1895 - Родился Молоков Василий Сергеевич — советский полярный лётчик и военачальник, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году, третий Герой Советского Союза (20.04.1934). Генерал-майор авиации (4.06.1940). Совершил ряд дальних перелётов в Заполярье. В 1937 году в качестве командира экипажа самолёта ТБ-3 участвовал в высадке папанинцев на Северный полюс.
Вновь в армии с ноября 1936 года. В марте 1938 – апреле 1942 – начальник Главного Управления ГВФ. В июне 1942 – уполномоченный Государственного комитета обороны по проверке хода строительства авиационной трассы Аляска – Сибирь. В 1942-1943 – начальник Лётно-исследовательского института.Участник Великой Отечественной войны: в мае-июне 1943 года стажировался в должности командира 244-й бомбардировочной авиационной дивизии (Юго-Западный фронт), в июне 1943 – мае 1945 – командир 213-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии (Западный и 3-й Белорусский фронты). Участвовал в Орловской, Смоленской, Белорусской, Мемельской, Гумбинненской и Восточно-Прусской операциях. После войны до декабря 1945 года продолжал командовать бомбардировочной авиадивизией (в Белорусском военном округе). В 1946-1947 – заместитель начальника Главного управления гидрометеослужбы при Совете министров СССР. С августа 1947 года генерал-майор авиации В.С.Молоков – в запасе.Жил в Москве. Умер 29 декабря 1982 года. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище... 1903 - Родился Георгий Михайлович Бериев (Бериашвили) — советский авиаконструктор. Генерал-майор инженерно-технической службы (27.01.1951). Лауреат Сталинской премии (1947). Доктор технических наук (1961). В октябре 1934 года назначен Главным конструктором авиационного завода № 31 имени Г. Димитрова и начальником ОКБ морского самолётостроения (Таганрог). Под его руководством до Великой Отечественной войны были созданы самолёты: Сталь-6, Сталь-7; гидросамолёты: МБР-2, МП-1, МП-1Т, корабельные катапультные КОР-1 и КОР-2, МДР-5, МБР-7, ЛЛ-143.Из послевоенных работ следует выделить многоцелевую летающую лодку Бе-6 (стояла на вооружении свыше 20 лет), первый в мире реактивный гидросамолёт Р-1, ставший прототипом для реактивной летающей лодки — бомбардировщика и торпедоносца Бе-10, самолёт-амфибию на подводных крыльях Бе-8, противолодочного самолёта-амфибии Бе-12 («Чайка») (с его модификациями стоит на вооружении с начала 1960-х годов по настоящее время — 2019 год, на самолёте установлено 49 мировых рекордов), также пошедшую в серию амфибию Бе-12ПС. Остались опытными или малосерийными экземплярами Бе-14, пассажирский Бе-30 (Бе-32), опытный самолёт-снаряд П-10.Умер 12 июля 1979 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище... |
1911 - Родился Евгений Алексеевич Иванов — советский авиаконструктор, Герой Социалистического Труда (1976), доктор технических наук(1970), лауреат Ленинской(1967) и Государственной премий СССР(1975). Принимал участие в создании многих самолётов семейства Су. Руководил постройкой истребителей-перехватчиков Су-11, Су-15, Су-15ТМ, штурмовика Су-25, истребителя-перехватчика Су-27.Когда в 1975 году умер Павел Осипович Сухой, Иванов занял его должность.В январе 1983 года вышел на пенсию. Скончался 10 июля того же года, похоронен на Кунцевском кладбище Москвы... |
1913 - На втором британском авиашоу в Лондоне впервые был показан экспериментальный боевой биплан No 1 (E. F.B.1) Destroyer фирмы Викерс. 19 ноября 1912 года Виккерс получил от Адмиралтейства контракт на экспериментальный боевой биплан, вооруженный пулемётом. Необходимость размещения стрелка в носовой части самолёта привела к выбору фюзеляжной гондолы с двигателем с толкающим винтом. Двигатель - восьмицилиндровый V-образный Wolseley мощностью 80 л. с. |
1919 - Первый полёт пассажирского лайнера Vickers 66 Vimi Commercial, рассчитанного на 10 пассажиров.
|
1923 - Родился Чарльз Элвуд Йегер (англ. Charles Elwood Yeager), более известный как Чак Йегер (англ. Chuck Yeager), также встречается вариант написания Чак Игер — американский ас Второй мировой войны, лётчик-испытатель, в дальнейшем генерал военно-воздушных сил США.14 октября 1947 года Йегер на самолёте Bell X-1 стал первым человеком, превысившим скорость звука в управляемом горизонтальном полёте. Впоследствии он внёс большой вклад в развитие военной авиации и космонавтики в США. Его авиационная карьера продолжалась более чем 60 лет, и за это время он успел побывать в самых разных уголках земного шара, включая Советский Союз во времена холодной войны. Участвовал в бомбардировках Вьетнама.Бригадный генерал Чарлз Йегер умер на 98 году жизни 7 декабря 2020 года. |
1928 - Родился Алексей Борисович Философов — лётчик-испытатель 1-го класса (1965), лейтенант запаса. |
1931 - Родился Олег Васильевич Гудков — лётчик-испытатель 1 класса, Герой Советского Союза (1971).
