На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 691 подписчик

Свежие комментарии

  • Алексей Леонтьев
    я не помню чтобы в Архангельске был 46484.Этот день в авиац...
  • Алексей Леонтьев
    В середине декабря при заходе на посадку в аэропорту Лешуконское разбился наш Ан-24. Командиром был очень опытный ...Этот день в авиац...
  • Александр Жигилий
    Нельзя обтеденять, ла в сталинские времена этого не делали, понимали, что такое конкуренция и соревнование!Долечу? Не долечу...

Этот день в авиации. 23 декабря

Этот день в авиации. 23 декабря
Этот день в авиации. 23 декабря

1877 - Родился Николай Алексеевич Рынин — советский учёный и популяризатор в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, один из организаторов и активистов, член бюро ЛенГИРД. Автор ряда работ по реактивной технике, межпланетным сообщениям и освоению стратосферы. При его участии создана одна из первых в России аэродинамичных лабораторий (1909) с аэродинамической трубой для исследования летатательных аппаратов.

В 1910 г. совершил ряд полётов на свободном аэростате, установив рекорд продолжительности и высоты полёта. Был одним из организаторов (1931) Ленинградской группы изучения реактивного движения (ЛенГИРД), сыгравшей важную роль в развитии исследований в области ракетной техники. Незадолго перед смертью, работая над монографией «Завоевание неба», Николай Алексеевич Рынин писал: «Когда в 1924 году я начал знакомиться подробно с вопросом межпланетных сообщений, меня вначале смущал иногда вопрос: не за химерой ли я гонюсь? Достижимы ли и осуществимы когда-нибудь эти сообщения? Победит ли человек в конце концов земное тяготение и унесётся ли в неведомый и таинственный космос? Однако подобные сомнения и колебания скоро уступили место твёрдой уверенности в положительном опыте. Я осознал, что да, цель достижима...»

 

В августе 1941 Ленинградская Военно-воздушная академия Красной Армии пере­базировалась из Ленинграда в столицу Марийской АССР — Йошкар-Олу. Рынин не мог выехать вместе с академией, он уже был тяжело болен (рак горла). Перенеся первую, самую тяжёлую блокадную зиму в Ленинграде, он весной 1942, в крайне ослабленном состоянии, самолётом был вывезен в Йошкар-Олу, от­куда его отправили на лечение в госпиталь, в Казань. 28 июля 1942 года Николай Алексеевич скончался. Он был похоронен в Казани, на Арском кладбище...

Этот день в авиации. 23 декабря

1905 - Родился Павел Владимирович Цыбин — советский конструктор авиационной и ракетно-космической техники.

В 1945-48 гг в ОКБ П.В.Цыбина по заданию Лётно-исследовательского института были созданы «летающие лаборатории» Ц-1 ( ЛЛ-1, ЛЛ-2 и ЛЛ-3). Было выполнено более 100 испытательных полётов, в ходе которых на ЛЛ-3 в пикировании с работающим двигателем была достигнута скорость 1200 км/ч (М=0,97). В 1958 г. по договоренности с Главным конструктором Сергеем Павловичем Королёвым Цыбиным был выполнен проект возвращаемого с орбиты пилотируемого планирующего космического аппарата ПКА. Была работа по беспилотной модификации космического корабля «Восток», спутника связи «Молния» и космическим кораблям «Союз» и «Союз-Т», малоизвестному проекту орбитальной станции «Звезда». С 1974 г. он стал заместителем Главного конструктора, а затем научным консультантом по теме «Буран». В последние годы жизни (с 1986) П.В.Цыбин руководил научно-исследовательскими работами в области создания одноступенчатого воздушно-космического самолета НПО «Энергия». Умер 4 февраля 1992 года. Похоронен на Введенском кладбище.

 
Этот день в авиации. 23 декабря

1912 -Родился Виктор Васильевич Тихомиров — советский учёный в области радиоэлектроники и автоматики. Член-корреспондент АН СССР. Лауреат Сталинских премий (1943, 1946, 1953).

