1843 - За 60 лет до изобретения аэроплана и почти за целое столетие до открытия первых линий воздушного сообщения, в английский парламент был внесен билль (законопроект) об учреждении «Воздушного транспортного общества». Билль этот был встречен громким смехом присутствующих. Смелыми инициаторами этого неосуществленного и далеко опередившего свое время замысла были Уильям Хенсон и Джон Стрингфеллоу (старое написание Вильям Генсон и Джон Стрингфелло). Патент на «некоторые улучшения в движущихся аппаратах и машинах для перевозки по воздуху писем, товаров и пассажиров из одного места в другое» Уильям Хенсон получил в 1843 г. Речь шла о летательной машине, получившей впоследствии название «воздушный пароход», «воздушная почтовая карета» или просто «Ариель» (воздушный). В истории авиации это был первый запатентованный летательный аппарат тяжелее воздуха.
1869 - Родился Сергей Алексеевич Чаплыгин — русский и советский механик и математик, один из основоположников современной аэромеханики и аэродинамики, академик Академии наук СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1941), заслуженный деятель науки РСФСР (1929).
В 1886 году Чаплыгин блестяще, с золотой медалью, окончил Воронежскую мужскую гимназию и подал заявление в Московский университет. В 1890 году он окончил физико-математический факультет Московского университета и по представлению Николая Егоровича Жуковского был на два года оставлен при университете для подготовки к профессорской деятельности со стипендией в 50 рублей (что весьма обрадовало его семью, для которой такая сумма казалась недосягаемым идеалом). С 1893 года С.А. Чаплыгин преподавал физику в Московском Екатерининском институте, механику в Императорском Московском техническом училище (1896—1910 гг.), высшую математику и теоретическую механику — в Московском межевом институте (1895—1901 гг.), прикладную математику — в Московском университете (сначала — приват-доцент, с 1898 г. — доцент, с 1904 г. — экстраординарный, а с 1909 г. — ординарный профессор по кафедре теоретической и практической механики). В 1901—1908 гг. он преподавал также в Московском инженерном училище (ныне — Московский государственный университет путей сообщения). С. А. Чаплыгин — директор Московских высших женских курсов (МВЖК) (1905—1918 гг.) и ректор 2-го Московского государственного университета, в который МВЖК были преобразованы (1918—1919 гг.). В 1906 году он получил разрешение Думы на строительство зданий для курсов на Царицынской площади (Девичье поле). 3 июня 1907 года состоялась закладка зданий на Малой Царицынской (ныне Малая Пироговская) улице. Под строительство необходимой суммы не было выделено и оно велось под залог выделенного участка.Чаплыгиным написаны университетский курс аналитической механики «Механика системы» (чч. 1—2, 1905—1907 гг.) и сокращенный «Пропедевтический механики» для втузов и естественных факультетов университетов (1915 г.). С 1914 года он — действительный статский советник.После Октябрьской революции 1917 года Чаплыгин активно продолжает вести педагогическую работу и научные исследования. С 1918 года он участвует в работе Комиссии особых артиллерийских опытов при Главном артиллерийском управлении и в работе Научно-экспериментального института путей сообщения, а в конце 1918 года привлекается Жуковским к организации ЦАГИ, где и работает с этого времени. В 1918—1925 гг. Чаплыгин — профессор Московского лесотехнического института. В 1921—1930 гг. он — председатель коллегии, в 1928—1931 годах — директор-начальник ЦАГИ. В научно-теоретическом семинаре ЦАГИ под руководством С. А. Чаплыгина вырос цвет отечественной механической науки (Михаил Алексеевич Лаврентьев, Мстислав Всеволодович Келдыш, Николай Евграфович Кочин, Леонид Иванович Седов, Георгий Иванович Петров, Леонид Самуилович Лейбензон, Сергей Алексеевич Христианович и др.). В последующие годы Чаплыгин руководил созданием крупнейших аэродинамических лабораторий ЦАГИ (1931—1941 гг.).С началом Великой Отечественной войны в октябре 1941 года С. А. Чаплыгин переехал в Новосибирск, куда была эвакуирована и часть лабораторий ЦАГИ, эти лаборатории образовали филиал ЦАГИ № 2, из которого впоследствии вырос Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИИА).Жил в доме 8 на улице Фрунзе.Умер С. А. Чаплыгин от кровоизлияния в мозг 8 октября 1942 года, находясь в эвакуации.Похоронен в Новосибирске на территории СибНИИА...
