На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 681 подписчик

Свежие комментарии

  • Семен Смолкин
    Спасибо, поправилЭтот день в авиац...
  • Valery Roman
    Семён, спасибо за работу!!!👍👍👍 Ошибочка закралась однако.... """«Союз Т-12» Экипаж: командир корабля — Владимир Ал...Этот день в авиац...
  • Семен Смолкин
    Это к чему здесь? Про баранов?Ильдус Мостюков: ...

На Украине впервые применили новую «загоризонтную» российскую ракету...

Ее боевая часть мощнее снарядов самых тяжелых самоходок, причем новое изделие может работать как в режиме «выстрелил — забыл», так и в режиме поиска и выбора заранее неизвестных целей...

Изделие 305
Авиация ВКС России наносит удары по объектам высокоточными боеприпасами на Бахмутском направлении / ©Kotsnews

Согласно анонимному источнику РИА Новости в военной среде, российская армейская авиация начала применять в специальной операции ракеты «Изделие-305», также известные как ЛМУР (легкие многоцелевые управляемые ракеты).

Вопреки названию, это не просто управляемая ракета, а довольно специфический боеприпас, способный действовать как в автономном режиме «выстрелил — забыл», так и прямо в полете перенацеливаться оператором-человеком (находящимся в запустившим ее вертолете) на другую, более перспективную цель.

Тротиловый эквивалент ее боевой части — 35 килограммов, что примерно вдвое больше тротилового эквивалента 203-миллиметрового снаряда САУ «Пион» и в четыре-пять раз больше, чем тролиовый эквивалент 152-миллиметрового снаряда. То есть по мощности новая ракета тоже попадает в специфический класс: она намного слабее «Калибров» (боевая часть — 400 килограммов) и «Уранов» (боевая часть — 145 килограммов), но при этом намного мощнее типовых управляемых снарядов, применяемых артиллерией.

Впервые ракету показали публике в 2021 году / ©Wikimedia Commons
Впервые ракету показали публике в 2021 году / ©Wikimedia Commons

Изначально ракету создавали по заказу ФСБ для оснащения некоего Ми-8МНП-2 — модификации Ми-8, о которой мало что известно из открытых источников. Ее серийное производство начали в 2016 году, но в армию она еще какое-то время не поступала (хотя утверждается, что ее успели применить в Сирии).

Масса ракеты — 105 килограммов, высота полета — 100-600 метров (впрочем, за счет малых габаритов и массы она относительно умеренно уязвима для ПВО). Скорость — до 250 метров в секунду, дальность — не менее 14,5 километра (при пуске из вертолета в положении зависания на малой высоте). В случае пуска с летательного аппарата на скорости или большей высоте дальность ЛМУР может заметно возрасти (до 25 километров).

Ранее генеральный конструктор коломенского Конструкторского бюро машиностроения Валерий Кашин отмечал, что среди типовых целей — не только танки и не столько танки, сколько все серьезно защищенные цели в прифронтовой полосе. Более того, утверждается, что она сможет поражать и воздушные цели (вероятно, речь идет о вертолетах).

Согласно источнику РИА Новости, на Украине ЛМУР применяют «с борта ударных вертолетов Ми-28НМ по важным объектам украинских войск, например по складам с боеприпасами и ГСМ». При этом новые ракеты обеспечивают высокую точность поражения целей — с отклонением от линии прицеливания не более двух метров.

 

ЛМУР, применяемая, предположительно, с вертолета Ми-28Н. Оператор способен сопровождать работу ракеты не связывая пилота вертолета: тот, после пуска, может развернуться и идти в глубь своей территории не опасаясь потеря контроля над боеприпасом / ©Youtube

С учетом мощности боевой части «Изделия-305» речь идет о достаточно надежном поражении (при столь небольшой ошибке поражается практически любой незаглубленный склад). Ми-28НМ может брать на борт сразу четыре такие ракеты.

Как показал опыт специальной военной операции — впервые за длительное время реализованной в условиях наличия у противника большого количества средств ПВО, — одной из ключевых проблем авиации на современном поле боя стала почти полная невозможность работать «визуально». Наносить удары бомбами, неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) и тому подобным оружием приходится со значительного расстояния, не позволяющего противнику поразить самолет или вертолет зенитными ракетами.

