1872 - Родился Глеб Евгеньевич Котельников — офицер Русской императорской армии, акцизный чиновник, актёр, русский и советский изобретатель, создатель в 1912 году первого авиационного ранцевого парашюта. 24 сентября (7 октября) 1910 года Котельников с женой присутствовал на Всероссийском празднике воздухоплавания.
Под впечатлением увиденной им гибели лётчика Мациевича, решил заняться разработкой парашюта как индивидуального средства спасения авиаторов.В октябре 1911 года изобретатель получил привилегию: «№ 50103, коллежскому асессору Г. Котельникову, — на спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом, — 27 октября 1911 года».Парашют «РК-1» (ранцевый, Котельникова, модель первая) был разработан в течение 10 месяцев. 2 июня 1912 года провели испытания с помощью автомобиля.Показательное испытание своего парашюта Глеб Евгеньевич произвёл (6)19 июня 1912 года в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы, возле деревни Сализи. На разных высотах с аэростата сбрасывался манекен массой около 80 кг с парашютом. Испытания прошли успешно.5 января 1913 года студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский впервые прыгнул с парашютом РК-1 в Руане с 60-метровой отметки моста, перекинутого через Сену. Парашют сработал блестяще.20 марта 1912 года патент за № 438 612 во Франции. Изобретение Котельникова получило признание за рубежом и использовалось в производстве парашютов. А царское правительство вспомнило о нём только в ходе Первой мировой войны. В дальнейшем, совершенствуя конструкцию, создал РК-2 с полумягким ранцем, РК-3 и др. В 1912 г. разработал воздушный тормоз для самолёта. Его парашюты были приняты на вооружение советских ВВС. Автор книги "История одного изобретения. Русский парашют". В 1926 году Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству. Умер 22 ноября 1944 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его могила является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям около его могилы ленточки для затяжки парашютов ("тявочки").1909 - Родился Григорий Андреевич Мищенко — лётчик-испытатель 1-го класса, майор (1943).
1910 - Родился Василий Григорьевич Романюк — заместитель начальника отделения по лётным испытаниям и парашютной подготовке — старший инструктор-испытатель парашютов и катапультных установок Научно-исследовательского института ВВС СССР, полковник; первый среди парашютистов-испытателей, удостоенный звания Героя Советского Союза. Заслуженный мастер спорта СССР (1948), заслуженный тренер СССР по парашютному спорту. Всего В. Г. Романюк установил 18 мировых рекордов и ряд высотных рекордов. С 1964 года полковник В. Г. Романюк — в запасе. Работал в Центральном научно-исследовательском институте машиностроения города Королёв Московской области. Жил в посёлке Чкаловский. Умер 31 июля 1993 года. Похоронен на кладбище села Леониха Щёлковского района Московской области...
1928 - Опытный экземпляр английского бомбардировщика Westland Witch (б/н J8596). Его впервые поднял в воздух пилот-испытатель Луи Паджет (Louis Paget) Westland Witch представлял собой двухместный моноплан смешанной конструкции с крылом типа "парасоль" и V-образной распоркой. Самолёт был оборудован поршневым девятицилиндровым двигателем воздушного охлаждения Bristol Jupiter VI мощностью 425 л.с. (по требованиям спецификации надо было установить Bristol Orion, однако это не произошло из-за недоведёности этого двигателя). Вооружение состояло из одного неподвижного переднего 7.7-мм пулемёта Vickers и одного 7.7-мм пулемёта Lewis на турели Scarff в задней кабине. Witch мог нести одну 236 килограммовую бомбу во внутреннем бомбоотсеке. Из-за такого размещения бомб шасси пришлось значительно удалить от фюзеляжа. Несмотря на довольно лестные отзывы пилотов, был отмечен главный недостаток самолёта - высокая посадочная скорость (62 мили в час). Кроме того конструкция шасси оказалась весьма ненадёжной, что привело к многочисленным поломкам. А самое главное «НО» - неудачная конструкция шасси не позволяло самолёту нести торпеду.
1930 - В 13 часов 44 минуты по московскому времени с территории Аэрологической обсерватории в Павловске (ныне Главная геофизическая обсерватория) был выпущен первый в мире радиозонд. Радиозонд поднялся на высоту 7.8 км, где была зарегистрирована температура минус 40.7°. Менее чем через час (32 минуты полёта) после запуска в Ленинградское бюро погоды и в Центральный институт прогнозов в г. Москве было послано первое в мире оперативное аэрологическое сообщение. Это означало колоссальный прорыв в технике метеорологических наблюдений -открылась возможность получать сведения о состоянии свободной атмосферы до высот вначале около 10-15 км, а впоследствии - 25-30 км. Создателем первого в мире радиозонда и метода его использования для исследования атмосферы является наш соотечественник – выдающийся советский учёный-аэролог Павел Александрович Молчанов, трагически погибший в годы Великой Отечественной войны. Конструкция радиозонда Молчанова, наиболее простая и дешёвая, была на службе отечественной метеорологии около 30 лет, и лишь потом её заменили более совершенные модели.
1930 - Родился Борис Александрович Щербина — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (18.08.1983), полковник (1974).
1930 - Совершил первый испытательный полёт цельнометаллический одномоторный двухместный разведчик и лёгкий бомбардировщик Р-7 (АНТ-10) с бензобаком, повторяющим форму крыла, лётчик-испытатель Михаил Михайлович Громов. Полёты показали, что Р-7 сложен в управлении, и государственные испытания он не прошёл. Законченные к осени 1930 г. доработки позволили значительно улучшить управление самолётом, но время было потеряно: серийные заводы уже начали выпуск самолётов Р-5.
1931 - Первый полёт летающей лодки МДР-2, АНТ-8, лётчик-испытатель Степан Тимофеевич Рыбальчук. МДР-2 - однолодочный морской дальний разведчик, первый цельнометаллический гидросамолёт. Два двигателя у него были расположены на стойках на крыле, имели толкающие винты. В серии самолёт не строился.
1931 - Прототип Bre.391T впервые поднялся в воздух. Летал не долго и 3 июля разбился.
Прототип Bre.391T имел цельнометаллический фюзеляж. Трёхмоторный полутораплан классической схемы смешанной конструкции. Фюзеляж - прямоугольного сечения. Каркас металлический. Обшивка передней части дюралевая, остальная полотняная. Впереди моторный отсек, двигатель закрыт капотом NACA. Далее закрытая 2-х местная пилотская кабина. За ней 10-местный пассажирский салон. По два кресла в ряду, между ними проход. Крыло - прямоугольное. Каркас металлический. Обшивка гладкая дюралевая. Двигатель - три поршневых двигателя, один установлен в носу, два на нижнем крыле: Gnôme Rhône 5Kd Titan - 238 л.с./ 176 кВт - звёздообразный (Bre.391T); Hispano-Suiza 9Qc - 300 л.с./ 224 кВт - (Bre.392T) винт двухлопастный цельнометаллический. Оперение - однокилевое с двумя стабилизаторами. Шасси - двухстоечное с хвостовым колесом. По одному колесу на каждой стойке. Колёса покрыты обтекателями. Лишь третий прототип - Bre.393T (F-ANEH) с двигателем Gnôme Rhône 7Kd Titan Major - 350 л.с./ 257 кВт – звёздообразный, получился конструктивно удачным. Металлическую обшивку фюзеляжа заменили на полотняную, переделали межкрыльевые подкосы, установили хвостовое колесо и обтекатели на колёса главных стоек шасси.
1932 - Впервые поднялся в воздух прототип среднего транспортного самолёта Curtiss Т-32, позже ставшей известной как "Condor II".
Фирма Curtiss под руководством конструктора Джорджа Пейджа (George Page) взяв за основу схему Curtiss CO, создав новое крыло, облагородив аэродинамику фюзеляжа, улучшив звукоизоляцию пассажирского салона, сделав шасси убираемым, заменив жидкостные двигатели Curtiss Conqueror на звёздообразные Wright Cyclone создали Curtiss Т-32 "Condor II". Все доработки позволили, несмотря на бипланную схему, существенно увеличить скорость новой машины. 23 марта 1933 года машина была передана заказчику, всего был изготовлен 21 самолёт модификации T-32. Серийное производство было налажено на заводе в Сент-Луисе.
1934 - Состоялся первый полёт пассажирского самолёта Junkers Ju.160. Самолёт Ju.160, имел фюзеляж из гладких дюралюминиевых листов и двигатель BMW132E2 мощностью 650 л.с. На испытаниях самолёт развил скорость равную 340 км/ч. Новый самолёт был заказан в количестве 18 самолётов. Первый серийный Ju.160 был поставлен для Lufthansa в 1937 году. В 1941 году они были переданы Люфтваффе, где использовались в роли лёгких транспортных и связных самолётов.
1934 -
Состоялся рекордный полёт на стратостате «Осоавиахим-1». При спуске стратостат потерпел катастрофу. Взлёт состоялся в 9 часов 7 мин в Кунцево. Ночью пришло сообщение из Мордовии, что стратостат упал в Инсарском районе возле села Потажский острог. Барограф показал, что максимальная высота 22000 м была достигнута в 12 ч 33 мин. По заключении комиссии катастрофа произошла при спуске. Члены экипажа в составе трёх человек — командира экипажа Павла Фёдоровича Федосеенко, бортинженера Андрея Богдановича Васенко и научного сотрудника Ильи Давыдовича Усыскина — погибли. Комисия по разбору выяснила, что причиной катастрофы стала повышенная Vy снижения вследствие излишнего выпуска закаченного газа и заедания клапана стравливания, что привело к разрыву строп, крепящих гондолу, из-за чрезмерных перегрузок. Все члены экипажа «ОАХ-1» были посмертно награждены орденом Ленина (впервые в СССР — посмертно). Урны с прахом героев были захоронены в Кремлёвской стене лично К. Е. Ворошиловым, И. В. Сталиным и В. М. Молотовым. История стратостата лежит в основе повести Сергея Синякина «Монах на краю Земли» (1999).
1937 - Первый полёт серийного среднего бомбардировщика "Vickers Wellesley" в Брукленде.
1942 - После завершения заводских испытаний и приёмочных полётов первый серийный самолёт TBF-1 (TBM) Avenger был официально сдан флоту США.
1943 - Налёт на Берлин, в нём приняли участие "Москито" B.IX способные нести бомбовый груз массы - 1362 кг, то есть шесть 277-кг бомб, в том числе четыре на внутренней подвеске.
1944 - На лётно-испытательной базе завода № 21 проводились контрольные испытания серийного Ла-5ФН с тремя пушками УБ-2 (самолёт «Ла-5 - эталон 1944» (прототип Ла-7), лётчик-испытатель Георгий Михайлович Шиянов.
1944 - 777 американских тяжёлых бомбардировщиков под прикрытием 635 истребителей 8-го воздушного флота США совершили дневной налёт на промышленные объекты в районе Брауншвайга и Ганновера. Схватка американских истребителей дальнего радиуса действия с люфтваффе доказала, что только при достаточном прикрытии истребителями бомбардировщики могут полностью заняться своим непосредственным делом.
1948 - В Дейтоне умер Орвилл Райт (Orwille Wright). Ещё в ноябре 1909 братья Райт основали самолётостроительную компанию «Райт». Братья окунулись в бизнес, строили и продавали самолёты, устраивали демонстрационные полёты, обучали пилотов. Одновременно им приходилось отстаивать свои авторские права в суде. 30 мая 1912 в Дейтоне умер от брюшного тифа Уилбер. Орвилл продолжал летать до 1915, лично испытывая новые самолёты; в том же году продал свой пакет акций в компании «Райт». Последний полёт Орвилл совершил в 1918. О.Райт оставался членом Национального консультативного совета по аэронавтике и имел офис в Дейтоне. Оба брата похоронены на семейном участке на кладбище Дейтона, штат Огайо. Братья никогда не были женаты и потомков не оставили...
1952 - Опытный самолёт "88-1" (прототип Ту-16) вывезли на линейку туполевских машин на стоянке, начались доводки оборудования, гонка двигателей, параллельно проводилась установка недостающего, поступавшего с различных предприятий, оборудования, короче подготовка к лётным испытаниям, которые начнутся 28 февраля.
1953 - Родился Игорь Сергеевич Шевчук — авиационный конструктор, Генеральный конструктор ОАО «Туполев», Заслуженный конструктор Российской Федерации, Почётный авиастроитель, лауреат Государственной премии Российской Федерации. С 1976 года работал в КБ Туполева. Разрабатывал конструкции, ведал вопросами прочности самолётов Ту-144, Ту-204, Ту-334, Ту-160, Ту-155 и др., вводил их в производство. В 1994 году занял должность директора экспериментального завода ОАО «Туполев». В 1997 Совет директоров доверил Шевчуку пост Генерального директора предприятия. С 1998 года был председателем Совета директоров предприятия, с 2001 года — президентом, генеральным конструктором ОАО «Туполев». 29 декабря 2010 года был освобождён от занимаемых должностей, в связи с неполадками в самолёте ТУ-214ПУ, переданного в эксплуатацию администрации Президента РФ. Скончался вечером 6 января 2011 года от острой сердечной недостаточности. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы 11 января 2011 года...
1953 - Взлетел первый стратегический бомбардировщик В-47Е. В-47Е ("Модель 450-157-35") стал основным серийным вариантом "Стратоджета". Выпущенный в количестве 1341 единицы, В-47Е строился тремя фирмами (386 - Локхид, 264 - Дуглас и 691 - Боинг). Он стал первой модификацией "Стратоджета" оборудованной системой дозаправки в воздухе по схеме "Летающая штанга". В-47Е быстро стал основным компонентом стратегической авиации США. К декабрю 1953 года ВВС имели на вооружении 8 авиационных крыльев В-47, а в декабре 1954 уже 17. К началу 1956 их количество довели до 22. В декабре 1956 года количество частей, укомплектованных В-47Е, достигло максимальной величины - 27 боеготовых крыльев с 1204 самолётами. Общее количество построенных бомбардировщиков составляло 1306 самолётов.
1956 - Принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 149882 о разработке искусственного спутника Земли - "Объект "Д" (о создании и запуске в 1957 году первого ИСЗ) и других научных спутников.
1957 - Вертолёт с поршневым двигателем HSS-1 Сикорского (Модель S-58), разработанный для противолодочных операций, совершает первый полёт.
1958 - Умер немецкий авиаконструктор Эрнст Хейнкель (нем. Ernst (Heinrich) Heinkel), оставив после себя 154 выполненных конструкций самолётов и 13 самолётных катапульт, а также пять реактивных самолётов. За свои заслуги Хейнкель получил титул профессора, а также учёную степень доктора наук Штутгартского политехнического института и Ростокского университета.
1961 - В г. Страсбург (Франция) открылась международная конференция по вопросу создания Европейской организации по разработке ракет-носителей космического назначения, позднее организация была создана и получила название (Eurupean Launcher Development Organization, ELDO). На конференции находились официальные представители 12 стран; Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Швейцария, Австрия, Бельгия, Голландия, Норвегия, Швеция, Дания и Испания. Канада, Греция, Ирландия и Турция прислали своих наблюдателей. Был рассмотрен вопрос о создании РН на базе британской ракеты "Blue Streak".
1964 - Запуск ИСЗ "Электрон-1" и "-2" для исследования радиационного пояса Земли.
1964 - Первый полёт экспериментального вертолёта Bolkow Во-46 конструкции Бёлькова. Обтекаемый фюзеляж вертолета изготовлен фирмой "SIAT". Вертолет предназначался, прежде всего, для испытаний несущего винта Дершмидта. Винт Дершмидта относится к винтам стабилизированного типа и имеет сравнительно большую жесткую втулку. Внешние секции лопастей изготовлены из стеклопластика, к пяти профилированным плечам втулки они крепятся на петлях-шарнирах, компенсирующих отклонение лопастей в двух плоскостях, благодаря чему под действием набегающего воздушного потока стреловидность отступающей лопасти увеличивается, а наступающей - уменьшается, тем самым увеличивается предельное значение числа М для потока, обтекающего законцовки лопастей.
1964 - В США с космодрома Cape Canaveral в сторону Луны ракетой-носителем "Атлас-Аджена B" запущена автоматическая межпланетная станция “Ranger-6”. КА типа "RA-6". Предусматривалась передача на Землю телевизионных изображений лунной поверхности и падение станции на поверхность Луны. Телекамера не передавала изображения из-за неисправности.
1965 - Поднялся в воздух единственный экземпляр сельскохозяйственного самолёта DWI-1 Distributor Wing, получивший регистрационный номер N361DW, Этот необычный сельскохозяйственный самолёт был построен американской фирмой Aerial Distributors в 1965 году. Главной "изюминкой" самолёта, получившего полное название Distributor Wing DWI-1, стал разбрызгиватель химикатов, установленный под основным двигателем. Разбрызгиватель приводился в действие дополнительным двигателем Lycoming O-235 мощностью 108 л.с. Единственный экземпляр самолёта, получивший регистрационный номер N361DW, поднялся в воздух 30 января 1965 года. В связи с отсутствием заказов дальнейшего развития проект не получил.
1970 - Совершён первый полёт на самолёте Су-24 (Т6-2И), лётчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин.
1976 - Катастрофа Ил-18В (СССР-75558), а/п Фрунзе, Киргизского УГА в а/п Фрунзе, Киргизское УГА, Фрунзенский ОАО.
Во время тренировочного полёта экипаж имитировал одновременный отказ двигателей №3 и 4. При пролёте БПРМ экипаж осуществил довыпуск закрылков на угол 30º, что привело к уклонению от курса посадки и потере скорости. КВС принял решение об уходе на второй круг. На высоте 60 м и на скорости 220 км/ч была предпринята попытка запустить двигатели, но заработал только двигатель №4. Винт двигателя №3 создал сильное лобовое сопротивление. Самолёт потерял управление, столкнулся с землей с правым креном 55-60º и сгорел.Погиб экипаж - 6. Причиной катастрофы является принятие инструктором ошибочного решения по уходу на второй круг с закрылками, , выпущенными на 30°, при двух неработающих с одной стороны крыла двигателях, что привело к потере скорости, на которой стало невозможно парировать правый крен, возникший в результате попытки экипажа запуска двигателя №3 на скорости 220 км/ч.
1979 - Авиалайнер Boeing 707-323C авиакомпании VARIG выполнял грузовой рейс RG-967 по маршруту Токио - Лос-Анджелес - Рио-де-Жанейро, но через 30 минут после взлёта с аэропорта Нарита исчез над Тихим океаном. На его борту находились 6 членов экипажа. Несмотря на обширные поиски, не удалось найти никаких следов самолёта либо признаков его падения. Всего в поисках было задействовано порядка 70 судов Японии и США, а поисковые работы велись в течение 8 дней, но никаких следов авиалайнера не было обнаружено. Не было найдено даже масляных пятен от авиатоплива или каких-нибудь плавающих обломков. В истории гражданской авиации этот случай считается одним из самых загадочных: и ранее были случаи, когда самолёты исчезали, но, как правило, либо их обломки впоследствии находили, либо экипаж успевал предупредить о нештатной ситуации. Редкая особенность данного происшествия заключается также в том, что командир Жилберту Араужу да Силва участвовал в двух авиакатастрофах.
1984 - Авария самолёта Як-38У, ТАКР «Минск», лётчик ст. л-т Волков А.В., инструктор к-н Десятников А.Н. ДПМУ. Контрольно - вывозной полёт по кругу со взлётом с палубы корабля. Через 55с после взлёта по вертикали в зоне ответственности РП на высоте 240 м и скорости 220 и 240 км/ч самолёт перешёл на пикирование. Экипаж пытался парировать пикирующий момент взятием ручки управления на себя, однако самолёт на действия лётчиков не реагировал и продолжал увеличивать угол пикирования. При достижении угла пикирования самолёта 28º и дальнейшей тенденции к его увеличению произошло автоматическое катапультирование экипажа от системы СК -ЭМ. Лётчики благополучно приводнились недалеко от корабля. Самолёт продолжал увеличивать угол пикирования и с углом тангажа 120º - 140º столкнулся с водной поверхностью и затонул. Заключение о причинах ЛП: останов подъёмных двигателей в режиме разгона скорости из-за разрушения диска первой ступени компрессора двигателя ПД-1. ПД-2 был выведен из строя из-за попадания в проточную часть лопаток от компрессора ПД-1.
1986 - Первый полёт среднемагистрального пассажирского самолёта Boeing 767-300.
1988 - Boeing-747SP “Friendship One” приземляется Сиэтле, установив рекорд кругосветного перелёта за 36 часов 54 минуты 15 секунд.
1990 - Катастрофа Ан-2, Сахалинская область, Оха, ДОСААФ на Сахалине.
Самолёт Южно-Сахалинского аэроклуба ДОСААФ разбился сразу после взлёта с парашютистами на борту. На высоте около 50 м самолёт перешёл в снижение с левым креном и столкнулся с землей. Небольшое возгорание в районе двигателя было быстро ликвидировано аварийно-спасательной службой аэродрома. Парашютист-инструктор и двое несовершеннолетних парашютистов погибли. Остальные находившиеся на борту получили различные травмы. Причиной катастрофы явились неправильные действия командира ВС, допустившего взлёт с превышением максимального полётного веса на 650 кг и отделение самолёта от ВПП на недостаточной для данных условий взлёта скорости, что привело в сочетании с предельно задней центровкой к переходу самолёта в кабрирование с потерей скорости до скорости сваливания и столкновению с землей.
1995 - Первый полёт первого серийного лёгкого многоцелевого самолёта Ил-103 с аэродрома Луховицкого машиностроительного завода, пилотировал лётчик-испытатель Игорь Иванович Гудков. Серийное производство началось осенью 1994 года на Луховицком машиностроительном заводе, входящем в объединение МАПО-МиГ. Построено 66 самолётов.
1996 - Председатель правительства России В.С. Черномырдин и вице-президент США Ал. Гор подписали план "Работы России и США по программе "Мир-Шаттл" в 1996 году".
2000 - В Гвинейском заливе у берегов Абиджана почти сразу после взлёта рухнул Airbus A310-304 компании Kenya Airways. 169 человек из 179, находившихся на борту, погибли. Это была самая крупная авиакатастрофа с участием Airbus A310, произошедшая на территории Кот-д’Ивуара.
Когда авиалайнер начал набирать высоту, штурвал стало трясти, из-за чего сработал сигнал предупреждения об опасности сваливания, который оказался ложным. Следуя инструкциям, пилот уменьшил угол тангажа, но режим работы двигателей не изменил. Поскольку взлёт совершался в ночное время суток и в сторону моря, определить визуально своё местонахождение и понять, что самолёт начал снижаться, пилоты не могли. Также они не услышали сигнал об опасном сближении с землёй, из-за того, что его заглушили сигналы, предупреждающие о критическом превышении скорости.
2007 - Аварийный пуск с морского комплекса "Sea Launch" (Морской старт) украинского носителя "Зенит-3SL" с телекоммуникационным спутником "NSS-8". Эта авария стала спусковым крючком для банкротства проекта Sea Launch.
2013 - Первый успешный космический старт в Южной Корее. С космодрома Наро на околоземную орбиту с помощью одноступенчатой ракетой-носителем "KSLV-1" ("Naro-1") был запущен 100 кг спутник "STSat-2C" для демонстрации технологий будущих космических аппаратов. Южная Корея стала 11-й страной, обладающей возможностью самостоятельно запускать спутники.
2022 - Легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 "Байкал" совершил первый полет. Самолет взлетел с аэродрома Екатеринбург (Арамиль). Полет проходил на высоте 500 м и длился около 25 мин. За штурвалом был летчик-испытатель первого класса Валентин Лаврентьев. Крейсерская скорость самолета - до 300 км/ч. Максимальная дальность - 3 тыс. км (с полезной нагрузкой 2 т - 1,5 тыс. км).
Свежие комментарии