Приказ Главкома ВВС N 370 от 02.08.2000 г. - 24 марта считать Днем Штурманской службы ВВС.
1920 - По приказу РВСР Полевое управление авиации и воздухоплавания (Авиация действующей армии — Авиадарм), орган при Штабе РВСР, ведавший боевым применением частей РККВф и морской авиации, преобразовано в Штаб Воздушного флота. Приказом РВСР все авиационные, воздухоплавательные и гидроавиационные части Советской Республики объединялись в Главное управление Рабоче-Крестьянского Воздушного флота.
1927 - Образован объединённый моторостроительный завод N 24 им. Михаила Васильевича Фрунзе (ныне ММПП «Салют»). Завод "Икар № 2" был объединён с заводом "Мотор № 4" и переименован в объединенный моторостроительный завод №24 им. М.В. Фрунзе (ныне ММПП "Салют"). В 1927-1932 гг. конструкторский отдел Завода № 24 имени Фрунзе спроектировал двигатели: М-18, У-12, ФЭД и М-26. В 1932 г. освоено серийное производство двигателя АМ-34 мощностью 750 л.с. - родоначальника большого семейства моторов AM. Двигатели устанавливались на торпедные катера и морские охотники за подводными лодками, самолёты ТБ-3 (АНТ-6), ДБ-А, АНТ-25, Р-7 и другие. На самолётах с этими моторами были установлены мировые рекорды и совершены исторические перелёты на Северный полюс, а также через Северный полюс в Америку. Во время войны на базе оставшейся в Москве части коллектива завода № 24 имени Фрунзе было восстановлено серийное производство авиадвигателей. Новый завод получил название "Завод № 45". Позднее это предприятие было преобразовано в ММПП "САЛЮТ" - крупнейшее российское специализированное предприятие по изготовлению и обслуживанию авиадвигателей для самолётов семейства СУ; по изготовлению узлов и деталей для Бе-200, Ту-334, Ту-230, Ан-70 и Ан-180, энергетических установок.
1935 - Первый полёт британского многоцелевого самолёта Avro Anson, за штурвалом сидел Б.Торн. Создан конструктором компании A.V. Roe.
Первый серийный самолёт, обозначенный как Anson Мк1, взлетел 31 декабря 1935 г. К началу войны в сентябре 1939 г. было произведено почти 1000 самолётов. Всего было произведено 6742 самолёта модели Мк1, из которых 3935 были построены в Вудфорде, а остальные в Йедоне. Многие из них во время войны использовались для обучения пилотов. Имел много модификаций. Avro Anson серийно производился с 1935 г. до 15 мая 1952 г.
1936 - Состоялся первый полёт прототипа австрийского лёгкого транспортного самолёта получившего обозначение Hopfner HR.14/34 (HR.1434). (регистрационный номер OE-DBL). Единственный экземпляр самолета был построен в мастерской Flugzeugbau Hopfner GmbH на аэродроме Асперн Вена. Самолёт использовался (в основном в рекламных целях) до весны 1937 года.
1937 - Родился Владислав Ильич Лойчиков — Герой Советского Союза (17.12.1982), заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.08.1979), капитан запаса (1989).
1939 - Американская пилотесса воздух Жаклин Кокран устанавливает женский рекорд высоты - 30052 футов (9160 м) над Палм-Спрингс, штат Калифорния. Самолёт Beechcraft Model 17.
1940 - Погиб лётчик-испытатель Никита Аркадьевич Сопоцько (на И-153). На лётно-испытательной работе московского завода № 1 с 1938 года. За два года работы Никита Аркадьевич Сопоцько принял участие во многих авиационных испытаниях новой летательной техники, освоил несколько типов самолётов и их модификации. В декабре 1939 году Никита Сопоцько принял участие в испытательных работах над истребителем И-15 бис, серийный номер 5942 (И-152ДМ). Это была новая конструктивная модель, которая к собственной скорости самолёта 315км\ч, по специальным добавкам конструкторов, прибавляла в среднем 15 км/ч. 24 марта 1940 года Сопоцько совершал очередной испытательный полёт, по окончании которой направил машину к аэродрому. Не долетев до аэродрома, Никита Аркадьевич Сопоцько потерял сознание. Истребитель, оставшийся без управления, ударился о землю. Причина, по которой здоровый лётчик потерял сознание, не была установлена.
