На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

Этот день в авиации. 16 марта

Этот день в авиации. 16 марта

 
Этот день в авиации. 16 марта

1856 - Родился пионер отечественного военного воздухоплавания А.М.Кованько.

Он организовывал полёты на воздушных шарах (аэростатах) для научных исследований атмосферы и изучения влияния полёта на организм человека. Кованько добился производства отечественных аэростатов и дирижаблей и предложил несколько своих конструкций.

В 1894 году представил проект аэроплана и воздушного винта.
С 1898 года — член воздухоплавательной комиссии Международного метеорологического комитета.
В русско-японскую войну 1904—1905 гг. командовал 1-м Восточно-Сибирским воздухоплавательным батальоном, организовал боевое применение привязных аэростатов для корректирования артогня и наблюдения за противником.
26 апреля 1906 года Высочайшим указом «а отлично-усердную службу и труды, понесённые во время военных действий» А. М. Кованько был произведён в генерал-майоры.
С 1910 года командовал Офицерской Воздухоплавательной школой, в которой были подготовлены первые лётчики в России. Под его руководством был построен первый русский дирижабль, а затем — пять самолётов.

В 1913 году А. Кованько была прислана награда — Орден Почётного легиона, после того как в Воздухоплавательном парке побывали 2 представителя французской армии и были восхищены тем, насколько эффективно и мощно развёрнуто воздухоплавательное дело в России.
После октябрьской революции Кованько оставался на своём посту вплоть до сентября 1918 года, когда вышел в отставку по болезни.

Этот день в авиации. 16 марта

1859 - Родился изобретатель радио А.С.Попов. Русский ученый-физик и электротехник, изобретатель радио и радиосвязи. В 1883— 1901 гг. преподавал физику и электротехнику в Минном офицерском классе и в Техническом училище Морского ведомства в Кронштадте. С 1903 г. директор Петербургского электротехнического института. В 1895 г. изобрел прибор для обнаружения и регистрации электрических колебаний-радиоприемник. В 1901 г. в реальных корабельных условиях получил дальность связи 148—150 км. Умер в 1906 г

Этот день в авиации. 16 марта

1895 - Родился маршал авиации Г.А.Ворожейкин (деревня Березники Тверской губернии), военный деятель, маршал авиации (1944). Сын крестьянина. Образование получил в школе прапорщиков (1917) и в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского (1933). В 1915 призван в армию. В 1918 вступил в Красную армию. Во время Гражданской войны нач. связи полка, командир полка. После войны командовал стрелковой дивизией. В 1927 вступил в ВКП(б). В 1932 перешел в ВВС. С 1936 командир и комиссар авиационной бригады, пом. нач. ВВС Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии. С янв. 1941 командующий ВВС Приволжского военного округа. Во время Великой Отечественной войны в авг. 1941 командовал ВВС Центрального фронта, в марте-мае 1942 - ударной авиационной группой. С авг. 1941 по март 1942 нач. штаба ВВС РККА. С мая 1942 1-й зам. командующего ВВС РККА Руководил действиями авиации при прорыве блокады Ленинграда. С 1946 командовал авиационным соединением. В 1947 уволен в отставку. После смерти И.В. Сталина вернулся на службу и назначен нач. факультета Академии имени Жуковского. В 1959 вышел в отставку по состоянию здоровья. Умер: 30 января 1974 г.

1909 - Родился конструктор ЖРД А.В.Флеров

Этот день в авиации. 16 марта

1911 - Родился летчик-испытатель А.Д.Калина. Герой Советского Союза (21.08.1964), Заслуженный летчик-испытатель CCCР (1961).
В июне 1941-декабре 1942 – пилот, командир авиаэскадрильи 1-й авиационной транспортной дивизии ГВФ. С января 1943 – заместитель командира 3-й отдельной авиационной дивизии связи ГВФ. За годы войны выполнил около 250 боевых вылетов в тыл врага для высадки парашютистов, транспортировки боеприпасов и других грузов партизанам, а также на линию фронта для доставки боеприпасов и вооружения. С 1946 – в запасе. В 1947-1948 – лётчик-испытатель Научно-исследовательского института ГВФ; проводил испытания пассажирских самолётов. 
В 1948-1955 – лётчик-испытатель авиазавода №30 (ныне – Московское авиационное производственное объединение); испытывал серийные самолёты Ил-12, Ил-28 и их модификации. В 1955-1965 – лётчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева. Поднял в небо и провёл испытания пассажирских самолётов Ту-124 и Ту-134 (1963); участвовал в испытаниях самолётов Ту-22, Ту-104 и других. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» лётчику-испытателю Александру Даниловичу Калине присвоено 21 августа 1964 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники. Жил в Москве. Работал в ОКБ имени А.Н.Туполева инженером по безопасности полётов. Умер 16 марта 1988 года.

