На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 30 июня

Этот день в авиации. 30 июня

Этот день в авиации. 30 июня
1804
 - Состоялся первый в России полёт на аэростате с научными целями (академик Яков Дмитриевич Захаров). Для этого был приглашен бельгийский воздухоплаватель Робертсон. В процессе полёта удалось провести некоторые опыты, в частности, было выяснено, что на каждые 100 метров температура падает на 0,75 градуса, с помощью рупора установлено, что отражённый от земли звук доходит до гондолы и, следовательно, можно определить высоту полёта.

В момент полёта с помощью призмы определялась видимость предметов на земле. «Опытов в рассуждении притягательной силы магнитной стрелки и других учинить я не успел», — писал в своем отчёте Захаров. По окончании полёта Академия приобрела у Робертсона инструменты на сумму 6500 рублей, сам шар из-за недостатка средств приобрести не удалось.

 

Этот день в авиации. 30 июня

1914 - Родился Владимир Николаевич Челомей — советский конструктор ракетно-космической техники и учёный в области механики и процессов управления, академик АН СССР (1962). Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963). Лауреат Ленинской премии и трёх Государственных премий СССР. Фактически возглавлял Совет главных конструкторов в 1961—1964 гг.

В 1937 году окончил Киевский авиационный институт, где остался работать преподавателем.В 1941 году начал работать в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) в Москве.С 1944 года возглавлял Объединённое конструкторское бюро 51, ранее возглавлявшееся Николаем Николаевичем Поликарповым, и ставшее сегодняшним «НПО машиностроения» (г. Реутов Московской области).В 1952 году стал профессором МВТУ им. Н. Э. Баумана, в 1962 году — академиком АН СССР.Академик Челомей участвовал в создании ряда двигателей и прочих важнейших объектов ракетной, космической и авиационной техники. Под его руководством были разработаны ракеты-носители («Протон» активно используется до сих пор), искусственные спутники Земли «Протон» и «Полёт», орбитальные станции серии «Алмаз», пилотируемый корабль ТКС и т. п. В. Н. Челомей являлся одним из ключевых создателей советского «ядерного щита». Однако же, один из крупнейших проектов учёного — интегрированный оборонно-наступательный океаническо-сухопутно-космический комплекс — не был реализован и остался невостребованным советской и российской оборонной промышленностью. Основные научные труды по конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов. Посмертно академик В. Н. Челомей в 1986 г. стал соавтором открытия (вместе с д.т. н. Олегом Ивановичем Кудриным и Александром Васильевичем Квасниковым)"Явление аномально высокого прироста тяги в газовом эжекционном процессе с пульсирующей активной струёй". Скоропостижно скончался 8 декабря 1984 года от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище...

Dornier (Zeppelin-Lindau) RS-III SDASM Archives.jpg

1916 - Первый полёт летающей лодки Dornier Rs.II. На борту находились лётчик-испытатель Бруно Шрётер, инженер Шульте-Фролинде, доктор-инженер Адольф Рорбах, инженер Линднер и четыре механика-моториста. Dornier Rs II был четырёхмоторной двухэтажной летающей лодкой, базирующейся на Боденском озере, где был расположен завод Dornier времен Первой мировой войны. Dornier Rs.II никогда не достиг предназначенной для него роли: эксплуатационных испытаний на Северном море. Тем не менее, он был очень полезным испытательным стендом. Ценные уроки, извлеченные из всех его модификаций, имели большое влияние на будущие работы компании Dornier. Широкий корпус, тандемная установка двигателей, сложные металлические конструкции и приспособляемость проектов стали отличительным признаком Dornier.

Этот день в авиации. 30 июня

1917 - Родился Сергей Петрович Изотов — советский крупный учёный и конструктор авиационных двигателей. Генеральный конструктор Ленинградского НПО имени В. Я. Климова. Герой Социалистического Труда(1969). Лауреат Ленинской премии(1978), Сталинской премии первой степени(1949) и Государственной премии СССР(1971). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Доктор технических наук (1968). Кандидат в члены-корреспонденты АН СССР. Автор 30 научных работ и 13 изобретений. Почетный гражданин города Жешув (Польша).