1941 - Образован завод №99 авиационно-технического оборудования, ныне ФГУП "99 Завод авиационного технологического оборудования" Минобороны России. Основные направления деятельности: Ремонт гидроскопических авиационных систем Ц-050, Ц-060, средств связи - Р-863, Р-800Л2.
1941 - Начались заводские испытания пикирующего бомбардировщика СББ ОКБ Александра Александровича Архангельского (по 9 июля). Сначала новый самолёт имел индекс С (под этим обозначением велись продувки модели самолёта в ЦАГИ), но вскоре индекс машины был заменен на Б. Самолёт задумывался как кардинальная модификация серийного СБ с повышенными лётно-боевыми данными и преемственностью в технологии производства. В связи с успехами бомбардировщиков "103" и "103У" на испытаниях в НИИ ВВС КА интерес у военных и НКАП к самолёту Б неуклонно снижался, а начавшаяся война вообще прервала всякие работы по этой машине. Сам же А. А. Архангельский приказом по НКАП № 823 от 9 августа 1941 г. был переведён на авиазавод № 156 для организации ремонта и восстановления серийных бомбардировщиков СБ. В дальнейшем КБ А. А. Архангельского в октябре 1941 г. было эвакуировано в г. Омск, а самолёт Б-1 в декабре 41-го отправлен в тыл. Что с ним стало далее, неизвестно.
1944 - В ЛИИ начались испытания Як-7Б с ПВРД, ОКБ Александра Сергеевича Яковлева (по 12 декабря). Ведущий летчик - лётчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин (ЛИИ). Як-7Б с М-105ПФ и двумя прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ПВРД) ДМ-4С конструкции Игоря Алексеевича Меркулова являлся по существу летающей лабораторией для испытания и отработки одного из первых отечественных реактивных двигателей. ДМ-4С имел диаметр 500 мм, длину 2300 мм, массу 45 кг и максимальный расход горючего 12 кг/мин. ПВРД размешались под крылом Як-7Б, по одному на каждой консоли. Горючим для них служил бензин из основных баков самолёта. ПВРД использовались как ускорители для кратковременного увеличения максимальной скорости полёта. Для лётных испытаний ДМ-4С был выбран Як-7Б как обладавший достаточно высокой максимальной скоростью, хорошими устойчивостью и управляемостью и, кроме того, позволявший легко оборудовать вторую кабину, благодаря чему в испытаниях мог принять участие инженер-экспериментатор. Продолжением работ стал самолёт Як-7Р (реактивный).
1944 - 1000 бомбардировщиков 8-й воздушной армии ВВС США совершили налёт на Рейнский промышленный район Германии.
1945 - Проведена операция "Варсити" по выброске десанта вглубь Германии. Операция "Варсити": свыше 1600 самолётов С-47 и 1300 планеров "Вакос", "Хорс" и "Гамилькар" высаживают за Рейном в районе Везеля 20 тысяч солдат и офицеров 17-й воздушно-десантной дивизии США и 6-й британской воздушно-десантной дивизии. 13-я воздушно-десантная дивизия США в операции не участвует - нет достаточного количества самолётов. Цена победы - около 2500 парашютистов и планеристов убитыми (больше, чем потеряли 82-я и 101-я воздушно-десантные дивизии в первый день генерального наступления). Союзные войска форсировали Рейн.
1947 - Родился Виктор Владимирович Васенков — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.08.1987), Герой Российской Федерации (13.08.1998), мастер спорта России международного класса (1995).
1948 - Первый полёт первого в мире самолёта с одним турбовинтовым двигателем. Поднялся в воздух трёхместный учебно-тренировочный самолёт Avro 701 Athena (разработчик: Avro, Великобритания). Установлен двигатель Mamba компании Armstrong Siddeley. Серийное производство самолётов Афина насчитывает 15 машин, которые находились в эксплуатации в лётном колледже ВВС Великобритании в Мэнби, заменив там самолёты Harvard.
1949 - Состоялся первый полёт реактивного бомбардировщика «82» (Ту-22) - первого советского бомбардировщика со стреловидным крылом, лётчик-испытатель Алексей Дмитриевич Перелёт. Заводские испытания машины продолжались до 2 июня 1949 г. В отчёте по заводским лётным испытаниям отмечалось, что самолёт устойчив и доступен лётчикам средней квалификации. На испытаниях зафиксировали максимальную скорость полёта 931 км/ч на высоте 4000 м. Никаких особенных сюрпризов новое крыло не преподнесло, все оказалось значительно спокойней, чем при полётах первых истребителей со стреловидным крылом.
1951 - Образование ОКБ-23 Владимира Михайловича Мясищева. К 1951 году В. М. Мясищевым было предложено создание тяжёлого самолёта-бомбардировщика с ТРД, обладающего скоростью полёта 800 км/час и дальностью полёта 13000 км. Весной 1951 года по прямому указанию Сталина началось создание опытно-конструкторского бюро на базе московского завода № 23, ранее занимавшемся постройкой пикирующих бомбардировщиков Владимира Михайловича Петлякова.
1956 - Основано КБ "Звезда" корпорации "Тактическое ракетное вооружение"- ранее КБ "Звезда" ГНПЦ "Звезда-Стрела", ранее КБ "Звезда" КПО "Стрела" (п/я А-3497), ранее КБ завода №455. КБ спроектировало различное ракетное оружие, например: РС-2УС, Р-55, X-66, X-23 ГРОМ, Х-25, X-27ПС, Х-31П, Х-31А, X-35 и др.
1956 - На авиабазе Edwards (штат Калифорния, США) состоялся первый исследовательский полёт ракетного самолёта Х-2 № 1 по программе ВВС США. Самолёт пилотировал лётчик Франк Кендэл Эверест Мл. (англ. Frank Kendall Everest Jr.). В полёте достигнута скорость 0,91 М.
1959 - Первый полёт гиперзвуковой (М=8-9) модели ЛИИ конструкции А.И.Сухова.
1960 - 24 мировых рекорда скорости для самолётов с ТВД на замкнутых маршрутах: 1000, 2000 и 5000 км без груза и с грузом от 1 до 25 т – соответственно 871,38; 857,277 и 877,212 км/час, лётчик-испытатель Иван Моисеевич Сухомлин на «Ту-114» (24 марта, 1 и 9 апреля).
1961 - В рамках программы подготовки полёта человека в космос с космодрома на мысе Канаверал с помощью РН "Редстоун" (Redstone) №RS/CC/MR-5 (LV-5) был осуществлён полёт по суборбитальной траектории макетного КК "Меркурий" (Mercury). Этого пуска в плане испытаний сначала не было, полёт был проведён по настоянию Вернера фон Брауна из-за внесения в ракету 7 изменений после январского полёта. Испытания прошли успешно. Максимальная высота полёта составила 181 км. Полёт продолжался 8 минут 23 секунды. КК пролетел 307 миль.
1962 - Принята на вооружение ракета Р-17 ("Скад") разработки КБМ (Виктор Петрович Макеев).
1965 - Американская автоматическая межпланетная станция "Ranger-9" врезалась в поверхность Луны в районе кратера Альфонса. Скорость столкновения составила 2,67 км/с. На Землю в течение последних 16 минут полёта переданы 6150 фотоснимков лунной поверхности. Продолжительность перелёта Земля-Луна составила 64 часа 31 минута.
1965 - Катастрофа самолёта Ил-28, КК – командир звена, военный летчик 2-го класса, капитан Гостев Е.А. Ночь, СМУ.
При выполнении тренировочного полёта ночью на 11-ой минуте полёта по “большой коробочке”, при снижении на посадочном курсе лётчик на удалении 7 км от ВПП доложил “280 метров” и при команде РП “ Взять посадочный” на удалении 6км от ВПП ответил “Понял” и больше на вызовы не отвечал. На удалении 5900м от ВПП отметка самолёта пропала на экране посадочного локатора. На расстоянии 5010м от начала ВПП и 60м правее ее оси самолёт коснулся земли колёсами и кормой на опушке рощи с последующим отделением до 3-5 метров и пролетев, разрушаясь о деревья, участок леса шириной 50м, вторично столкнулся с землей через 200м от точки первоначального касания, разрушился и сгорел. Экипаж в составе командира звена капитана Гостева Е.А., штурмана звена капитана Сафронова А.Н. и радиста – матроса Вишницкого Е.Д. погиб. Из-за малой высоты экипаж парашютами не воспользовался.
Непосредственная причина: резкое снижение самолёта с Н=240м в течении 9-10 сек и столкновение его с землей. Согласно расчёта снижение происходило с Vпр.ср.=380 км/ч, Vу=24, 5 м/с, с углом наклона траектории 15°. Встреча самолёта с землей произошла при выводе его из угла планирования. В связи с полным разрушением самолёта и гибелью всех членов экипажа истинная причина не установлена. Исходя из расчёта траектории и полёта аварийная обстановка для лётчика возникла внезапно, что могло быть вызвано отказом управления самолётом или резким ухудшением видимости в кабине (из-за выбивания эмульсии гидросистемы).
1966 - Впервые в СССР полёт самолёта вертикального взлёта и посадки по полному профилю (вертикальный взлёт – горизонтальный полёт – вертикальная посадка), лётчик-испытатель Валентин Григорьевич Мухин на истребителе Як-36. Бесперспективность данного СВВП с мизерной полезной нагрузкой была слишком очевидна, и менее чем через полгода в ОКБ приступили к разработке боевого палубного штурмовика Як-36М, получившего, после принятия на вооружение, обозначение Як-38. Компоновка новой машины коренным образом отличалась от своего предшественника, став классической для отечественных СВВП.
1966 - Модернизированный самолёт Mirage III-V 01 (более мощный двигатель TF-106A3 и новое катапультируемое кресло класса "0-0".) совершил первый переход от режима висения к горизонтальному полёту. Лётчик Сагет неодобрительно отозвался о системе поперечного управления во время перехода самолёт пилотировался гораздо хуже "Balzac". 28 марта 1966 года французское правительство сообщило об отказе от серийного производства, но испытания опытных образцов были продолжены и финансировались в полном объёме. 3 сентября 1966 года Mirage III-V 01 совершил свой последний 41-й полёт.
1969 - Совершил первый полёт международный многоцелевой истребитель NF-5A. Для ВВС Голландии было поставлено 75 NF-5A и 30 NF-5B. Они производились совместно фирмами Canadair и Fokker. В их конструкцию вносились изменения, апробированные па других модификациях F-5. На самолёты устанавливались мощные канадские двигатели J85-Can-15. Конструкция крыла была усилена, что позволило достигать более высоких перегрузок в полёте и увеличить полезную нагрузку. Самолёты могли нести па подфюзеляжном пилоне топливный бак ёмкостью 1040 л. На крыльях был установлен отклоняемый носок, использование которого совместно с закрылками позволяло существенно повысить манёвренность самолёта.
1976 - Катастрофа Ил-14 (CCCP-61756) Казахского УГА близ Ашхабада. Метеоусловия: 10 баллов кучевой облачности, 400-500 м нижний край, видимость 10 км., ветер 3-5м/сек.Экипаж отдельной авиаэскадрильи Бурундайского ОАО на самолёте-лаборатории Ил-14 ЛИК-1 выполнял полёты по облёту РТС а/п Ашхабад.
Экипаж выполнил взлёт курсом МК=295 по ПВП в СМУ. После взлета экипаж нарушил стандартную схему полёта данным курсом, совершив разворот влево (в сторону гор) вместо разворота вправо. После разворота на высоте 500м самолёт вошел в облачность, столкнулся с горой Моркоу близ Ашхабада, Туркмения, разрушился и сгорел. Экипаж, 6 человека, погиб. Обломки обнаружены на вторые сутки.
Основной причиной катастрофы является грубое нарушение экипажем НПП ГА-71 (правил визуальных полётов и условий облёта РТС).
1976 - Boeing 747SP южноафриканской авиакомпании SAA в перегоночном полёте (23-24 марта 1976 года) из Эверетта (США) в Кейптаун (ЮАР) установил рекорд дальности беспосадочного полёта - 16560 км.
1977 - Самолёт ДРЛО Boeing E-3A поступил на вооружение ВВС США.
1978 - Состоялся первый полёт Ил-76М (СССР-86728), лётчик-испытатель Станислав Григорьевич Близнюк.
1982 - На Су-24 погиб экипаж лётчика-испытателя Владимира Ивановича Никитина.
Выполнялся полет Су-24 на "обжим". Разрушение самолёта произошло на выходе из пикирования.Разрушение самолета произошло на выходе из пикирования. Командир экипажа - В.И.Никитин и штурман - Г.В.Гридусов погибли...
