1904 - Габриэль Вуазен успешно летает на модифицированном поплавковом планере с передним рулём высоты Archdeacon в Берк-сюр-Мер, Пикардия. Его самый продолжительный полёт в этот день - 25 секунд.
1913 - Состоялись первые состязания на кубок Шнейдера (правильнее «Кубок морской авиации Жака Шнейдера»). Они были включены в качестве отдельной дисциплины в программу второго международного митинга гидро- и аэропланов, проводившегося в Монако в течение 2-х недель. На самолёте Депердюссен «Купэ Шнейдер» лётчик Морис Прево выиграл первую гонку гидропланов на Кубок Шнейдера весной 1913 г., показав среднюю скорость 73,56 км/ч.
1919 - Родился Владимир Сергеевич Чиколини — лётчик-испытатель 3-го класса.
1926 - Родился американский астронавт Вирджил Айвэн «Гас» Гриссом (англ. Virgil Ivan «Gus» Grissom). Он совершил второй американский суборбитальный космический полёт. Затем он был первым американским командиром двухместного корабля. При этом он стал первым в мире астронавтом, дважды побывавшим в космосе. Погиб вместе с Эдвардом Уайтом и Роджером Чаффи 27 января 1967 года в пожаре при проведении тренировок за месяц до назначенного старта. Если бы не эта трагедия, Гриссом стал бы первым в мире человеком, третий раз летавшим в космос.
1933 - Первый перелёт через Эверест. Два британских самолёта смогли перелететь через Эверест - ранее это не удавалось ни одному аэроплану. Оба биплана построила фирма "Westland". Один - P.V.3 (G-ACAZ) - пилотировал Маркус Дуглас, наблюдателем у него был подполковник Стюард Блэйкер. Вторым - Westland P.V.6 Wallace (G-ACBR) - управлял Дэвид Макинтайр, в задней кабине находился фотограф Сидни Боннет. Оба самолёта были снабжены аэрофотоаппаратами для воздушного картографирования. Для полётов в условиях разряженной атмосферы члены экипажей имели кислородные маски, а от мороза их защищала тёплая одежда.
1939 - Совершил первый полёт самолёт Gloster «F.9/37 Reaper», оборудованный двумя двигателями Bristol Taurus I мощностью 1050 л.с.
1941 - Впервые достигнут «полюс недоступности», экипаж Ивана Ивановича Черевичного на АНТ-6 Н-169. Северный полюс недоступности находится в паковых льдах Северного Ледовитого океана на наибольшем расстоянии от любой суши. Расстояние до Северного географического полюса 661 км, до мыса Барроу на Аляске - 1453 км и на равном расстоянии в 1094 км от ближайших островов - Элсмира и Земли Франца-Иосифа.
1942 - Проводились совместные с АДД испытания Пе-8 с моторами М-82.
1944 - 180 бомбардировщиков 15-й воздушной армии США под прикрытием 170 истребителей совершили первый налёт Венгрию - на Дунайский авиазавод в пригороде Будапешта, что привело к смерти 1036 человек.
1949 - Первый полёт самолёта-разведчика Ан-2Ф, лётчик-испытатель А. Е. Пашкевич. Вероятно, самым удивительным вариантом Ан-2 являлся прототип артиллерийского корректировщика и фоторазведчика Ан-2Ф. С носовой части и до задней кромки верхнего крыла это был типичный Ан-2, но далее самолёт имел совершенно иную конструкцию - была установлена стрелковая турель, хвостовая часть фюзеляжа имела обширное остекление для работы наблюдателя, а хвостовое оперение стало двухкилевым. Единственный экземпляр самолёта...
1953 - Лайнеры de Havilland DH 106 Comet авиакомпании BOAC стали совершать еженедельные полёты на трассе Лондон - Токио.
1954 - Во время выполнения показательного полёта на малой высоте перед французскими и английскими официальными лицами погиб Константин Розанов "Костя". Лётчик потерял контроль за высотой, его самолёт Mystere IV столкнулся с землёй и взорвался, похоронив под своими обломками знаменитого лётчика, возглавлявшего испытательный отдел фирмы Dassault. Константин Владимирович Розанов — французский военный лётчик, лётчик-испытатель, один из пионеров реактивных полётов. Освоил 201 тип самолётов и вертолётов, провёл 5000 часов в воздухе, в том числе 3865 часов в боевом строю, 104 раза преодолевал звуковой барьер. Погребён на кладбище Пасси. Его именем в 1971 году названа одна из улиц Парижа - Rue du Colonel-Rozanoff (фр.).
1955 - Состоялся первый полёт бомбардировщика Ил-54 с двигателями АЛ-7, лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки.
1955 - Родился Александр Николаевич Яблонцев — лётчик-испытатель 1 класса, полковник (20.02.1992).
1958 - Организован филиал ОКБ-1 при заводе «Прогресс» (г. Куйбышев) по изготовлению ракет Р-7 во главе с заместителем главного конструктора ОКБ-1 Дмитрием Ильичом Козловым.
1961 - Получено разрешение на первый полёт Востока с человеком на борту. Одиннадцать космонавтов, не вошедших в состав "ударной шестёрки", выделенной из отряда для ускоренной подготовки к первому полёту из отряда первых космонавтов, проходят экзаменацию. Но спросить успевают только Евгения Васильевича Хрунова и Владимира Михайловича Комарова, как вдруг поступает срочный звонок из Генштаба: доложиться в 13:00 сЮрием Алексеевичем Гагариным, Германом Степановичем Титовым и Григорием Григорьевичем Нелюбовым, затем в 15:00 быть на совещании в Компартии по поводу первого полёта. Все снова подтверждают готовность к полёту, и снова Николай Петрович Каманин демонстрирует свой фотоальбом, объясняя потенциал Востока для военной фоторекогносцировки. Каманин сообщает космонавтам результаты испытаний катапультируемого сиденья. Космонавтам известно о нерешённых сложностях с капсулой, но они уверены, что для полёта с одним обращением она безопасна. Гагарин говорит, что их парашютный инструктор полковник Николай Константинович Никитин должен обследовать парашют космонавта на стартовой площадке. Космонавты уверены в нём. В 16:00 звонит Сергей Павлович Королёв. ЦК одобрил полёт. Он улетает в Тюратам для последних приготовлений перед стартом. Подтверждение космонавтами их готовности к полёту записано и проиграно перед ЦК. Постановление ЦК даёт окончательное добро на первый запуск человека в космос.
1962 - Будущий астронавт НАСА, ВМС США лётчик-испытатель Джон У. Янг установил рекорд скороподъёмности на McDonnell F4H-1 Phantom II. Он набрал 25000 м за 230,4 сек.
1965 - ВВС США наносят первый и самый крупный авиаудар США по железной дороге и мосту Тхань Хоа в Северном Вьетнаме. Совершив 873 вылетов в течение следующих семи лет, мост будет разрушен авиацией США только в мае 1972 года. Это мост стал символом сопротивления для северовьетнамцев, про его неуязвимость слагались легенды. Но для американцев уничтожение проклятого моста стало навязчивой идеей, несмотря на непопулярность налётов на него среди пилотов.
1966 - Станция «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны. (СССР). Станция совершила 460 оборотов вокруг Луны и выполнила 219 сеансов связи с Землёй. Через 56 суток после выхода на лунную орбиту, 30 мая 1966 года АМС «Луна-10» закончила активное существование ввиду исчерпания заряда химических батарей (она не была оборудована солнечными батареями).
1967 - Первый полёт на опытном самолёте 23-01 (бортовой номер 23), (МиГ-23ПД) с двумя подъёмными двигателями РД-36-35, выполнил лётчик-испытатель Пётр Максимович Остапенко, а уже 9 июля он демонстрировал взлёт и посадку нового истребителя на авиационном параде в Домодедово. По аэродинамической компоновке МиГ-23 (23-01) был близок к МиГ-21, у него сохранялось то же среднерасположенное треугольное крыло и горизонтальное оперение. В то же время конструкция фюзеляжа была новой. Hа самолёте появились новый двигатель - ТРДФ типа Р27Ф-300 тягой 7800 кгс конструкции ОКБ-300 МАП (Генеральный конструктор Сергей Константинович Туманский) - и боковые воздухозаборники полукруглого сечения, при этом всю носовую часть фюзеляжа могла занять мощная радиолокационная станция.Однако вскоре работы по этому самолёту прекратились.