В 1935 году поступил в Запорожский индустриальный институт, но через два года, в 1937 году, он перевёлся в ЛПИ имени М. И. Калинина (энергомашиностроительный факультет, специальность «Автомобили и тракторы»), который окончил в январе 1941 года.Трудиться начал в январе 1941 года инженером-политехником в конструкторском бюро авиадвигателей жидкостного охлаждения, возглавляемом Владимиром Яковлевичем Климовым, в Рыбинске (Ярославская область). С ноября 1941 года работал на эвакуированном в Уфу моторном заводе № 26, с 1943 года — заместитель начальника конструкторского отдела предприятия.За годы войны завод выпустил более 97 тысяч моторов для истребителей и бомбардировщиков конструкторов Александра Сергеевича Яковлева, Семёна Алексеевича Лавочкина, Владимира Михайловича Петлякова и др. На каждом третьем самолёте стоял уфимский двигатель. В конце войны в опытно-конструкторском бюро был выпущен двигатель ВК-108, с которым на самолёте конструкции А. С. Яковлева удалось достигнуть скорости 745 километров в час. Это высшее достижение для самолётов с поршневым двигателем. В 1946 году С. П. Изотов назначен заместителем Главного конструктора ОКБ № 117 в Ленинграде, в 1960 году — Главным конструктором ОКБ-117 и руководителем Ленинградского научно-производственного объединения имени В. Я. Климова. В 1960 году началась новая специализация ОКБ — газотурбинные двигатели для вертолётов. Разработанными двигателями оснащались вертолёты М. Л. Миля: Ми-2, Ми-8, Ми-14, Ми-24 и др. В ОКБ С. П. Изотова впервые в СССР для вертолётов были созданы двигатели со свободной турбиной и разработаны основные принципы регулирования таких двигателей.В 1981 году назначен Генеральным конструктором ЛНПО имени В. Я. Климова.Умер 6 мая 1983 года. Похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище...

Этот день в авиации. 30 июня
1923
 - В Великобритании поднялся в воздух первый образец Bugle I (J6984) среднего бомбардировщика Boulton-Paul P.25 Bugle. Это был трёхместный трёхстоечный биплан,оснащённый двумя двигателями Bristol Jupiter II мощностью 400 л.с. Бомбовая нагрузка состояла из шести 51-кг или трёх 104-кг бомб, подвешиваемых под крыльями.

Этот день в авиации. 30 июня

1924 - Родился Юрий Павлович Максимов — советский военачальник, генерал армии (1982). Герой Советского Союза (1982). Главнокомандующий Южного стратегического направления (1984—1985) и РВСН (1985—1992) — заместитель Министра обороны СССР (1985—1991). Жил в Москве. Один из немногих высших военачальников, оставшихся в занимаемой должности после августовских событий 1991 года. С 12 ноября 1991 года по 20 марта 1992 года — Главнокомандующий Стратегическими силами сдерживания СССР, а с 20 марта по 9 октября 1992 года — командующий Стратегическими силами Объединённых вооружённых сил СНГ. С октября 1992 года — в распоряжении Министра обороны Российской Федерации. С марта 1993 года — в отставке. Скончался 17 ноября 2002 года, похоронен на Троекуровском кладбище...

leo21-1.jpg

1927 - На пассажирские линии вышел французский авиалайнер LeO-21 созданный на базе ночного бомбардировщика LeO-20. Был лишь разработан новый, более широкий фюзеляж. И по схеме и по компоновке самолёт напоминал Farman F-60. Впереди была небольшая пассажирская кабина на 6 человек, затем открытая пилотская кабина, за ней пассажирская кабина на 12 мест. Большая по тем временам вместимость - 18 пассажиров, была вызвана тем, что лайнер создавался для самой загруженной линии Европы из Парижа в Лондон.

