На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 707 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Кузьмин
    Ан-2 был создан за полтора примерно года. Антонов вышел в правительство во своим проектом в марте 1946-го, а первый п...«Сталина на них н...
  • Евгений Алексеенко
    Вы говорите в точку,за 25 лет все разбазарили,почти ничего своего нет,одна перепродажа.......!«Сталина на них н...
  • Алексей Миля
    👍«Сталина на них н...

Авиация в войне Судного дня 1973 года

В 1967 г. неслыханный раз­гром, который учинил Изра­иль своим исторически враждебным арабским соседям, породил опасное самодовольство у евреев. Израиль был страной с 2,5-миллионным населением, ок­руженным ста миллионами потен­циальных врагов. Лидеры Египта и Сирии поклялись возродить сла­ву арабов, спланировав кампанию, которая застанет Израиль врасплох.

С целью мести Израилю арабам удалось создать мощную военную коалицию, главными участниками которой были Египет, Сирия, Ирак и Иордания. Эту коалицию поддерживали и другие арабские страны, в том числе Алжир и Ливия. Даже Пакистан, не будучи арабской страной, выступил в ее поддержку.

В результате жестокой войны на истощение материаль­ная база израильских ВВС в зна­чительной мере износилась. Ког­да начался отсчет времени до на­чала следующего конфликта, Израиль располагал лишь 370 са­молетами первой линии против 730 машин у Египта и Сирии. Иор­дания была еще слишком слаба, чтобы принять участие в следую­щей войне, однако могла связать войска Израиля уже простым ак­том мобилизации и послала бы тогда лишь символический контингент своих войск. К октябрю 1973 г. все было готово к войне, которой суждено было оказать глубокое воздействие на теорию и тактику воздушного боя. 

МиГ-21МФ ВВС Египта. МиГ-21 - самый опасный противник ВВС Израиля.

Прежние победы укрепили в Израиле мнение, что арабы неорганизованны по своей природе и неспособны на эффективные во­енные действия, несмотря на их разнообразный арсенал совет­ской боевой техники. Однако еги­петский лидер Анвар Садат при­нял план, согласно которому ара­бы могли выиграть войну, не одержав победы на поле боя.

Его основой должна была стать вне­запная атака на двух фронтах од­новременно: сирийских войск на севере и египетских на юге. В то время как сирийцы должны были освободить Голанские высоты и продвигаться на территорию Из­раиля, Египет планировал на­чать поэтапное наступление через Суэцкий канал.

Выдвинутые вперед под пред­логом учений арабские войска пошли в наступление в 14.00 6 ок­тября 1973 г. В этот день в Израи­ле отмечался религиозный празд­ник Йом Киппур (Судный день), и бдительность в стране, естествен­но, была ослаблена. Волна за вол­ной египетские самолеты пронес­лись над Суэцким каналом, чтобы нанести мощный удар по израиль­ским аэродромам, пусковым уста­новкам зенитных ракет, радарам и многим другим военным объек­там на Синайском полуострове. Помимо 222 истребителей-бом­бардировщиков, Египет использо­вал 25 ракет КСР-2 класса «воз­дух-земля», выпущенных с борта бомбардировщиков Ту-16, и так­тические ракеты класса «земля-земля».

Египетский Ту-16 с ракетами КСР-2

На севере сирийская авиация поддерживала бросок своих сухо­путных войск через Голанское плато. МиГ-17 и Су-7 с предельно малых высот атаковали наземные цели. Несмотря на относительно небольшой радиус действия и отсутствие современной авионики, Су-7 был превос­ходным скоростным истребителем-бомбардировщиком, способным поражать цели с большой точностью. Алжирские Су-7 дислоцировались в Египте и принимали участие в войне против общего врага, находясь в оперативном подчинении египетского командования. МиГ-17 хорошо зарекомендовали себя при атаках вражеских колонн с бреющего полета. В начале войны Египет имел 110 МиГ-17 в 6 эскадрильях, на вооружении сирийских ВВС состояло 100 машин этого типа.

Сверху их прикрывали МиГ-21. Самолеты МиГ-21 составляли основу египетской и сирийской истребитель­ной авиации. Израильская пропаганда старалась приуменьшить опасность, которую представляли для израиль­ских ВВС МиГ-21, хотя теперь ясно, что этот тип советского истребителя оказался неприятным сюрпризом для израильтян. Египетские и сирийские ВВС имели около 300 самолетов МиГ-21, которыми были оснащены 18 эскадрилий.

