В 1967 г. неслыханный разгром, который учинил Израиль своим исторически враждебным арабским соседям, породил опасное самодовольство у евреев. Израиль был страной с 2,5-миллионным населением, окруженным ста миллионами потенциальных врагов. Лидеры Египта и Сирии поклялись возродить славу арабов, спланировав кампанию, которая застанет Израиль врасплох.
С целью мести Израилю арабам удалось создать мощную военную коалицию, главными участниками которой были Египет, Сирия, Ирак и Иордания. Эту коалицию поддерживали и другие арабские страны, в том числе Алжир и Ливия. Даже Пакистан, не будучи арабской страной, выступил в ее поддержку.В результате жестокой войны на истощение материальная база израильских ВВС в значительной мере износилась. Когда начался отсчет времени до начала следующего конфликта, Израиль располагал лишь 370 самолетами первой линии против 730 машин у Египта и Сирии. Иордания была еще слишком слаба, чтобы принять участие в следующей войне, однако могла связать войска Израиля уже простым актом мобилизации и послала бы тогда лишь символический контингент своих войск. К октябрю 1973 г. все было готово к войне, которой суждено было оказать глубокое воздействие на теорию и тактику воздушного боя.
МиГ-21МФ ВВС Египта. МиГ-21 - самый опасный противник ВВС Израиля.
Прежние победы укрепили в Израиле мнение, что арабы неорганизованны по своей природе и неспособны на эффективные военные действия, несмотря на их разнообразный арсенал советской боевой техники. Однако египетский лидер Анвар Садат принял план, согласно которому арабы могли выиграть войну, не одержав победы на поле боя.
Его основой должна была стать внезапная атака на двух фронтах одновременно: сирийских войск на севере и египетских на юге. В то время как сирийцы должны были освободить Голанские высоты и продвигаться на территорию Израиля, Египет планировал начать поэтапное наступление через Суэцкий канал.Выдвинутые вперед под предлогом учений арабские войска пошли в наступление в 14.00 6 октября 1973 г. В этот день в Израиле отмечался религиозный праздник Йом Киппур (Судный день), и бдительность в стране, естественно, была ослаблена. Волна за волной египетские самолеты пронеслись над Суэцким каналом, чтобы нанести мощный удар по израильским аэродромам, пусковым установкам зенитных ракет, радарам и многим другим военным объектам на Синайском полуострове. Помимо 222 истребителей-бомбардировщиков, Египет использовал 25 ракет КСР-2 класса «воздух-земля», выпущенных с борта бомбардировщиков Ту-16, и тактические ракеты класса «земля-земля».
Египетский Ту-16 с ракетами КСР-2
На севере сирийская авиация поддерживала бросок своих сухопутных войск через Голанское плато. МиГ-17 и Су-7 с предельно малых высот атаковали наземные цели. Несмотря на относительно небольшой радиус действия и отсутствие современной авионики, Су-7 был превосходным скоростным истребителем-бомбардировщиком, способным поражать цели с большой точностью. Алжирские Су-7 дислоцировались в Египте и принимали участие в войне против общего врага, находясь в оперативном подчинении египетского командования. МиГ-17 хорошо зарекомендовали себя при атаках вражеских колонн с бреющего полета. В начале войны Египет имел 110 МиГ-17 в 6 эскадрильях, на вооружении сирийских ВВС состояло 100 машин этого типа.
Сверху их прикрывали МиГ-21. Самолеты МиГ-21 составляли основу египетской и сирийской истребительной авиации. Израильская пропаганда старалась приуменьшить опасность, которую представляли для израильских ВВС МиГ-21, хотя теперь ясно, что этот тип советского истребителя оказался неприятным сюрпризом для израильтян. Египетские и сирийские ВВС имели около 300 самолетов МиГ-21, которыми были оснащены 18 эскадрилий.
Вертолеты Ми-8 высадили штурмовые подразделения, перед которыми была поставлена задача захватить важные объекты на Синайском полуострове и Голанских высотах. Первые израильские самолеты поднялись в воздух через 30 минут, однако для приведения в полную боевую готовность всех частей ВВС Израиля потребовалось два часа. В атакующей роли использовались штурмовики А-4 «Скайхок», которых сопровождали более современные самолеты F-4 «Фантом». Из 40 вертолетов с десантом израильтянам удалось перехватить всего 5.
Вообще, F-4 в этой войне выполнили большую часть боевой работы в воздухе. Так, из 28 египетских истребителей МиГ-17 и МиГ-21, участвовавших в первом налете на авиабазу Офир 6 октября 1973 г., пара находившихся на боевом дежурстве израильских «Фантомов» смогла сбить семь машин. Другие F-4 были заняты перехватом египетских вертолетов Ми-8, которые пытались высадить спецназ в ключевых точках Синайского полуострова. Из 40 вертолетов было сбито 5.
«Мираж» IIICJ ВВС Израиля
«Миражи» IIICJ вместе с «Нэшерами», изготовленными в Израиле аналогами французского штурмовика «Мираж» 5 (их было, правда, еще немного), применялись против наземных целей. Следует, однако, сказать, что как «Миражи», так и F-4 принесли немалую пользу, выполняя также задачи ПВО. В бой были брошены даже устаревшие «Супер Мистеры» В2. Их было около дюжины. Вертолетную поддержку обеспечивали машины «Супер Фрелон» и UH-I «Ирокез».
Если на южном фронте в пользу Израиля выступал такой фактор, как Синайская пустыня, выполнявшая роль буферной зоны, то на севере такой фактор отсутствовал. Таким образом, военные действия против Египта отошли пока на второй план. Перед израильскими войсками, действовавшими на южном фронте, была поставлена задача сдерживания египтян, изматывания их сил в оборонительных боях. Приоритет был отдан северному фронту, где сирийские войска находились всего лишь в нескольких км от израильских городов и деревень. Армии Израиля все же удалось выстоять и выиграть время для мобилизации резервов. Тяжелые бои, в ходе которых имело место ожесточенное танковое сражение с большими потерями обеих сторон, продолжались три дня. В конце концов сирийские войска выдохлись, так и не сумев воспользоваться полученным в первые часы войны преимуществом, которое досталось им дорогой ценой. В итоге сирийцы вынуждены были начать отход. В то же самое время (9 октября) ВВС Израиля ответили на ракетный обстрел израильской территории бомбардировками штаба сирийской армии в Дамаске и нефтеперерабатывающего предприятия в Хомсе.
7 октября Ирак послал на помощь сирийским ВВС эскадрилью «Хантеров» и некоторое время спустя — подразделение МиГ-21. Вклад Иордании в воздушную войну ограничился запуском ЗУР по израильским самолетам, залетавшим в зону действия иорданских средств ПВО. Так как сирийские части теперь отступали, система ПВО приобрела для Сирии жизненно важное значение, ведь израильские самолеты, осуществлявшие операцию стратегических бомбардировок, долетали почти до самой сирийско-турецкой границы. К 12 октября сирийская система ПВО находилась в плачевном состоянии. Многие МиГ-21 были либо уничтожены, либо надолго выведены из строя в результате серьезных повреждений. И роль перехватчиков пришлось возложить на устаревшие МиГ-17.
Тем временем на египетском фронте дела у израильтян шли неважно. Через два дня после начала наступления египетские войска овладели восточным берегом Суэцкого канала и прочно удерживали его, несмотря на 23 израильских контратаки. Правда, израильским ВВС удалось воспрепятствовать дальнейшим операциям египетских коммандос, сбив 10 октября 10 египетских вертолетов Ми-8, однако щит из египетских ЗРК оказался чрезвычайно эффективным, так же как и противотанковые управляемые ракеты, с помощью которых египтяне защищали захваченный ими плацдарм. 7 октября израильская авиация предприняла попытки действовать против ЗРК напрямую, но это привело к серьезным потерям.
Было сбито шесть «Фантомов», два летчика погибли и девять попали в плен. Еще один F-4E был подбит, но смог вернуться и объятый пламенем совершил посадку на авиабазе Рамат Давид. Налеты на египетские аэродромы не повлекли за собой больших потерь для арабов. 8 октября «Фантомы» совершали налеты на сирийские аэродромы и египетские понтонные переправы через канал, а также патрулировали воздушное пространство. Четыре МиГ-17 были сбиты, когда пытались атаковать Ом-Хасибу. В список потерь попал один F-4E. Очевидно, его сбил сирийский МиГ-21. Чтобы понять, насколько серьезная складывалась для израильтян ситуация, лучше всего обратиться к цифрам израильских потерь.