Первый руководитель и главный конструктор НИИ Приборостроения (сейчас — ОАО «НИИ приборостроения им. Тихомирова», г.Жуковский). Под его руководством созданы и внедрены в серийное производство первая советская БРЛС «Гнейс-2», БРЛС защиты задней полусферы самолёта «Аргон», авиационные радиолокационные прицелы «Изумруд», «Изумруд-2», «Изумруд-2М», высокоточный дальномер, первая ракетная система «воздух-воздух» К-5; созданы авиационные РЛС наведения «Ураган», началась разработка зенитного ракетного комплекса «Куб». В 1958 году назначен Генеральным конструктором самоходного ЗРК «Куб».Умер 8 января 1985 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Его имя присвоено НИИ приборостроения...

Этот день в авиации. 23 декабря

1913 - Состоялся первый полёт биплана "Илья Муромец" конструкции Игоря Сикорского. Он задумывался как вполне мирный пассажирский самолёт, но война внесла свои коррективы. Это был первый серийный четырёхмоторный самолёт, родоначальник бомбардировочной авиации. Через год, день в день, было утверждено постановление Военного совета о формировании первой эскадры четырёхмоторных воздушных кораблей "Илья Муромец" в русской армии. Эта эскадра положила основу тяжёлой бомбардировочной авиации не только в России, но и в мире.

Этот день в авиации. 23 декабря

1914 - Образована первая эскадрилья бомбардировщиков «Илья Муромец», ставшая родоначальником тяжёлой бомбардировочной авиации мира. Построен на Русско-Балтийском заводе. Экипаж 4–8 человек. Вооружение до 8 пулемётов. Бомбовая нагрузка до 400 кг.

День рождения Дальней авиации!

Этот день в авиации. 23 декабря

1915 - В Киеве сформирована Военная школа лётчиков-наблюдателей.

Этот день в авиации. 23 декабря

1919 - Родился Василий Васильевич Решетников — советский военный лётчик и военачальник, Герой Советского Союза (1943), Заслуженный военный летчик СССР (1965), Командующий Дальней авиацией СССР (1969—1980), заместитель Главнокомандующего ВВС СССР (1981—1986), генерал-полковник авиации (1970).

Участник Великой Отечественной войны с декабря 1941 г. Воевал в составе 19 гв.апдд, был командиром эскадрильи. Совершил более 200 боевых вылетов на бомбардировку важных объектов в глубоком тылу противника. Совершил во время Великой Отечественной войны 307 боевых вылетов. За 300 боевых вылетов, которые В.В. Решетников совершил первым в своем корпусе, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны служил на ответственных должностях в ВВС. В 1969-1980 гг. был командующим Дальней авиацией.В отставке с 1986 года. В последний раз лётчик поднимался в небо в 2004 году, когда ему было 84 года — на авиашоу «Легенды авиации» в Монино он управлял американским бомбардировщиком «Б-25». Живёт в посёлке городского типа Монино (Московская область). Более 30 лет активно участвовал в Совете ветеранов дальней авиации, 10 лет был председателем этого Совета, затем является его почётным председателем. Автор нескольких книг мемуаров. На сегодняшний день (февраль 2020 г.) В. В. Решетников является последним из ныне живущих Героев Советского Союза, воевавших на Ил-4.

Этот день в авиации. 23 декабря

1937 - Первый полёт первого серийного британского бомбардировщика Vickers “Wellington I”.

Этот день в авиации. 23 декабря

1938 - Первый полёт тяжёлого палубного истребителя Blackburn В-25 Roc

Этот день в авиации. 23 декабря

1939 - В Нью-Йорке в возрасте 39 лет скончался от менингита Энтони Фоккер, один из пионеров авиации.

Этот день в авиации. 23 декабря

1941 - Первый полёт Douglas C-47 Skytrain или Dakota (обозначение RAF, RAAF, RCAF, РКЗАФ, и SAAF ). C-47 отличался от гражданского DC-3 много отличий, в том числе оснащался грузовой дверью, укреплённым полом, укороченным хвостовым конусом для устройства буксировки планеров и астролюком.  Во время Второй мировой войны вооружённые силы многих стран использовали С-47 и модифицированные DC-3 для перевозки войск, грузов и раненых. Военно-морское обозначение США было R4D. Более 10000 самолётов были произведены в Лонг-Бич и Санта-Монике, Калифорния и Оклахома-Сити, штат Оклахома. В период с марта 1943 года по август 1945 года завод в Оклахома-Сити произвёл 5354C-47.

Этот день в авиации. 23 декабря

1941 - Первый полёт самолёта Me.261. Первоначально предназначался для беспосадочного перелета Берлин-Токио. После начала войны RLM и компания Messerschmitt рассчитывали всё же найти применение дорогостоящей разработке; как следствие, возникли планы переделки самолёта в дальний разведчик, задачами которого должны были стать поиск кораблей противника и взаимодействие с подводными лодками Kriegsmarine.

Этот день в авиации. 23 декабря

1941 - Первый полёт финского истребителя Valtion Lentokonetehdas Myrsky (MY-1).

Этот день в авиации. 23 декабря
1941
 - Родился Наиль Шарипович Саттаров — советский лётчик-испытатель, заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации(1997), полковник (1984), Мастер спорта СССР международного класса по самолётному спорту (1990), участник подготовки к космическому полёту по программе «Энергия — Буран».

Окончил ОВВАУЛ. Инструктор-лётчик 814 учебного авиаполка. С 1969 — в распоряжении командира ГКНИИ ВВС. В 1973 участвовал в испытаниях ядерного заряда на Семипалатинском полигоне. На самолёте Як-28РР (разведчик радиоактивности) через 3 мин после взрыва выполнил 8 пролётов через радиоактивное облако, через 40 мин выполнил ещё 8 таких же пролётов. В 1978 был отобран в группу лётчиков-испытателей ГКНИИ ВВС для подготовки по программе «Буран». Был ведущим лётчиком по Су-24. В полёте с Олегом Григорьевичем Цоем при атаке цели на пикировании отказало продольное управление самолётом. Экипаж катапультировался в непосредственной близости от земли. За время испытательной работы освоил 65 типов и модификаций самолётов: МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, Су-7, Су-17, Су-24. Як-28, Як-40, Як-18А, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ту-16, Ту-22, Ту-22М, Ту-95, Ту-160, Ил-28, Ил-76, А-50 (ДРЛО). Общий налёт — около 7000 час. В 1990 участвовал (командир экипажа) в установлении мировых рекордов на Ту-160. Саттаров скончался 15 апреля 2014 года, после тяжёлой и продолжительной болезни. Урна с его прахом захоронена в нише Колумбария Мемориального кладбища "Быково", в городе Жуковском, Московской области...

Этот день в авиации. 23 декабря

1942 - Первый полёт межконтинентального бомбардировщика Me.264 Amerika. Разрабатывающегося в инициативном порядке с 1940 года. В марте 1941 года RLM выдало фирме Мессершмитта официальный заказ на разработку четырёхмоторного сверхдальнего самолёта, который мог бы с грузом около 2 т и дальностью полёта около 15000 км совершать налёты на территорию США, чтобы разбрасывать над американскими городами, например, пропагандистские листовки. RLM, тогда еще под руководством Эрнста Удета, заказало три опытных образца и 30 серийных самолётов.

Этот день в авиации. 23 декабря1948 - Столкновение Ил-12 (СССР-Л1731) Узбекское территориальное управление ГВФ, 5 тао и ТС-62 (оснащённый моторами АШ-62ИР С-47) (СССР-Л861) Московское ТУ ГВФ в районе аэропорта Внуково.

