протянутой над прудом между его западным и восточным берегами. Киль оборвал провода.Через несколько десятков метров от ЛЭП самолёт совершил посадку на лёд на повышенной скорости с убранными шасси и закрылками примерно в 9 100 – 9 200 м от аэропорта «Кольцово». Первое касание было левой плоскостью. Самолёт проскользил на фюзеляже по льду 870 м, иногда пересекая полыньи. Затем он выскочил на берег. Сначала самолёт столкнулся с группой деревьев недалеко от кромки берега. Затем правой плоскостью он разрушил часть первого этажа двухэтажного здания дома отдыха, а левой плоскостью почти одновременно разрушил деревенский дом. Правая плоскость отделилась от фюзеляжа и осталась в разрушенном здании. Продолжив движение вглубь берега, самолёт столкнулся с другой группой деревьев и остановился в 350 м от пруда и в 1 220 м от точки первоначального касания с поверхностью. Фюзеляж раскололся на три части – от носа до 26 шпангоута – от 26 до 42 шпангоута и от 42 шпангоута до хвоста. Все три части фюзеляжа лежали неподалеку друг от друга. Передняя часть фюзеляжа перевернулась на 180°. Пожара не было.
Причиной катастрофы явился обрыв лопатки №54 2-й ступени турбины правого двигателя из-за развития усталостной трещины по первому пазу замка лопатки, что является следствием недостаточной конструктивной прочности лопаток с геометрией замка 2-й серии. Сопутствующая причина – ошибочное выключение левого двигателя. В особом мнении представители конструкторского бюро и завода-изготовителя двигателей настаивают, что основной причиной было ошибочное выключение исправного двигателя, а не отказ правого двигателя, т.к., по их мнению, самолёт мог продолжать полёт и совершить посадку на одном двигателе.
1961 - После защиты аванпроекта вышло постановление ЦК и Совмина о создании в ОКБ-52 и КБ-1 комплексов противоспутниковой обороны ИС и морской космической разведки и целеуказания УС. Руководитель Владимир Николаевич Челомей.
1962 - Запуск первого спутника серии "Космос".
1965 - Мировой рекорд скорости по замкнутому маршруту 1000 км установил лётчик-испытатель Александр Васильевич Федотов на Е-266 ОКБ"МиГ" с 2 ТРД Р-266 - 2319,12 км/час.
1966 - Cтарт космического корабля Gemini VIII с астронавтами Нилом А. Армстронгом и Дэвидом Р. Скоттом с площадки №19 космодрома на мысе Кеннеди, Флорида, ракета-носитель - Титан II. Их миссия - стыковка с ракетой Agena, вышедшей ранее на орбиту. Автоматика подвела астронавтов к цели на расстояние 46 метров, а дальше ситуацию в свои руки взял Нил Армстронг. В 22:14 по Гринвичу 16 марта 1966 года произошла первая в истории ручная стыковка на орбите.
1975 - Американская автоматическая межпланетная станция "Mariner-10" совершила третий пролёт близ Меркурия пройдя на рекордно близком расстоянии (около 320 километров) от поверхности планеты. Получено около 500 снимков Меркурия, в том числе 300 снимков с высоким разрешением (до 50 метров).
1976 - Принят на вооружение зенитно-ракетный комплекс 9К35 “Стрела-10СВ”.
1976 - Проводились испытания YF-16CCV(до 31 июля 1977 года) - экспериментального самолёта с дополнительными передними подфюзеляжными поверхностями и активной аналоговой ЭДСУ. Самолёт был сделан на основе стандартного YF-16.
1983 - Запуск ИСЗ "Космос-1445" - модель ВКС "Бор-4" для лётных испытаний по программе "Буран".
1985 - Совершил первый полёт в Казани на КАПО им. Сергея Петровича Горбунова второй самолёт первой серии Ту-160 (№1-02). От первой опытной машины серийные внешне отличались чуть более облагороженной аэродинамикой, в особенности обводами носовой части фюзеляжа. В процессе испытаний нередко случались и неприятности. Так, в одном из полётов не выпустилась передняя стойка шасси, но Заслуженный лётчик-испытатель Борис Иванович Веремей сумел мастерски посадить самолёт, который получил лишь незначительные повреждения и вскоре вернулся в строй.
