1803 - Второй полет на воздушном шаре в России. Полет был соверешен в Петербурге Жаком Гарнереном, вместе с ним в воздух поднялся русский генерал С.Л. Львов. Он стал первым русским воздухоплавателем. История сохранила попытки освоения неба и в России. В ноябре 1783 года в Санкт-Петербурге у Эрмитажа был запущен в небо небольшой, наполненный газом баллон, а месяцев пять спустя состоялась публичная демонстрация подъема воздушного шара средней величины. Весной 1803 года итальянцы Терци и Басси выступили в Москве с большой развлекательной программой, включающей воздухоплавательный аттракцион. А 20 июня того же года французский парашютист Жак Гарнерен и его жена демонстративно поднялись над Петербургом на воздушном шаре до высоты 2 тыс. м и приземлились на Малой Охте. Через четыре недели они повторили полет.Эти события сыграли важную роль в развитии русского военного воздухоплавания. Александр I и его генералитет решили тайно выяснить возможность использования аэростатов в военных целях. 18 июля 1803 года в полет вместе с Гарнереном отправился генерал С. Л. Львов. Они поднялись до высоты 3 тыс. м и опустились в районе Красного Села. Результаты вполне удовлетворили военного представителя. |
1910 - Родился Герой Советского Союза летчик-испытатель М.И.Иванов. Прошёл курс теоретического обучения в Полтавском авиакружке Осоавиахима. В армии с 1929 года. В 1932 г. окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС лётчиком, командиром звена и командиром отряда бомбардировочных авиаэскадрилий (в Белорусском военном округе). Участник боевых действий в Испании: в октябре 1936 – январе 1937 – лётчик бомбардировочной авиагруппы республиканских ВВС. Совершил несколько боевых вылетов на бомбардировщике СБ. В 1937-1939 годах продолжал службу в ВВС командиром скоростных бомбардировочных авиаэскадрилий (в Северо-Кавказском военном округе и на Дальнем Востоке). В 1939-1941 – лётчик-испытатель военной приёмки авиазавода №301 (г.Химки); испытывал серийные учебно-тренировочные самолёты УТ-2 и истребители Як-1. В 1941-1945 – лётчик-испытатель военной приёмки авиазавода №31 (г.Таганрог, с 1941 – г.Тбилиси); испытывал серийные истребители ЛаГГ-3, Ла-5ФН и Як-3. Участник Великой Отечественной войны. В июне-ноябре 1941 – лётчик ПВО г.Таганрога. В ноябре 1941 при эвакуации авиазавода в Тбилиси участвовал в боевых действиях на Юго-Западном фронте. Всего совершил около 50 боевых вылетов (из них 12 – на штурмовку войск противника).С февраля 1945 – старший лётчик-испытатель ОКБ А.С.Яковлева. 24 апреля 1946 года выполнил первый полёт и в дальнейшем провёл испытания одного из первых отечественных истребителей Як-15. Провёл испытания различных модификаций истребителя Як-3, Як-11, а также испытания реактивных истребителей Як-19 и Як-23. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» М.И.Иванову присвоено 5 марта 1948 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники. На Тушинском аэродроме проходила очередная тренировка воздушного парада. В воздухе было много самолетов. Истребители проходили один за другим на малой высоте вдоль шоссе, мимо главной трибуны. Высота полета — 100 м. Группы бомбардировщиков и транспортных самолетов шли на большой высоте и далеко в стороне от трассы пролета истребителей.Михаил Иванович пилотировал истребитель Як-23 и, подходя к трибуне, у самолета внезапно отвалилось правое крыло. Самолет мгновенно с большой скоростью выполнил бочку (переворот через крыло). Во время этого маневра Михаила Ивановича выбросило из кабины. Привязные ремни не выдержали и лопнули. Тело Михаила Ивановича упало на Волоколамское шоссе, прямо около главной трибуны. Когда разбирали этот случай, то обнаружили: — на самолете Ту-16 (первое название Ту-14), пилотируемым Ф.Ф.Опадчим, не оказалось тяжелого балансира на руле поворота, — на крыле самолета Як-23 обнаружены следы краски, которой был покрашен этот балансир; следы от удара балансира. Значит, крыло на Як-23 сломалось от удара о тяжелый балансир. Л.Л.Селяков указывает, что близко эти самолеты не находились. Но М.А.Нюхтиков, пилотировавший в тот день бомбардировщик «73», вспоминал, что главный маршал авиации М.А.Вершинин продемонстрировал участникам парада киносъемку. На ней было видно, как вслед за пролетом Нюхтикова показался самолет Опадчего, а на него сверху точно в хвост зашел и ударил крылом Як-23… |
1921 - Родился Джон Гленн, первый американец, совершивший орбитальный полет (20 февраля 1962 года). Гленн на «Меркурии-Атлас-6» три раза облетел Земной Шар. Второй полёт Джон Гленн совершил в качестве специалиста по полезной нагрузке на космическом корабле «Дискавери» (STS-95) 29 октября — 7 ноября 1998 года. Миссия «Дискавери» продолжалась 213 часов 44 минуты. Ко времени второго космического полёта Джону Гленну исполнилось 77 лет, таким образом, он стал самым пожилым человеком в космосе на данный момент. Умер 8 декабря 2016 года. |
1925 - Первый в СССР научный полет на сферическом аэростате на высоту 7400 м. Экипаж: А.А.Фридман и П.Ф.Федосеенко 1927 - В Германии Рихард Вагнер устанавливает новый рекорд высоты для гидросамолетов с 1000 кг грузом, достигая высоты 5851 м. Самолет Dornier "Меркур" был оснащен двигателем BMW.
|
1934 - В Комсомольске-на-Амуре образован авиазавод №126 (ныне КНААПО). В этот день заложен первый камень в фундамент главного механического корпуса будущего авиационного завода.
|
1942 - Погибли лётчик-испытатель завода № 22 (Казань) С.С. Стрельников и старший техник лейтенант С.М. Трубачёв - при испытании пикирующего бомбардировщика Пе-2 (зав. № 12/103). Стрелок-радист А.А.Фалин остался жив. В первом контрольно-сдаточном полёте «обрезало» правый двигатель. При попытке совершить аварийную посадку, самолёт задел крышу одного из цехов деревообрабатывающего комбината, находящегося рядом с заводом. После чего самолёт упал на землю и разрушился.
1942 - (по 5 августа) 1942 года, начались государственные испытания Як-7ДИ. (60 полетов, 40 ч 15 мин)
1942 - Рассмотрен и утвержден на комиссии (С. А. Христианович, А. В. Чесалов, С. Н. Шишкин, В. И. Поликовский и др.) проект конструктора А. Г. Костикова- в то время главного инженера РНИИ. Самолет 302П - истребитель с необычной силовой установкой, состоявшей из одного разгонного ЖРД и двух ПВРД, нормальный свободнонесущий низкоплан по схеме. Под хвостовым оперением - ЖРД Л. С. Душкина РД-1400 тягой до 1400 кг; под крылом - два ПВРД конструкции В. С. Зуева. В носу фюзеляжа - две пушки ШВАК и две таких же - под кабиной летчика, а под крылом - выдвижная подвеска для двух PC (РС-82 или РС-132) или двух ФАБ-125. В виде планера ракетный перехватчик, получивший обозначение "302П", в конце августа 1943 г. поступил на испытания в ЛИИ. Там он был всесторонне изучен в нескольких десятках полетов на буксире за Ту-2 и Б-25. По летной оценке С. Н. Анохина, самолет "302П" был исключительно устойчив и управляем по всем осям, хорошо скользил, выполнял "бочки", был прост на посадке после отцепки от буксировщика. М. Л. Галлай, бывший на "302П" в облете, называл машину "эталоном". Подобную оценку давал второй летчик облета Б. Н. Кудрин и ведущий инженер по испытаниям В. Н. Елагин. 1942 - Поднялся в воздух прототип первого серийного реактивного истребителя Мессершмитт Me.262V3. Дат, связанных с испытаниями этого самолёта, столько, что в можно запутаться, так как сама машина была сконструирована раньше, чем были готовы двигатели для неё. Первые полёты совершались с обычными поршневым двигателем, затем в комбинации с реактивными, а в тот день впервые был совершен полёт с реактивным двигателем. Окончательно же как боевой самолёт он был испытан в мае следующего года, а решение о производстве было принято в конце 1943-го.
1943 - Единственный за Вторую мировую войну бой дирижабля с подводной лодкой. У берегов Флориды американский дирижабль K-74 атаковал немецкую подводную лодку U-134. Результат боя: дирижабль был сбит и упал в море (затонул через несколько часов), 1 член экипажа из 10 погиб - в пасти акулы.
|
1958 - Первый полет экспериментального самолета Т-5 ОКБ П.О.Сухого, В.С.Ильюшин.
1962 - Совершил первый полет легкий многоцелевой самолет, разработанный американской фирмой Cessna Aircraft Co - Сessna Model 411. Он был в то время самым крупным самолетом компании. Его конструкция напоминала Model 310, но отличалась несколько большим размахом и площадью крыла, удлиненным фюзеляжем и более мощными шестицилиндровыми двигателями Continental GTSIO-520-C с турбонагнетателем мощностью 340 л. с. Экипаж состоял из двух человек, количество пассажиров от 4 до 6. Производство Model 411 было прекращено в июне 1978 года, выпущено 400 машин. |
1963 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) осуществлен очередной тридцать восьмой испытательный полет ракетного самолета "Х-15" N 1. Аппарат пилотировал летчик Роберт Рушворт (Robert Rushworth). В полете достигнута максимальная скорость 6315 километров в час при максимальной высоте подъема 31940 метров. |
1965 - Запуск АМС «Зонд-3». Совершила пролёт мимо Луны и передала чёткие снимки её обратной стороны на Землю. Аппараты серии 3МВ предназначались для исследования Венеры и Марса. Станция «Зонд-3» хотя и была отправлена к Луне, использовалась для отработки техники дальних космических полётов. Пройдя мимо Луны она вышла на гелиоцентрическую орбиту и для проверки работы системы дальней телевизионной связи и радиосвязи передавала сделанный во время полёта снимок Луны с разных расстояний, вплоть до нескольких десятков миллионов километров
1966 - На базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) осуществлен очередной пятьдесят второй испытательный полет ракетного самолета "Х-15" N 3. Аппарат пилотировал летчик Уильям Дана (William Dana). В полете достигнута максимальная скорость 5176 километров в час при максимальной высоте подъема 29290 метров.
1966 - С космодрома Cape Canaveral, стартовый комплекс № 19, осуществлен пуск ракеты-носителя "Titan-2", которая вывела на околоземную орбиту американский пилотируемый космический корабль "Gemini-10". Космический корабль пилотировал экипаж в составе: Джон Янг (John Young), командир корабля, США (2 полет в космос); Майкл Коллинз (Michael Collins), пилот, США (1 полет в космос).
1970 - Первый полет совершил первый прототип военно-транспортного самолета G222. Самолет G222 разрабатывался итальянской фирмой Aeritalia (теперь Alenia Aeronautica) 1960 года сразу в четырех вариантах: гражданский транспортный самолет, транспортный самолет с вертикальным или коротким взлетом и посадкой, противолодочный самолет и военно-транспортный самолет среднего радиуса действия. ВВС Италии заказали 32 транспортных самолета. Поставки были выполнены в период с 1978 по 1983 г. Самолет поставлялся так же в ВВС Аргентины, Дубая, Ливии, Нигерии, Сомали и Венесуэлы. Конструктивно G-222 выполнен по обычной для современных военно-транспортных самолетов схеме высокоплана с расположенным в хвостовой части фюзеляжа большим люком с рампой для загрузки и выгрузки военной техники и грузов. 1970 - Катастрофа самолета Ан-22 №02-07 (СССР-09307), КК м-р Бояринцев А.Я.
|
1975 - Рекорд скорости (334,46 км/ч) по замкнутому маршруту 100 км на вертолете Ми-24 с ТВлД ТВЗ-117ВМА, Г.В.Расторгуева.
1980 - С космодрома Sriharikota осуществлен пуск ракеты-носителя "SLV-3", которая вывела на околоземную орбиту индийский спутник "Rohini-1B" (максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 921 км). Начало исследований космического пространства в Индии. Индия стала восьмой космической державой. |
1981 - Последний на сегодняшний день таран в истории авиации. Дальний военный транспортник CL-44 Yukon (номер LV-JTN, а/к Transporte Aéreo Rioplatense, Аргентина), совершавший тайный рейс по маршруту Тель-Авив - Тегеран, вторгся в воздушное пространство СССР. На перехват нарушителя с аэродрома Вазиани были подняты четыре Су-15ТМ. Однако из-за нерешительности и неквалифицированных действий командования перехватчики преждевременно израсходовали горючее и были вынуждены вернуться на базу.
Тогда на цель был наведён аналогичный самолёт, пилотируемый замполитом эскадрильи капитаном Валентином Куляпиным, вооружённый ракетами «воздух - воздух» средней дальности - с заданием посадить нарушителя. Пытаясь выполнить приказ, перехватчик приблизился к цели, что сделало невозможным применение ракет, в то время как нарушитель приближался к границе воздушного пространства СССР. Куляпин принял решение таранить CL-44 и со второй попытки смог ударить килем и фюзеляжем своего самолёта по стабилизатору нарушителя снизу. Транспортник потерял управление и упал в нескольких километрах от границы, возле Еревана.
Находившиеся на борту 4 члена экипажа, включая подданного Великобритании, погибли.
Куляпин успешно катапультировался, за таран он был награждён орденом Боевого Красного Знамени… Аргентинский самолёт перевозил оружие для Ирана.
2002 - Впервые взлетел после переоборудования из Boeing 747-400F в Вичите американский самолет носитель лазерного оружия YAL-1A. Выполнив в небе Канзаса несколько приемо-сдаточных полетов, он был покрашен и перелетел на авиабазу Эдварде, ставшую основным местом его испытаний. Программа была закрыта в 2011 году, в связи с сокращением военного бюджета, - Министерство обороны США признало разработку не применимой на практике и дорогостоящей. Мощность лазера ко времени закрытия проекта была доведена до мегаватта.
2007 - Катастрофа A320 в Сан-Паулу. Авиалайнер Airbus A320-233 авиакомпании TAM Airlines выполнял внутренний рейс JJ3054 по маршруту Порту-Алегри — Сан-Паулу, но, приземлившись на мокрую от дождя взлётную полосу аэропорта Сан-Паулу, выкатился за её пределы и врезался в здания, расположенные рядом с ней. Погибли все находившиеся на борту самолёта 187 человек (181 пассажир и 6 членов экипажа) и ещё 12 на земле, ещё 14 человек на земле получили ранения.
В официальном отчёте указывается несколько причин катастрофы:
Вследствие проливных дождей недавно отремонтированная взлётная полоса, не имеющая водосточных канавок, была мокрой и на ней собрались лужи, что привело к уменьшению коэффициент сцепления на ВПП. На самолёте работал только один реверс (второй реверс был отключён для профилактических работ). Во время торможения правый двигатель работал на взлётном режиме, тогда как на левом был включён реверс тяги.
2010 - Boeing 787 совершил свой первый полёт за пределы США. Dreamliner приземлился в аэропорту британского Фарнборо для участия в авиасалоне, который проходил там с 19 по 25 июля.
Свежие комментарии