1881 - Начало работы отдела Воздухоплавательного отдела Императорского Русского технического общества (ИРТО). |
1913 - Начало работы воздухоплавательных курсов для офицеров-лётчиков при Московском обществе воздухоплавания (МОВ). |
1918 - Вышел декрет Совнаркома «О рабоче-крестьянской Красной Армии» и в т. ч. РККВФ. |
1919 - Родился Френсис "Габби" Габрески (Francis S. Gabby Gabreski). Лучший американский ас летавший на европейском театре боевых действий. Всего 28 побед (плюс 6 личных и одна групповая победа в Корее). Летал на истребителях Р-40, Spitfire и Р-47. Первая победа - 24 августа 1943 года. Награжден Крестом за выдающиеся заслуги, Серебряной звездой. Умер 31 января 2002 года.
1924 - В Москве состоялось открытие первой выставки безмоторной авиации и выставлялись планеры — участники первых состязаний в Крыму: рекордный Константина Константиновича Арцеулова, планер Вячеслава Павловича Невдачина, «Коршун» Игоря Павловича Толстых, «Макака» Николая Дмитриевича Анощенко и «Маори» Сергея Николаевича Люшина.
1925 - Постановлением СТО N 121 авиационный отдел Главвоенпрома (Главкоавиа) был упразднён и вместо него был создан Государственный трест авиационной промышленности (Авиатрест), получивший широкую самостоятельность.
1928 - С 28 января начались (проходили по 2 апреля 1928 года) в НИИ ВВС испытания самолёта И2-М5.
1935 - Совершил первый полёт гражданский авиалайнер Potez 62, созданный на основе военного самолёта Potez 54. Он сохранил высокорасположенное подкосное крыло модели Potez 54, которое было присоединено к фюзеляжу измененной конструкции и великолепной аэродинамической формы. Командир и второй пилот располагались бок о бок, за ними находились два салона, вмещавшие до 16 пассажиров. Серийный самолёт с двигателем Gnome-Rhône 14Kirs мощностью 820 л.с. получил обозначение Potez 620.
1936 - Совершил первый полёт лёгкий бомбардировщик Gourdou Leseurre GL-432.
1938 - Начальник ВВС Яков Владимирович Смушкевич утвердил Тактико-технические требования к военному варианту самолёта Дуглас DC3.
1940 - 28-29 января советские войска прорвали вторую полосу линии Маннергейма.
1940 - В НИИ ВВС закончились контрольные испытания стрелкового вооружения двух головных серийных самолётов И-153 «Чайка».
1941 - Вышел приказ НКАП N 88 о строительстве модификации ЛаГГ-3 (вместо ЛаГГ-1 — ВМ).
1942 - Народный комиссар ВМФ Николай Герасимович Кузнецов выпустил директиву N 0024/0022 о мерах по прикрытию с воздуха транспортов в районе Мурманска. Начало поставок по ленд-лизу вооружения северным путём.
1942 - Нанесён первый удар с воздуха по линкору "Тирпиц". Девятка английских «Галифаксов» сбросила на его стоянку в Аасфьорде 45 тонн бомб без единого попадания. В ночь с 29 на 30 января 1942 года семь «Стирлингов» повторили налёт, и снова безрезультатно. В теснине фьорда обнаружить и поразить одиночный корабль с классического высотного бомбометания было, необычайно сложно.
1943 - Cостоялся первый вылет самолёта МиГ-5 (ИТ) - второго экземпляра истребителя ДИС-200 с моторами М-82, пилотировал лётчик-испытатель Виктор Никитович Савкин. Испытания ДИС-200 (ИТ) прервались 10 февраля из-за ненормальной работы беспоплавковых карбюраторов БП-82, которые 25 февраля были сняты с обоих моторов и отправлены в ЦИАМ для регулировки. С 6 по 8 марта проводились работы по установке на самолёт отрегулированных карбюраторов. В связи с тем, что лётный состав ОКБ был занят испытаниями других самолётов, полёты на ДИС-200 (ИТ) так и не возобновились, а работы по нему вскоре свернули. Всего на самолёте было выполнено 14 полётов. Последняя гонка моторов на земле состоялась 12 мая 1943 г. В октябре по указанию НКАП с самолёта сняли винты и отправили в ЛИИ.
