На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 681 подписчик

Свежие комментарии

Этот день в авиации. 21 апреля

1914 - Первый выпуск новостей был снят с воздуха оператором Бентфилдом Чарльзом Хаксом(B. C. Hucks), который работал над фильмом Warwick Bioscope Chronicle Film в Англии. Он поднялся на высоту 400 метров от королевской яхты на борту Prince George, пересек Ла-Манш из Дувра, Англия, в Кале, Франция.

1918 - Погиб барон Манфред А́льбрехт фон Рихтгофен (Manfred Albrecht Freiherr von Richthofen) — германский лётчик-истребитель, ставший лучшим асом Первой мировой войны с 80 сбитыми самолётами противника.

USS Macon

1933 - Первый полёт USS Macon (ZRS-5), длительностью 13 часов. Это второй жёсткий дирижабль-авианосец ВМС США. Назван в честь города Мейкон, Джорджия, США, который в свою очередь получил название в честь политика Натаниеля Мэйкона. Вместе с дирижаблем «Акрон» являлся одним из самых больших дирижаблей в мире и самым большим воздушным кораблём, наполненным гелием.

Строительство было начато в 1931 году, а закончено в 1933 году. Потерпел крушение 12 февраля 1935 года.

Этот день в авиации. 21 апреля
1936
 - Выдан патент Боласа (RE 19 932 US PAT OFF), вскоре этот патент превратился в проект названный Dragonfly. Одним из направлений работы стала разработка самолёта с пропеллером большого диаметра, который бы устанавливался под крылом. Обеспечивая таким образом необходимую тягу. Позже обратились к идее установки двух винтов - сверху и снизу фюзеляжа. Так как необходимого двигателя мощностью 85-90 л.с. в США не существовало, поэтому Гарольд решил построить двигатель самостоятельно. Новый двигатель получил наименование Dragon IV-G. Осенью 1934 года самолет подвергся значительным модификациям. Были перенесены двигатели, изменена носовая часть. Однако Великая Депрессия не позволила построить даже небольшую партию таких самолётов.

1937 - Старт первого трансатлантического рейса коммерческого пассажирского авиалайнера. Martin M-130 авиакомпании Pan American Airways вылетел из залива Сан-Франциско, штат Калифорния, с 7 пассажирами, а затем летел над Тихим океаном через Гавайи, остров Мидуэй, остров Уэйк, Гуам, Манилу, Макао и прибыл в конечную точку маршрута, Гонконг, 28 апреля.

Этот день в авиации. 21 апреля

1938 - День основания ФГУП "ГНПП "Базальт". ФГУП "Государственное научно-производственное предприятие "Базальт", основан постановлением Комитета обороны при СНК Союха ССР от 21 апреля 1938 г. как ГСКБ-47, которое было преобразовано в 1966 г. в ГСКБп. В 1981 г. было преобразовано в НПО "Базальт", в 1991 г. - в ГНПП "Базальт", а в 1999 г. - во ФГУП "ГНПП "Базальт". ФГУП "ГНПП "Базальт" является одним из признанных мировых лидеров по разработке авиационно-бомбового вооружения, противотанковых и противодиверсионных морских гранатометных комплексов, минометных выстрелов всех типов и калибров и других видов боеприпасов.

1938 - Родился Геннадий Владимирович Мамонтов — лётчик-испытатель 2-го класса (1974), майор.

sunderland-10.jpg

1938 - Поднялась в воздух первая серийная многоцелевая летающая лодка S.25 Sunderland (L1258). Разработчик: Short, Великобритания. Вскоре вместе со вторым серийным экземпляром они подключились к испытаниям в Феликстоу. К ноябрю испытательный цикл завершился, что позволило сделать вывод о полном соответствии «Сандерленда» тактико-техническим требованиям. Летающая лодка имела все необходимые качества морского патрульного самолёта. От пассажирского прототипа она унаследовала объёмистый двухпалубный фюзеляж, благодаря чему большая дальность полёта сочеталась с хорошими условиями обитаемости. В распоряжении экипажа был камбуз, столовая и спальня на шесть коек, что дало повод военным лётчикам, не привыкшим к такому уровню комфорта, прозвать самолёт «летающим отелем». Компоновка пилотской кабины, включая расположение в ней контрольных приборов и органов управления, расценивалась пилотами как идеальная. Большая продолжительность полёта и неплохая для столь крупной машины манёвренность в сочетании с хорошим обзором делали Sunderland прекрасным патрульно-противолодочным самолётом.