Этот день в авиации. 30 июня

1931 - Первый полёт тяжёлого бомбардировщика ТБ-5 конструкции Дмитрия Павловича Григоровича в ЦКБ-39, лётчик-испытатель Бенедикт Леонович Бухольц.

ShortS.14Sarafand.jpg
1932
 - Совершила свой первый полёт транспортная летающая лодка S.14 Sarafand. S.14 Sarafand - транспортная летающая лодка, разработанная английской фирмой Shorts. Следующим, ещё большим вариантом, после летающей лодки Short S.11 Valetta стал Short S.14 Sarafand. Он был дальней летающей лодкой с размахом крыла 36,58 м, оснащённой шестью двигателями Rolls-Royce Buzzard мощностью 815 л.с., которые были установлены тандемными парами.

Этот день в авиации. 30 июня
1932
 - Состоялся первый полёт трёхмоторного авиалайнера Fokker F.XVIII, прославившегося рекордными перелётами. В 1930-е фирма Fokker начала сдавать позиции. В то время как другие разрабатывали авиалайнеры нового поколения, голландцы продолжали возиться со схемой Fokker F.VII/3m. На его базе возникли более крупные модели F.IX, F.XII, F.XVIII. Несмотря на улучшение характеристик, они уступали и Junkers Ju52/3m и новым американским лайнерам. Не вызвав особого интереса у авиакомпаний, эти самолёты, в отличие от F.VII/3m, были выпущены всего лишь в нескольких экземплярах. Тем не менее, они оставили заметный след в истории гражданской авиации. Особенно F.XVIII, который прославился рекордными достижениями на дальних маршрутах.

Этот день в авиации. 30 июня
1934
 - Экипаж в составе Михаила Михайловича Громова, Александра Ивановича Филина и Ивана Тимофеевича Спирина на АНТ-25 (РД) отправился в первый продолжительный экспериментальный полёт, одной из целей которого было "выяснение вопроса о выполнении технических требований к военному варианту самолёта". В начале все шло хорошо. Взлетев со Щелковского аэродрома (Чкаловская), самолёт долетел до Качи, вернулся в Москву, сбросив по пути над ногинским полигоном условный бомбовый груз - 1000 кг дроби, и снова устремился к Каче. Через 27 часов 21 минуту из-за нарушения работы топливопитания полёт прекратили с посадкой в Каче. И хотя попытка длительного полёта не удалась, был получен первый практический результат - подтверждена возможность использования РД в качестве бомбардировщика с радиусом действия 2000 км.

Этот день в авиации. 30 июня

1937 - Абсолютный мировой рекорд высоты полёта - 16440 м, М. Дж. Адам (Великобритания) на экспериментальном Bristol 138A. Рекордный полёт продолжался 2 час. 15 мин., собственно набор высоты - 95 мин. Этот полёт проходил весьма драматично. Плохие погодные условия усложнили полёт. Густая мгла скрывала наземные ориентиры, а на высоте 12000 м вся кабина изнутри покрылась сильной изморозью. Когда стрелка высотомера достигла деления 55000 футов (16760 м), самолёт прекратил набор высоты. Лётчик выключил двигатель и, планируя, совершил посадку с неработающим двигателем на аэродроме Фарнборо.

Этот день в авиации. 30 июня
1938
 - Взлетел первый английский серийный многоцелевой истребитель Boulton Paul Defiant (К8620 ), через пять лет после заключения контракта.

Этот день в авиации. 30 июня
1938
 - Лётчик-испытатель фирмы Koolhoven Томас Копперс впервые поднял FK-55 с аэродрома Велшап. Машину временно оснастили неубираемым шасси. 12-цилиндровый Lorraine Petrel 12Hars, установленный на прототипе, в дальнейшем планировалось заменить на более мощный двигатель с наддувом Lorraine Sterna (1200 л. с. на взлёте, 900 л.с. на высоте 4000 м). Полёт продолжался всего две минуты, но после него было принято решение самолёт больше в воздух не поднимать. Самолёт представлял собой выдающийся, революционный для того времени проект - V-образный двигатель водяного охлаждения размещался за кабиной пилота, вблизи центра тяжести, он приводил в движение винты противоположного вращения. Воздух для охлаждения водо- и маслорадиаторов поступал из щелевых воздухозаборников в носовой части фюзеляжа. Кулховен понимал, что для "доведения до ума" столь революционного самолёта ему не хватит ни сил, ни времени, ни средств.