1943 - Капитану Сергею Гавриловичу Литаврину, «добывшему» первый трофейный FW-190 (12 января 1943), 28 января 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. Лётчик-истребитель, полковник. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Был командиром эскадрильи 158 иап ПВО. С 1944 г. летал на самолёте «Липецкий комсомолец». Совершил 462 боевых вылета, в 90 воздушных боях сбил лично 19 и в группе 5 самолётов противника. После войны продолжал служить в авиации ПВО. Погиб в авиакатастрофе 04.02.1957. Похоронен 7 февраля в Липецке на Преображенском кладбище...
1946 - Начало испытаний Ла-9.
1950 - Родился Леонид Константинович Каденюк, лётчик-космонавт, лётчик-испытатель, генерал-майор ВВС Украины. Окончил Черниговское высшее военной авиационное училище лётчиков. Закончил школу лётчиков-испытателей. С 1982 космонавт-испытатель группы многоразовых космических систем. В 1983 году был отчислен из отряда космонавтов за "низкий моральный уровень" (развод с женой). Командир звена в Липецком центре переучивания и боевого применения военных лётчиков. Лётчик-испытатель Государственного лётно-испытательного центра (ГЛИЦ) ГКНИИ ВВС г. Ахтубинск. В 1988 году вторым набором зачислен в группу космонавтов-испытателей ГК НИИ ВВС. Проходил индивидуальную подготовку по программе «Буран». В 1996, в звании полковника, отчислен из группы космонавтов ГКНИИ ВВС по собственному желанию в связи с принятием украинского гражданства. Включен в группу украинских космонавтов для прохождения подготовки к полетам на космических кораблях «Space Shuttle». В 1997 году совершил космический полёт в качестве «БАЛАСТА» специалиста по полезной нагрузке на космическом корабле «Columbia». Умер 31 января 2018 года.
1955 - Начало государственных испытаний Ка-15 в НИИ-15 ВМФ. Ведущий инженер — Н.С.Погольский, ведущий лётчик-испытатель — Евгений Александрович Гридюшко.
1964 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной cорок четвёртый испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15". Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Роберт Эйткен Рашуорт(Robert Aitken Rushworth). Максимальная высота подъёма составила 32736 м, максимальная скорость 5821 км/ч.
1965 - Завершился этап государственных испытаний Ту-22У с рекомендацией о принятии учебной модификации на вооружение. Самолёт проходил заводские испытания с 4 ноября 1961-го по 28 апреля 1963 г. В июне он в течение недели находился на специальных испытаниях в НИИ ВВС. С 23 июля начался этап государственных испытаний на другой машине, № 602. Но 27 июля полёты всех Ту-22 запретили из-за катастрофы одного из Ту-22Р Дальней авиации (первую машину военные потеряли 18 августа 1962 г. в ЛИИ). Спустя 19 дней испытания продолжились и завершились 28 января 1965 г. с рекомендацией о принятии учебной модификации на вооружение. К этому времени серийные Ту-22У уже поступали в ВВС. Чуть позже, но в том же 1965 г., на учебные машины стали устанавливать оборудование для дозаправки топливом в полёте и более мощные ТРД РД-7М2. Такие самолёты получили обозначение Ту-22УД.
1967 - Завершены государственные испытания двигателя Д-30 для пассажирского самолёта Ту-134.
1970 - Катастрофа Ан-24Б (с бортовым номером 47701) Якутского УГА в р-не Батагая, в результате чего погибли 34 человека.
На участке Чокурдах—Батагай полёт проходил ночью на эшелоне 5700 метров и в простых метеоусловиях. На борту находились 28 пассажиров.