Вертолеты Ми-8 высади­ли штурмовые подразделения, перед которыми была поставлена задача захватить важные объекты на Синайском полуострове и Голанских высотах. Первые изра­ильские самолеты поднялись в воздух через 30 минут, однако для приведения в полную боевую го­товность всех частей ВВС Израи­ля потребовалось два часа. В ата­кующей роли использовались штурмовики А-4 «Скайхок», кото­рых сопровождали более совре­менные самолеты F-4 «Фантом». Из 40 вертолетов с десантом израильтянам удалось перехватить всего 5.

Вообще, F-4 в этой войне выполнили большую часть боевой работы в воздухе. Так, из 28 египетских истребителей МиГ-17 и МиГ-21, участво­вавших в первом налете на авиабазу Офир 6 октября 1973 г., пара находившихся на боевом де­журстве израильских «Фанто­мов» смогла сбить семь машин. Другие F-4 были заняты перехва­том египетских вертолетов Ми-8, которые пытались высадить спец­наз в ключевых точках Синайско­го полуострова. Из 40 вертолетов было сбито 5.

«Мираж» IIICJ ВВС Израиля

«Миражи» IIICJ вместе с «Нэшерами», изготовленными в Израи­ле аналогами французского штурмовика «Мираж» 5 (их было, прав­да, еще немного), применялись против наземных целей. Следует, однако, сказать, что как «Мира­жи», так и F-4 принесли немалую пользу, выполняя также задачи ПВО. В бой были брошены даже устаревшие «Супер Мистеры» В2. Их было около дюжины. Верто­летную поддержку обеспечивали машины «Супер Фрелон» и UH-I «Ирокез».

Если на южном фронте в пользу Израиля выступал такой фактор, как Синайская пустыня, выполнявшая роль буферной зоны, то на севере такой фактор отсутствовал. Таким образом, во­енные действия против Египта отошли пока на второй план. Пе­ред израильскими войсками, дей­ствовавшими на южном фронте, была поставлена задача сдержи­вания египтян, изматывания их сил в оборонительных боях. При­оритет был отдан северному фронту, где сирийские войска на­ходились всего лишь в нескольких км от израильских городов и дере­вень. Армии Израиля все же уда­лось выстоять и выиграть время для мобилизации резервов. Тяже­лые бои, в ходе которых имело место ожесточенное танковое сражение с большими потерями обеих сторон, продолжались три дня. В конце концов сирийские войска выдохлись, так и не сумев воспользоваться полученным в первые часы войны преимуще­ством, которое досталось им доро­гой ценой. В итоге сирийцы вы­нуждены были начать отход. В то же самое время (9 октября) ВВС Израиля ответили на ракетный обстрел израильской территории бомбардировками штаба сирий­ской армии в Дамаске и нефтепе­рерабатывающего предприятия в Хомсе.

7 октября Ирак послал на по­мощь сирийским ВВС эскадрилью «Хантеров» и некоторое время спустя — подразделение МиГ-21. Вклад Иордании в воздушную войну ограничился запуском ЗУР по израильским самолетам, зале­тавшим в зону действия иордан­ских средств ПВО. Так как сирий­ские части теперь отступали, си­стема ПВО приобрела для Сирии жизненно важное значение, ведь израильские самолеты, осуществлявшие операцию стратегиче­ских бомбардировок, долетали почти до самой сирийско-турец­кой границы. К 12 октября сирий­ская система ПВО находилась в плачевном состоянии. Многие МиГ-21 были либо уничтожены, либо надолго выведены из строя в результате серьезных повреж­дений. И роль перехватчиков при­шлось возложить на устаревшие МиГ-17.

Тем временем на египетском фронте дела у израильтян шли не­важно. Через два дня после начала наступления египетские войска овладели восточным берегом Су­эцкого канала и прочно удержива­ли его, несмотря на 23 израильских контратаки. Правда, израильским ВВС удалось воспрепятствовать дальнейшим операциям египет­ских коммандос, сбив 10 октября 10 египетских вертолетов Ми-8, од­нако щит из египетских ЗРК ока­зался чрезвычайно эффективным, так же как и противотанковые управляемые ракеты, с помощью которых египтяне защищали зах­ваченный ими плацдарм. 7 октября израильская авиация предприняла попытки действовать против ЗРК напрямую, но это привело к серьезным потерям. 

Было сбито шесть «Фантомов», два летчика погибли и девять попали в плен. Еще один F-4E был подбит, но смог вернуться и объятый пламенем совершил посадку на авиабазе Рамат Давид. Налеты на египет­ские аэродромы не повлекли за собой больших потерь для арабов. 8 ок­тября «Фантомы» совершали на­леты на сирийские аэродромы и египетские понтонные переправы через канал, а также патрулирова­ли воздушное пространство. Че­тыре МиГ-17 были сбиты, когда пытались атаковать Ом-Хасибу. В список потерь попал один F-4E. Очевидно, его сбил сирийский МиГ-21. Чтобы понять, насколько серьезная складывалась для израильтян ситуация, лучше всего обратиться к цифрам израильских потерь.

В течение первых четырех дней ВВС Израи­ля потеряли 81 самолет, что соста­вило две трети общего количества потерь, которые авиации Израиля предстояло понести за 19 дней кон­фликта. Это произошло главным образом из-за самоуверенности израильтян, которые, основываясь на опыте войны 1967 г., с презрением относились к египет­ским ЗРК С-75. Но израильтяне поплати­лись за свое легкомыслие - на этот раз арабы располагали куда более совершенными системами ПВО. По всей длине канала на его западном берегу расположились новые ЗРК: С-125, «Куб», «Стрела-1» и пере­носные ручные зенитные комп­лексы «Стрела-2».

 ЗРК С-75

ЗРК 2К12 «Куб» был для Запа­да неизвестной величиной, и ник­то не знал, как бороться с его ком­бинированной радиолокацион­ной и электронно-оптической системой наведения или с РЛС по­иска цели. Батареи ЗУР были размещены согласно классической советской схеме многоуровневой системы ПВО. Пытаясь избежать попадания какого-то одного изве­стного типа ЗУР, израильские ис­требители неизбежно попадали в зоны действия других ЗРК. Вмес­те с тем управляемая ракета ЗРК «Куб» оказалась неожиданным подарком для израильтян, так как зачастую она не могла отличить своего самолета от чужого и пора­жала не ту цель. По некоторым данным, ракетами этого типа было по ошибке сбито 40 египет­ских и 4 иракских самолета. Еще до конца войны в руки израиль­тян попало 6 пусковых установок 9К12 «Куб», которые были само­летом отправлены в США, где спе­циалисты тщательно изучили их и разработали необходимые контр­меры.

8 октября, когда обе стороны продолжали бомбить аэродромы друг друга, на помощь египтянам прибыла эскадрилья алжирских истребителей-бомбардировщи­ков Су-7. В противоположность войне 1967 г., когда арабские ВВС были уничтожены на земле, те­перь ни одна египетская машина не была потеряна подобным обра­зом, и попытки израильтян до­биться этого дорого им обошлись. Сирии в этом отношении повез­ло меньше. Например, 8 октября в ходе израильских налетов на три сирийских аэродрома она потеря­ла дюжину самолетов. С 14 октября в воздушных боях принимала также участие ливийская эскадрилья «Миражей» Ш/5, совер­шившая, по некоторым данным, около 400 боевых вылетов. Эти «Миражи» пилотировали летчи­ки-наемники, преимущественно пакистанцы.

Несмотря на серьезное противодействие арабской ПВО, израильтяне продолжали попытки атаковать. 9 октября 16 «Фантомов» отправились к Дамаску, получив задание нанести удар по штабу сирийской армии, но из-за плохих погодных условий лишь восемь самолетов вышли на цель. Было отмечено не­сколько попаданий ценой потери одной машины. Ее пилот погиб, а штурман был взят в плен. Еще один «Фантом» еле дотянул до дома. В ходе налетов израильской авиации на электростанции и египетские аэродромы был сбит еще один «Фантом».

Обломки египетского Су-7б

На следующий день «Фантомы» атаковали различные египетские и сирийские авиабазы и не понесли потерь, зато в подоб­ных же операциях 11 октября два F-4 были сбиты египетскими МиГ-21 над аэродромом Банбах. День 12 октября прошел без потерь, а вот на следующий день один F-4 полу­чил серьезные повреждения от огня зенитной артиллерии в ходе налета на аэродром Эль-Мазза близ Дамаска. Кампания против сирийских аэродромов закончи­лась 14 октября, но налеты на цели в Египте продолжались. Во время бомбового удара по Мансуру, по неподтвержденным данным, были сбиты два МиГ-21. В свою очередь, «МиГи» оказали достойное сопро­тивление, в результате чего удвух F-4E на обратном пути кончилось топливо и они вынуждены были сесть на неподготовленные аэро­дромы в Балуэе и Рефидиме.

15 октября 12 «Фантомов» на­несли удар по аэродрому Танта и сбили один МиГ-21, однако и сами понесли потери — один F-4 был уничтожен, штурман машины погиб, а пилот попал в плен. Еще один «Фантом» получил серьезные по­вреждения, но все же кое-как при­летел назад. 16 октября были атако­ваны зенитно-ракетные комплек­сы в районе Порт-Саида. 17 и 18 октября эти налеты повторились. В ходе этих атак три израильских «Фантома» были сбиты, а четвер­тый получил большие поврежде­ния. 18 октября были перехвачены четыре сирийских МиГ-17, и, по данным израильской стороны, уничтожены. По меньшей мере один из них был сбит новой раке­той израильского производства Рафаэль «Шафрир». 20 октября египетские ЗУР уничтожили оче­редные два «Фантома». Для обеих сторон наступил тот момент, когда они должны были пополнить свои подразделения, изрядно потрепанные в боях, по­ставками новой техники из арсе­налов сверхдержав. Уже с 9 октября полным ходом заработали два воз­душных моста с разными отправителями военных грузов, но с одним географическим адресом (США/СССР - Ближний Вос­ток). Некоторые американские транспортные самолеты садились прямо на аэродромы, располо­женные на Синайском полуостро­ве. Советская ВТА сделала только в Сирию 934 рейса, доставив туда 15000 тонн военного снаряжения. Американские военно-транспорт­ные самолеты С-141 «Старлиф­тер» и С-5 «Гэлекси» выполнили 566 вылетов до 15 ноября, пере­бросив в Израиль 22395 тонн гру­зов, включая вертолеты CH-53D в разобранном виде. Кроме того, израильские Боинги-707 и 747 до­ставили еще 5500 тонн снаряжения. Немало грузов поступило морским путем.

Египет и Сирия быстро воспол­нили свои потери в самолетах. С 14 по 20 октября их ВВС получили по 100 советских истребителей. Израиль, прикинувшись казан­ской сиротой, издал отчаянный вопль о помощи, заявив, что к 13 октября у него якобы осталось во­енных запасов лишь на 4 дня вой­ны, и это привело к ускорению темпов американских поставок. Из эскадрилий ВВС и флота США были срочно изъяты «Фантомы» и «Скайхоки» и отправлены на Ближний Восток. Первые 28 машин находились там в боевой го­товности уже к 17 октября, и еще 50 — к 22 октября. Опоз­навательные знаки США были зак­рашены. Эти самолеты были взяты из 4-го и 401-го ТИАК и совершили в войне на Ближнем Востоке 200 боевых вылетов. В ходе боев четыре эскад­рильи «Фантомов» (69, 107, 119 и 201-я) уничтожили 115 самолетов противника, а также наносили уда­ры по наземным объектам против­ника. 

Однако победу Израилю при­несли не дополнительные постав­ки истребителей, а транспортные самолеты ВВС США, доставившие новую электронику и вооружение: устройства радиоэлектронного противодействия для борьбы с ЗРК С-75 и С-125, «умные» бомбы типа «Уэйлей»и HOBOS, противорадиолокационные ракеты AGM-45 «Шрайк», ракеты с теленаведени­ем AGM-65 «Мейверик», кассет­ные авиабомбы «Роккей» и противотанковые управляемые ракеты «Toy» для сухопутных войск. Были пополнены также запасы зенит­ных ракет «Хок» и ракет класса «воздух-воздух» AIM-9 и AIM-7. Получив новое оружие, Изра­иль был теперь готов воспользоваться тактической ошибкой еги­петского командования, допущен­ной 14 октября. Египетские войс­ка нарушили первоначальный план и вышли из-под широкого и надежного щита ЗРК. Боевые дей­ствия приобрели теперь манев­ренный характер с быстро меня­ющейся обстановкой, что было очень выгодно для Израиля. Ре­зультат оказался вполне предсказуемым. В ночь с 15 на 16 октября при поддержке вертолетов части израильских ВМС атаковали еги­петское побережье значительно западнее линии фронта.

В это же время израильские подразделе­ния, воспользовавшись разрывом в египетской линии обороны, про­никли через него на противопо­ложный берег Суэцкого канала. В то же время боевые действия в небе акти­визировались до такой степени, что северный фронт остался почти без прикрытия в воздухе, что предоставило сирийцам редкую возможность использовать само­леты МиГ-17 и Су-7 для ударов по израильским базам и нефтеперерабатывающему заводу. Египет­ское командование бросило в бой в качестве штурмовиков даже учебно-тренировочные реактивные само­леты Аэро L-29, которые, впрочем, не добились особого успеха.

В результате успешных действий израильских подразделений ситуация для египтян стала близкой к кри­тической, и тогда в тщетной по­пытке сорвать форсирование из­раильтянами Суэцкого канала египетское командование исполь­зовало 19 октября вертолеты Ми-8 в качестве бомбардировщиков. Они сбрасывали с малой высоты напалм из грузовых отсеков.