Этот день в авиации. 30 июня
1938
 - Hе.116-V1, оснащённый четырьмя стартовыми ракетами, пролетел за 46 ч 18 мин 9940 км со средней скоростью 215 км/ч.

Этот день в авиации. 30 июня

1941 - Образование СКБ при заводе "Компрессор" для создания реактивного оружия "Катюша".

Этот день в авиации. 30 июня

1941 - Первый таран и воздушной и наземной цели в одном бою, экипаж Петра Степановича Игашева. Экипаж дальнего бомбардировщика ДБ-3Т 1-го минно-торпедного авиаполка 8-й минно-торпедной авиадивизии Краснознаменного Балтийского флота в составе лётчика младшего лейтенанта П.С. Игашова, штурмана лейтенанта Д.Г. Парфенова, бортстрелков В.Л. Новикова и А.М. Хохлачёва выполнял боевую задачу по нанесению бомбового удара по мосту в районе города Двинска. Полёт проходил без прикрытия истребителями сопровождения. После уничтожения моста по возвращении самолёт был атакован тремя фашистскими истребителями Me-109F, по другой версии, четырьмя истребителями. Игашов повернул свой самолёт им навстречу и правым крылом снес хвостовое оперение одного «мессершмита». После этого обрушил горящий самолёт на мотоколонну противника, пытавшуюся форсировать Западную Двину. При этом весь экипаж, кроме Игашова, погиб. Сам командир был схвачен немцами и расстрелян. 7 мая 1970 года весь экипаж посмертно награждён орденами Отечественной войны 1-й степени. Указом Президиума Российской федерации № 679 от 6 июля 1995 года «огненный экипаж» в составе: командира экипажа Игашева Петра Степановича, штурмана Парфенова Дмитрия Георгиевича, воздушного стрелка Хохлачева Александра Митрофановича, стрелка-радиста Новикова Василия Логиновича удостоен знания Героев Российской Федерации...

Этот день в авиации. 30 июня
1943
 - ВВС США заказали фирме Northrop 200 бомбардировщиков B-35 Фирма Northrop должна была предать ВВС первый серийный бомбардировщик к июню 1945 года.

Этот день в авиации. 30 июня
1944
 - Первый прототип NN660 английского истребителя Supermarine Spiteful поднялся в воздух под управлением Дж. Куилла (J. K. Quill). Правда машину эту следовало бы назвать предпрототипом, поскольку она представляла собой гибрид фюзеляжа Spitfire XIV с мотором Griffon 61 и пятилопастным винтом Rotol и крыла Type 371. Самолёт не был оснащён полным набором необходимого оборудования, а жизнь его оказалась короткой - 13 сентября того же года он разбился в местечке Хай Пост (High Post), где был расположен заводской аэродром, похоронив под своими обломками пилота Фрэнка Фарлонга (Frank Furlong), известного в Британии тем, что в 1935 году он выиграл Большие Национальные скачки (Grand National) на лошади по кличке Рейнольдс Таун (Reynold's Town).

Vickers Valetta prototype VL249 first flight

1947 - Первый полёт Vickers Valetta, лётчик-испытатель Матт Саммерс. Это военно-транспортный самолёт, разработанный на базе компактного гражданского авиалайнера Vickers VC.1 Viking. Этот самолёт быстро стал основным элементом деятельности Транспортного командования RAF и участвовал в различных британских военных операциях, проведённых в 1950-х и 1960-х годах.