1995 - Катастрофа самолёта Ан-26Б RA-26084 а/к "Авиалинии центральных районов", аэродром Елизово.
Экипаж самолёта Ан-26 №26084 выполнял заказной рейс по маршруту Петропавловск-Камчатский - Оссора с грузом продуктов на борту (4 830 кг). Самолёт был переведён в реестр гражданских ВС России из реестра Украины. Экипаж прикомандирован из Государственной лётной Академии ГА Украины. Ранее экипажем выполнялись полёты на а/д Оссора.В ходе расследования установлено, что расчёт навигационных элементов полёта выполнен с ошибками, метеоконсультацию экипаж получил не в полном составе. Взлётная масса самолёта превышала предельно допустимую на 810 кг, центровка не выходила за установленные ограничения.Заключительный этап полёта выполнялся в условиях ограниченной видимости (снежный заряд, низкая облачность) практически без снижения на высоте 300 м. После выпуска шасси и закрылков экипаж начал выполнять S-образный манёвр с креном 20° влево, затем вправо, вероятно, для вывода самолёта на линию посадочного курса. За 10-8 секунд до происшествия сработала сигнализация "Опасное сближение с землей". Экипаж предпринял попытку "поднять" самолёт. Принятые меры привели к возрастанию вертикальной перегрузки до 1,3 ед. и возникновению угловой скорости тангажа, однако это не позволило избежать столкновения со склоном сопки Холм Приметный высотой 376 м на отметке 250 м на удалении 8 км с азимутом 180° от КТА. Самолёт полностью разрушился и частично сгорел. 7 членов экипажа и 2 пассажира погибли. Один пассажир получил тяжёлые ранения.
Причиной катастрофы явилось сочетание следующих факторов: - невыполнение экипажем схемы захода на посадку; - снижение ниже безопасной высоты в горной местности до пролёта ОПРС при отсутствии радиолокационного контроля; - попадание самолёта в снежный заряд за пределами схемы захода на аэродроме Оссора при выполнении манёвра для выхода на посадочный курс - непринятие экипажем действий по выводу самолёта из опасной зоны в условиях, исключающих выполнение безопасного полёта по ПВП, что привело к столкновению с сопкой.
1996 - Состоялся первый полёт самолёта МиГ-АТ. Пилотировал его лётчик-испытатель Герой Российской Федерации Роман Петрович Таскаев.
1999 - Катастрофа вертолёта Ми-8 авиакомпании "Кречет", выполнявший рейс по маршруту Соболево-Елизово.
Во время горизонтального полёта вертолёт, на борту которого находились вахтовые рабочие, попал в снежный заряд. Вертолёт перешёл на снижение и столкнулся с землей под углом 20° и с креном 30° в 10 км южнее п.Соболево, Камчатская область.
Расследованием установлено, что причиной катастрофы стал выход на режим "вихревого кольца" при быстром увеличении вертикальной скорости снижения с одновременным уменьшением поступательной скорости. В результате авиационного происшествия все члены экипажа и 18 пассажиров погибли, четверо получили серьёзные и один незначительные телесные повреждения. Комиссией по расследованию было установлено, что пассажиры вертолёта привязными ремнями в полёте не пользовались.
2002 - Реактивный учебно-боевой самолёт Як-130 выбран для ВВС России.
