На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Прорыв-2024: Китай научился делать авиадвигатели без участия России

«Река Янцзы» унесет самолеты Поднебесной в небеса


На фото: двигатель CJ-1000A (Фото: VCG/Visual China Group/ТАСС)

Китайские реактивные двигатели, а вовсе не телефоны или электромобили станут продуктом 2024 года. Об этом рассказал на открытии Нового года науки в Пекине известный эксперт по авиационной энергетике, академик Китайской инженерной академии и профессор Университета Бэйхан Лю Дасян.

Он посвятил созданию двигателей почти 60 лет. И сейчас плоды его трудов знает весь мир: китайские силовые установки считаются одними из самых передовых. Еще недавно КНР зависела от российского двигателестроения (и военного, и гражданского).

Однако за последнюю пятилетку китайские изделия стали абсолютно самодостаточными.

— Лишь несколько стран в мире обладают техническим уровнем для разработки авиационных двигателей, и еще меньше достигли высочайшего уровня. Из-за технологических блокад и отсутствия основных ноу-хау Китай в прошлом медленно продвигался в самостоятельной разработке авиационных двигателей, — вспоминает профессор Лю.

Он рассказал, что из 60 лет, что конструирует авиационные двигатели, более 40 лет провел высоко в горах. Все это время было посвящено строительству Китаем собственного высотного испытательного стенда. Он имитирует состояние полета и условия окружающей среды авиационных двигателей в воздухе. Там проводятся высотные имитационные испытания силовой установки в целом и ее компонентов.

В конце 1995 г. был сдан в эксплуатацию первый стенд для высотных испытаний двигателей не только в Китае, но и в Азии. Технология испытаний и точность измерений соответствовали международным стандартам. На этом стенде были протестированы более 20 моделей двигателей, созданных в Китае.

КНР стала пятой страной после США, России, Великобритании и Франции, имеющей высотный испытательный стенд такого масштаба. Именно здесь тестируется двигатель CJ-1000A, который в перспективе поставят на новейший самолет Comac C919.

Кроме официального названия у двигателя есть и поэтическое: «Река Янцзы». Символично! Как и главная китайская река, новый авиационный двигатель имеет бесконечную мощь.

CJ-1000A впервые продемонстрировали в 2011 г. на Пекинской международной авиационной выставке. Первый же официальный запуск на полных оборотах состоялся в 2018-м.

В июне 2020-го CJ-1000A завершил очередную серию испытаний, после чего было объявлено о выходе на стадию опытного производства. На опытный серийный самолет (им стал Ил-76) была установлена система радиотелеметрии, а сами испытания проходили в Янлянском летно-испытательном институте.

В марте 2023-го двигатель начали испытывать на самолете Y-20. Стремительность разработки вызвала недовольство у западных стран. В частности, Франция заявила, что некоторые компоненты двигателя подозрительно похожи на продукцию совместного предприятия базирующейся в США GE Aviation и французской Safran.

Однако никаких доказательств промышленного шпионажа Париж не предоставил: обвинения, похоже, нужны были, чтобы затормозить разработку «Реки Янцзы». Тем более, что двигатель включен в список передовых технологических разработок 14-й пятилетки. Наряду с самолетом Comac C919, который в 2023 г. перешел от опытных к коммерческим полетам. Это стало поворотным событием для всей авиационной отрасли Китая.

Самолет C919, поставленный China Eastern Airlines, в январе и феврале 2023 г. еще проходил летные испытания. Поначалу были выявлены неполадки в реверсивном устройстве тяги, однако технические ошибки быстро устранили. И после трехмесячного перерыва тестовые полеты возобновились.

Первый коммерческий полет самолет совершил 28 мая: лайнер China Eastern Airlines вылетел из шанхайского Хунцяо и прибыл в аэропорт Пекина. На следующий день начались регулярные рейсы из Шанхая в Чэнду. А в июле авиакомпания China Eastern Airlines ввела в эксплуатацию второй самолет Comac C919. В декабре авиакомпания получила третий лайнер, а 2 января 2024-го — четвертый.

В июле было объявлено, что Suparna Airlines, китайская авиакомпания, принадлежащая Hainan Airlines, подписала рамочное соглашение на лизинг 30 новых самолетов.

Интерес к лайнерам продолжает расти и за пределами Китая. В сентябре самолет был сертифицирован авиакомпанией Brunei GallopAir. Полеты в Брунее начнутся в третьем квартале 2024 года.

После сертификации GallopAir станет первым оператором Comac C919 за пределами КНР. Стоимость сделки составит $2 млрд, Бруней получит 15 самолетов.

Но и это еще не все. Китайские авиационные власти сообщили, что есть уже более 1200 заказов на поставки Comac C919. Так что придется увеличивать годовые производственные мощности до 150 авиалайнеров в год.

China Eastern Airlines и компания-производитель самолетов Comac подписали соглашение о поставках еще 100 больших авиалайнеров. Заказчики будут получать их партиями с 2024 по 2031 год. Таким образом удастся почти полностью восполнить дефицит китайских лайнеров с учетом стремительного развития маршрутной сети.

Дмитрий Капустин

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх