F-19
Начнём с самого, пожалуй, знаменитого фейколёта — американского стелс-истребителя F-19. Своим появлением он обязан неожиданному пропуску цифры «19» в строго упорядоченной системе наименований. В 1970-х годах был разработан истребитель-бомбардировщик F/A-18, однако следующим самолётом стал истребитель F-20. То есть, на самом деле в официальных документах наименования F-19 никогда не существовало.
Дело произошло в 1980-х годах — в воздухе тогда витали слухи про секретные «чёрные» самолеты и теория про суперистребитель.
F-19A Specter
В 1986 и 1987 годах на рынок выпустили игрушечные сборные модели, ставшие крайне популярными. Попал F-19 и в книги Тома Клэнси, а также в игры и фильмы. Среди любителей авиации сразу зародились подозрения.
Самое заметное появление самолёта в культуре — игра-авиасимулятор «F-19 Stealth Fighter».
Поистине впечатляющая по проработке одноимённая статья в русской«Википедии» — свидетельство народной любви . Даже сейчас в интернете можно встретить один из двух устоявшихся силуэтов в качестве иллюстрации какого-нибудь «гиперзвукового самолётища».
F-19A Specter
А разгадка тайны довольно проста — фирма «Нортроп», которая весьма активно продвигала на мировой рынок модернизированную версию F-5, вместо полагавшегося F-19 «выклянчила» себе у Пентагона F-20. C нового десятка, новое поколение! Всё обосновали желанием избежать «путаницы» с МиГ-19, но это явная отговорка.
Кстати, с тех пор появилась уйма пробелов в системе обозначений, на которые после конца «холодной войны» смотрят куда проще.
МиГ-31 «Огненный лис»
Первое — автор в курсе, что МиГ-31 существует. Но мы говорим не о настоящем самолёте, а о герое фильма 1982 года с Клинтом Иствудом.
Картина вышла на экраны в то время, когда оригинальный МиГ-31 (кодовое имя НАТО «Foxhound», а не «Firefox») только появился на вооружении авиации ПВО СССР, и поведала нам шпионскую историю о том, как герой Иствуда угоняет новейшую советскую машину.
MiG-31 Firefox
Примечательно, что фильм — экранизация книги, в которой МиГ-31 был простым продолжением МиГ-25 (как в жизни).
Но киноделы придумали достойное вундерваффе: скорость до шести скоростей звука, максимальная высота полёта — 30 километров, стелс, управление вооружением силой мысли через специальный шлем!
Команды, кстати, отдаются по-русски. Гордимся советскими инженерами! А вот особисты и всемогущий KGB, к сожалению, подвели. В итоге империалистический шпион угнал один из прототипов, а второй сбил в воздушном бою.
MiG-31 Firefox
Сам фильм не стал особо выдающимся(5,9 из 10 на IMDB, у нас на «Кинопоиске» — 4,8), но самолёт запал в душу любителям авиации. Интересующиеся могут почитать на английском подробное техническое описаниеили посетить фансайт.
МиГ-37
Своего рода гибридом двух описанных выше самолётов стал МиГ-37.
Под влиянием успеха модели F-19, ставшей бестселлером, и дикой моды на всё стелсовое американская фирма«Testors» выпустила в 1988 модель противника F-19 — «противорадарного советского истребителя» MiG-37B«Ferret». Позже создали модель «Italeri», которая продаётся до сих пор по ностальгическим соображениям.
MiG-37B Ferret
В США в то время вовсю раскручивалась программа ATF (Advanced Tactical Fighter, «передовой тактический истребитель»), целью которой было создание истребителя нового поколения. Её плодом стал F-22 «Raptor».
Конечно, любители авиации только и говорили, что проклятые комми точно делают себе что-то подобное — да ещё наверняка обгоняют!
Пресса полнилась концептами(например, МиГ-2000), построенными на собственном видении пятого поколения и, как следствие, больше похожими на американские, чем на советские машины. Так и с МиГ-37 — принято отмечать его схожесть с конкурентом «Раптора», истребителем Northrop YF-23, хотя, по мнению автора, это сильно притянуто за уши.
Настоящим нашим «МиГ-37» (скорее всего с другой цифрой) мог бы стать самолёт, который разрабатывало конструкторское бюро (КБ) МиГ по программе МФИ (многоцелевой фронтовой истребитель).
MiG-37B Ferret (фото: Dizzyfugu)
Увы, вопреки теориям авиагиков, мы несколько отставали по времени, а не опережали. В результате к 1991 году сделали только макет. Понятно, что в следующее десятилетие работа не задалась, и прототип, известный как«изделие 1.44», совершил полёт только в 2000 году, после чего встал на прикол.
Изделие 1.44
Финансирование получила уже новая программа — ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), а ретрофутуристичный МиГ теперь демонстрируется в исторической экспозиции МАКСа.
Ка-58
Не только зарубежные фирмы отличились выдуманными моделями летательных аппаратов.
Ka-58 Black Ghost
Внесла свой вклад и отечественная«Звезда», выпустив в 2000 году модель Ка-58 «Чёрный призрак».
Дискуссии по поводу«слива», «вброса» или, страшно сказать, «сигнала» продолжались довольно долго, пока не стало ясно, что это всего лишь модель для сборки.
Создали грозную машину под влиянием популярного в 1990-е годы американского прототипа разведывательно-ударного вертолёта пониженной заметности RAH-66«Comanche». Его программа разработки была у всех на слуху, казалось, что«стелсы» приходят и в вертолётную индустрию. Но в 2004 году программу закрыли — сложно, дорого, да и американцы стали больше полагаться на беспилотные аппараты (БПЛА).
Ka-58 Black Ghost
Однако на пике этой темы непременно надо было выдать янки «наш ответ». Конструкторы соорудили концепт, который представлял собой сочетание Ка-52 и «Команча». От российской вертолётной школы взяли соосную схему с двумя несущими винтами.
Получилось, надо сказать, довольно органично и уж точно «зубасто».
Аврора
Как нельзя пройти мимо заслуженного фейколёта F-19, так нельзя не вспомнить «Аврору».
Самолёт-легенда, самолёт-мечта. Гиперзвуковой, чуть ли не суборбитальный стратегический разведчик; разрабатываемая в 1980-е годы замена знаменитому SR-71«Blackbird».
Aurora (фото: Rodrigo Avella)
Власти, конечно, говорили, что им жалко денег и что его заменят современные спутники с цифровой передачей данных чуть ли не в прямом эфире, но разве можно им верить? Вот и сообщали споттеры, что летает в районе закрытых американских авиабаз «всякое».
Впрочем, «всякое» там и правда летает.
Над пустыней Невада можно и Су-27 встретить, и F-117, якобы снятый с вооружения. Были даже заметки в серьезной прессе и упоминания в правительственных сметах.
Сейчас можно уверенно сказать, что работы в Цитадели демократии и, по совместительству, Клубе любителей высотных полётов над другими странами действительно велись, да и ведутся до сих пор.
Но факт, что спустя почти тридцать лет после гипотетического начала полётов «Авроры» так и не случилось прорыва в гиперзвуковых технологиях, свидетельствует совсем не в её пользу.
Да и причастные неоднократно всё отрицали.
Придётся признать, что даже если программа была — её закрыли. То ли из-за сложности, то ли из-за непомерных расходов.
Aurora (фото: Rodrigo Avella)
Хотя у поклонников SR-71 недавно появилась отдушина. Последние годы ведущие американские авиапроизводители начали таскать по выставкам макетики перспективного гиперзвукового разведчика. Обещают сделать в обозримом будущем. Но, скорее всего, он будет уже только БПЛА — в наше-то бездушное время.
Конечно, в столь кратком рассказе не вспомнить даже малую долю выдуманных аппаратов. Но мы поведали вам о самом смаке — о тех фейколётах, что до сих пор пытаются всучить как реальные, но «совершенно секретные, я вам в комментариях на Youtube расскажу».
Теперь вы станете на порядок бдительнее. Но не забывайте — нельзя исключать, что Власти Скрывают.
Александр Ермаков
Свежие комментарии