

1848 - Родился Отто Лилиенталь, немецкий инженер, один из пионеров авиации, объяснивший причины парения птиц. Создал науку о планеризме. Сам строил планеры и совершил на них более 2 тыс. полётов. В 1896 году смелый испытатель разбился.
1910 - В Киеве А.С.Кудашев (5 июня по новому стилю) совершил полноценный полет на самолете собственной постройки на несколько десятков метров в длину.
Его конструкция в известной степени отличалась от исходного прототипа «Соммер», прежде всего хвостовым оперением. Это был первый полет самолета, построенного в России.
1914 - Родился ученый в области РКТ К.Д.Бушуев.
В 1936 году Бушуев поступил в Московский авиационный институт на самолётостроительный факультет, который оканчивает в 1941 году. С 1948 работал начальником проектного бюро, с 1954 года заместитель главного конструктора, с 1973 года главный конструктор. С 1970 заведующий кафедрой Московского физико-технического института (профессор с 1962). Бушуев — один из создателей ряда КА для исследования околоземного космического пространства, Луны, Венеры, Марса, Космического Корабля «Восток», Космического Корабля «Восход», Космического Корабля «Союз». Он был техническим директором проекта ЭПАС с советской стороны (1973—1975). Основные труды - по вопросам прикладной динамики, прочности ЛА.

1928 - Старт экспедиции на дирижабле «Италия» к Северному полюсу Земли. Экипаж под руководством итальянца Умберто Нобиле с экипажем из 16 человек вылетел из Ню-Олесунна на Шпицбергене. Пролетел над Северным полюсом. Но на обратном пути потерпел катастрофу. Часть экипажа погибла, оставшиеся около месяца провели на льду в лагере, который получил известность под названием «красная палатка».
Для спасения выживших в разных странах было организовано несколько экспедиций. Последних членов экспедиции Нобиле 12 июля забрал советский ледокол «Красин».
1928 - Родился ученый в области разработки и эксплуатации ракетных комплексов генерал Е.Б.Волков.
В 1940 г. поступил на артиллерийский факультет МВТУ им. Н.Э. Баумана. Весной 1942 г. был призван в Красную армию и направлен в Артиллерийско-техническое училище, а осенью того же года - в Артиллерийскую академию им. Ф.Э. Дзержинского, которую окончил в 1946 г. с золотой медалью. К. т.н. (1955). Д.т.н. (1965). Профессор (1966). Генерал-лейтенант. Академик Академии космонавтики и МАИ.
Был оставлен в Военной академии для дальнейшего прохождения службы. До 1950 г. служил в должности начальника отдела испытаний жидкостных ракетных двигателей в лаборатории кафедры реактивного вооружения. С 1951 по 1958 гг. - преподаватель, ст. преподаватель и зам. начальника кафедры. В 1958 г. назначен на должность начальника созданной кафедры ракетных двигателей, которая становится одной из профилирующих в академии. Осенью 1968 г. назначен на должность зам. начальника НИИ-4 МО по научной работе. С 1970 по 1982 гг. - начальник НИИ-4. Научный руководитель головных НИР, основными из которых были работы по обоснованию перспектив развития вооружения и военной техники РВСН. С 1973 по 1981 гг. - председатель государственных комиссий по испытаниям новых ракетных комплексов (с ракетами УР-100Н и УР-100Н УТТХ). С 1983 г. - профессор Военной академии им. Ф.Э. Дзержинского. Автор ряда научных монографий. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973). Герой Социалистического Труда.