1969 - Совершил первый полёт французский лёгкий многоцелевой самолёт Robin HR.100.
1970 - Бомбардировщик Б-52 стратегического авиационного командования разбивается при приземлении на Военно-воздушной базе Эллзворт, Южная Дакота, пожар на поверхности шести подземных топливных хранилищ, в каждом из которых было по 25 000 галлонов.
1973 - Запущена долговременная орбитальная станция «Салют-2». ОКС «Салют-2» (ОПС-1 или № 101) по программе военных орбитальных пилотируемых станций СССР «Алмаз» массой 18,5 тонны была выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон-К» с космодрома Байконур.
На 13-е сутки произошла разгерметизация отсеков ОПС, а 25 апреля перестала поступать телеметрическая информация. Станция, пробыв на орбите 54 дня, закончила свою работу 28 мая 1973 года в результате естественного торможения в верхних слоях атмосферы и упала в океан около Австралии. ТАСС 28 мая объявило, что «программа полёта завершена» (не отметив при этом «успешно»). Анализ причин аварии позволил предположить нештатную работу двигательной установки, что привело к прогоранию корпуса станции. Для работы на станции готовился экипаж Павла Романовича Поповича и Юрия Петровича Артюхина на космическом корабле «Союз».
1974 - Начались Государственные совместные испытания комплекса Су-17МКГ.
1976 - Первый полёт гидросамолёта SH-5 (Китай), командир экипажа Хуанг Хингхуй.
1979 - Катастрофа Су-24. При посадке на аэродром Староконстантинов погибли капитан Бульдин В.Н. и штурман - майор Шипунов А.И. При выполнении посадки лётчик вывел самолёт на закритические углы атаки,что привело к сваливанию самолёта. В процессе выравнивания, находясь на оси БВПП, самолёт с увеличением правого крена до 80 , пролетев 240 м. от торца ВПП, в 140 м. от оси её столкнулся с землей. На техническом посту погибли два техника в результате взрыва самолёта...
1982 - Первый полёт пассажирского самолёта Эрбас Индастри А310-200 с двигателями Пратт-Уитни JT9D-7R4.
1984 - В Советском Союзе с космодрома Байконур ракетой-носителем "Союз-У" осуществлен запуск космического корабля "Союз Т-11" (11Ф732 №17Л), по программе третьей экспедиции посещения на станцию "Салют-7" с космонавтами: командир корабля — Юрий Васильевич Малышев (2-й полёт), бортинженер — Геннадий Михайлович Стрекалов (3-й полёт) и космонавт-исследователь — Ракеш Шарма (англ. Rakesh Sharma, 1-й полёт) на борту. КК типа "Союз 7К-СТ", сер. № 17L. Посадка корабля 2 октября 1984 года с другим составом экипажа.
1985 - Погиб Герой Советского Союза (26.03.1982), Заслуженный лётчик-испытатель CCCР (17.08.1978) Евгений Иванович Ларюшин при выполнении испытательного полёта на многоцелевом ударном Ка-50 (В-80).
При отработке ускоренного ухода с малой высоты к земле за препятствие в рамках исследования предельных режимов полёта произошёл перехлёст лопастей несущих винтов, они разрушились, и вертолёт упал. Анализ катастрофы показал, что её причиной стали не дефекты машины, а превышение лётчиком допустимой отрицательной перегрузки при выполнении неустановившегося снижения по спирали со скоростью менее 40 км/ч. В-80 попал в опасный режим "вихревого кольца" - особый режим вихревого течения воздуха, симметричного относительно оси несущего винта, в который вертолёт может попасть при энергичном снижении с малой поступательной скоростью (например, из висения). При этом несущий винт оказывается в возмущенном потоке отброшенного им же вниз воздуха, что вызывает возрастание амплитуды взмахов лопастей с выходом их из конуса винта. Подъёмная сила несущего винта значительно падает, вертолёт ещё более теряет высоту, а из-за "вымахивания" лопастей управление им сильно осложняется. "Вихревое кольцо" затягивает вертолёт в своеобразную воронку, выход из которой требует от летчика применения специальных методик. Необходимым условием для успешного вывода снижающегося вертолёта из режима "вихревого кольца" является достаточная для этого высота. А её в роковом полёте не было... Трагическая гибель Евгения Ларюшина стала для ОКБ тяжёлым ударом. Его мнение, опыт и интуиция лётчика оказали огромное влияние на формирование облика одноместной боевой машины. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище...
1986 - Единственная победа в воздухе лётчиков кубинских МиГ-21 в Анголе, когда патрульная пара перехватила пару С-130 "Геркулес", предположительно гружённых оружием для повстанцев. Кубинцы сбили один и повредили второй "транспортник". По южноафриканским данным (позднее подтверждённым Международной Ассоциацией воздушных перевозок) их жертвой стал L-100 (гражданская версия "Геркулеса"), зарегистрированный в правительственной ангольской авиакомпанией.
1992 - Двигатель ПС-90А получил сертификат типа Межгосударственного авиационного комитета.
1996 - Учреждена финансово-промышленная группа «Международные авиационные моторы».
1996 - Катастрофа Boeing T-43 под Дубровником. Самолёт Boeing CT-43A ВВС США совершал рейс IFOR21 (рейс являлся официальной торговой миссией) по маршруту Загреб-Тузла-Дубровник, а на его борту находились 5 членов экипажа и 30 пассажиров (преимущественно чиновники и бизнесмены, в том числе министр торговли Рональд Браун). Но на подлёте к аэропорту Дубровника в сложных погодных условиях самолёт врезался в гору в 16 километрах от аэропорта и полностью разрушился. Все 35 человек на его борту погибли...
В перечне причин фигурировали: отказ управления, ошибка экипажа и неправильно разработанная процедура захода на посадку по приборам. Погода в день катастрофы была нелётной.
1997 - Катастрофа вертолёта Ми-8Т 2-го Пермского авиапредприятия.
Экипаж выполнял санитарное задание по маршруту аэропорт Бахаревка - площадка "Компрессорная" (район г.Очер) – н.п.Губаха. Кроме экипажа на борту вертолёта находилось три врача и 50 кг. служебного груза. В процессе выхода на линию пути экипаж вертолёта не учёл, что по курсу полёта на удалении 3,5км от стадиона располагается мачта радиопередающей станции (РПС) высотой 253 м.
Погодные условия, исключающие выполнение визуального полёта, не дали возможности КВ своевременно обнаружить препятствие. В результате через 5 мин. после взлёта на высоте около 230 метров (300 метров от уровня стадиона) вертолёт столкнулся с мачтой РПС. При столкновении вертолёт частично разрушился, загорелся и упал в 350 м. от мачты в 3,5 км северо-восточнее Очера, Пермская область. Все 5 человек, находившихся на борту, погибли...
2006 - Военно-транспортный самолёт C-5B (84-0059) упал при вынужденной посадке на авиабазе в Дувре в штате Делавэр США, все 17 человек выжили
2008 - Катастрофа Ан-28 под Бенздорпом. Авиалайнер Ан-28 суринамской авиакомпании Blue Wing Airlines (регистрационный номер PZ-TSO) разбился при посадке в аэропорту Лава Антино в городе Бенздорп в Суринаме. В результате катастрофы погибли все находящиеся на борту 17 пассажиров и два члена экипажа. Ан-28 выполнял заход на посадку в суринамский аэропорт Лава-Антино, когда от диспетчера последовала команда уходить на второй круг (неожиданно выяснилось, что полоса занята другим самолётом).В процессе набора высоты при уходе на второй круг по невыясненным пока причинам самолёт внезапно развернуло влево, после чего он перешёл в снижение и упал в джунглях в 150 м сбоку от ВПП, разрушился и загорелся. Разбившийся Ан-28 (серийный №1AJ007-17) разработки АНТК им. О.К. Антонова построен в 1990 г. в Польше и оснащён двумя российскими турбовинтовыми двигателями ТВД-10Б также польского производства. Небольшая частная авиакомпания «Блю Винг» работает в Суринаме с января 2002 г. На момент катастрофы она располагала пятью Ан-28, тремя «Цесснами» 206, одной «Цессной» 208 и одним DHC-6. А.Ф...
Свежие комментарии