Этот день в авиации. 16 марта

1913 - Полетел первый большой многомоторный самолет - «Большой Балтийский», конструкции И.И.Сикорского. Сначала он имел 2 двигателя, затем 4. После доработки он был переименован в «Русский Витязь».

Этот день в авиации. 16 марта

1926 - Близ городка Оберн (США, штат Массачусетс) Роберт Годдард (Robert Goddard) американский пионер ракетной техники осуществил пуск ракеты "Nell" в местечке Оберн (штат Массачусетс). Первый в мире пуск ракеты снабженной жидкостным ракетным двигателем (бензин-кислород). Весившая чуть меньше 5 кг вместе с топливом ракета поднялась на высоту 12,5 м и за 2,5 секунды, прошедшие до сгорания нижней половины сопла, пролетела по горизонтали 56 м. В дневнике Годдард записал: «Когда она взлетела без какого-либо значительного шума и пламени, это показалось волшебством, как будто она сказала: «Я простояла здесь достаточно долго и, если вы не возражаете, я отправлюсь куда-нибудь в другое место».


1926
 - Совершил первый полёт английский транспортный самолет AW.154 Argosy. Авиалайнер появился благодаря заказу, полученному в 1925 году фирмой Sir W.G. Armstrong Whitworth Aircraft Ltd. от авиакомпании Imperial Airways. Ведущий британский авиаперевозчик решил заменить одномоторные магистральные самолёты на многомоторные. Авиакомпания собиралась повысить безопасность воздушных путешествий, которая оставляла желать лучшего. 

Этот день в авиации. 16 марта

1927 - Родился летчик-космонавт В.М.Комаров.

Командир первого в мире экипажа космического корабля, причём сразу из трёх человек. Дважды летал на первых кораблях нового типа: Восход-1 и Союз-1. 
В августе 1966 года было принято решение, что Владимир Комаров будет пилотировать «Союз-1». Этот полёт 23 апреля — 24 апреля 1967 года оказался роковым: Владимир Комаров погиб при завершении программы полёта, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата. Стропы запасного парашюта скрутились из-за вращения спускаемого аппарата. На большой скорости спускаемый аппарат врезался в землю в пустынной местности в Адамовском районе Оренбургской области и загорелся. Аппарат был полностью разрушен при столкновении с землей и вследствие начавшегося после этого возгорания остатков конструкции.


1935
 - (с 31 января) завершился зимний перелёт на самолёте Ju-W33 (ПС-4) СССР-42 по маршруту Москва – бухта Тикси с общим расстоянием 10500 км, пилот В.Л.Галышев.


1937
 - Впервые взлетел на голландском тяжелом истребителе-штурмовике Fokker G.I Faucher пилот Мареш, испытатель фирмы "Фоккер" на аэродроме Вельшап под Эйндховеном. Состоял на вооружении голландских ВВС.


1938
- (с 11 марта) прошли государственные испытания бомбардировщика СБ, оборудованного специальной открытой кабиной летчика-инструктора Ф-1, установленной вместо кабины штурмана. Для этого был использован один из серийных самолетов авиазавода No.22, оборудованный специальной учебной кабиной, имевшей второе управление и все приборы, необходимые для летчика-инструктора. Конструкция кабины была разработана таким образом, что ее можно было устанавливать взамен кабины штурмана в строевых частях. После успешных испытаний самолет строился небольшой серией под обозначением УСБ. Всего за 1938 г было изготовлено 110 учебных кабин, из них 29 поставили на новые самолеты, а 81 кабину в виде комплектов для переделки отправили в авиашколы и строевые части. 