Подходя к аэропорту Батагай, экипаж вышел на связь с диспетчером и доложил о расчётной точке начала снижения, в ответ на что диспетчер дал разрешение снижаться до высоты 2700 метров. Также он указал местоположение самолёта относительно аэропорта: удаление 125 километров, азимут 40° (северо-восток). Обязанности диспетчера на командно-диспетчерском пункте (вышке) аэропорта исполнял руководитель полётов, когда с Ан-24 доложили о занятии высоты 2700 метров. Тогда руководитель полётов уточнил у экипажа удаление и время подхода, а также наблюдают ли они полосу. Экипаж ответил утвердительно, намереваясь выполнить заход на посадку по магнитному курсу 47° с прямой. После получения утвердительного ответа о наблюдении полосы, руководитель полётов разрешил снижаться до высоты 600 метров. Экипаж подтвердил получение информации о снижении до 600 метров, после чего связь с самолётом пропала.
В 40 километрах от аэропорта летящий со скоростью 340—350 км/ч на высоте 1020 метров (808 метров над уровнем аэродрома) Ан-24 с малым левым креном (2—3°) и с углом тангажа 7° врезался в гору высотой 1081 метров в районе реки Адыча. Пилоты в последний момент увидели опасность и потянули штурвалы на себя, но, из-за рельефа местности и продолжающегося по инерции снижения, не смогли избежать столкновения. Авиалайнер врезался в склон крутизной 11—12° и полностью разрушился.
Причины: преждевременное снижение ниже минимально безопасной высоты ночью над горным районом, разрешенное диспетчером в нарушение НПП ГА-66 и инструкции по производству полётов на аэродроме Батагай. Отсутствие контроля за снижением самолёта со стороны руководителя полетов. Вероятно, экипаж перепутал населённые пункты при визуальном ориентировании.
1971 - Капитан II ранга ВМС США Дональд Х. Лилиенталь на P-3C Orion установил мировой рекорд скорости для тяжёлых самолётов с турбовинтовыми двигателями. На дистанции 15–25 километров он достиг скорости 501 мили в час (806,3 км/ч), побив рекорд советского Ил-18 в мае 1968 года - 452 мили в час (727,4 км/ч).
1973 - Последний налёт на территорию ДРВ бомбардировщики В-52 совершили 28 января 1973 г. за несколько часов до подписания Парижских мирных соглашений о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Противопартизанские действия стратегическая авиация США продолжала всю весну и почти все лето 1973 г. - до 15 августа. Бомбёжкам подвергались не только объекты, расположенные на территории Южного Вьетнама, но и в Лаосе и Камбодже. Окончательно стратегические бомбардировщики покинули Индокитай лишь весной 1975 г., когда в США вернулись последние 30 B-52D из Таиланда и 15 B-52D с Гуама.
1980 - Первые истребители F-16 стали поступать в ВВС Дании.
1982 - Cостоялся первый полёт многоцелевого вертолёта McDonnell Douglas MD 500E. Серийное производство вертолёта было начато в декабре 1982 года. Вертолёт сменил на конвейере модель MD 500D. В конце 1998 года на вертолёт установили новый газотурбинный двигатель Allison 250-C20R мощностью 336 кВт.
1982 - При выполнении испытательного полёта на аэродроме ЛИИ МАП Жуковский потерпел катастрофу стратегический бомбардировщик Ту-95М-55. Самолёт был обледеневшим. Перед полётом его не обработали специальным противообледенительным составом. Прилетающие борты сообщали об обледенении. Одному из друзей командир корабля Николай Кульчицкий сказал: «Попробуй не полети! Руководство лишится премий!» А в руководстве не нашлось умного человека, который бы запретил лететь и не вынуждал бы лётчика брать на себя ответственность. Не должен был давать разрешение на взлёт и руководитель полётов. На взлёте, в момент отрыва от земли, самолёт задрал нос и свалился на левое крыло.