1929 - Проведены испытания динамореактивной пушки Л.В.Курчевского

1931 - Родился генеральный конструктор АНТК им. О.К.Антонова (с 1984 г.) П.В.Балабуев.
Закончил Харьковский авиационный институт (1954), инженер-механик самолетостроения.
С апреля 1954 года начал работу на Харьковском авиастроительном предприятии:
сначала инженер-конструктор,
с 1956 — начальник мастерской,
с 1959 — начальник сборочного цеха,
с 1960 — ведущий конструктор, исполняющий обязанности начальника производства,
с 1961 — заместитель главного конструктора, начальник представительства АНТК на ТАПОиЧ,
с 1965 — директор исследовательского завода КБ,
с 1968 — заместитель главного конструктора,
с 1971 — главный конструктор, первый заместитель генерального конструктора,
с 1984 — генеральный конструктор АНТК имени О. Антонова.
С его участием и под его руководством разрабатывались самолеты: Ан-22 «Антей», Ан-72, Ан-74, Ан-32, Ан-28, Ан-124 «Руслан», наибольший в мире самолет Ан-225 «Мрия». Среди последних разработок пассажирский Ан-140 и Ан-148, многоцелевой Ан-38, Ан-70.
Глава совета директоров Международного консорциума «Средний транспортный самолет». Руководитель программы по выполнению контракта с Республикой Иран. Член Совета экспортеров при Кабинете министров Украины (с февраля 1999 года).
Автор свыше 100 научных работ. Разработал научные основы проектирования и практического воплощения в конструкцию тяжёлых транспортных самолетов суперкритических профилей крыла.
Петр Балабуев подал заявление об увольнении с АНТК имени О. Антонова по собственному желанию 27 мая 2005 года, объяснив свой уход "невыполнением условий контракта министерством промышленной политики Украины."
Умер 17 мая 2007 года в Киеве.

1933 - Первый полет "многоместного истребителя" МИ-3 (АНТ-21)
1934 - Первый полет экспериментальной крылатой ракеты 06/1, спроектированной под руководством С.П.Королева и оснащенной гибридным реактивным двигателем и автоматом устойчивости. На ракете был установлен кислородный двигатель с максимальной тягой ~50 кг. Вес ракеты составлял 30 кг. Взлет ракеты осуществлялся по-самолетному, т. е. с горизонтальных направляющих. Предполагалось, что потом ракета будет подниматься по наклонной траектории (примерно под углом 60 к горизонту), а после окончания работы двигателя перейдет на планирующий полет. Однако первые же полеты показали неудовлетворительную устойчивость ракет 06/1. Ракеты делали мертвые петли, бочки и другие фигуры высшего пилотажа, но расчетной траектории не получалось.

1937 - Мировой рекорд дальности по прямой на легком гидросамолете АИР-6гидро А.С.Яковлева на маршруте Киев-Батуми установил Я. Письменский - 1297,1 км (1-я категория)

1949 - Первый полёт опытного И-312 (учебно-тренировочного УТИ МиГ-15); В.Н. Юганов.

1953 - Первый полёт многоцелевого истребителя North American YF-100 Super Sabre.
1966 - Приказом № 43 по ЦКБЭМ, ныне РКК "Энергия", в группу космонавтов - испытателей лётно-методического отдела № 731 для участия в испытаниях нового корабля "Союз" и лунных кораблей Л1 и Л3 были включены инженеры:
1. Сергей Николаевич Анохин
2. Владимир Евграфович Бугров
3. Владислав Николаевич Волков
4. Георгий Михайлович Гречко
5.Геннадий Александрович Долгополов
6. Алексей Станиславович Елисеев
7. Валерий Николаевич Кубасов
8. Олег Григорьевич Макаров
1967 - Главный летчик-испытатель хэтфилдского подразделения "Хаукер Сидли" Джон Каннингхем впервые поднял в воздух первый прототип английского патрульного противолодочного самолета H.S.801 (Nimrod MR1) и перелетел из Честера в Вудфорд для проведения начальной стадии летных испытаний.