1939
 - На базе Свердловских линейных мастерских Уральского участка Управления воздушной магистрали Москва – Иркутск были организованы Свердловские авиаремонтные мастерские ГВФ, положившие начало заводу № 404 ГА (с 1993 г. АООТ «Уральский завод гражданской авиации». С 1996 г. ОАО «УЗГА», город Екатеринбург). Ныне одно из крупнейших предприятий гражданской авиации Минтранспорта Российской Федерации, услугами которого пользуются около 200 авиакомпаний из 50 стран мира.

Выпускает легкие самолеты для спортивно-тренировочных полетов, туризма, сельхозработ, производит капитальный ремонт авиатехники.

Сборка беспилотных летательных аппаратов началась на заводе в 2012 году. Это были БПЛА "Форпост" и "Застава", собираемые по израильской лицензии модели IAI SearcherII и Bird-Eye 400.

В августе 2013 года Ростех заключил договор с Diamond Aircraft Industries об организации сборки в Екатеринбурге легких одномоторных четырехместных самолетов DA-40 с поршневым двигателем. И уже 11 ноября 2013 года была представлена первая партия из 49 изделий из австрийских комплектов, и собранный на УЗГА самолет совершил свой первый полет. В 2015 году началась сборка двухдвигательных четырехместных Diamond DA42.В 2015 году Уральский Завод Гражданской Авиации подписал соглашение с Bell Helicopter о производстве и дальнейшей локализации в России новейшей модели легкого однодвигательного вертолета Bell-407GXP. В 2016 году на предприятии начали собирать многоцелевые турбовинтовые 19-местные самолеты Let L-410.

1940 - На базе конструкторского бюро №29 в г. Подлипки был организован завод, получивший №289 (ОКБ П.О. Сухого)


1941
 - Мировой рекорд продолжительности полёта – 69 ч 20 мин и дальности полёта по прямой – 2766,814 км, Б.Неверов, С.Гайгеров на сферическом аэростате “СССР-ВР73”.

Этот день в авиации. 16 марта

1943 - Первый полет торпедоносца Ил-4ТК с двигателями М-88Б, экипаж В.К.Коккинаки. Высотные полеты самолета показали несоответствие расчетных характеристик ТК-3 практическим данным, полученным в полетах до высоты 9300 м. Кроме того, воздушные винты ВИШ-61ИФ не обеспечивали самолету требуемой скороподъемности. В связи с этим на самолете Ил-4ТК предполагалось установить усовершенствованные турбокомпрессоры ТК-М и новые высотные воздушные винты АВ-9Ф. Но эти работы так и не были выполнены. В условиях завоеванного в 1943 г. советской авиацией стратегического превосходства в воздухе обычные самолеты Ил-4, сопровождаемые истребителями, успешно справлялись с выполнением поставленных перед ними боевых задач, и дальнейшая работа по совершенствованию самолета Ил-4ТК была признана нецелесообразной.

Этот день в авиации. 16 марта

1944 - С территории Германского реактивного научно-испытательного института ракетного вооружения в Пенемюнде произведен пуск немецкой баллистической ракеты дальнего действия А-4 (ракета Фау-2) конструкции Вернера фон Брауна.


1945
 - Со стартовой позиции в Ренардире на полуострове Сен-Мандрьер, вблизи военно-морской базы Тулон (Лазурный берег Средиземного моря, Франция) произведен пуск французской баллистической ракеты «EA-1941», работающей на жидком топливе. Пуск завершился аварией. Не открылся клапан, горение топлива проходило без давления. Через 10 секунд ракета взорвалась на стартовой позиции уничтожив стартовую площадку и оборудование.

Конструктором первой французской ракеты EA-1941 стал пионер ракетостроения франции военный инженер Жан-Жак Барре. Финансирование проекта обеспечил Центральный отдел закупок и поставок по секретному приказу военного министра правительства Виши в декабре 1940 года. Для того, что бы скрыть работу от немецких оккупационных властей, проект преподносили, как работу над автомобильным газовым генератором. В июле 1941 года министерство обороны заказывает 22 изделия названных «Газогенераторы». Поэтому первая французская ракета получила аббревиатуру EA-1941.

Статические испытания ракеты EA-1941 в тайне от немцев проводились в ноябре 1941 года на полигоне Ларзак командой Службы технической поддержки артиллерии, а затем в окрестностях Лиона. Для проведения летных испытаний планировалось перевести оборудование и модели в Алжир. Однако немецкая оккупация юга Франции не позволила это осуществить. После освобождения Франции работа над ракетой EA-1941 продолжилась, и уже в марте 1945 года прошли певые испытательные пуски. Однако, дальше испытательных пусков дело не пошло. Ракета EA-1941 не была запущена в серийное производство.

Сведений об устройстве первой французской ракеты EA-1941 не много. В качестве топлива использовался керосин и жидкий кислород. Система подачи компонентов топлива в камеру сгорания была вытеснительная, давление создавалось сжатым азотом. Пуск ракеты EA-1941 производился с помощью направляющей наклонной башни.


1947
- Первый полёт Convair CV-240. Авиалайнер был создан для замены DC-3 на трассах средней протяжённости. Широко использовался в 1950-х как на Американском континенте, так и в Европе.

eg1-2_2012-03-14.jpg

1948 - (начались 9 марта), завершились испытания на привязи легкого многоцелевого вертолета «ЭГ» конструкции Яковлева.


1957
 - Катастрофа стратегического бомбёра Ту-95 № 6800310 из Кипелово близ Вологды. При отказе двигателя не сработала система перевода винтов во флюгерное положение. Погибли 7 членов экипажа.


1961
- Катастрофа Ту-104Б Западно-Сибирского территориального управления ГВФ в Свердловске. После взлета на высоте 130-150 м произошел отказ правого двигателя при изменении режима работы со взлетного на номинальный. Возникла сильная вибрация фюзеляжа. Экипаж не имел возможности определить на слух или по показаниям приборов, какой двигатель не исправен из-за сильной вибрации приборной доски. КВС-стажер пытался поочередным переводом РУД в положение малого газа определить на слух, какой двигатель отказал. Он случайно перевел РУД левого двигателя за защелку «выключено». Левый двигатель выключился. Не имея запаса высоты и времени для запуска левого двигателя, в условиях быстрой потери высоты экипаж принял решение о вынужденной посадке на Нижнеисетский пруд, находившийся справа от курса. Выполнив правый разворот примерно на 90° со снижением, самолет пролетел под ЛЭП, протянутой над прудом между его западным и восточным берегами. Киль оборвал провода. Через несколько десятков метров от ЛЭП самолет совершил посадку на лед на повышенной скорости с убранными шасси и закрылками примерно в 9 100 – 9 200 м от аэропорта «Кольцово». Первое касание было левой плоскостью. Самолет проскользил на фюзеляже по льду 870 м, иногда пересекая полыньи. Затем он выскочил на берег. Сначала самолет столкнулся с группой деревьев недалеко от кромки берега. Затем правой плоскостью он разрушил часть первого этажа двухэтажного здания дома отдыха, а левой плоскостью почти одновременно разрушил деревенский дом. Правая плоскость отделилась от фюзеляжа и осталась в разрушенном здании. Продолжив движение вглубь берега, самолет столкнулся с другой группой деревьев и остановился в 350 м от пруда и в 1 220 м от точки первоначального касания с поверхностью. Фюзеляж раскололся на три части – от носа до 26 шпангоута – от 26 до 42 шпангоута и от 42 шпангоута до хвоста. Все три части фюзеляжа лежали неподалеку друг от друга. Передняя часть фюзеляжа перевернулась на 180°. Пожара не было. Погибли КВС и КВС-стажер, 3 пассажира и двое отдыхающих дома отдыха. Бортрадист и 15 пассажиров не пострадали. Остальные получили различные ранения.


1961
- После защиты аванпроекта вышло постановление ЦК и Совмина о создании в ОКБ-52 и КБ-1 комплексов противоспутниковой обороны ИС и морской космической разведки и целеуказания УС. Руководитель В.Н. Челомей.

Этот день в авиации. 16 марта

1962 - Запуск первого спутника серии "Космос"

Этот день в авиации. 16 марта

1965 - Мировой рекорд скорости по замкнутому маршруту 1000 км установил А.Федотов на Е-266 ОКБ"МиГ" с 2 ТРД Р-266 - 2319,12 км/час

Этот день в авиации. 16 марта

1966 - Cтарт космического корабля Gemini VIII с астронавтами Нилом А. Армстронгом и Дэвидом Р. Скоттом с площадки №19 космодрома на мысе Кеннеди, Флорида, ракета-носитель - Титан II. Их миссия - стыковка с ракетой Agena, вышедшей ранее на орбиту. Автоматика подвела астронавтов к цели на расстояние 46 метров, а дальше ситуацию в свои руки взял Нил Армстронг. В 22:14 по Гринвичу 16 марта 1966 года произошла первая в истории ручная стыковка на орбите.

9K35M-STRELA-10M.jpg

1976 - Принят на вооружение зенитно-ракетный комплекс 9К35 “Стрела-10СВ”.


1976
 - (до 31 июля 1977 года), проводились испытания YF-16CCV - экспериментального самолета с дополнительными передними подфюзеляжными поверхностями и активной аналоговой ЭДСУ. Самолет был сделан на основе стандартного YF-16.

Этот день в авиации. 16 марта

1983 - Запуск ИСЗ "Космос-1445" - модель ВКС "Бор-4" для летных испытаний по программе "Буран"

tu160-2serijnyj.jpg

1985 - Совершил первый полет в Казани на КАПО им. С.П.Горбунова второй самолет первой серии Ту-160 (№1-02). От первой опытной машины серийные внешне отличались чуть более облагороженной аэродинамикой, в особенности обводами носовой части фюзеляжа. В процессе испытаний нередко случались и неприятности. Так, в одном из полетов не выпустилась передняя стойка шасси, но Б.И.Веремей сумел мастерски посадить самолет, который получил лишь незначительные повреждения и вскоре вернулся в строй.

Этот день в авиации. 16 марта

1986 - Завершение первого в мире межорбитального перелета "Мир" - "Салют-7" - "Мир" на КК "Союз Т-15", Л.Д.Кизим, В.А.Соловьев.


1995
 - Катастрофа самолета Ан-26Б RA-26084 а/к "Авиалинии центральных районов", аэродром Елизово.
Метеоусловия: небольшой снегопад, нижняя кромка облаков 500м, видимость - 10 км. На борту находилось 4 тонны коммерческого груза. При заходе на посадку столкнулся со склоном сопки высотой 376 м в 10 км от ВПП при полете к точке третьего разворота. Погибли 9 человек, 1 выжил.
Причина: преждевременное снижение.

Этот день в авиации. 16 марта

1996 - Состоялся первый полет самолета МиГ-АТ. Пилотировал его летчик-испытатель Р.П.Таскаев.


1999
- Катастрофа вертолета Ми-8 авиакомпании "Кречет", выполнявший рейс по маршруту Соболево-Елизово.
Во время горизонтального полета вертолет, на борту которого находились вахтовые рабочие, попал в снежный заряд. Вертолёт перешел на снижение и столкнулся с землей под углом 20° и с креном 30° в 10км южнее п.Соболево, Камчатская область.
Расследованием установлено, что причиной катастрофы стал выход на режим "вихревого кольца" при быстром увеличении вертикальной скорости снижения с одновременным уменьшением поступательной скорости. Из 26 человек, находившихся на борту, погибло 20, в т.ч. весь экипаж.

Этот день в авиации. 16 марта

2002 - Реактивный учебно-боевой самолет Як-130 выбран для ВВС России

0316 05

2005 - Экипаж самолета Ан-24РВ российской авиакомпании Региональные авиалинии, взятый в лизинг у компании Кузбассавиафрахт (RA-46489), выполнял рейс по маршруту Усинск – Варандей (Россия). На борту находилось 45 пассажиров и 7 членов экипажа.

В результате неверных показаний приборов при выполнении захода на посадку воздушная скорость упала, нос задрался вверх, и произошло сваливание. Самолет столкнулся с холмом, разломился на части и сгорел. Погибли 26 пассажиров и 2 члена экипажа.

16 марта взлетел третий самолёт МС-21
2019
- С аэродрома Иркутского авиационного завода (корпорация «Иркут»), совершил свой первый полёт третий опытный образец нового российского ближне-среднемагистрального самолёта МС-21-300

Картина дня

наверх