Погиб экипаж в составе 10 человек: КВС – Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1979) Герой Советского Союза (1977) Кульчицкий Николай Евгеньевич (р. 1929); ПКК – лётчик-испытатель Шкатов Виктор Ильич (р. 1941); Штурман-навигатор – штурман-испытатель Шевцов Александр Семёнович; Штурман-оператор – штурман-испытатель Николаичев Александр Николаевич; Бортрадист-испытатель Горсткин Игорь Николаевич; Бортинженер-испытатель Жилин Александр Азарович; Ведущий инженер Серман Валерий Эдуардович; Бортэлектрик-испытатель Амплеев Виталий Яковлевич; Бортмеханик-испытатель Сунгатулин Хайдар Измайлович; Бортмеханик-испытатель Макаров Константин Павлович.
1984 - Катастрофа Ан-24РВ (CCCP-47310), а/п Ижевск, Уральское УГА, Ижевский ОАО
Ночью в ПМУ перед снижением с эшелона 4200 м после выключения автопилота экипаж определил полный отказ управления рулем высоты от штурвальной колонки. Командир принял решение выполнять заход на посадку, используя триммер руля высоты, о чем доложил диспетчеру. В первом заходе с закрылками, выпущенными на 15º, с высоты выравнивания на скорости 270 км/ч из-за раскачки самолёта по тангажу и появления кабрирующего момента экипаж ушёл на второй круг.
При повторном заходе на выравнивании при скорости 250 км/ч и закрылками, выпущенными на 15º, самолёт вновь начал раскачиваться по тангажу. Для устранения раскачки экипаж триммером отклонил руль высоты до плюс 15º, который в последующем энергично, за 2 сек, отклонился до упора на кабрирование. В дальнейшем угол тангажа увеличился и самолёт на скорости 215 км/ч и перегрузке 1.68 ед. свалился на правое крыло на высоте 3-5 м, столкнулся с землей недалеко от ВПП и разрушился, Перед ударом об землю пилот лишь сумел уменьшить крен с 60º до 15º. В катастрофе погибли 4 человека (второй пилот и три пассажира), ещё 35 (2 члена экипажа и 33 пассажира) были ранены...
Отказ системы управления рулем высоты произошёл из-за рассоединения тяги 763 АН-3-14/1249 1374 с качалкой 24-5108-20-3 в результате самопроизвольного отворачивания гайки их болтового соединения и последующего выпадания болта. Гайка отвернулась под действием вибрационных нагрузок из-за неустановки контровочного шплинта, предусмотренного технической документацией, при выполнении капитального ремонта на заводе №403.
1986 - Спустя 73 секунды после взлёта на глазах всего персонала космодрома и родственников экипажа взорвался американский космический челнок «Челленджер» с семью астронавтами на борту. Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твёрдотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака. Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга, что привело к его разрушению в результате действия нештатных аэродинамических нагрузок. Вопреки распространённому заблуждению, мгновенного взрыва всего топлива не произошло: горение компонентов топлива происходило в основном после полного разрушения бака и шаттла. Боковые ускорители уцелели и некоторое время летали вокруг, пока не были уничтожены командой с Земли. Кабина экипажа, более прочная, чем орбитальный модуль в целом, также осталась целой, но, скорее всего, разгерметизировалась. Обломки челнока упали в Атлантический океан.
1988 - Рекордный кругосветный перелёт на пассажирском самолёте Боинг 747. B-747 стартовал с аэродрома Сиэттл, на борту которого находились 100 пассажиров. После двух посадок на о. Тайвань и в г. Афины самолёт вновь приземлился в Сиэттле 30 января, через 36 с 54 мин 15 с после начала полёта. Было пройдено 36 586 км. Рекорд предыдущего кругосветного перелёта был улучшен почти на 9 часов.
2005 - Boeing объявил, что 7Е7 будет выпускаться под названием Боинг 787.
Свежие комментарии