В течение первых четырех дней ВВС Израиля потеряли 81 самолет, что составило две трети общего количества потерь, которые авиации Израиля предстояло понести за 19 дней конфликта. Это произошло главным образом из-за самоуверенности израильтян, которые, основываясь на опыте войны 1967 г., с презрением относились к египетским ЗРК С-75. Но израильтяне поплатились за свое легкомыслие - на этот раз арабы располагали куда более совершенными системами ПВО. По всей длине канала на его западном берегу расположились новые ЗРК: С-125, «Куб», «Стрела-1» и переносные ручные зенитные комплексы «Стрела-2».
ЗРК С-75
ЗРК 2К12 «Куб» был для Запада неизвестной величиной, и никто не знал, как бороться с его комбинированной радиолокационной и электронно-оптической системой наведения или с РЛС поиска цели. Батареи ЗУР были размещены согласно классической советской схеме многоуровневой системы ПВО. Пытаясь избежать попадания какого-то одного известного типа ЗУР, израильские истребители неизбежно попадали в зоны действия других ЗРК. Вместе с тем управляемая ракета ЗРК «Куб» оказалась неожиданным подарком для израильтян, так как зачастую она не могла отличить своего самолета от чужого и поражала не ту цель. По некоторым данным, ракетами этого типа было по ошибке сбито 40 египетских и 4 иракских самолета. Еще до конца войны в руки израильтян попало 6 пусковых установок 9К12 «Куб», которые были самолетом отправлены в США, где специалисты тщательно изучили их и разработали необходимые контрмеры.
8 октября, когда обе стороны продолжали бомбить аэродромы друг друга, на помощь египтянам прибыла эскадрилья алжирских истребителей-бомбардировщиков Су-7. В противоположность войне 1967 г., когда арабские ВВС были уничтожены на земле, теперь ни одна египетская машина не была потеряна подобным образом, и попытки израильтян добиться этого дорого им обошлись. Сирии в этом отношении повезло меньше. Например, 8 октября в ходе израильских налетов на три сирийских аэродрома она потеряла дюжину самолетов. С 14 октября в воздушных боях принимала также участие ливийская эскадрилья «Миражей» Ш/5, совершившая, по некоторым данным, около 400 боевых вылетов. Эти «Миражи» пилотировали летчики-наемники, преимущественно пакистанцы.
Несмотря на серьезное противодействие арабской ПВО, израильтяне продолжали попытки атаковать. 9 октября 16 «Фантомов» отправились к Дамаску, получив задание нанести удар по штабу сирийской армии, но из-за плохих погодных условий лишь восемь самолетов вышли на цель. Было отмечено несколько попаданий ценой потери одной машины. Ее пилот погиб, а штурман был взят в плен. Еще один «Фантом» еле дотянул до дома. В ходе налетов израильской авиации на электростанции и египетские аэродромы был сбит еще один «Фантом».
Обломки египетского Су-7б
На следующий день «Фантомы» атаковали различные египетские и сирийские авиабазы и не понесли потерь, зато в подобных же операциях 11 октября два F-4 были сбиты египетскими МиГ-21 над аэродромом Банбах. День 12 октября прошел без потерь, а вот на следующий день один F-4 получил серьезные повреждения от огня зенитной артиллерии в ходе налета на аэродром Эль-Мазза близ Дамаска. Кампания против сирийских аэродромов закончилась 14 октября, но налеты на цели в Египте продолжались. Во время бомбового удара по Мансуру, по неподтвержденным данным, были сбиты два МиГ-21. В свою очередь, «МиГи» оказали достойное сопротивление, в результате чего удвух F-4E на обратном пути кончилось топливо и они вынуждены были сесть на неподготовленные аэродромы в Балуэе и Рефидиме.
15 октября 12 «Фантомов» нанесли удар по аэродрому Танта и сбили один МиГ-21, однако и сами понесли потери — один F-4 был уничтожен, штурман машины погиб, а пилот попал в плен. Еще один «Фантом» получил серьезные повреждения, но все же кое-как прилетел назад. 16 октября были атакованы зенитно-ракетные комплексы в районе Порт-Саида. 17 и 18 октября эти налеты повторились. В ходе этих атак три израильских «Фантома» были сбиты, а четвертый получил большие повреждения. 18 октября были перехвачены четыре сирийских МиГ-17, и, по данным израильской стороны, уничтожены. По меньшей мере один из них был сбит новой ракетой израильского производства Рафаэль «Шафрир». 20 октября египетские ЗУР уничтожили очередные два «Фантома». Для обеих сторон наступил тот момент, когда они должны были пополнить свои подразделения, изрядно потрепанные в боях, поставками новой техники из арсеналов сверхдержав. Уже с 9 октября полным ходом заработали два воздушных моста с разными отправителями военных грузов, но с одним географическим адресом (США/СССР - Ближний Восток). Некоторые американские транспортные самолеты садились прямо на аэродромы, расположенные на Синайском полуострове. Советская ВТА сделала только в Сирию 934 рейса, доставив туда 15000 тонн военного снаряжения. Американские военно-транспортные самолеты С-141 «Старлифтер» и С-5 «Гэлекси» выполнили 566 вылетов до 15 ноября, перебросив в Израиль 22395 тонн грузов, включая вертолеты CH-53D в разобранном виде. Кроме того, израильские Боинги-707 и 747 доставили еще 5500 тонн снаряжения. Немало грузов поступило морским путем.
Египет и Сирия быстро восполнили свои потери в самолетах. С 14 по 20 октября их ВВС получили по 100 советских истребителей. Израиль, прикинувшись казанской сиротой, издал отчаянный вопль о помощи, заявив, что к 13 октября у него якобы осталось военных запасов лишь на 4 дня войны, и это привело к ускорению темпов американских поставок. Из эскадрилий ВВС и флота США были срочно изъяты «Фантомы» и «Скайхоки» и отправлены на Ближний Восток. Первые 28 машин находились там в боевой готовности уже к 17 октября, и еще 50 — к 22 октября. Опознавательные знаки США были закрашены. Эти самолеты были взяты из 4-го и 401-го ТИАК и совершили в войне на Ближнем Востоке 200 боевых вылетов. В ходе боев четыре эскадрильи «Фантомов» (69, 107, 119 и 201-я) уничтожили 115 самолетов противника, а также наносили удары по наземным объектам противника.
Однако победу Израилю принесли не дополнительные поставки истребителей, а транспортные самолеты ВВС США, доставившие новую электронику и вооружение: устройства радиоэлектронного противодействия для борьбы с ЗРК С-75 и С-125, «умные» бомбы типа «Уэйлей»и HOBOS, противорадиолокационные ракеты AGM-45 «Шрайк», ракеты с теленаведением AGM-65 «Мейверик», кассетные авиабомбы «Роккей» и противотанковые управляемые ракеты «Toy» для сухопутных войск. Были пополнены также запасы зенитных ракет «Хок» и ракет класса «воздух-воздух» AIM-9 и AIM-7. Получив новое оружие, Израиль был теперь готов воспользоваться тактической ошибкой египетского командования, допущенной 14 октября. Египетские войска нарушили первоначальный план и вышли из-под широкого и надежного щита ЗРК. Боевые действия приобрели теперь маневренный характер с быстро меняющейся обстановкой, что было очень выгодно для Израиля. Результат оказался вполне предсказуемым. В ночь с 15 на 16 октября при поддержке вертолетов части израильских ВМС атаковали египетское побережье значительно западнее линии фронта.
В это же время израильские подразделения, воспользовавшись разрывом в египетской линии обороны, проникли через него на противоположный берег Суэцкого канала. В то же время боевые действия в небе активизировались до такой степени, что северный фронт остался почти без прикрытия в воздухе, что предоставило сирийцам редкую возможность использовать самолеты МиГ-17 и Су-7 для ударов по израильским базам и нефтеперерабатывающему заводу. Египетское командование бросило в бой в качестве штурмовиков даже учебно-тренировочные реактивные самолеты Аэро L-29, которые, впрочем, не добились особого успеха.
В результате успешных действий израильских подразделений ситуация для египтян стала близкой к критической, и тогда в тщетной попытке сорвать форсирование израильтянами Суэцкого канала египетское командование использовало 19 октября вертолеты Ми-8 в качестве бомбардировщиков. Они сбрасывали с малой высоты напалм из грузовых отсеков.
Когда израильские войска фланговым ударом смяли оборону противника и прошлись по позициям ЗРК вдоль канала, захватив 12 из 40 зенитных комплексов, мощный оборонительный зонт арабов рассыпался на части, отдавая египетскую авиацию на милость врага. Когда израильские войска прочно закрепились на плацдарме на западном берегу Суэцкого канала, стало ясно, что территорию потеряет Египет, а не Израиль.
Для арабов настала пора пустить в ход свое последнее оружие: 20 октября Саудовская Аравия прекратила поставки нефти на Запад. Одновременно с этим Египет запросило прекращении огня. При посредничестве и под давлением сверхдержав было решено, что перемирие вступит в силу в 18.52 22 октября. Однако у Израиля на этот счет имелось свое мнение, и он продолжил наступление на юг в направлении Суэца, стремясь окружить египетскую 3-ю армию, и только 24 октября США заставили его остановить свои войска.
На севере также шла схватка за то, чтобы успеть занять более выгодные позиции до начала перемирия. Под прикрытием истребителей сирийские войска и израильские вертолеты доставляли подкрепления на посты, расположенные на вершинах гор. В последние часы войны Израилю удалось захватить важный наблюдательный пункт на горе Хермон. Главную роль в этой операции сыграли вертолеты и парашютные войска.
Вплоть до наших дней каждая из сторон опровергает данные противника о количестве воздушных потерь. Бесспорно лишь то, что они были ошеломляющими. Египет и Сирия потеряли по 220 машин. Сюда следует добавить 21 иракский «Хантер» и МиГ-21 и 30 алжирских и ливийских истребителей.
Израиль потерял 120 самолетов. Почти половину потерь составили штурмовики А-4 «Скайхок» - 53 единицы. Этим машинам пришлось вынести на себе всю тяжесть борьбы с мощными системами ПВО арабских стран и наземными войсками противника. Было потеряно 37 «Фантомов». Еще шесть таких машин получили настолько большие повреждения, что их пришлось списать. Таким образом, по числу потерь «Фантомы» уступали только штурмовикам А-4 «Скайхок». Это объяснялось спецификой боевых задач, поставленных перед «Фантомами», выполняя которые, они должны были преодолевать плотный огонь зенитной артиллерии и входить в зоны действий ЗРК. В то же время на счету израильских летчиков, воевавших на F-4E, было 115 побед в воздушных боях. Также арабами было сбито 11 «Миражей» или «Нэшеров» - нелицензионных копий «Миража» израильского производства. Около 40 израильских самолетов были сбиты зенитными ракетами, 31 — огнем зенитной артиллерии, причем большая часть этих потерь приходится на первые дни войны.
Суммарные арабские потери от ЗРК и ЗА составили всего-навсего соответственно 17 и 19 машин. В воздухе состоялось около 400 воздушных боев. Израиль признает в них потерю лишь 21 машины и утверждает, что его летчики сбили 335 арабских самолетов, две трети из этого количества пушечным огнем, а остальные ракетами AJM-9 «Сайдуиндер» или их аналогами израильского производства IAI «Шафрир», выпущенными с близкой дистанции. Собственными ракетами у Израиля были уничтожены два самолета, а у арабов — 58.
Вертолеты составляют отдельную статью потерь.
Египтяне потеряли 42 винтокрылых машины, сирийцы — 13, а израильтяне — 6.
Йом Киппур возвестил о начале новой эры воздушных войн, и египетская сложная, многоуровневая система ПВО чуть было не одержала верх над израильской авиацией. Эта война и ее итоги стали предметом всестороннего анализа со стороны специалистов разных стран, сделавших соответствующие выводы. Должное внимание было уделено советским ЗРК. Более очевидной стала роль средств радиолокационного противодействия в повышении вероятности успешного выполнения боевой задачи. Ракеты с лазерной или телевизионной ГСН, которые были с успехом опробованы во Вьетнаме, получили гораздо более широкое признание ввиду явной эффективности воздействия, показанной ими при нанесении точечных ударов израильскими ВВС во второй фазе войны. Беспилотные самолеты-разведчики, использованные Израилем для сбора информации, стали неотъемлемой принадлежностью любой современной армии.
Свежие комментарии