Этот день в авиации. 30 июня
Этот день в авиации. 30 июня

1947 - Родился Юрий Петрович Шеффер — Заслуженный лётчик-испытатель СССР(16.08.1990), Герой Российской Федерации (дата указа 07.12.1998), космонавт-испытатель.

Tipsy Junior G-AMVP 1953.jpg

1947 - Первый полёт Avions Fairey Junior. Этот одноместный самолёт был одним из серии лёгких самолётов, разработанных и названных бельгийской дочерней компании Fairey Aviation, - Avions Fairey.

Этот день в авиации. 30 июня

1948 - Совершил первый полёт опытный самолёт N.1221 Norelan, для него было выбрано неубирающееся шасси с хвостовым колесом. Самолёт был оснащён перевернутым V-образным двигателем Mathis 8G-20 мощностью 180 л.с.

Этот день в авиации. 30 июня
1949
 - Авиационную гонку Air Challenge Cup в Шерберн-он-Элмет (Sherburn-on-Elmet) выиграл шеф-пилот фирмы Blackburn Питер Лоуренс (Peter G.Lawrence) на английском палубном истребителе-торпедоносце Firebrand (EK621).

Этот день в авиации. 30 июня

1951 - Состоялся первый полёт фронтового истребителя МиГ-15У (СУ) с подвижной пушечной установкой.

Этот день в авиации. 30 июня

1952 - Первый полёт американского ХН-26. Вертолёт был спроектирован в соответствии с требованиями ВВС в отношении одноместного, который мог быть быстро разобран и упакован в контейнеры для сбрасывания на парашютах. Вес с оборудованием - 318 кг, максимальная скорость полёта - 128 км/ч, продолжительность - 1,5 часа.

Этот день в авиации. 30 июня

1953 - Во время своего тридцатого полёта прототип "001" французского истребителя-перехватчика SNSACO (Sud-Ouest) SO.4050 Vautour IIN превысил (в пологом пикировании) скорость звука, и стал первым европейским двухмоторным двухместным самолётом,сделавшим это.

Этот день в авиации. 30 июня

1959 - Завершены испытания первого отечественного ТРДДФ Р11Ф 300.

Этот день в авиации. 30 июня

1959 - На вооружение армии США начали поступать первые серийные шестиместные вертолёты UH-1A, оснащённые двигателем Lycoming T53-L-1A мощностью 770 л. с. Тринадцать вертолётов, вооружённые двумя пулемётами калибра 7.62 мм и шестнадцатью НУР калибра 70 мм., приняли участие в боях во Вьетнаме. Некоторые из вертолётов имели дублированное управление и обозначались ТН-1А.

Этот день в авиации. 30 июня
1961
  Cостоялся первый полёт японской модификации "Старфайтера" - F-104J. По конструкции она ничем не отличалась от F-104G, а буква "J" обозначает лишь страну-заказчика (J - Japan). 8 марта 1962-го первый "Старфайтер" японской сборки выкатили за ворота завода "Мицубиси" в городе Комаки. Всего же японские Силы Самообороны получили 20 "Старфайтеров" из США и ещё 210 машин местного производства.

Этот день в авиации. 30 июня
1962
 - Cовершил первый полёт серийный образец North American RA-5 Vigilante. Несмотря на высокие для того времени лётно-тактические характеристики ударного варианта, ему по целому ряду причин не суждено было стать одним из основных самолётов авианосной авиации флота США.

Этот день в авиации. 30 июня

1962 - Катастрофа Ту-104А(СССР-42370) под Красноярском — авиационная катастрофа, произошедшая в Берёзовском районе Красноярского края.Ту-104А компании Аэрофлот выполнял пассажирский рейс из Иркутска в Омск, но спустя час полёта перешёл в крутое снижение и через две с половиной минуты столкнулся с поверхностью земли, при этом погибли 84 человека. На тот момент это была крупнейшая авиакатастрофа в Советском Союзе. При исследовании тел погибших пассажиров было установлено, что они получили прижизненные ожоги и травмы от огня и летевших со стороны распространения огня предметов. Наиболее сильные повреждения и ожоги у всех исследованных наблюдались с левой стороны и были получены в положении сидя.

Самолёт упал в покрытую лесом ложбину. По сбитым верхушкам сосен установили, что падал он не вертикально, а по пологой траектории. Задев деревья, фюзеляж лайнера переломился. Этими обстоятельствами и объяснялась большая площадь обломков. В процессе изучения обломков комиссией обнаружили фрагмент обгоревшей обшивки фюзеляжа с левого борта. Изначально эта часть конструкции находилась в районе 20-го шпангоута у иллюминаторов первого салона. В куске металла зияло отверстие диаметром 20 сантиметров. Причём обгоревшей была не внешняя сторона обшивки, а внутренняя. При этом изнутри фрагмент был механически повреждён. Некий предмет пробил обшивку лайнера и взорвался внутри. Сначала комиссия по расследованию пришла к выводу, что её причиной явилось сваливание в кучевой облачности в процессе экстренного снижения или при выводе из него и потеря пространственной ориентировки в сложной обстановке, что при низкой облачности не дало возможности вывести самолёт. Причиной экстренного снижения был предположительно назван пожар или какое-либо другое происшествие в пассажирской кабине. Однако позднее стало известно, что одна из частей ПВО, дислоцировавшаяся в районе Маганска, проводила учебные пуски зенитных ракет. Было сообщено, что одна из ракет, потеряв в условиях прохождения через грозовой фронт свою цель, перенацелилась на гражданский самолёт и поразила его в левый борт. По различным данным, именно непреднамеренными действиями зенитчиков объясняется ещё одна катастрофа с участием Ту-104 под Хабаровском, случившаяся в том же 1962 году, а также падения Ил-18 под Чистополем в апреле 1963-го, Ан-24 в январе 1968-го близ Олёкминска и такого же Ан-24 в январе 1978 года близ Перми...

Этот день в авиации. 30 июня

1964 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (шт. Калифорния, США) состоялся очередной 49-й испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15" № 1. Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Джон Баррон Маккей (John Barron McKay). Достигнута высота 30358 м при скорости 5364 км/час.

Этот день в авиации. 30 июня

1967 - Опытный ударный самолёт укороченного взлёта и посадки Т6-1 выполнил первую пробежку, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Владимир Сергеевич Ильюшин.

Этот день в авиации. 30 июня

1967 - Погибли при выполнении испытательного сброса груза с Ан-12: Петухов Степан Георгиевич - rомандир экипажа, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, лётчик-испытатель НИИ АУ; Иванов Дмитрий Васильевич - второй пилот, лётчик-испытатель НИИ АУ; Селеннов Анатолий Яковлевич - штурман-испытатель НИИ АУ; Бочаров Юрий Васильевич - бортинженер, испытатель НИИ АУ; Романов Олег Константинович - бортрадист, испытатель НИИ АУ; Галайда Виталий Герасимович - парашютист- испытатель, инженер НИИ АУ; Рачков Владимилен Иванович - парашютист- испытатель, старший инженер НИИ АУ; Краснов Анатолий Ефремович - парашютист- испытатель, инженер-экспериментатор НИИ АУ; Козлов Виктор Николаевич - парашютист- испытатель, инженер-экспериментатор НИИ АУ.

Производилось испытание бесплатформенной парашютно-реактивной системы десантирования техники «Шельф». Основным грузом для «Шельфа» был «Объект 915» – боевая машина десанта БМД-1. Открылся грузовой люк Ан-12, вышел вытяжной парашют, но БМД заклинило, замок не отпустил её… БМД, выходящую из грузового отсека, развернуло, и она встала. Через мгновение сработала парашютная система, и четыре купола, каждый площадью 1400 квадратных метров, раскрывшись позади самолёта, потянули БМД с огромной силой. Самолёт шел со скоростью 400 км/час, и парашюты все-таки вытащили груз наружу, буквально разорвав фюзеляж самолёта и оторвав ему хвост...

Самолёт, полностью заправленный, упал на поле и взорвался. Погиб и весь экипаж. Экипаж самолёта похоронен на Введенском кладбище Москвы...

Этот день в авиации. 30 июня

1968 - Первый полёт Lockheed C-5 Galaxy. Этот военный транспортник представлял собой высокоплан со стреловидным крылом и оперением с четырьмя двигателями TF-39-Е1. При максимальной полезной нагрузке 77 т самолёт мог совершать полёт на дальность 5740 км. Серийно были произведены 81 такая машина.

Этот день в авиации. 30 июня

1969 - Вышел приказ МОМ о разработке сверхтяжёлой РН "УР-700М" и её морского варианта "МК-700". Разработка РН была поручена ОКБ-52 - возглавляемого Владимиром Николаевичем Челомеем.

Этот день в авиации. 30 июня

1971 - При возвращении на Землю после 24-суточного полёта корабля "Союз-11" и успешной работы на первой в мире космической станции "Салют-1", погиб его экипаж - Георгий Тимофеевич Добровольский, Владислав Николаевич Волков и Виктор Иванович Пацаев. Когда они уже спускались на Землю неожиданно открылся клапан дыхательной вентиляции, соединяющий кабину с наружной средой. Давление в спускаемом аппарате резко упало, космонавты потеряли сознание, и не смогли закрыть клапан. Из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата экипаж погиб...Космонавтов похоронили у Кремлевской стены. Это была вторая и последняя катастрофа в пилотируемой космонавтике СССР и России.

Этот день в авиации. 30 июня

1971 - Стратегическому авиационному командованию США (SAC) передан последний бомбардировщик General Dynamics FB-111. Всего было произведено 77 экземпляра самолёта, включая прототип.

Этот день в авиации. 30 июня

1977 - Президент Картер отменяет программу бомбардировщика Rockwell B-1 "Lancer". Несмотря на это, с конца 1981 года на вооружение ВВС США начали поступать серийные В-1B Lancer.

Этот день в авиации. 30 июня
1978
 - Совершил полёт опытный самолёт Defiant. Defiant - лёгкий многоцелевой самолёт, разработанный американским конструктором Албертом (Бурт) Рутаном. В 1974 году Рутан основал компанию Rutan Aircraft Factory (RAF) в Мояве (Калифорния). Вариант Model 40 Defiant был первым самолётом, сошедшим с новой сборочной линии, и являлся по существу увеличенной и усовершенствованной моделью VariEZ с четырёхместной кабиной и двигателями Avco Lycoming мощностью 160 л.с. Планировалось выпускать этот тип самолёта как Model 74 Defiant с двигателями мощностью 180 л.с. и пятиместным салоном. Однако самолёт Defiant продавался только в чертежах (было продано около 200 комплектов).

Этот день в авиации. 30 июня

1979 - Первое испытание космического радиотелескопа КРТ-10.

Этот день в авиации. 30 июня

1984 - Первый полёт спортивно-пилотажного самолёта Су-26, лётчик-испытатель Евгений Иванович Фролов.

Этот день в авиации. 30 июня
1989 - Начало лётных испытаний опытного образца среднемагистрального Boeing 737-500.

Этот день в авиации. 30 июня

1990 - Осуществлён захват и угон в Швецию (Стокгольм) самолёта Ту-154 одним преступником (Анатолий Михайленко). Жертв нет. Ту-154Б-2 (СССР-85334) со 159 людьми на борту выполнял рейс 8678 Львов—Ленинград, когда 19-летний Анатолий Михайленко угрожая ручной гранатой потребовал следовать в Стокгольм, после посадки в котором попросил политического убежища. Граната оказалась без запала; 17 июля угонщик был возвращён в СССР.

Этот день в авиации. 30 июня

1994 - Международный транспортный самолёт SATIC A300-600ST Beluga торжественно выкатили из цеха.
Этот день в авиации. 30 июня
1995 - Скончался Георгий Тимофеевич Береговой (15.04.1921 г.р.) — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (единственный, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй — за полёт в космос), заслуженный лётчик-испытатель СССР(1961), генерал-лейтенант авиации, кандидат психологических наук, Лётчик-космонавт СССР № 12. Лауреат Государственной премии СССР (1981).Г. Т. Береговой родился раньше всех из побывавших на орбите людей (он родился на 3 месяца раньше Джона Гленна, но позже Джо Уокера, совершившего суборбитальные космические полёты на X-15 в 1963 году и погибшего в 1966 году, до полёта Берегового). Совершив космический полёт в 47-летнем возрасте(26.10.1968 года продолжительностью 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд), Береговой в течение нескольких лет являлся старейшим человеком, побывавшим на орбите (в 1974 году его превзошёл Лев Дёмин). С 1972 по 1987 год выполнял обязанности начальника ЦПК им. Ю.А.Гарина. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище...
Этот день в авиации. 30 июня
1999 - Американский межпланетный зонд «Galileo», ведущий исследования в системе Юпитера, в 07:47 UTC совершил пролёт близ Каллисто, пройдя на расстоянии 1047 километров от его поверхности.
Этот день в авиации. 30 июня
2001 - В 19:46:46.183 UTC со стартовой площадки SLC17B Станции ВВС США "Мыс Канаверал" (Cape Canaveral Air Force Station) стартовыми командами компании Boeing Expendable Launch Systems при поддержке боевых расчётов 45-го космического крыла ВВС США (45th Space Wing U.S. Air Force) осуществлён пуск ракеты-носителя "Delta-2 (7425-10C)" (D286), которая вывела на околоземную орбиту спутник "MAP" ("Microwave Anisotropy Probe", позже WMAP (Wilkinson Microwave Anisotropy Probe)) весом 840 кг. В конце июля "MAP" должен совершить пролёт близ Луны, а через три месяца после старта достигнет своего места назначения - орбиты в точке либрации L2, удаленной на 1,5 миллиона километров от Земли. Основным назначением запущенного аппарата станут измерения послесвечения Большого Взрыва, в результате которого возникла наша Вселенная. "МАР" должен составить объёмную картину взрыва и заглянуть в то время, когда ещё не возникли звёзды и галактики.
Водородный самолет совершил первый полет
2020 - Водородный самолёт совершил первый полёт. Его разработали инженеры американской компании ZeroAvia. Ставший серьёзным шагом к «чистой» авиации самолёт под названием HyFlyer может брать в рейс до 20 пассажиров. Максимальное расстояние, которое удается пролететь, расходуя водородное, а не ископаемое топливо -  800 км. К 2023 году компания рассчитывает запустить регулярные коммерческие полёты.
2022 - В подмосковном Томилино состоялся первый полет по кругу новейшего представителя семейства легендарных «восьмерок» – офшорного вертолета Ми-171А3, предназначенного, в первую очередь, для обслуживания морских буровых платформ и проведения поисково-спасательных работ. В отличие от всех предыдущих вариантов Ми-8 и Ми-17 (Ми-171) машина имеет новый фюзеляж изменившихся обводов с широким использованием в конструкции композиционных материалов, топливные баки в грузовом полу кабины вместо привычных внешних боковых, другое шасси, систему аварийного приводнения с автоматической активацией баллонетов. Для обеспечения эксплуатации в любых погодных и географических условиях вертолет оснащается интегрированным пилотажно-навигационным комплексом со «стеклянной» кабиной и цифровым автопилотом. 
 14 декабря летчики-испытатели Александр Климов и Владимир Кутанин впервые подняли его в воздух, выполнив первое висение с разворотами и небольшими перемещениями над площадкой. Затем полгода машина проходила наземные отработки. В прошлую субботу вертолет снова был проверен на висении, после чего отраслевой методический совет 30 июня дал разрешение на первый вылет и начало полномасштабных летных испытаний Ми-171А3. Первый полет по кругу, продолжавшийся 25 минут, выполнили летчики-испытатели НЦВ «Миль и Камов» Александр Климов и Салават Садриев.

Картина дня

наверх