Ког­да израильские войска фланго­вым ударом смяли оборону противника и прошлись по позициям ЗРК вдоль канала, захватив 12 из 40 зенитных комплексов, мощный оборонительный зонт арабов рас­сыпался на части, отдавая египетскую авиацию на милость врага. Когда израильские войска прочно закрепились на плацдарме на западном берегу Суэцкого ка­нала, стало ясно, что территорию потеряет Египет, а не Израиль.

Для арабов настала пора пустить в ход свое последнее оружие: 20 октября Саудовская Аравия пре­кратила поставки нефти на Запад. Одновременно с этим Египет за­просило прекращении огня. При посредничестве и под давлением сверхдержав было решено, что перемирие вступит в силу в 18.52 22 октября. Однако у Израиля на этот счет имелось свое мнение, и он продолжил наступление на юг в направлении Суэца, стремясь окружить египетскую 3-ю армию, и только 24 октября США застави­ли его остановить свои войска.

На севере также шла схватка за то, чтобы успеть занять более выгод­ные позиции до начала переми­рия. Под прикрытием истребите­лей сирийские войска и израиль­ские вертолеты доставляли подкрепления на посты, располо­женные на вершинах гор. В последние часы войны Израилю уда­лось захватить важный наблюда­тельный пункт на горе Хермон. Главную роль в этой операции сыграли вертолеты и парашют­ные войска.

Вплоть до наших дней каждая из сторон опровергает данные противника о количестве воздуш­ных потерь. Бесспорно лишь то, что они были ошеломляющими. Египет и Сирия потеряли по 220 машин. Сюда следует добавить 21 иракский «Хантер» и МиГ-21 и 30 алжирских и ливийских истреби­телей.

Израиль потерял 120 само­летов. Почти половину потерь составили штурмовики А-4 «Скайхок» - 53 единицы. Этим машинам пришлось вынести на себе всю тяжесть борьбы с мощными системами ПВО арабских стран и наземными войсками противника. Было потеряно 37 «Фантомов». Еще шесть таких ма­шин получили настолько большие повреждения, что их пришлось списать. Таким образом, по числу потерь «Фантомы» уступали только штурмовикам А-4 «Скайхок». Это объяснялось спецификой боевых задач, поставленных пе­ред «Фантомами», выполняя кото­рые, они должны были преодо­левать плотный огонь зенитной артиллерии и входить в зоны дей­ствий ЗРК. В то же время на счету израильских летчиков, воевавших на F-4E, было 115 побед в воздушных боях. Также арабами было сбито 11 «Миражей» или «Нэшеров» - нелицензионных копий «Миража» израильского производства. Око­ло 40 израильских самолетов были сбиты зенитными ракетами, 31 — огнем зенитной артиллерии, при­чем большая часть этих потерь приходится на первые дни войны.

Суммарные арабские потери от ЗРК и ЗА составили всего-навсе­го соответственно 17 и 19 машин. В воздухе состоялось около 400 воздушных боев. Израиль призна­ет в них потерю лишь 21 машины и утверждает, что его летчики сбили 335 арабских самолетов, две трети из этого количества пушеч­ным огнем, а остальные ракетами AJM-9 «Сайдуиндер» или их ана­логами израильского производ­ства IAI «Шафрир», выпущенными с близкой дистанции. Соб­ственными ракетами у Израиля были уничтожены два самолета, а у арабов — 58.

Вер­толеты составляют отдельную ста­тью потерь.

Египтяне потеряли 42 винтокрылых машины, сирий­цы — 13, а израильтяне — 6.

Йом Киппур возвестил о начале новой эры воздушных войн, и египетская слож­ная, многоуровневая система ПВО чуть было не одержала верх над израильской авиацией. Эта война и ее итоги стали предметом всестороннего анали­за со стороны специалистов раз­ных стран, сделавших соответ­ствующие выводы. Должное вни­мание было уделено советским ЗРК. Более очевидной стала роль средств радиолокационного про­тиводействия в повышении веро­ятности успешного выполнения боевой задачи. Ракеты с лазерной или телевизионной ГСН, которые были с успехом опробованы во Вьетнаме, получили гораздо более широкое признание ввиду явной эффективности воздействия, показанной ими при нанесении то­чечных ударов израильскими ВВС во второй фазе войны. Беспилот­ные самолеты-разведчики, ис­пользованные Израилем для сбо­ра информации, стали неотъемле­мой принадлежностью любой современной армии.

http://www.modernarmy.ru/article/132

наверх