1869 - Родился Джулио Дуэ (итал. Giulio Douhet) — итальянский генерал, военный теоретик. Развивал теорию воздушной войны, выдвинул идею проведения массированных бомбардировок городов противника с целью оказания морального воздействия и принуждения к капитуляции. Познакомившись с пионером американской авиации Райтом, артиллерийский офицер Дуэ буквально заболел военными самолётами. Пройдя Первую мировую командиром дивизиона бомбардировщиков, Дуэ принялся писать книги и статьи о потенциальных возможностях военной авиации. Согласно ему, авиация - исключительный род войск, единственная наступательная сила, которая должна действовать независимо от армии и флота, с помощью которой можно уничтожить наземные войска и промышленную базу противника, парализовав волю жителей враждебной страны к сопротивлению. Дуэ принадлежит идея самолёта, соединяющего в себе качества истребителя и бомбардировщика, а также идея создания военных самолётов, приспособленных для перевозки пассажиров и грузов, чтобы после войны их можно было использовать как гражданские.
1906 - Родился Сергей Тимофеевич Кишкин — советский учёный в области металловедения. Академик АН СССР / РАН. Лауреат Ленинской премии(1984), двух Сталинских премий(1942,1949) и Государственной премии СССР(1968),премии Совета Министров СССР (1950, 1981). Специалист в области металловедения и создания высокопрочных и жаропрочных конструкционных материалов. Доктор технических наук (1940). Член-корреспондент АН СССР по Отделению технических наук (металлургия и металловедение) с 10 июня 1960 года, академик по Отделению физикохимии и технологии неорганических материалов (конструкционные материалы и их обработка) с 1 июля 1966 года.Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1957).
В 1931 году окончил Московский механико-машиностроительный институт им. Н. Э. Баумана (ныне МВТУ имени Н. Э. Баумана) по специальности металловедение.В 1931—1934 год работал инженером-исследователем в Автотанкодизельном отделе Экономического управления (ЭКУ) ОГПУ, место работы — Подольский филиал ОКБ Ижорского завода (на заводе С.Орджоникидзе). Разработал броню для первого в мире плавучего танка ПТ-1.С 1934 работал во Всесоюзном институте авиационных материалов (ВИАМ): рукодитель броневой группы отдела черных и цветных металлов (1934—1937), начальник лаборатории авиаброни (1937—1950), начальник лаборатории физики металлов (1950—1986). В 1938—1975 годы — заместитель начальника ВИАМ, начальник отдела черных металлов. Член ВКП(б) с 1939 года.
Важным этапом в истории авиационной брони явилось создание С. Т. Кишкиным и Николаем Митрофановичем Скляровым гомогенной стальной брони марки АБ-1, сочетавшей высокую стойкость против всех типов пуль стрелкового оружия калибра 7,62-7,92 мм с весьма высокой технологичностью. Закалка на воздухе и под штампом позволяла изготовлять детали двойной кривизны, сложных аэродинамических контуров. Используя свойства этой брони, Ильюшин создал штурмовик Ил-2 с цельно броневым фюзеляжем — «летающий танк», обеспечив практически полную его неуязвимость от стрелкового оружия того времени и в значительной степени от малокалиберных снарядов осколочного и фугасного действия.
Теоретические положения и эффективные методы, предложенные С. Т. Кишкиным, явились основой для разработки жаропрочных сплавов всех типов и видов, а также сталей и тугоплавких сплавов. Эти сплавы стали основными материалами в ракетных двигателях всех систем, начиная от прямоточных двигателей, жидкостных реактивных двигателей и кончая мощными ракетных двигателей для вывода космических кораблей, спутников и других ракетно-космических объектов.
В начале 1950-х годов ВИАМ по предложению С. Т. Кишкина начал разрабатывать для лопаток турбин реактивных двигателей литейные жаропрочные сплавы, обладающие рядом преимуществ перед деформируемыми: можно ввести большее количество легирующих элементов, отливать полые охлаждаемые лопатки, скорость диффузии в литейных сплавах меньше, а стабильность структуры больше. Температурный уровень жаропрочности отечественных жаропрочных сплавов возрос с 800 до 1050 °C при напряжении 140 МПа за 100 ч. Под его руководством создано целое семейство новых высокожаропрочных сплавов для монокристального литья турбинных лопаток всех типов двигателей гражданских и военных самолетов. Опубликовал десятки научных трудов.Научная школа С. Т. Кишкина вырастила многих специалистов для предприятий авиационной промышленности. Более ста его учеников, защитили кандидатские и докторские диссертации.Умер 3 мая 2002 года. Похоронен в Москве на Востряковском кладбище...
1910 - На рижском ипподроме состоялись публичные испытания приобретённого в частном порядке в Берлине у фирмы "Флюгмашинен Райт" самолёта Wright Flyer . Его купил директор завода "Мотор" в Риге Фёдор Георгиевич Калеп. Калеп одним из первых в России решил наладить выпуск самолётов и моторов к ним, и "Райт" должен был послужить образцом для первой партии машин российского производства. Испытания окончились полным провалом. Из семи попыток приглашённому из-за границы пилоту О. Арнцену только один раз удалось подняться в воздух, но полёт окончился аварией - при развороте сломалась межкрыльевая стойка с прикрепленным к ней бензобаком. Это произошло у самой земли, поэтому лётчик остался невредим.
1924 - Первый полёт норвежского военного учебного гидросамолёта Marinens Flyvebaatfabrikk M.F.8. Все 8 построенных самолётов использовались ВВС ВМС Норвегии.
1930 - К-5 перелетел в Москву, где выдержал экзамен перед государственной комиссией. Госкомиссия установила, что самолёт вполне отвечает предъявленным требованиям. Но двигатель ненадёжен - частые поломки коленчатого вала и шатунов, отказ свечей, и его следует заменить. Под новый двигатель - Pratt & Whitney Hornet, создавали второй опытный самолёт. Он был готов только весной 1930, когда двигатель наконец был получен. Этот экземпляр участвовал в перелёте по городам Украины в мае - июне 1930.
1933 - Cостоялся первый полёт прототипа G.5/1 самолёта Fiat G.5. После проведения испытаний фирма получила контракт на 34 экземпляра модифицированных самолётов G.5bis с двигателем Fiat A.70 мощностью 200 л.с. Строительством самолётов занималась дочерняя фирма CMASA. Из построенных машин лишь одна пережила Вторую Мировую войну.
1934 - Родился Алексей Архипович Леонов — лётчик-космонавт СССР № 11, первый человек в мире, вышедший в открытый космос. Дважды Герой Советского Союза (1965, 1975), генерал-майор авиации (1975), лауреат Государственной премии СССР (1981).
В 1955 году окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в Кременчуге, куда поступил по комсомольскому набору. В 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (ВАУЛ). В 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов. 18-19 марта 1965 года совместно с Павлом Ивановичем Беляевым совершил полёт в космос в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2». В ходе этого полёта Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Во время выхода проявил исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда раздувшийся космический скафандр препятствовал его возвращению в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось, только стравив из скафандра излишнее давление, при этом он залез в люк корабля не ногами, а головой вперёд, что запрещалось инструкцией.
Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе в 180 км севернее города Перми, в 70 км западнее г. Соликамск Пермской области. В сообщении ТАСС это называлось «посадкой в „запасном районе“», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14». С самолёта сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. С Пермского аэродрома был поднят гражданский «Ми-1». С этого вертолёта в район посадки спустили двух лесников, которые в 17 часов 19 марта, пробравшись сквозь тайгу около 4 километров, были уже рядом с героями. На следующее утро, 20 марта, к месту посадки подоспели 3 вертолёта. Сесть они не могли, но сбросили всё необходимое. Чтобы вывезти космонавтов, делянка, на которую первоначально высадили лесников, была расчищена для посадки вертолёта. Надо было повалить большое количество деревьев. И вот, 21 марта, по прокатанной лыжне, космонавты, с помощью сопровождающих, добрались до делянки, где их ждал вертолёт. Спускаемый аппарат был эвакуирован 22 марта. Продолжительность полёта — 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд.