Этот день в авиации. 21 апреля
1943
- Завершён беспосадочный перелёт на японском экспериментальном дальнем самолёте Ки 77 из Фусса под Токио до Сингапура протяжённостью 5330 км за 19 часов 13 минут.

Этот день в авиации. 21 апреля
1943
 - На Калининском фронте в составе 1-й воздушной армии начались войсковые испытания ЛаГГ-3 с пушкой НС-37(По 7 июня).

Fw200A.jpg
1945
 - Поспешно загруженный багажом генеральном штаба, последний Focke-Wulf Fw.200 Condor стартовал на Барселону через Мюнхен. Его пилот - флюг-капитан Кюнстль - был уверен в отсутствии угрозы со стороны истребителей союзников из-за плохой погоды на маршруте. Самолёт благополучно достиг Мюнхена, взлетел и исчез.Расследование обстоятельств его исчезновения велось в Германии, Испании и Швейцарии в течение нескольких лет, но только в 1954 г загадка была решена. В Баварии под Пизенкофеном были найдены доказательства того, что горящий самолёт рухнул на землю, погребя всех своих пассажиров.

yak16-5.jpg
1947
 - Главным конструктором завода №464 (к тому времени ставшего опытным) назначили Александра Сергеевича Яковлева, сохранив за ним должность главного конструктора ОКБ-115. ОКБ и завод в это время занимались проектированием и постройкой пассажирского самолёта Як-16.

Этот день в авиации. 21 апреля
1947
 - Совершил первый полёт французский лёгкий самолёт РА-204 Cigale-Major. Он имел цельнодеревянную конструкцию и был выполнен по схеме свободнонесущего высокоплана с обычным хвостовым оперением и трёхстоечным неубирающимся шасси с хвостовой опорой. Самолёт был оснащён двигателем Renault 4 Pei (производства фирмы SNECMA), а в закрытой кабине могли разместиться четыре человека.

Этот день в авиации. 21 апреля
1948
-
Катастрофа С-47 Восточно-Сибирского управления ГВФ между Тахтамыгдой и Тындой, КВС Саломатин.
Заместитель командира отряда по лётной службе Быков, вмешавшись в работу экипажа и Читинского аэропорта, принял решение на вылет, несмотря на нелётную погоду. Экипаж, попав в тяжёлые метеорологические условия и при тряске правого мотора, снизился до бреющего полёта для вынужденной посадки. Самолёт ударился о препятствие и потерпел катастрофу. Из экипажа погибло 3 из 6 человека...

Причины катастрофы: 1) Тряска правого мотора, которая вызвала переход в одномоторный полёт на бреющем полёте при незафлюгированном винте. 2) Выпуск самолёта из а/п Тахтамыгда на розыски Ли-2 при погоде на трассе ниже установленного минимума. 3) Проявленная недисциплинированность со стороны зам. к-ра 11 ато, выразившаяся в принуждении экипажа совершать полёт при явно плохих метеоусловиях.