1971 - Экипаж самолета Ту-134А югославской авиакомпании Aviogenex (YU-AHZ) выполнял рейс по маршруту Лондон/Гатвик (Великобритания) – Риека (Югославия). На борту находилось 76 пассажиров и 7 членов экипажа.
Заход на посадку выполнялся в неблагоприятных погодных условиях. На удалении 4 км до ВПП самолет попал в сильную кучево-дождевую облачность, сильный ливневой дождь и сильную турбулентность. Восходящий поток воздуха поднял самолет и накренил его на правый борт. Самолет оказался выше глиссады. На удалении 800 м до ВПП и на высоте 60 метров экипаж принял решение продолжать заход и выполнить посадку.
Самолет коснулся ВПП правой стойкой шасси с воздушной скоростью 160 км/час и перегрузкой 4 g. Правое крыло отсоединилось от фюзеляжа, самолет перевернулся. Оставшаяся часть крыла изогнулась и заблокировала аварийный выход. Самолет прошел юзом еще 700 метров и загорелся. Погибли 75 пассажиров и 3 члена экипажа.

1978 - Катастрофа Ту-144Д в Воскресенском районе Московской области в окрестностях города Егорьевск.
Во время испытательного полета модернизированного варианта самолёта, Ту-144Д (№ 77111), произошло возгорание.
Авиалайнеру предстояло совершить второй контрольно-приёмный полет, в ходе которого сперва предстояло вывести самолёт на сверхзвуковую скорость (2 Маха), а затем, уменьшив скорость, выполнить на высоте 3000 метров запуск вспомогательной силовой установки (ВСУ).
Комиссия установила, что на самолете в процессе снижения с высоты крейсерского полета до 3 000 м возникла течь топлива (керосина Т-8), приведшая к утечке из топливной системы около 8 тонн за время возникновения течи до приземления (около 37 минут). Топливо при утечке попадало в межканальные пространства задних частей воздухозаборников. При запуске ВСУ топливо воспламенилось. Из зоны ВСУ пожар, в момент его возникновения, перебросился в зоны двигателя №3, ЗЧВЗ-1 и ЗЧВЗ-2, а также в центральное тело фюзеляжа.
Экипаж:
Э. В. Елян (КВС, но сидел в правом кресле — летчик-испытатель ЖЛИиДБ, был командиром в первом полёте первого Ту-144 (31 декабря 1968 года, борт CCCP-68001); В. Д. Попов (второй пилот, но сидел в левом кресле — летчик-испытатель ГосНИИГА; В. В. Вязигин — штурман-испытатель ГосНИИГА; О. А. Николаев — бортинженер-испытатель ЖЛИиДБ;В. Л. Венедиктов — бортинженер-испытатель ГосНИИГА; В. М. Кулеш — ведущий инженер по испытаниям ЖЛИиДБ; В. А. Исаев — ведущий инженер по испытаниям ГосНИИГА; В. Н. Столповский — ведущий инженер по силовой установке (ГосНИИГА).
Экипаж совершил вынужденную посадку неподалеку от города Егорьевска. После приземления спаслась только часть экипажа. Бортинженеры О. А. Николаев и В. Л. Венедиктов оказались зажатыми на рабочем месте и погибли.
1991 - При заходе на посадку в ленинградском аэропорту Пулково потерпел крушение пассажирский авиалайнер Ту-154Б-1 СССР-85097, следовавший рейсом Сухуми-Ленинград. Пилот слишком резко опустил лайнер, и тот коснулся земли за 13 м до начала ВВП и разломился пополам. Из 181 человека погибли 13. Кроме того, погибли двое находящихся на земле техников.

2005 - Впервые на тепловом аэростате достигнут Северный полюс, аэростат "Святая Русь", В.Ефремов, В.Газарян, Э.Мазур, 980 км от мыса Арктический (арх. Северная Земля)
2006 - Прекращено производство ближнемагистрального пассажирского самолета Boeing 717. Boeing передал два последних лайнера 717-200 клиентам на своем заводе в Лонг-Бич, Калифорния. Всего построено 156 самолётов. Боинг 717 — самый маленький реактивный самолёт, произведённый концерном Boeing. Самолёт McDonnell Douglas MD-95, переименованный в Boeing 717 после приобретения Боингом авиастроительных заводов Дуглас в августе 1997 года, стал последней моделью выпускавшейся с 1960-х годов серии среднемагистральных самолётов Дуглас DC-9 и MD-80/90. Первый полёт Боинг 717 совершил 2 сентября 1998 года.
Свежие комментарии