В 1975 году, 15—21 июля, совместно с Валерием Николаевичем Кубасовым, совершил второй полёт в космос в качестве командира космического корабля «Союз-19» по программе «ЭПАС» (программа «Союз — Аполлон»). Продолжительность полёта — 5 суток 22 часа 30 минут 51 секунда. Тогда впервые в мире была проведена стыковка кораблей двух разных стран.
В 1970—1991 годах — заместитель начальника Центра подготовки космонавтов. В 1981 году окончил адъюнктуру при Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Кандидат технических наук. С марта 1992 года генерал-майор авиации А. А. Леонов — в запасе. Имеет 4 изобретения и более 10 научных трудов.
Вышел на пенсию в 1991 году, проживает в Москве. В 1992—1993 годах был директором космических программ фирмы «Четек». Получил признание как художник (многие работы писал совместно с художником Андреем Константиновичем Соколовым), его работы широко выставляются и публикуются.
Скончался 11 октября 2019 года в возрасте 85 лет в Москве, в госпитале имени Бурденко.Похоронен с воинскими почестями 15 октября в Мытищах на Федеральном военном мемориальном кладбище...
1942 - Первый полёт модифицированного B-17F Flying Fortress. B-17F-1-BO 41-24340 был первым из новой серии знаменитого бомбардировщика второй мировой войны. В то время как визуально практически ничем не отличается от B-17E, он имел более 400 улучшений на основе раннего опыта военного времени с B-17D и B-17E.
1942 - Погиб в бою Борис Феоктистович Сафонов, дважды Герой Советского Союза (1941, 1942, посмертно), лётчик, подполковник (1942).Всего за время боевых действий Борис Сафонов совершил 234 боевых вылета, сбил лично 20 вражеских самолётов (включая 6 предположительно) и 5 в группе. В литературе широко распространены и более высокие цифры его побед, например, до 30 личных побед. Большинство побед одержал на устаревшем советском истребителе И-16, в последний бой ушёл на истребителе "Киттихаук" Р-40. В честь Героя в Заполярье один из поселков носит его имя - Сафоново.
1942 - Американская армия официально приняла на вооружение вертолёт XR-4. Военные испытатели официально признали его надёжным и безопасным для полётов. Это был огромный успех в истории вертолётостроения. Поражает и другое. Машина была принята через 14 месяцев после подписания контракта, а с момента первого подъёма в воздух прошло всего четыре с половиной месяца. Так быстро не доводились до практического использования даже самолёты, для создания которых имелась солидная база прежних наработок. В ходе государственных испытаний, завершившихся в январе 1943-го, на XR-4 установили шесть неофициальных рекордов: скорости - 129 км/ч, высоты с одним (3650 м) и с двумя пилотами - 2800 м, дальности -180 км и скороподъёмности 3,9 м/с при взлётном весе 1090 кг.
1944 - Первый полёт Pilatus SB-2. В Швейцарской высшей технической школе Цюриха создали конструкторское бюро во главе с инженером Хансом Белартом. Задачей бюро стала разработка лёгкого самолёта, адаптированного под рельеф местности Швейцарии. В силу того, что конструкторы часто призывались на военные сборы (время всё же было неспокойное), работа над новой машиной шла медленно и постоянно приостанавливалась. В итоге в 1943 году было решено за 180 000 швейцарских франков продать проект Pilatus Aircraft, где он получил обозначение Pilatus SB-2 Pelican. Гористая местность накладывала ограничения на размеры взлётно-посадочных полос, поэтому самолёт устойчиво летал на низких скоростях и мог взлетать/садиться на короткие ВПП. Pelican планировали использовать в качестве транспортно-пассажирского самолёта, а также в сельском хозяйстве. Самолёт оснащался двигателем Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior TB, мощности которого хватало, чтобы развить скорость в 230 км/ч. Минимальная скорость устойчивого полёта составляла 76 км/ч. Дальность полёта — 805 километров или 4 часа. Через 4 года после своего первого полёта - 13 июня 1948 года - SB-2 потерпел аварию. Во время взлёта на авиашоу в Кирхберге около Берна стойка носового колеса сломалась и самолёт перевернулся через нос. Восстанавливать Pelican не стали и тихо списали. Серийного производства запущено не было.
1944 - Приказом НКАП №371 всем главным конструкторам, занимающимся созданием истребителей, были официально выданы следующие задания. Александру Сергеевичу Яковлеву надлежало модифицировать истребитель Як-9 с мотором ВК-105ПФ, оснастив его дополнительным однокамерным ракетным двигателем РД-1 конструкции Валентина Петровича Глушко, а также разработать экспериментальный истребитель с таким же, но трёхкамерным ракетным двигателем Семёна Алексеевича Лавочкина обязывали произвести аналогичную доработку истребителя Ла-5 с мотором АШ-82ФН или АШ-83, а также спроектировать экспериментальный истребитель с реактивным двигателем ТР-1 конструкции Архипа Михайловича Люльки. Николаю Николаевичу Поликарпову приказывали разработать экспериментальный истребитель с двухкамерным реактивным двигателем конструкции Леонида Степановича Душкина, а Павлу Осиповичу Сухому - экспериментальный истребитель с мотором ВК-107А и дополнительным воздушно-реактивным двигателем с компрессором конструкции ЦИАМ, а также модификацию самолёта Су-6 под мотор АШ-82ФН 2ТК-2 или АШ-83 с дополнительным однокамерным двигателем РД-1. Что касается Артёма Ивановича Микояна и Михаила Иосифовича Гуревича, то в их задачу входило создание экспериментального истребителя с мотором ВК-107А и дополнительным воздушно-реактивным двигателем с компрессором конструкции ЦИАМ. Таким образом, ввиду неясности, какое из направлений в реактивном двигателестроении наиболее перспективно, конструкторам поручили охватить все реально существовавшие на то время типы реактивных силовых установок - ЖРД, ТРД и ВРДК. Создание экспериментального истребителя с турбореактивным двигателем конструкции А.М.Люлька было поручено только ОКБ С.А.Лавочкина. Однако первый отечественный ТРД с более высокими, чем у РД-1, характеристиками начал проходить стендовые испытания в 1945 году, показав тягу в 1250 кг. И только в 1947 году двигатель под обозначением ТР-1 прошёл государственные испытания, а его тяга достигла значения 1360 кг. Таким образом, от возобновления работ до завершения испытаний прошло ещё около трёх лет.
1947 - Совершил первый полёт английский УТ самолёт Р.108 Balliol, причём совершил со звёздообразным поршневым двигателем Bristol Mercury мощностью 820 л. с. Через десять месяцев состоялся первый полёт следующей опытной машины, на которой был установлен предусмотренный проектом двигатель Armstrong Siddeley Mamba. Это был первый в мире полёт одномоторного турбовинтового самолёта.
1948 - Совершил первый опытный полёт первый опытный ХР5М-1 фирмы Glenn L. Martin Company, но P5M-1, первый серийный экземпляр, поднялся в воздух только 22 июня 1951 года. Компания Martin решила усовершенствовать самолёт РВМ Mariner. В итоге был разработан самолёт Martin Model 237, в котором крыло и верхняя часть корпуса объединились с новой конструкцией нижней части корпуса. Один из самолётов РВМ-5 Mariner служил в качестве опытного образца ХР5М-1, который, будучи заказанным для серийного производства, получил обозначение P5M Marlin. На корпусе ХР5М-1 были установлены наводимые радаром автоматические турели; силовая установка состояла из двух двигателей Wright R-3350 мощностью по 3250 л.с. Самолёт использовался в роли патрульного, для сопровождения конвоев, как противолодочный самолёт, в спасательных операциях. Этот самолёт оставался на вооружении до середины 1960-х гг. Кроме самолётов, действовавших в составе ВМФ США, 10 машин P5M-2 были поставлены в авиацию ВМФ Франции. После 1962 года самолёты получили обозначение P-5 Marlin.
1949 - Первое использование катапультного кресла Мартин-Бейкер в подлинной чрезвычайной ситуации произошло, когда пилот Дж. Ланкастер покинул рективный самолёт Armstrong Whitworth "Flying Wing". Всё окончилось благополучно.
1952 - Первый полёт реактивной летающей лодки Р-1 ОКБ Георгия Михайловича Бериева, лётчик-испытатель Иван Моисеевич Сухомлин.
Испытания продолжались до февраля 1956 г., когда летчик-испытатель М.Власенко, совершая аварийную посадку в мелководной части Геленджикской бухты, задел дно. Самолёт не восстанавливали. В серийное производство Р-1 не пошёл. Он стал своего рода летающей лабораторией, с помощью которой была выяснена физическая картина скоростного движения на воде, изучены характеристики глиссирования и мореходные качества гидросамолёта с реактивными двигателями. Опыт, накопленный при проектировании, постройке и лётных испытаниях Р-1, был затем использован при создании серийного реактивного гидросамолёта «Бе-10».
1955 - Состоялся первый беспосадочный полёт Як-24 общей продолжительностью 4 часа 38 минут, когда вертолёт перегнали в Москву для подготовки к параду. Экипаж состоял из двух человек: лётчика-испытателя Егора Филипповича Милютичева и механика Самсонова. До 1959 г. Милютичев выполнил уже 12 подобных перелётов, из них в четырех он летел только с механиком. В других полётах приняли участие летчики-испытатели серийного завода А.Семёнов, Н. Мокин, летчик ЛИИ О. Сыромятников, слушатель ШЛИ В.Громов и механики А. Самсонов, Н. Букин, В. Мужчинкин. Перелёты оказались нелёгким делом для лётчика, который почти пять часов неотрывно управлял машиной, постоянно работая рукояткой и педалями. Только с 1957 г., когда на Як-24 в систему управления ввели демпфирующие устройства для автоматической стабилизации полёта, длительные перелёты перестали быть утомительными и даже обрели некоторую комфортность.
1957 - Катастрофа самолёта Ту-16, КК м-р Лойчиков А.С.
Самолёт выполнял маршрутный полёт в составе 36 машин, следовавших в кильватерном строю с интервалом эшелонирования 1000м. При подходе к Грозному, снижаясь с высоты 11300м, самолёт попал в мощную грозовую облачностью. Самолёт резко бросило в сторону с отключением правого двигателя. Самолёт потерял управляемость, а лётчик - пространственную ориентировку. Самолёт вошёл в плоский штопор и взорвался от удара о землю. Спаслась часть экипажа. Других подробностей нет.
1958 - Первый полёт пассажирского самолета Дуглас DC-8. В июне 1952 года фирма Douglas (объединившаяся в 1967году с фирмой McDonnell) образовала специальную группу для разработки своего первого реактивного пассажирского самолёта, который должен был конкурировать на рынке с самолётами Boeing 707. В июне 1955 года фирма объявила о начале разработки самолёта DC-8 с четырьмя ТРД. В октябре 1955 года авиакомпания "Пан Америкен" заказала первые 25 самолётов. В конце августа 1959 года была завершена сертификация, и в сентябре авиакомпании "Юнайтед Эрлайнз" и "Дельта Эр Лайнз" одновременно начали регулярную эксплуатацию. В течение следующих девяти лет компания Douglas построила 294 машины.
1959 - Состоялся первый полёт французского серийного УТС СМ.175 "Зефир". Для ВМС Франции был создан специализированный палубный УТС СМ.170М (Marine) с тормозным гаком. После испытаний во Франции, эти машины в 1957-1958 гг. выполнили несколько полётов с палубы английских авианосцев "Булварк" и "Игл". ВМС Франции приобрели 30 таких самолётов, получивших обозначение СМ.175 "Зефир".
1960 - Постановление Совета Министров СССР о постройке параллельно с однодвигательным В-8 и двухдвигательного варианта В-8А. В процессе эскизного и рабочего проектирования у инженеров ОКБ Михаила Леонтьевича Миля появилась идея усовершенствования не только трансмиссии, но и ряда других агрегатов и систем В-8. Также вышло Постановление Совета Министров СССР, согласно которому ОКБ-329 (ныне - Московский вертолётный завод им. М. Л. Миля) поручалась разработка лёгкого вертолёта в нескольких вариантах: пассажирском, сельскохозяйственном, транспортно-санитарном и учебном.
1960 - Решение Комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам о разработке МиГ-23 на базе МиГ-21ПФ с использованием системы вооружения С-23. В серийном производстве он должен был заменить на конвейере уже хорошо освоенный МиГ-21ПФ. Становление аэродинамического облика самолёта, которому присвоили заводской номер Е-8 (МиГ-21Ф имел индекс Е-6, а МиГ-21ПФ - Е-7), определялось сравнительно небольшим объёмом теоретических и экспериментальных исследований.
1961 - Перелёт английского многоцелевого транспортного вертолёта Bristol Type 192 Belvedere по маршруту Бэттерси - Париж на международный авиасолон увенчал лётные испытания. Машина показала рекордное для вертолётов время - 1 ч 41 мин. 43 с. И это не смотря на то, что в полёте отказал один двигатель! Вертолёт пилотировал экипаж в составе командира старшего лётчика-испытателя фирмы Бристоль С. Хоусгуда, второго пилота Д. Фэркахэрсона и бортинженера Г. Бэнкса.
1962 - Лётчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин совершил первый полёт на опытном самолете Су-15 (Т-58Д-1). Постройка первого опытного экземпляра Т-58Д-1, который предназначался только для снятия ЛТХ и отработки боковых воздухозаборников, завершилась в апреле 1962 г. Вместо радара и других целевых систем на нём установили контрольно-записывающую аппаратуру (КЗА) и центровочный груз. В ночь на 13 мая машину перевезли на лётно-испытательную и доводочную базу (ЛИиДБ) ОКБ на территории ЛИИ в Жуковском. Ведущим инженером по лётным испытаниям был назначен опытный специалист Р.Г.Ярмарков. Было отмечено, что у Т-58Д-1 по сравнению с Су-11 заметно уменьшился запас путевой устойчивости. Проблему решили с минимальными издержками: увеличили площадь киля, подняв его на 400 мм за счёт т.н. "проставки". Кроме того, для повышения энергоёмкости тормозов на основных стойках шасси установили колёса КТ-117 со спирто-водяной системой охлаждения.
1963 - Катастрофа самолёта Су-9, аэродром Мачулищи, лётчик к-н Геннадий Сорокин.
При перегоне самолёта в Барановичи после взлёта самолёт потерял управление(у самолёта "закусило" элероны), перевернулся и с вращением упал в районе улицы Харьковской. Лётчик средствами спасения не воспользовался и погиб. Су-9 вместе с лётчиком ушёл в землю на 6 метров...
1964 - Постановлением Совмина новый разведывательный комплекс Ту-95РЦ поступил на вооружение.
1966 - Организован Совет "Интеркосмос" при АН СССР.
1966 - В США с космодрома Cape Canaveral в сторону Луны с помощью РН "Атлас Центавр" был осуществлён первый запуск штатного КА "Surveyor-1"/SC-1 осуществившего первую мягкую посадку американского КА на поверхность Луна. На Землю передано 11150 снимков лунной поверхности.
1971 - В США с космодрома Cape Canaveral в сторону Марса с помощью РН "Атлас-Центавр" был осуществлён запуск АМС "Mariner-9". Станция стала первым в истории человечества ИСМ. Аппарат выполнил глобальную картографическую съёмку поверхности планеты. На основании снимков АМС на Марсе были обнаружены вулканы, самый большой Олимпус Монс высотой 29 км. Также на Марсе был обнаружен гигантский излом (череда каньонов) длинной 6000 км шириной до 200 км и глубиной до 10 км. 6-й американский и 17-й в мире КА стартовавший с целью исследования планеты Марс.
1972 - Совершил полёт первый опытный американский тяжёлый штурмовик A-9. A-9 - многоцелевой штурмовик,разработанный американской фирмой Northrop. Под обозначением Northrop YA-9A компания построила два опытных одноместных самолёта в качестве заявки на участие в конкурсе на самолёт ближней поддержки (А-Х) для ВВС США. Это был свободнонесущий высокоплан, оснащённый двумя турбовентиляторными двигателями Avco Lycoming ALF 502 тягой 3400 кгc. В конкурсе самолёт YA-9A проиграл модели YA-10A компании Fairchild Republic.
1973 - Поднялся в воздух первый лётный экземпляр польского сельскохозяйственного самолёта М-15, который назвали "Ляля-два" или ЛЛМ-15. Внешне этот самолёт был похож, но в некоторых очень важных деталях сильно отличался от будущего серийного самолёта. Прежде всего, на нём отсутствовала сельхозаппаратура. Вместо химбаков стояли их макеты - ферменные конструкции в обтекателях, причём той же формы, что и на продувочной модели, а не такие, какие требовались по результатам испытаний на агростенде. Макеты баков не имели ни заправочной, ни расходной горловин. Консоли крыльев были взяты от самолёта Ан-14М без каких-либо переделок, их привезли в Мелец из Арсеньева. Для регистрации параметров полёта ЛЛМ-15 оборудовали контрольно-записывающей аппаратурой (КЗА). Главной задачей испытаний этой ЛЛ стало определение её лётно-технических характеристик, в том числе поляры. От этого зависела достоверность расчётов экономической эффективности будущего самолёта. К сожалению, полученная натурная поляра оказалась очень далека от ожидаемой. Минимальный коэффициент лобового сопротивления получился 0,045 вместо предполагаемого 0,028, т.е. на 60% больше! А на серийном самолёте он должен был ещё возрасти - ведь настоящие химбаки имели значительно больший мидель. Тем не менее, лётчик-испытатель Института авиации Людвик Натканец дал ЛЛМ-15 хорошую оценку - пилотирование простое, самолёт устойчив.
1973 - Катастрофа самолёта Ту-16, КК командир отряда Шаров Н.В.
При заходе на посадку на аэродром Гвардейское столкнулся с землёй. Экипаж, 6 человек, погиб. Причина: отказ авиагоризонтов.
1973 - Катастрофа самолёта МиГ-25П, аэродром Ахтубинск, лётчик-испытатель 1-го класса Александр Вадимович Кузнецов.
Проводились испытания на шарнирные моменты. Требовалось проверить режимы на малой высоте и высоких скоростях. На одном из режимов самолёт неожиданно вошёл в неуправляемое вращение. Лётчик катапультировался, но при катапультировании ему перебило ноги. После приземления лётчик не смог дождаться спасательного вертолёта и умер от болевого шока.
Причины: перекомпенсация дифференциального стабилизатора на трансзвуковых режимах. Когда самолёт попал на аварийный режим, плохо закрепленная приборная доска, вибрируя, постепенно «завела» крепежные болты, и они стали раскручиваться. Когда лётчик понял, что надо катапультироваться и привел катапульту в рабочее состояние, система спасения стала срабатывать по штатной схеме. Когда пошло кресло, сработали ножные захваты. Тросики, привязанные к приборной доске, должны были оторваться. Но они не оторвались, поскольку были привязаны контровкой. Контровка бы слетела, но из-за того, что болты открутились, приборная доска вывернулась и с силой ударила летчика по голени. Этот недостаток - «самопроизвольное вращение» - «забрал» четыре жизни опытных лётчиков. Жизнь Кузнецова Александра Вадимовича была третьей. Он похоронен на кладбище г. Щелково Московской области...
1973 - Катастрофа самолёта МиГ-25П, аэродром Кубинка, лётчик м-р В.В.Майстренко.
Лётчик тренировался над аэродромом в составе группы, готовясь к показу авиатехники перед членами руководства СССР. Перед трибуной на малой высоте на скорости, близкой к предельной, самолёты энергично выполняют горку. На очередной репетиции самолёт в момент перехода в горку, резко накренившись, ударяется о землю. Лётчик погиб. Причина: перекомпенсация дифференциального стабилизатора на трансзвуковых режимах.
1974 - Европейский аэробус A300B2 получил американский сертификат. А ведь всего лишь 28 мая 1969 года Франция и Западная Германия приняли решение о создании совместно с фирмой Hawker Siddeley европейского аэробуса. Проектирование началось в сентябре 1969г., а в декабре 1970 г. был готов проект самолёта Airbus Industrie A300.
1976 - Завершились контрольно-серийные испытания Як-18Т, лётчик-испытатель Глеб Сергеевич Галицкий. Ведущим инженером была Л.Пушкина. Полёты выполнялись на Як-18Т СССР-81399 из аэропортов Шереметьево, Воронеж, Сухуми, Калинин (ныне Тверь). После 68 полётов и получения положительной оценки Як-18Т рекомендовали к эксплуатации в лётных училищах. Як-18Т- цельнометаллический низкоплан с прямым свободнонесущим крылом. Основными материалами, примененными в конструкции - алюминиевые сплавы Д16 и АК6.
1978 - Отменён очередной рейс самолёта Ту-144 (по указанию Генерального конструктора Алексея Андреевича Туполева). Временная остановка эксплуатации оказалась в итоге окончательной.
1979 - Состоялся первый полёт нового реактивного самолёта Cessna Citation III, а второй опытный образец прошёл испытания через год, 2 мая 1980 года. 30 апреля 1982 года самолёт был сертифицирована, а через год уже начались первые поставки новой модели клиентам. Cessna 650 Citation III - административный самолёт, предназначенный для эксплуатации на авиалиниях средней протяжённости. Разработка Cessna Citation III началась в 1978 году. Новый реактивный самолёт должен был стать заменой устаревших Cessna Citation I и Cessna Citation II. Модель Cessna Citation III имела много общего со своими прототипами помимо названия. Результатом развития предыдущих моделей стали новый удлиненный фюзеляж, крылья с суперкритическим профилем, оптимизированные для высоких скоростей, Т-образное хвостовое оперение и турбовентиряторные двигатели Garrett TFE731.
1979 - Взлетел самолёт Wilga 80, американский вариант польского Wilga 35. Близкий к нему вариант, но разработанный с учётом требований Pt 23 FAR США. Он существует в трёх вариантах: самолёт для использования в аэроклубах 80А, поплавковый гидросамолёт 80H и сельскохозяйственный 80R. Самолёты Wilga 35 и 80 выпускались в 1993г., к тому времени компания PZL продала 900 самолётов по всему миру.
1980 - Завершены Государственные совместные испытания штурмовика Су-25.
1980 - Первый полёт итальянского лёгкого многоцелевого штурмовика MB.339K Veltro II. Эта модификация, предназначенная прежде всего для выполнения задач по непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск. Вооружение состоит из двух встроенных 30-мм пушек и подвешиваемого на шести пилонах оружия общим весом 1815 кг.
1991 - Рекорд скорости достигнут аэростатом «Вирджин». Во время тихоокеанского перелёта в 1991 г. максимальная скорость, которой достиг аэростат, составила 385 км/ч. Этот рекорд не перекрыт до сих пор. Во время того полёта был поставлен ещё один рекорд - на дальность. «Вирджин» пролетел 10 878 км.
2005 - На Украине создано Национальное НПО "Антонов" из ведущих авиапредприятий (АНТК им.О.К.Антонова, "Авиант", ХГАПП и др.).
2016 - Торжественная выкатка из сборочного цеха ТАНТК им. Георгия Михайловича Бериева первого таганрогского Бе-200ЧС (№303).
2020 - В 22:45 UTC завершен полёт британского экспериментального спутника "Debrisat-2" (RemoveDEBRIS /SSTL X50). Космический аппарат сошёл с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы. Спутник был доставлен "SpaceX CRS-14" (запуск 2.04.2018г) на борт МКС 4 апреля 2018 года и отправлен в свободный полёт летом того же года. Основной его задачей являлась проверка ряда методик утилизации космического мусора.
2020 - В США с площадки LC-39A Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал (шт. Флорида, США) стартовыми командами компании SpaceX при поддержке боевых расчётов 45-го Космического крыла осуществлён пуск ракеты-носителя Falcon-9 v1.2b5 с пилотируемым (первым после 9-летнего перерыва) кораблем Crew Dragon (SpaceX DM-2) по программе Demo-2.Экипаж: командир корабля (spacecraft commander) Дуглас Джеральд Хёрли (Douglas Gerald Hurley), (3-й полёт в космос),командир миссии (joint operations commender) Роберт Луис Бенкен (Robert Louis Behnken), (3-й полёт в космос).Использовавшаяся при старте 1-я ступень В1058 совершила посадку на морскую платформу OCISLY, находившуюся в акватории Атлантического океана, в 510 км от места старта. Стыковка корабля Crew Dragon с МКС 31 мая 2020 года. 2 августа 2020 года корабль успешно завершил полёт и произвёл посадку в Мексиканском заливе неподалеку от Пенсаколы.
Свежие комментарии