|
1934 - В результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов, координаты места 68°18′05″ с. ш. 172°49′40″ з. д. Началась операция по спасению челюскинцев с помощью авиации.Спасение его экипажа стало одной из самых волнующих, героических страниц советской эпохи. Всех участников экспедиции, показывая чудеса героизма, спасли семь отважных авиаторов - Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев, Иван Доронин, Михаил Водопьянов и командир отряда Николай Каманин. Анатолий Васильевич Ляпидевский, первым совершивший посадку в "лагерь Шмидта" 5 марта, за один рейс вывез 10 женщин и 2 детей. |
1939 - Родился Валерий Ильич Рождественский — 38-й советский лётчик-космонавт, 81-й космонавт мира, бортинженер космического корабля «Союз-23» (1976), Герой Советского Союза(5 ноября 1976), полковник-инженер. Служил на Балтийском флоте. В 1965 г. зачислен в отряд космонавтов. 14-16 октября 1976 г. вместе с В.Д.Зудовым совершил космический полёт на корабле «Союз-23». Во время посадки КК спускаемый аппарат приводнился на замерзшее озеро Тынгиз (Казахстан). Единственный случай приводнения при посадке отечественного пилотируемого КК с экипажем на борту (кстати, Рождественский по военной специальности - водолаз, единственный в отряде космонавтов)). Работал в Центре управления полётами, был начальником отдела Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Жил в Звёздном городке. Умер 31 августа 2011 года после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен 3 сентября 2011 года на кладбище села Леониха Щёлковского района Московской области... 1943 - Первое боевое применение истребителя Vought F4U “Corsair”. Над Соломоновыми островами самолёты эскортировали бомбардировщики PB4Y-1 “Liberators” (обозначение флота США В-24) при налёте на остров Бугенвиль.
1943 - Постановление Государственного Комитета Обороны № 2880 « О формировании авиакорпусов резерва Ставки Верховного Главнокомандования». |
1945 - В ночь на 14-е воздушные силы союзной авиации, общим числом 1100 бомбардировщиков, провели массированную бомбардировку Дрездена. Сброшено 3749 тонн бомб. Площадь зоны полных разрушений в Дрездене в 4 раза превышала площадь зоны полных разрушений в Нагасаки. Целью бомбардировки были железнодорожные сортировочные узлы. В результате город подвергся наибольшему, из городов за всю Вторую мировую, разрушению. Под руинами и в пожарах погибло около 60 000 человек.
1950 - Тихий океан, Паджет Саунд, Вашингтон. На бомбардировщике ВВС США В-36 с ядерным оружием на борту при следовании с Аляски на авиабазу в штате Техас на высоте 2400 метров из-за сильного обледенения загорелся один из двигателей. Экипаж сбросил ядерный снаряд с высоты 8000 футов в океан, а затем покинул самолёт на парашютах. Химическая взрывчатка детонирует. 1956 - Первый полёт первого прототипа экспериментального резинового надувного самолёта GA-33 Inflatoplane (N39635) (компания Goodyear, США). 1958 - Ту-104 стартовал в первый (технический) рейс по трассе Москва – Владивосток, одной из самых протяжённых в Советском Союзе.
1961 - Состоялся полёт самолёта "Мираж" IIIO,лётчик-испытатель Dassault Жана-Мари Сагет. Это была модификация Миража III с двигателем Роллс-Ройс Авон RB. 146 для ВВС Австралии. Через два дня самолёт развил скорость 2.03 М на высоте 15240 м. Повышение тяги было налицо, т.к. максимальные данные на "Мираже" IIIА были получены с помощью ракетного ускорителя. Австралийские ВВС получили 50 перехватчиков Mirage IIIO(F), 50 истребителей-бомбардировщиков Mirage IIIO(A) и 16 спарок Mirage IIID, но в 1967-1970 годах все Mirage IIIO(F) были модернизированы в Mirage IIIO(A). Самолёты Mirage III состояли на вооружении 3-й (Буттерворт, Малайзия), 75-й (Дарвин) и 77-й (Вильямтаун) эскадрилий. В 1984 году австралийские ВВС начали получать F/A-18 Hornet, сменившие Mirage III, последний из которых сняли с вооружения в 1988 году. 1966 - Первый полёт серийного Ил-62 (CCCP-86661), лётчик-испытатель Борис Вячеславович Машковцев. Построен в Казани, на авиазаводе №22. 1967 - На аэродроме Тегель во французской зоне оккупации Западного Берлина приземлился секретнейший на тот момент советский истребитель МиГ-21ПФМ. Самолёт был новенький - прямо с подмосковного завода "Знамя Труда". Пилотировал его капитан Фёдор Зиновьев. Приземлившись, капитан Зиновьев понял, что прилетел не туда: на стоянках стояли самолёты чужих типов с опознавательными знаками ВВС Франции и США. МиГ сбросил тормозной парашют и стал разворачиваться, чтобы взлететь по той же полосе, на которую приземлился. Но ВПП уже перегородили джипами и пожарными машинами - на аэродроме не верили своей удаче. Делать было нечего: истребитель вновь развернулся, включил форсаж и, разогнавшись по узкой и короткой рулёжной дорожке, свечой ушёл в небо. Помимо прочих достоинств, модификация МиГ-21ПФМ предназначалась для работы с грунтовых аэродромов. Благодаря системе обдува закрылков взлётно-посадочные характеристики истребителя были значительно улучшены. Командир 16-й гвардейской истребительной авиационной дивизии после позвонил Зиновьеву и сказал: "Что сел в Тегеле - дурак, а что удрал - молодец", и распорядился Зиновьева не наказывать. 1972 - Начало использования Кубинских аэродромов советской авиацией. К восточному побережью США вылетели два Ту-95РЦ с разведывательной миссией. 1973 - Запуск в производство на «Росвертоле» ударного многоцелевого вертолёта Ми-24.