Этот день в авиации. 21 апреля

1949 - Первый полёт самолёта Leduc 0.10 с работающим двигателем, первый планерный полёт самолёта был осуществлён 19 ноября 1946 года. Leduc 0.10 был первым пилотируемым летательным аппаратом с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, реализованным в соответствии с идеей так называемого моноблочного самолёта, в котором силовая установка является не отдельным узлом, а частью конструкции планера. Этот самолёт во время полёта на высоте 11 000 м достиг скорости 808 км/ч при тяге двигателя, составляющей лишь половину расчётной. Р. Ледюк свои первые работы над прямоточными воздушно-реактивными двигателями начал ещё в 1929 г, а первый опытный самолёт сконструировал в 1937 году. Однако строительство первого опытного образца Leduc 0.10-01 было завершено лишь в 1945 году. На самолёте Leduc 0.10 применялся прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Он запускался с самолёта Languedoc на скоростях свыше 320 км/ч.

Этот день в авиации. 21 апреля

1949 - Запуск геофизической ракеты Р-1А на высоту 110 км.

Этот день в авиации. 21 апреля
1950
 - Поднялась в воздух первая серийная Canberra B.2 под управлением лётчика-испытателя П.Бьюмонта. В мае 1951 года "Канберра" поступила на вооружение эскадрильи Королевских ВВС, причём 101-я эскадрилья была первой, получившей этот тип.

Этот день в авиации. 21 апреля

1951 - Родился Александр Иванович Лавейкин — советский космонавт. Герой Советского Союза(30.07.1987), Лётчик-космонавт СССР №61.

После школы поступил в Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана на машиностроительный факультет по специальности «Производство космических аппаратов», которое закончил в 1974 году. После училища работал в конструкторском бюро, где принимал участие в создании и испытании космической техники. В 1978 году принят в отряд космонавтов, где прошёл полный курс общекосмической подготовки и курс подготовки к космическим полётам на космических кораблях «Союз ТМ» и орбитальных станциях «Мир» и «Салют». Первый космический полёт совершил 6 февраля 1987 года к орбитальной станции «Мир» в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-2» (командиром корабля был Юрий Викторович Романенко). На станции проработал до 30 июля 1987 года, после чего вернулся на Землю с советско-сирийским экипажем экспедиции посещения. Общая длительность полёта составила 174 суток 3 часа 25 минут и 56 секунд. Во время пребывания на станции Александр Лавейкин три раза выходил в открытый космос, где провёл в общей сложности 8 часов 48 минут.
В отряде космонавтов проработал как инструктор-космонавт-испытатель 2-го класса до 28 марта 1994 года. Ушёл в связи с выходом на пенсию по выслуге лет. Проживает в Москве, является президентом региональной общественной организации Героев Советского Союза, лётчиков-космонавтов СССР «Аэрокосмос XXI век», заместителем директора Мемориального музея космонавтики по пилотируемой космонавтике.

Этот день в авиации. 21 апреля
1955
 - Cостоялся первый полёт самолёта DC-7B. DC-7B - дальнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный американской фирмой Douglas. После варианта DC-7 последовала модификация DC-7В,имевшая только незначительные изменения. Наиболее важным было то, что гондолы двигателя были более вытянуты назад, что позволяло установить седловидные баки в хвосте гондол, сделанных из нового металла - титана. 13 июня 1955 года компания Pan American торжественно открыла беспосадочные рейсы Лондон - Нью-Йорк на самолётах DC-7В. Всего было построено 112 самолётов DC-7.

Этот день в авиации. 21 апреля

1956 - Поднялся в воздух первый опытный палубный истребитель-бомбардировщик XF5D-1 Skylancer (Разработчик: Douglas, США).

"Небесный Улан" оказался гораздо более резвым, достигнув на высоте 10670 м числа М=1,44. Увеличение максимальной скорости полёта достигалось за счёт нового двигателя J57-P-12 с тягой (по различным источникам) от 6000 до 7257 кгс и улучшения аэродинамики. Крыло самолёта стало более тонким, изменилось остекление фонаря. Более острой сделали носовую часть - все это снизило общее лобовое сопротивление истребителя. Казалось, новый самолёт ждёт благополучная судьба, и вскоре последовал первый предварительный заказ на 17 предсерийных машин. Однако строевые полки так и не дождались "Скайлэнсеров". В то время ВМФ США проводил конкурс на новейший реактивный палубник. Соперником "Улана" стали "Грумман" F11F-2 "Супер Тайгер" и "Воут" F8U "Крусэйдер". Победителем неожиданно для всех назвали F8U, который значительно уступал "Скайлэнсеру" в скорости. Причина такого выбора была простой - фирма "Дуглас" имела огромный пакет заказов и финансовых трудностей не испытывала.

Этот день в авиации. 21 апреля

1961 - Первый успешный пуск МБР Р-9А разработки ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва с временной стартовой площадки № 71 Байконура - ГЧ дошла до Камчатки (полигон «Кура»).

Этот день в авиации. 21 апреля

1961 - Первый полёт опытного истребителя-перехватчика Е-152 ОКБ-155 Артёма Ивановича Микояна,лётчик-испытатель Георгий Константинович Мосолов. Самолёт был дальнейшим развитием опытного Е-150 и создавался в рамках реализации программы высотных скоростных одномоторных истребителей-перехватчиков.

Этот день в авиации. 21 апреля

1961 - В США Роберт Майкл Уайт (англ. Robert Michael White) на ракетоплане Х-15 достиг скорости 4847 км/ч (М=4,62).

Этот день в авиации. 21 апреля

1962 - Родился Сергей Викторович Залётин — российский космонавт.Совершил два полёта в космос — командиром экипажа «Союз ТМ-30» и командиром «Союз ТМА-1», проведя в космосе в общём счёте 83 суток 16 часов 35 минут 25 секунд.

С 1983 по 1990 год служил лётчиком, позже старшим лётчиком и командиром авиационного звена в 32 ГвИАП 9-й ИАД ВВС Московского военного округа. В 1990 году был зачислен в отряд космонавтов, проходил специальную подготовку с октября 1990 по март 1992 года. 11 марта 1992 года был назначен космонавтом-испытателем. В 1992—1997 годах проходил программу подготовки к полёту на орбитальную станцию «Мир». Был назначен командиром экипажа, полёт которого намечался на август 1999 года, но экспедиция была отменена из-за недостатка средств.4 апреля 2000 года Залётин отправился в свой первый космический полёт. Он провёл 72 суток 19 часов 42 минуты 16 секунд на космическом корабле «Союз ТМ-30» и орбитальном комплексе «Мир», а также совершил один выход в открытый космос. 16 июня 2000 года экипаж вернулся на Землю.30 октября 2002 года совершил свой второй полёт в качестве командира экипажа «Союз ТМА-1» и четвёртой экспедиции посещения МКС. Провёл на орбите 10 суток 20 часов 53 минуты 9 секунд. 10 ноября 2002 года экипаж вернулся из экспедиции.20 октября 2004 года Сергей Викторович Залётин ушёл из отряда космонавтов в связи с избранием в депутаты Тульской областной думы.Проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа космического корабля «Союз ТМА-17М» и основного экипажа «Союз ТМА-19М», старт которых был запланирован в 2015 году. Приказом начальника ЦПК с 1 мая 2014 года переведён с должности инструктора-космонавта-испытателя на должность ведущего специалиста организационно-планового отделения отряда космонавтов ЦПК, выбыв из числа действующих космонавтов.

Этот день в авиации. 21 апреля

1962 - Пять мировых рекордов скорости для самолётов с ТВД на 10 000 км замкнутом маршруте без груза и с грузом 1, 2, 5 и 10 т. - 737,352км/час,лётчик-испытатель Иван Моисеевич Сухомлин на Ту-114.

Этот день в авиации. 21 апреля

1964 - Первый полёт немецкого административного самолёта HFB320 Hansa Jet. Этот самолёт, разработанный компанией "Hamburger Flugzeugbau GmbH" ещё до её объединения с фирмой "Messerschmitt-Bоlkow-Blohm G.m.b.H.", отличался очень необычной конфигурацией. Для увеличения полезного объёма кабины крылу придали обратную стреловидность в 15 градусов. За счёт такого решения основной лонжерон удалось провести через кабину за пассажирским салоном. Другими компоновочными особенностями самолёта являются топливные баки на законцовках крыла, Т-образное хвостовое оперение прямой стреловидности, убираемое трёхопорное шасси и установленные на пилонах в хвостовой части фюзеляжа два ТРД. На рынке гражданских самолётов компания MBB столкнулась с жёстокой конкуренцией, поэтому были разработаны несколько модификаций военного назначения - санитарно-эвакуационный, связной, лёгкий транспортный, для VIP-перевозок и радиотехнической разведки. Покупатель военных разработок был только один: ВВС ФРГ приобрели 16 машин из всех 47 построенных самолётов Hansa всех вариантов.  Восемь из них использовались исключительно как транспортные и были списаны в 1988 году. Остальные доработали в учебно-тренировочные самолёты РЭБ  и эксплуатировали до 30 июня 1994 года. Самолёт MBB HFB 320 Hansa спросом на рынке не пользовался - в том числе и из-за необычности внешнего облика. Хотя аварийность самолёта была довольно высока (семь из 47 построенных самолётов разбились, но главным образом из-за ошибок лётчиков), его конструкция отличалась прочностью. Тем не менее тревожную статистику игнорировать сложно, и это послужило ещё одной причиной низкого спроса на Hansa.

G-BADC Rollason Beta B.2A (9670532337).jpg

1967 - Первый полёт Rollason Beta. Это был британский цельнодеревянный сверхмалый гоночный моноплан, разработанный в 1960-х годах в Англии.

Tu-95RC.jpg

1970 - Экипажи Заслуженного военного лётчика СССР полковника Ивана Федоровича Гладкова и майора А.И.Старцева выполнили трансатлантический перелёт на Ту-95 РЦ с посадкой на кубинском аэродроме Хосе-Марти.

Этот день в авиации. 21 апреля
1971
 - На немецком экспериментальном самолёте с ВВП VJ-101С Х-2 достигли максимальной скорости, соответствующей М = 1,14. Исследования самолёта VJ-101С Х-2 были завершены 27 мая 1971 г., когда состоялся его 325-й полёт. После этого самолёт был передан в музей г. Мюнхена.

Этот день в авиации. 21 апреля

1976 - ВТС Ил-76 принят на вооружение ВВС СССР.

Этот день в авиации. 21 апреля

1977 - Завершены госиспытания ТРДД Д-36 ЗМКБ "Прогресс" для Як-42, Ан-72, Ан-74.

Этот день в авиации. 21 апреля

1989 - Катастрофа Ми-10К Тюменского УГА близ Ханты-Мансийска.Причиной катастрофы явилась потеря управляемости вертолёта в результате отрыва хвостового винта с хвостовым редуктором из-за попадания в него частей груза, транспортируемого на внешней подвеске. Командир вертолёта, бортмеханик и штурман погибли. Второй пилот получил серьёзные травмы, бортрадист и один пассажир получили незначительные телесные повреждения, второй пассажир невредим.

Этот день в авиации. 21 апреля

1994 - Лётчик-испытатель Юрий Михайлович Ващук совершил первый полёт первого серийного самолёта Су-31.

Этот день в авиации. 21 апреля

1996 - Ракетой Х-27ПС, выпущенной с российского самолёта Су-24, был убит Джохар Дудаев. Российские спецслужбы запеленговали сигнал от спутникового телефона Дудаева в районе села Гехи-чу в 30 км от Грозного. В воздух были подняты 2 штурмовика Су-24 с самонаводящимися ракетами. Предположительно, Дудаев был уничтожен ударом ракеты прямо во время разговора по телефону.

Этот день в авиации. 21 апреля
1999
 - Первый запуск с Байконура ракеты международной космической компании «Космотрас» РС-20 в рамках конверсионной программы. Запущен спутник UOSAT-12 (Великобритания).

Этот день в авиации. 21 апреля

2002 - Первый полёт автожира А-002«Иркут». Разработан конструкторами ОКБ лёгкой авиации Иркутского авиационного производственного объединения «Иркут». Он является первой самостоятельной разработкой в ОКБ лёгкой авиации ОАО «ИАПО».При скорости ветра более 12-15 м/с взлетает с места, в штиль нужен разбег длиной от 5 до 100 м в зависимости от методики взлёта. Клёпаная обшивка выполнена из дюралюминия. Первая построенная партия состояла из пяти автожиров. Начало разработки относится к 1997 году, когда было получено задание на создание тактико-технических требований к трёхместному автожиру с закрытой обогреваемой кабиной. Официальный приказ Генерального директора о старте проекта был издан 15 февраля 1999 г. Тогда же началась разработка концепции. Эскизный проект был разработан в 1999—2000 годах. В 2001 году экземпляр автожира демонстрировался на авиасалоне МАКС-2001.В 2002 году было объявлено о начале серийного производства. Однако в октябре 2003 года «Иркут» задержал поставки автожиров до 2004 года, и сократил планируемую серию до 5 аппаратов. После этого компания долго не выпускала пресс-релизов по поводу автожира, вплоть до апреля 2005 года, когда было сообщено, что испытания подходят к завершению, с началом поставки аппаратов заказчику в середине 2005 года, чего также не произошло. Модификация автожира А-002, названная А-002М, совершила первый полёт 3 ноября 2005 года. В 2008 году было объявлено о сертификации типа автожира в этом году по действующим авиационным правилам, однако даже к 2012 году сертификат получен ещё не был. В 2010 году была опубликована спецификация более тяжёлой и дорогой версии аппарата А-002М. Производитель на своём сайте сообщал о разработке беспилотной версии аппарата. В 2015 году программа закрыта.

Этот день в авиации. 21 апреля

2003 - Первый полёт нового самолёта Президента РФ, Ил-96-300 (RA-96019), Заслуженный лётчик-испытатель РФ Виктор Николаевич Галкин,ОАО ВАСО (г.Воронеж).

Этот день в авиации. 21 апреля
 
2004 - В Липецке состоялся лётный показ самолётов Су-24М и Су-27 Президенту РФ В.В. Путину и премьер-министру Италии С.Берлускони.

boeing-ea18g-growler.jpg

2011 - Американский военный флот получил 500-й истребитель Super Hornet (на сегодняшний день поставляются модификации F/A-18E/F и EA-18G Growler). На торжественной церемонии передачи самолёта, помимо представителей компании-производителя Boeing, присутствовали представители фирм-партнеров, принимающих участие в производстве самолётов Super Hornet: Northrop Grumman, General Electric и Raytheon.
Этот день в авиации. 21 апреля
2011 - Первый коммерческий полёт выполнил российский региональный самолёт Сухой Суперджет 100. Это был борт ЕК-95015 (серийный № 95007), который за два дня до этого поступил в авиакомпанию "Армавиа". Рейс Ереван - Москва. Рейс прибыл в аэропорт Шереметьево (Терминал C) в 4 часа 45 минут по московскому времени. На борту воздушного судна находилось более 90 пассажиров.
Этот день в авиации. 21 апреля
2013 - В США с космодрома на о. Уоллопс (Wallops Flight Facility) первым испытательным пуском частной ракеты-носителя "Антарес" разработанной Orbital Sciences Corporation, запущен макет грузового корабля данной компании "Сигнус" (Cygnus Mass Simulator) весом 3,8 тонны и в качестве попутных четыре наноспутника: "Dove-1", "Alexander", "Bell(satellite)", "Graham".
2021 - Первый в мире тяжёлый беспилотный вертолёт Kaman K-MAX TITAN грузоподъёмностью до 6000 фунтов (2722 кг) совершил первый полёт...

Картина дня

наверх