Почему американский космический олигарх не имеет патентов на ракетный двигатель Raptor, аналогичный нашему
Икона американского космического бизнеса Илон Маск, мягко говоря, удивил, когда предупредил, что его компания SpaceX должна в ближайшее время любой ценой многократно нарастить производство двигателя Raptor следующего поколения.
Заокеанские СМИ уже назвали эту ситуацию «кризисом Звездолета», возникшим из-за того, что в начале ноября покинули компанию вице-президент компании SpaceX по силовым установкам Уилл Хелтсли и вице-президент по полётам и запускам Ли Розен.В этой связи Илон Маск пожаловался, что Уилл Хелтсли и Ли Розен закопались в проблемах (двигателя Raptor), не двигаясь вперед, тогда как недавно им выяснилось: обстоятельства «намного более серьезны», чем он думал ранее.
К тому, что не так с Raptor, вернемся позже. Отдельно скажем, что в США несколькими годами ранее прошла шумная и, вероятно, дорогостоящая пиар-кампания вокруг многоразовых сверхтяжелых ракет Starship, разрабатываемых для доставки людей и грузов на Луну, Марс и другие планеты Солнечной системы.
«Для каждого полета понадобится много движков Raptor — 33 для гигантской ракеты-носителя первой ступени, и 6 для космического корабля верхней ступени, известного как Звездолет, — писал интернет-ресурс Space. — Компания SpaceX хочет управлять большим парком космических кораблей в ближайшие годы. Действительно, возможно, тысяча транспортных средств потребуется для колонизации Марса, одной из давних мечтаний Маска». Об этом заявил предприниматель-миллиардер на совместном осеннем заседании Совета по космическим исследованиям и Совета по физике и астрономии, которые являются частью Национальных академий наук, техники и медицины США.
И вот теперь космический олигарх Илон Маск написал шокирующее электронное письмо своим сотрудникам, напугав их увольнениями в случае банкротства. Копию отправил в издание Space Explored. Закончил он свое послание на драматической ноте:
«Все сводится к тому, что мы столкнемся с реальным риском банкротства, если не сможем достичь запусков Звездолетов хотя бы раз в две недели в следующем году.
Спасибо, Илон".
Теперь многие критики Маска задаются вопросом: «Является ли это электронное письмо о банкротстве SpaceX мистификацией?» Как известно, ракета Starship использует двигатели, которые принципиально отличаются от серийной линейки Falcon, и позиционируются как основа всех грандиозных планов компании по межпланетным полетам и спутниковой интернет-группировке Starlink.
Любопытно, что публикация в Space Explored — не единственный источник предполагаемого электронного письма. Другой его версией поделился твиттер-аккаунт Tesla Tunnel, который известен своей жесткой критикой Маска и его непрозрачной компании. Короче говоря, юзер с ником @TeslaTunnel обратил внимание на то, что «часть (письма), выделенная жирным шрифтом, подтверждает позицию аккаунта, согласно которой Маск использует угрозу „банкротства“ для получения новых дотаций от государства».
С этой точкой зрения согласен провайдер спутникового интернета Viast, который жалуется, что глава SpaceX имеет от американской казны миллиард за миллиардом, тогда как другие компании-конкуренты не получают ни шиша в виде помощи. Или, на худой конец, сущие центы. Дескать, при таких халявных деньгах любой неуч, даже такой как Маск, окажется иконой космического бизнеса.
Похоже, правда в этой критике есть: в интервью журналисту Крису Андерсону из газеты Wired Маск признался: «У нас в SpaceX практически нет патентов. Наша основная долгосрочная конкуренция — в Китае. Если бы мы опубликовали патенты, это было бы фарсом, потому что китайцы просто использовали бы их как книгу рецептов».
Но любой специалист по патентоведению объяснит на пальцах, почему «космическая икона США» нагло врет. Все разговоры о якобы китайском авторском пиратстве ведут только звездно-полосатые политики, нацеленные на антикитайский хайп и не знающие сущности дела. Если бы и впрямь имело место воровство интеллектуальной собственности, то янки не стали бы импортировать товары с лейблом Made in China на сотни миллиардов долларов в год. А с учетом того, что КНР имеет активы во всем мире, то заокеанской адвокатуре не составило бы труда отсудить компенсацию за инженерный плагиат.
Между тем, по плану SpaceX, под который выделены огромные казенные деньги, первый коммерческий полет Звездолета SN20 должен состояться в январе-феврале 2022 года. Единственно, что может отсрочить старт — это Федеральное управление гражданской авиации США, которое может не успеть завершить экологическую экспертизу орбитальной стартовой площадки Starship в Южном Техасе. Судя же по публикациям в СМИ, задержек не будет, значит, старт должен состояться.
Однако теперь письмо Маска ставит этот «знаменитый» полет Звездолета под большое сомнение. Вряд ли космический олигарх блефует, о чем говорит увольнение авторитетных спецов Хелтсли и Розена, за которыми вслед ушли и другие ведущие сотрудники-разработчики. О проблемах с двигателем Raptor хозяин SpaceX, кстати, узнал не вчера. Об этом писали тамошние эксперты после взрыва Звездолета SN9 в начале этого года.
Тот «жесткий (по словам Маска) старт», как выяснилось, имел отношение к управлению метановым турбонасосом Raptor. Это, в свою очередь, привело к нагнетанию топлива с более высоким, чем требовалось, давлением внутри камеры сгорания, что в конечном итоге стало причиной разрушения Звездолета.
Не секрет, что работающий на жидком метане и кислороде Raptor — это двигатель закрытого цикла с полной газификацией компонентов топлива, такого же типа, что и линейка советских движков РД-170, РД-180 и РД-191. Напомним также, еще в 2019 году Илон Маск объявил о своем рекорде среди ракетных двигателей. Дескать, Raptor достиг 268.9 бар давления в камере сгорания, что превышает текущий рекорд среди ракетных двигателей в 267 бар, установленный РД-180.
К слову, двигатель РД-180 потребляет около 1,25 тонн топлива в секунду, которое подается турбонасосом мощностью 180 000 киловатт, что, для сравнения, более чем в два раза превышает мощность реактора атомного ледокола «Арктика». В результате этого в одной камере диаметром всего 380 миллиметров сгорает примерно 0,6 тонны топлива в секунду, выделяя гигантскую энергию. Долгое время никто не мог повторить успех наших советских инженеров.
Здесь самое время вернуться назад — в годы правления Ельцина, когда компания Lockheed открыла свой научно-технический офис прямо на заводе «Энергомаш» (где изготавливался РД-180).
Журнал MIT Technology Review, ведущее научное издание США, в свое время призналось, что «это была грандиозная операция». По словам Джима Сакетта, бывшего инженера, работавшего тогда в компании Lockheed в Космическом центре НАСА, и командированного на «Энергомаш», «ВВС США, основной заказчик Lockheed, потребовали от компании получить доступ к 10 ключевым советским ракетным технологиям, необходимым для производства РД-180». В противном случае американские переговорщики вообще не имели право заключать сделку стоимостью в один миллиард долларов на закупку 101 двигателя.
«Они (русские) не видели альтернативы. Они бы просто разорились. Вот так они спасли компанию», — вспоминает Сакетт. Похоже, это и объясняет, почему компания SpaceX не имеет патентов на двигатель Raptor. Может, пришло время «Роскосмосу» подать иск на Илона Маска за воровство советской интеллектуальной собственности. Пусть икона американского космического бизнеса докажет обратное. Впрочем, скорее всего, Москва не решится отстаивать свои патентные интересы. Страшновато!
Александр Ситников
Свежие комментарии