В 13:25 на эшелоне 8000 м МиГ-25 начал разгон, затем занял одну с целью высоту на дистанции 110 км. В ответ "цель" развернулась на обратный курс и оставила за собой плотное облако дипольных отражателей, образовавшее пятно засветки на экране РЛС наведения. МиГ-25 продолжал преследование отходящих на юг разведчиков. Через минуту из "облака" помех вышла ещё одна цель (наземный высотомер дал первую засечку на 3.000 м). Это был израильский F-15, находившийся до этого в засаде за высоким горным хребтом. |
1985 - Состоялся первый полёт МиГ-29 («9-14») конструкции ОКБ Артём Иванович Микояна, лётчик-испытатель Токтар Онгарбаевич Аубакиров. От предыдущих вариантов самолёт отличался новой системой управления вооружением, в которую была включена лазерно-телевизионная прицельная система (ЛТПС) "Рябина" в подвесном контейнере (такую аппаратуру планировалось применить и на модернизированных истребителях-бомбардировщиках МиГ-27М, а также на перспективных лёгких штурмовиках "101" ММЗ им. А.И.Микояна и Як-58 ММЗ "Скорость"). Состав вооружения "9-14" был дополнен управляемыми средствами поражения наземных целей - ракетами Х-25МЛ, Х-25МП, Х-29Л, Х-29Т и Х-31П, корректируемыми бомбами КАБ-500Кр и КАБ-500Л, а максимальная бомбовая нагрузка самолёта возросла до 4500 кг (были введены две дополнительные точки подвески вооружения под крылом и одна - под фюзеляжем, что позволило подвешивать на истребитель до девяти бомб ФАБ-500). Обнаружение и распознавание наземных целей планировалось осуществлять телевизионным каналом ЛТПС "Рябина", измерение дальности до них - входящим в её комплект лазерным дальномером. Для целеуказания полуактивным головкам самонаведения ракет Х-25МЛ, Х-29Л и корректируемых бомб КАБ-500Л предполагалось использовать лазерный канал ЛТПС "Рябина", а пассивным ГСН противорадиолокационных ракет Х-25МП и Х-31П - аппаратуру управления "Прогресс-Н", размещаемую в подфюзеляжном контейнере вместо ЛТПС "Рябина". 1985 - Катастрофа самолёта Ту-95РЦ, пилотируемого заместителем командира эскадрильи 169 смешанного авиационного полка ВВС ТОФ майором С.Д.Кривенко. Через 6 ч 33 мин после взлёта с аэродрома Камрань экипаж ведомого, следуя за ведущим на удалении 15 км с превышением 300 м, по световому мигающему маяку заметил, что ведущий перемещается со снижением вправо, а затем принял по радио: "Падаем, падаем! Кто меня слышит? Па..." Проследить за падением самолёта из-за облачности с верхней границей 2000 м. ведомый не смог. В район падения были направлены самолёты, корабли 17 опэск. Но все усилия были тщетны: экипаж в составе девяти человек погиб. Наиболее вероятная причина катастрофы - отказ двигателя правой силовой установки. Истинная причина не установлена из-за отсутствия регистратора бортовых параметров полёта. |
1990 - Достигший границ Солнечной системы Voyager I впервые фотографирует её «со стороны».
2007 - При взлёте из Внуково потерпел аварию Challenger CL-850. Он выполнял рейс бизнес-авиации Москва - Берлин. После взлёта перевернулся, упал на рулёжку и разрушился. Рейс выполнялся без пассажиров. Трое находившихся на борту получили травмы и своевременно были эвакуированы поисково-спасательным расчётом аэропорта и доставлены в больницу. Оказалось, что взлёт выполнялся с неисправным управлением разворота передней стойки шасси.
2013 - Катастрофа Ан-24 украинского авиаперевозчика «Южные авиалинии», осуществлявшего рейс Одесса - Донецк при посадке в Донецке. Из 52 человек на борту (считая экипаж) пятеро погибли, 26 обратились за медицинской помощью, из них девять госпитализировали. |
Этот день в авиации. 13 февраля
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии