Египетские «Мистрали» маневрируют с ударными вертолетами — нашими и НАТО
Холдинг «Вертолеты России» продолжают работу по созданию корабельной модификации вертолета Ка-52 — Ка-52К «Катран».
Об этом сообщил генеральный директор холдинга Андрей Богинский.Министерство обороны и «Вертолеты России» подписали контракт на продолжение ОКР по теме «Катран». Новая винтокрылая машина должна быть полностью готова до 2023 года. В настоящее время ведутся работы по унификации корабельной версии к наземной.
Осталось сделать не так уж и много. Четыре опытных образца полностью прошли всю программу наземных испытаний к концу 2019 года. И в середине 2020 года РИА «Новости» привело слова генерального конструктора Национального центра вертолетостроения «Миль и Камов» Сергея Михеева о том, что машина уже полностью готова.
Однако Министерство обороны притормозило этот процесс. Было решено принимать «Катран» на вооружение и разворачивать серийное производство лишь после того, как вертолет будет испытан в морских условиях. И желательно на платформе, на которой будут прописаны «Катраны».
Однако платформа уже далеко — в Египте. Создание «Катрана» в значительной степени было связано с покупкой у Франции двух вертолетоносцев «Мистраль». Но в связи с санкциями корабли продали не России, а Египту.
В 2020 году на судостроительном заводе «Залив» в Керчи были заложены два универсальных десантных корабля (УДК) проекта 23900 Зеленодольского ПКБ — «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». В связи с чем сейчас Министерство обороны продолжило финансирование проекта по созданию «Катрана»
Вполне понятно, что на «Иване Рогове» Ка-52К испытываться не будут. Для этого подыщут какой-то другой корабль, который приспособлен к базированию на нем одного-двух противолодочных или транспортных вертолетов. Потому что вертолетоносцы будут построены к концу этого десятилетия, а то и в начале следующего. Поскольку таких больших кораблей за прошедшие 30 лет российская судостроительная отрасль еще не строила. УДК проекта 23900 имеют полное водоизмещение в 40 тыс. тонн. Длина достигает 220 м, ширина — 38 м, осадка — 8 м.
Можно было бы предположить, что скорейший запуск «Катранов» в серийное производство связан с ситуацией в Египте с «Мистралями». Получив вертолетоносцы, Каир немедленно заключил контракт на приобретение 50 Ка-52. С тем учетом, что первые машины будут наземные «Аллигаторы» Ка-52, а затем начнут поступать корабельные «Катраны» Ка-52К.
Однако шло время, а «Катраны» на горизонте так и не появлялись. Но обнаружилась еще одна неприятность, крайне досадная. «Аллигатор» плохо приспособлен для работы в условиях химически агрессивной морской среды. Стали возникать технические проблемы с двигателями, с авионикой, с навигационными системами и системами ночного видения. Это стало также и следствием работы в жарких климатических условиях, из-за чего двигатель теряет мощность в различных режимах полета.
В таких условиях египтяне решились на беспрецедентный шаг — создали две смешанные авиагруппы, в которых используются различные ударные вертолеты — российские «Аллигаторы» и американские «Апачи». «Апач», конечно, тоже наземный вертолет, до этого момента на кораблях массово не использовавшийся. Но американцы, беспрерывно участвуя в «колониальных» войнах, добились устойчивой работы машины в различных климатических условиях. В том числе и в условиях африканского пекла.
Кстати, размещение двух различных вертолетов наземного базирования на палубе кораблей, где каждый кубический метр слишком дорог, чтобы использовать его неэффективно, — это настоящее расточительство. Они занимают слишком много места. Корабельные вертолеты, в том числе и «Катран», имеют складывающиеся лопасти несущего винта, за счет чего экономится корабельное пространство. Но это не всегда помогает.
«Аллигатор» сейчас подтягивают до уровня корабельной модификации. Точнее его модификацию Ка-52М.
У «Катрана» сильнее вооружение. Этот вертолет сразу оснастили ракетой «воздух-поверхность», благодаря которой резко повысилось его качество. После чего ее начали внедрять в состав высокоточного ракетного вооружения Ка-52М и «Ночного охотника» Ми-28НМ. Это авиационная ракета семейства «Гермес», в котором есть и наземные модификации, и корабельные. Ракета обладает уникальной для армейской авиации, к которой относятся вертолеты и штурмовики, дальностью — 20 км. Все прочие отечественные авиационные противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) пролетают не более 10−12 км.
Это очень важное нововведение, потому что «Катрану» (а теперь и Ка-52М и Ми-28НМ) для пуска ракеты по позициям противника не нужно входить в зону систем ПВО ближнего действия. Поскольку она имеет радиус, не превышающий 15 км.
Таким образом российские вертолеты, оснащенные ПТУР «Гермес-А», оказываются в более выигрышном положении, чем американский «Апач». Он имеет ракету AGM-114 Hellfire («Адское пламя»), максимальная дальность полета которой равна 11 км. Дальность выбрана американскими конструкторами, исходя из принципа «разумной безопасности». «Апач», совершая пуск ракеты, не могут достать ПЗРК типа «Стингер» и «Игла».
«Гермес-А» наводится на цель при помощи инерциальной системы управления. А на финальном участке включается головка самонаведения, тип которой не раскрывается. Возможно она радиолокационная, но может быть и двухканальной — радиолокационная и инфракрасная. Так что с этой ракетой начинает действовать принцип «выстрелил и забыл» — ее не надо сопровождать на всем маршруте лазерным или радиолучом.
Но одно дело сделать ракету с повышенной дальностью полета. И совсем другое — внедрить ее в систему управления вооружением. Для того, чтобы совершить пуск, необходимо четко видеть цель. Оптический прицел тут не годится.
Не подходит и оптико-локационная станция ГОЭС-451, имеющая телевизионный и тепловизионный каналы. Она позволяет обнаружить танк днем на расстоянии в 20 км и распознать его на расстоянии в 16 км. Ночью «зрение» хуже — обнаружение происходит на расстоянии в 16 км, распознавание — на 10 км. То есть в полной мере воспользоваться ГОЭС-451 для запуска «Гермеса-А» не представляется возможным.
Остается надеяться на РЛС. На Ка-52 установлен «Арбалет». Его дальность по обнаружению наземных целей лежала в пределах 15 км. Поэтому станцию пришлось модернизировать, чтобы ее дальность соответствовала дальности новой ПТУР.
На место на палубе российских УДК претендуют не только «Катраны». РСК «МиГ» начала разработку морского истребителя пятого поколения с вертикальным взлетом и посадкой. Правда, неизвестно, когда самолет будет готов.
Владимир Тучков
Свежие комментарии