Однако подобные удары имеют сниженную кучность. Например, при стрельбе НАР с кабрирования самолет «задирает нос», выпускает ракеты по навесной траектории, а затем быстро опускает нос и разворачивается, уходя на аэродром еще до того, как достиг линии фронта. Понятно, что кучность стрельбы здесь — как у наземной реактивной артиллерии, уровня того же «Града». Ранее, в условиях без многочисленной ПВО, российские штурмовики и вертолеты использовали реактивные снаряды в прямой видимости противника и могли (в особенности. с пикирования) поражать ими бронетехнику и иные относительно малоразмерные цели. С кабрирования это практически невозможно.

 

Пуск неуправляемых авиационных ракета (НАР) с штурмовиков, работающих с кабрирования. Хорошо видно, что несмотря на неплохую кучность, точность загоризонтной стрельбы НАР не выше, чем у «Града»: точечные цели так поразить сложно / ©Youtube

Много лет считалось, что в воздушной войне будущего при серьезной ПВО авиация будет работать только высокоточными планирующими бомбами и крылатыми ракетами. Однако у такого подхода есть принципиальный и неустранимый недостаток: высокоточное оружие работает, только если координаты цели, которые в него вводят, известны заранее. Но обычно это возможно лишь для малоподвижных, стационарных целей.

Однако в условиях реальных боевых действий отдельные замаскированные автомобили, танки, самоходки и комплексы ПВО все время перемещаются, меняют позиции — как раз чтобы избежать поражения. В войнах прошлого авиация зачастую работала именно в этой нише: находясь непосредственно над полем боя, охотилась за отдельными единицами техники противника. Ясно, что обычные планирующие бомбы и крылатые ракеты не могут выполнять такие задачи.

Российское «Изделие-305», или ЛМУР, создано как раз для преодоления этой проблемы. По словам генконструктора предприятия-разработчика Валерия Кашина, она может работать в режиме «выстрелил — забыл» в двух вариантах. При первом ее головка самонаведения (оптическая тепловизионная) сама захватывает цель, еще когда ракета находится на вертолете.

Головка самонаведения ЛМУР / ©Wikimedia Commons
Головка самонаведения ЛМУР / ©Wikimedia Commons

При втором, когда цель слишком далеко, чтобы ракета могла ее «увидеть», радар вертолета передает ее координаты ракете, и та следует к ней. В начале полета ЛМУР идет по инерциальной системе навигации (сопряженной с ГЛОНАСС), а на финальном участке сама захватывает цель и поражает ее. Чтобы попасть в объект, необходимый вертолетчикам, те вместе с координатами сбрасывают ракете «эталон» цели, ее образ.

Но есть еще третий режим — весьма многообещающий. При нем вертолет не способен сам обнаружить цель — например, когда он укрывается от ПВО за горизонтом — и получает самые примерные координаты квадрата цели от внешнего целеуказания. Например, данные войсковой разведки, заявки войск об обнаружении в этом районе артиллерии противника (по данным контрбатарейных радаров) и так далее.

Получив эти примерные координаты квадрата цели, экипаж вертолета делает пуск. ЛМУР достигает заданного квадрата, и начиная с нескольких километров от цели оператор вооружения (штурман вертолета) получает от ракеты — по защищенному радиоканалу — картинку, которую видит головка самонаведения. Штурман указывает ракете цель, та захватывает ее и наводится до прямого попадания.

Поскольку скорость полета ЛМУР умеренная, как у штурмовика, у оператора есть примерно столько же времени для выявления и ликвидации любой цели, как у летчика Су-25 в условиях без серьезной ПВО противника. Таким образом, новая ракета частично решает вопрос о том, как реализовать поиск и уничтожение авиацией объектов на поле боя без захода в зону ПВО. В Вооруженных силах РФ отмечают, что новую ракету планируют адаптировать и для других носителей — в первую очередь самолетов...

Александр Березин

Картина дня

наверх