Самолёт Ил-12 СССР-Л1731 был только что построен заводом-изготовителем и предназначался для передачи в Грузинское управление ГВФ. Но грузинский экипаж, присланный в Москву для перегонки самолёта, в назначенное время на Центральном аэродроме им Фрунзе не появился. Самолёт был отдан Узбекскому управлении ГВФ, чей экипаж также прибыл в Москву для получения самолёта и находился на аэродроме. Утвержденный план полёта грузинского экипажа предусматривал перелёт во Внуково. Узбекский экипаж намеревался перегнать самолёт в аэропорт Люберцы с дальнейшей отправкой в Ташкент. Руководство относящегося к МАП аэродрома им Фрунзе не сочло нужным поставить в известность подчинявшееся другому ведомству руководство полётами во Внуково об изменении плана полёта. В 15:01 узбекский экипаж вылетел без задания на полёт, без предполётной подготовки, без метеообеспечения и без запроса аэропорта Люберцы о согласии на приём. Погода в МВЗ была следующей: облачность 10 баллов (с нижней кромкой 160-350 м), видимость 6 км, снег. В 15:14 самолёт ТС-62 вылетел из Внуково по ПВП и летел курсом 85-90 гр на высоте 300 м. Ил-12 выходил из облаков курсом 180 гр с небольшим снижением. В 6 км юго-восточнее аэропорта Внуково произошло столкновение. ТС-62 потерял хвостовую часть, вошёл в пике, столкнулся с землей и сгорел. Ил-12 вошёл в плоский штопор и потерпел катастрофу. Оба двигателя отделились от крыла при столкновении. На борту ТС-62 находился второй экипаж, в качестве пассажиров возвращавшийся с завода №400. Всего погибло - 12: экипаж - 4+4, пассажиры - 4.

Этот день в авиации. 23 декабря

1953 - Были начаты наземные испытания летательного аппарата под обозначением XFV-1 Salmon (Vertical Riser). Американская компания Lockheed построила и подняла в воздух первый из двух опытных образцов (138657/58) одноместного экспериментального самолёта с вертикальным взлётом и посадкой (VTOL). Оснащённый турбовинтовым двигателем Allison XT 40-A-14 мощностью 5850 л.с., самолёт XFV-1 Salmon был одним из множества проектов самолётов с посадкой на хвост.

Этот день в авиации. 23 декабря

1958 - Катастрофа Ил-14 (СССР-61663), а/п Ташкент (Южный), Узбекского управления ГВФ, 160 ато, Рейс: 466.

Экипаж произвёл взлёт в Ашхабаде в 21:15 мск. Прогноз погоды в а/п Ташкент: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая 300-600 м, 4-7 баллов разорвано-дождевая 100-200 м, снег дымка, видимость 2-4 км, временами 1 000 – 2 000 м. Полёт проходил на эшелоне 3 000 м. Войдя в зону АДС Ташкента, экипаж получил указание снижаться до 1 800 м по стандартному давлению и разрешение на дальнейшее снижение до 800 м по давлению аэродрома, а также получил фактическую погоду – снегопад, видимость около 1 000 м. После выхода на ДПРМ на высоте 800 м РП дал указание производить заход на посадку по установленной схеме при погоде ниже установленного минимума (высота нижней кромки 150 м, горизонтальная видимость – 2 000 м). Выполнение полёта по схеме и заход на посадку самолёта с помощью системы РСП-4 производились под руководством РП. После четвертого разворота на высоте 500 м и после пролёта заградительного маркера экипаж получил указание от РП выпустить шасси и снижаться. При пролёте БПРМ КВС доложил: «Полосу вижу, прошу посадку». РП дал разрешение. При подходе к началу ВПП КВС с высоты 10-15 м ушёл на второй круг и доложил об этом РП. На замечание диспетчера: «Зря уходите, хорошо зашли», КВС ответил: «Не горят лампочки все». На этом радиосвязь с бортом прекратилась. При уходе на второй круг на удалении 2 645 м от начала полосы на высоте 100-150 м в 00:10 мск (03:10 мест вр) самолёт резко развернулся вправо и при последующем падении столкнулся с землей на заснеженном поле с работающими двигателями под углом 60° в 220 м правее ВПП и частично разрушился. Отказов техники не обнаружено, кроме сигнализации выпуска шасси (по докладу экипажа). Всего погибших - 21, экипаж - 6, пассажиры - 15.

Этот день в авиации. 23 декабря

1959 - С полигона ВМФ под Балаклавой (Черное мире) был проведен первый испытательный пуск крылатой ракеты (4К88) "П-6"/SS-N-3A/Shaddock разработки ОКБ-52, главный конструктор Владимир Николаевич Челомей. Ракета предназначалась для вооружения дизельных подводных лодок пр.651 и атомных пр.675.

Этот день в авиации. 23 декабря

1961 - Начались Государственные совместные испытания самолёта Су-7БКЛ (С22-4).

Этот день в авиации. 23 декабря

1961 - Завершены Государственные совместные испытания самолёта Су-9У (У43-1).

Этот день в авиации. 23 декабря

1962 - Катастрофа Ан-12 Красноярский край, близ Норильска, Министерство обороны СССР, ПВО, 978 овтап (Клин).

При заходе на посадку на зимний аэродром Нежданный малоопытный диспетчер разрешил снижение до 700 м, в то время как высота гор по курсу достигала 730 м. Самолёт задел вершину горы и рухнул в ущелье. Выжил лишь стрелок-радист. Погибло: Экипаж - 6.

Этот день в авиации. 23 декабря

1966 - Первый полёт Dassault Mirage F1. Прототип "Мираж" F1-01, оборудован ТРДФ SNECMA "Атар" 09К тягой 7000 кгс. Самолёт выгодно отличался от "Миража" IIIЕ увеличенной дальностью, большей боевой нагрузкой, меньшей посадочной скоростью и меньшей длиной разбега и пробега. Если "Мираж" III был типичным перехватчиком, то "Мираж" F1 приобрел новые качества. Время дежурства а воздухе возросло втрое. Вдвое увеличился боевой радиус при нанесении ударов по наземным целям. В то же время, расходы на перевооружение обещали быть минимальными, поскольку самолёт унаследовал много конструктивных особенностей предшественника, а двигатель являлся дальнейшим развитием давно отработанного "Атар" 9С.

Этот день в авиации. 23 декабря

1968 - Американские астронавты Борман, Лоуэлл и Андерс стали первыми людьми, достигшими лунной орбиты.

Этот день в авиации. 23 декабря

1972 - Умер Андрей Николаевич Туполев — советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1968), доктор технических наук. Академик АН СССР (1953). Герой Труда (1926). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972). Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Этот день в авиации. 23 декабря

1972 - Первый полёт Aero Boero 260AG. Это самолёт сельскохозяйственного назначения построенный аргентинской авиастроительной компанией Aero Boero. Разработка началась в 1971 году под наименовнием AG.235/260. Конструктивно представлял собой одноместный, одномоторный моноплан с нижнерасположенным крылом и не убирающимся шасси с задней опорной стойкой.

Этот день в авиации. 23 декабря

1973 - Катастрофа Ту-124В (CCCP-45044), Украинская ССР, близ Львова, Приволжское УГА, Куйбышевский ОАО

Пожар в двигателе №1 на высоте 1 200 м. При развороте для возвращения назад самолёт на скорости 530 км/ч плашмя рухнул на землю в 18,5 км левее ВПП в районе деревни Винники и разбился. Обрыв лопатки первой ступени компрессора низкого давления из-за заводского брака штифтов ее крепления. Из-за возникшей вибрации лопнул топливопровод. Экипаж не перекрыл подачу топлива, что способствовало быстрому развитию пожара. Всего погибших-17, экипаж-6, пассажиры-11.

Этот день в авиации. 23 декабря

1974 - В Палмдейле (штат Калифорния) поднялся в воздух первый опытный образец стратегического бомбардировщика Rockwell B-1 Lancer с двигателями YF-101.

Этот день в авиации. 23 декабря

1975 - Взлетел первый серийный транспортный самолёт Aeritalia G.222

Этот день в авиации. 23 декабря

1976 - Первый полёт мускулолёта Gossamer Condor, конструктор Paul MacCready.

Этот день в авиации. 23 декабря

1979 - Подписано соглашение о космической международной системе определения местоположения судов и самолетов, терпящих бедствие, КОСПАС-САРСАТ.

1980 - В Советском Союзе создана Научно-исследовательская лаборатория аэрокосмической техники - НИИЛАТ.