2005 - Катастрофа самолёта Ан-24РВ RA-46489 ООО "Региональные авиалинии", подконтрольного Западно-Сибирскому управлению государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.На борту находилось 45 пассажиров и 7 членов экипажа.В результате авиационного происшествия погибли 26 пассажиров и 2 члена экипажа (командир ВС и штурман). 24 человека получили тяжёлые ранения.Фактически, по согласованию с диспетчером УВД, выполнялся визуальный заход на посадку, что является нарушением Инструкции по производству полётов (ИПП) в районе аэродрома Варандей, а также п. 5.16.7 и 6.5.10 НПП ГА-85. Командир ВС не имел допуска к выполнению визуальных заходов на посадку.Диспетчер КДП МВЛ на аэродроме Варандей разрешил визуальный заход, чем также нарушил требования ИПП аэродрома Варандей.На удалении около 10 км от точки 4-го разворота экипажем была выполнена контрольная карта перед 3-м разворотом, в процессе которой задатчик опасной высоты на радиовысотомере был установлен на 60 метров.Как показало расследование, до этого момента активное пилотирование выполнялось вторым пилотом, который проходил программу ввода в строй и был включен в состав экипажа с целью тренировки в производственных условиях. В дальнейшем активное пилотирование осуществлял командир ВС.Приведение самолёта в посадочную конфигурацию было закончено на высоте 250 метров и удалении около 7 км от ВПП. При этом полёт выполнялся с курсом 350° на скорости 212…215 км/час (положение РУД - 36° по УПРТ). Через 20 секунд после довыпуска закрылков на угол 38° экипаж продолжил снижение с вертикальной скоростью 3…4 м/с (режим работы двигателей был уменьшен до 24° по УПРТ). При сохранении экипажем указанных параметров снижения точка приземления находилась бы на удалении 2,6 км до ВПП.На удалении 6 км от ВПП и высоте 200 метров экипаж приступил к выполнению четвёртого разворота. Начало выполнения четвёртого разворота экипажем ВС было рассчитано с ошибкой. В результате этого правый разворот на посадочный курс был начат поздно (при боковом уклонении от оси ВПП вправо около 100 метров), что, как следствие, потребовало энергичных действий со стороны экипажа: ввод самолёта в правый крен до 26° со срабатыванием сигнализации "Крен велик" (согласно РЛЭ Ан-24, при визуальном заходе допускаются крен до 30° на высоте выше 80 метров и срабатывание сигнализации предельного крена). Боковых манёвренных возможностей самолёта в этих условиях оказалось недостаточно и реализовался проворот с боковым уклонением влево на 200 метров от оси ВПП.При выводе самолёта из правого крена экипаж резко (за 1,4 секунды) отклонил руль направления из положения 2,5° вправо в положение 23° влево. В результате указанных действий реализовался заброс по углу скольжения до 14° на левое крыло с выходом самолёта в область неудовлетворительных характеристик устойчивости и управляемости по усилиям в канале рыскания: падение усилий на педалях (по уровню в зоне трения проводки управления) с их стабилизацией вследствие перекомпенсации руля направления (смещения центра давления на руле направления вперед за центр вращения, возникающего вследствие срывных явлений на руле направления, и приводящее к смене знака усилий на педалях). Перекомпенсация руля направления привела к стабилизации самолёта на углах скольжения 12°, с отклонением (в среднем) руля направления на 12° влево при незначительных усилиях на педалях.После вывода воздушного судна из разворота, дальнейшее снижение в течение 20 секунд, вплоть до столкновения воздушного судна с землей, производилось с отклоненным влево рулём направления, скольжением на правое полукрыло и креном до 5°. Возникшие при этом погрешности - значительные искажения (завышение) показаний угла атаки и скорости (на 10…15 км/час), могли затруднить членам экипажа ВС контроль параметров полёта. Такой длительный полёт с координированным скольжением может быть объяснен тем, что для КВС основным критерием являлось направление полёта на ОПРС или выдерживание курса 40°. Данные управляющие действия сопровождались уменьшением скорости полёта, что привело к сваливанию самолёта.Команда об увеличении режима работы двигателей до 52° по УПРТ была дана командиром ВС на высоте 35 метров, при скорости полёта 170 км/ч. На высоте 26 метров и индикаторной скорости самолёта 155 км/ч (приборная скорость примерно 165 км/ч), при выходе самолёта на критические углы скольжения более 20° произошло сваливание самолёта на левое крыло.На удалении 4217 м от ВПП, на окраине посёлка Варандей) самолёт левой плоскостью крыла ударился о кучу смерзшегося песка высотой 3 м, через 30 м он столкнулся с другой большой кучей песка, разрушился и сгорел.Таким образом, описанные выше управляющие действия экипажа при выполнении четвёртного разворота, не выходящие за ограничения, установленные разделом 2 РЛЭ, повлияли на проявление ряда особенностей в канале рысканья и привели к выводу самолёта на режимы неудовлетворительных характеристик боковой устойчивости и управляемости.
2019 - С аэродрома Иркутского авиационного завода (корпорация «Иркут»), совершил свой первый полёт третий опытный образец нового российского ближне-среднемагистрального самолёта МС-21-300.
Свежие комментарии