Этот день в авиации. 23 декабря
1981
 - Катастрофа Ан-26 (СССР-26505), Красноярский край, а/п Северо-Енисейский, Красноярское УГА, Енисейский ОАО.
Экипаж выполнял заход на посадку по ОСП в СМУ на ВПП с МК=21º. Особенностью данного аэродрома является заход по глиссаде, параллельной склону горы. Аэродром был незнаком для экипажа и он не учёл этой особенности. Полёт по кругу осуществлялся на высоте 350 м, ниже минимально безопасной высоты по схеме захода 500 м. Третий и четвертый разворот выполнялись на радиальном удалении от ВПП менее установленного, точка входа в глиссаду была пройдена на высоте 350 м (вместо 500 м, вертикальная скорость снижения составляла- 7 м/с. Самолёт продолжил снижение под глиссадой. В момент запоздалого ухода на второй круг самолёт столкнулся с землей в районе БПРМ, пробежав 250 м вверх по склону крутизной 6º, столкнулся с отвалом карьера и разрушился. Анализы, взятые после происшествия, показали наличие в крови бортмеханика, штурмана и бортрадиста этилового алкоголя. Штурман и бортмеханик в процессе захода на посадку не выполняли своих функциональных обязанностей, что можно объяснить состоянием алкогольного опьянения. Штурман не следил за выдерживанием расчётного курса, высоты, вертикальной скорости снижения, не доложил о достижении ВПР и условиях видимости земных ориентиров. Бортмеханик не докладывал высоту по радиовысотомеру и скорость полёта, начиная с 60 м и до приземления.
КВС и второй пилот погибли. 4 члена экипажа и сопровождающая получили ранения легкой и средней степеней тяжести...

Этот день в авиации. 23 декабря

1982 - Первый полёт лёгкого военно-транспортного самолёта C-23 Sherpa "Воздушный змей", разработанного компанией Shorts.

Этот день в авиации. 23 декабря

1982 - Катастрофа Ан-26 (CCCP-26627), а/п Ростова-на-Дону,Туркменское УГА, Красноводский ОАО.

Инструкторский экипаж с тремя тренируемыми экипажами на борту выполнял полёт с целью тренировки слушателей по программе переучивания с самолёта Ан-24 на Ан-26 и увеличения их налётов. На борт в Сухуми было загружено около тонны мандаринов, а в Ростове-на-Дону Ан-26 был догружен новогодними ёлками. Вылет из Сухуми был задержан на 2 ч 16 мин в связи с изъятием у экипажа органами милиции запрещённых к вывозу мандаринов в количестве 300 кг. При запуске двигателей вспомогательный двигатель РУ-19А-300 не вышел на расчётный режим из-за неисправности ленты перепуска. В нарушение требований НПП ГА-78 и РЛЭ самолёта Ан-26 экипаж продолжил выполнение полётного задания с неработающим РУ-19А-300. В результате взлётная масса превысила расчётную на 943 кг. Центровка не выходила за установленные пределы. Взлёт выполнялся ночью в СМУ (туман, вертикальная видимость 60 м, горизонтальная видимость 720 м, видимость по ОВИ 1 130 м, направление ветра 70°, скорость 7-10 м/с). Погода соответствовала минимуму КВС. После отрыва на скорости 283 км/ч самолёт перешёл в набор высоты. На высоте 70 м началось плавное уклонение влево от линии пути из-за бокового ветра и неточного выдерживания экипажем курса. На высоте около 170 м на скорости 320 км/ч по команде КВС последовала уборка закрылков в два приёма. Во время второго приема уборки самолёт был недостаточно сбалансирован, что привело к просадке с резким снижением с увеличением вертикальной скорости до 18 м/с и поступательной скорости до 370 км/ч в течение примерно 10 секунд. Отсутствие визуальных ориентиров в условиях густого тумана не позволило экипажу своевременно распознать создавшуюся ситуацию и парировать просадку рулём высоты. Руль высоты был отклонен лишь за 4 секунды до столкновения с препятствиями на высоте около 120 м. Вертикальная скорость уменьшилась до 5-7 м/с, но созданная перегрузка явилась недостаточной для вывода самолёта из снижения, которое продолжилось. На высоте 38 м относительно уровня аэродрома с положительным углом тангажа и работающими на взлётном режиме двигателями самолёт столкнулся с деревьями лесополосы на скорости около 405 км/ч. Произошло отделение правой ОЧК. Через 75 м самолёт с небольшим правым креном коснулся земли винтом правого двигателя и хвостовой частью фюзеляжа. Еще через 75 м на удалении 5 км от ВПП и в 1 180 м левее её оси он столкнулся с деревьями второй лесополосы и полностью разрушился. Продолжительность полёта составила 1 мин 40 сек.Причиной катастрофы явились недостаточные и несвоевременные действия экипажа по балансировке самолёта в процессе уборки закрылков после взлёта, что привело к резкой потере высоты и столкновению с препятствиями в сложных метеоусловиях. Впоследствии в РЛЭ были внесены изменения относительно порядка уборки закрылков. Все 16 человек на борту погибли...

Этот день в авиации. 23 декабря

1984 - Самолёт Ту-154Б-2 Красноярского УГА, CCCP-85338, выполнял рейс по маршруту Красноярск – Иркутск (СССР). На борту находилось 104 пассажира и 7 членов экипажа.

После взлёта, когда самолёт пересекал в наборе высоту 2040 метров, произошёл отказ, а затем и разрушение двигателя № 3. Двигатель загорелся. Борт-инженер ошибочно отключил двигатель № 2. Через 10 секунд борт-инженер осознал ошибку и попытался перезапустить второй двигатель. Экипаж в это время выполнял разворот для аварийной посадки на аэродроме вылета. Только в этот момент двигатель № 3 был остановлен и задействована система его тушения. Этого оказалось недостаточно. Неожиданно двигатель № 2 вышел на обороты взлётного режима. Перемещение рычага управления двигателем оказалось неэффективным, и экипаж отключил его, однако не перекрыл подачу топлива. Огонь от двигателя № 3 распространился по внутренней полости пилона на отсек, где расположена вспомогательная силовая установка, а далее – на двигатель № 2. Из-за повреждения электрической системы упало напряжение, произошёл отказ гидравлики, самолёт оказался неуправляемым. Со скольжение вправо вертикальная скорость увеличилась до 10 м/сек. Через 4 минуты 30 секунд после начала аварийной ситуации самолёт столкнулся с поверхностью земли под углом 50 градусов. Погибли 103 пассажира и 7 членов экипажа. Причиной разрушения двигателя стали усталостные трещины в результате некачественного металла и производственных дефектов.

Этот день в авиации. 23 декабря

1986 - Завершился первый беспосадочный кругосветный перелёт без дозаправки топливом в полёте на самолёте «Вояджер» (США). Экипаж: профессиональный пилот Д. Рутан и планеристка Д. Йигер. Перелёт стартовал 14 декабря.

Этот день в авиации. 23 декабря

1986 - В Советском Союзе в Лётно-исследовательском институте им. Громова в Жуковском осуществлён 8-й испытательный полёт аналога корабля многоразового использования БТС-002. Аппарат пилотировали лётчики-испытатели Игорь Петрович Волк и Римантас Антанас Станкявичюс.

Этот день в авиации. 23 декабря

1991 - Первый полёт вертолёта-крана Kaman K-MAX.

Этот день в авиации. 23 декабря

1993 - Первый полёт самолёта Як-54, лётчик-испытатель Шамиль Загидуллович Хамидулин.

Этот день в авиации. 23 декабря

2002 - Беспилотник MQ-1 “Predator” сбит иракским МиГ-25, впервые в истории боевых действий.

Этот день в авиации. 23 декабря

2002 - Катастрофа Ан-140 (UR-14003), близ Исфахана (Иран), Aeromist Kharkiv, рейс: 2137.

При снижении в условиях тумана значительно отклонился от схемы захода на посадку и столкнулся со скалистым склоном горы на высоте 3 000 м в 30 км от аэропорта. На борту находились руководители и специалисты КБ Антонова, Харьковского авиазавода, а также других предприятий, направлявшиеся в Иран на презентацию Ан-140, построенного в этой стране по лицензии. Экипаж не смог определить расстояние до аэропорта с помощью дальномерного оборудования, не доложил о возникших проблемах диспетчеру и продолжил заход на посадку, используя бортовую глобальную навигационную систему (GPS), что не предусмотрено руководством по лётной эксплуатации.
Большинство погибших - граждане Украины.Всего погибших-44, экипаж-6, пассажиры-38. Правительственная комиссия Украины по расследованию причин катастрофы Ан-140 в Иране установила, что к аварии привело значительное отклонение самолёта от установленной схемы захода на посадку.

Этот день в авиации. 23 декабря
2003 - Сдача самолёта серии Ту-214. На территории ФГУП «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова», г. Казань) осуществлена сдача самолёта серии Ту-214, построенного по заказу ОАО «Финансовая лизинговая компания» (FLC) г. Москва, для авиаперевозчика ФГУП «Дальавиа», г. Хабаровск. Это первый из десяти запланированных FLC самолётов, произведённый для авиаперевозчика в рамках государственной программы поддержки российской отечественной авиации.

Этот день в авиации. 23 декабря

2005 - Катастрофа Ан-140-100 (4K-AZ48), Морское побережье, в районе пос.Нардаран, а/к «Азербайджан Хава Йоллары (АЗАЛ)».

Полёт производился ночью в сложных метеоусловиях. Через пять минут после взлёта экипаж сообщил о технических неполадках и запросил данные о своей высоте и курсе. Вскоре после этого отметка самолёта с экрана диспетчера исчезла.
На высоте 2100 м. самолёт вошел в снижение по спирали, совершив 4 витка. В результате этого с большой вертикальной скоростью самолёт столкнулся с поверхностью воды в прибрежной полосе Каспийского моря и полностью разрушился. Погибли все, находившиеся на борту.
При расшифровке бортового самописца было обнаружено исчезновение индикации всех трёх авиагоризонтов вскоре после взлёта, что в условиях отсуствия видимости естественного горизонта и привело к потере экипажем контроля над самолётом. Комиссия в ходе расследования установила контрафактность левого АГК-77-15 №0693773 и фальсификацию года выпуска блоков контроля крена БКК-18 и сигнализатора нарушения питания СНП-1, установленных на данном ВС в сторону завышения («омоложения»), соответственно на 20 лет и на 6 лет.Так же в ходе работы комиссии были установлены факты фальсификации паспортных данных и других агрегатов и изделий авиационного и радиоэлектронного оборудования, установленных как на самолёте, потерпевшем АП, так и на самолёте Ан-140-100 №4К-AZ49, в результате чего выяснилось, что на данных самолётах фактически эксплуатировались агрегаты и изделия, выработавшие назначенные ресурсы. Несмотря на то, что о фактах эксплуатации авиационной техники, находящейся за пределами установленных ресурсов, и ранее сообщалось комиссиями по расследованию АП (АП с самолётами Ил-76 RA-76588 от 14.07.2001, UR-78821 от 18.04.2001, UR-ZVA от 04.03.2004, ER-IBM от 30.12.2004), очевидно, что предпринятые меры по обнаружению и исключению из эксплуатации агрегатов и изделий, находящихся за пределами установленных ресурсов, оказались недостаточными. Всего погибших - 23, экипаж - 5, пассажиры - 18.

Этот день в авиации. 23 декабря
2014
 - Произведён первый испытательный пуск тяжёлой версии ракеты-носителя «Ангара-А5» в 8:57 с космодрома Плесецк.  Масса РН составила примерно 768 тонн, масса макета полезной нагрузки - 2,04 тонны. Разгонный блок «Бриз-М» после нескольких коррекций орбиты вывел габаритно-массовый макет на геостационарную орбиту высотой 35,8 тыс. км, макет при этом от разгонного блока не отделялся.

Этот день в авиации. 23 декабря

День Дальней авиации

Картина дня

наверх