Комиссия по расследованию катастрофы (руководил Шахназаров) проявила принципиальность и не «повесила» её на пилотов. Экипаж параметров полёта не нарушал. Ограничение по скорости - 1420 +20 км/ч. У них была - 1434 км/ч (на «обжиме»). Причина - конструктивно-производственные недостатки (КПН) - не выдержан зазор лопаток компрессора. Лопатки турбины стали задевать корпус двигателя и получилась титановая пыль, она загорелась и как струя газосварки пережгла топливный трубопровод («титановый пожар двигателя»). После взрыва кабина отделилась от самолёта и упала с оборотом в 270 градусов. Пилоты были в кабине. По расшифровке тестера, после прохождения сигнала «Пожар» прошло всего 0,5 секунд.
1983 - Бомбардировщик Ту-22К с подвешенной ракетой Х-22, участвуя в плановых лётно-тактических учениях 203 гвардейского ТБАП ДА из-за ошибки штурмана умудрился залететь в Иран. Экипаж Ту-22К № 63 в составе командира корабля майора М. Ф. Чижова, штурмана старшего лейтенанта С. М. Дроздецкого и оператора капитана В. И. Мерзликина должен был выполнить ночью полёт по маршруту ведущим ударной группы с тактическим пуском ракеты на 700-м полигоне. Уже после получения предполётных указаний было принято решение о смене курса взлёта на обратный, но из-за невнимательности штурмана курс самолёта был установлен с ошибкой на 180". Из-за этого полёт выполнялся в зеркальном отражении к заданному маршруту и ракетоносец ушёл в обратном направлении от группы. Ситуацию усугубило то, что весь полёт должен был проходить в режиме радиомолчания. Ни руководитель полётов,ни центры управления воздушным движением нарушения не заметили. После нескольких поворотов экипаж выполнит положенный тактический пуск ракеты (слава богу, что не боевой...) по случайной цели в Азовском море, и взял, как они считали, курс на Барановичи. Стечением обстоятельств все открывавшиеся на земле ориентиры в точности соответствовали заданным по маршруту. В итоге Ту-22К вышел к крупному городу Мешхед на северо-востоке Ирана, возле которого располагалась крупная авиабаза. Здесь штурман дал команду снижаться, полагая, что самолёт достиг конечного пункта маршрута — аэродрома Барановичи. Командир корабля смущали лишь видные внизу под луной горы с заснеженными вершинами, которых никак не могло быть посреди белорусских равнин. Начал догадываться о потере ориентировки, лётчик ответил — «никаких снижений, пока не пойму, где мы» и встал в круг. Чтобы определить место самолёта, экипаж стал запрашивать землю по всем возможным каналам. Никто не отвечал... Подали сигнал «Бедствие». Потеря ориентировки стала очевидной, когда стало входить солнце - совсем не с той стороны, где ему следовало быть. Стало понятно, что последние три часа они летели обратным курсом - на восток вместо запада! Командир принял решение повёрнуть на север - там, по всей видимости, должна была находиться своя территория. Удалось благополучно выбраться с помощью наших наземных служб наведения...
Из книги Виктора Марковского, Игоря Приходченко "Ту-22. Стратегический бомбардировщик, ракетоносец, разведчик" стр.199.
1986 - Состоялся последний взлёт F-4 с палубы авианосца ВМФ США, когда F-4S из VF-151 и VF-161 покинули авианосец "Мидуэй". Фантомы были сняты с вооружения палубной авиации ВМФ.
1988 - Запуск в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-1935” (“Янтарь-4К1”).
1992 - Подписан договор "Открытое небо" в рамках которого 25 государств, страны НАТО, бывшего Варшавского договора и СНГ получили право совершать ежегодно до 42 полётов над военными объектами друг друга, чтобы контролировать сокращение вооружений в соответствии с международными договорами.
1992 - В США из Космического центра имени Кеннеди (остров Мерритт, шт. Флорида, США) по программе STS-45 запущен корабль многоразового использования "Atlantis №11" с астронавтами командиром Чарльзом Болденом (Charles Bolden, 3-й полёт), пилотом Брианом Даффи (Brian Duffy, 1-й полёт), специалистами полёта Майклом Фоулом (Michael Foale, 1-й полёт), Дэвидом Лиестмой (David Leestma, 3-й полёт), Байрон Лихтенбергом (Byron Lichtenberg, 2-й полёт), специалистами по полезному грузу Катрин Салливан (Kathryn Sullivan, 3-й полёт) и первым бельгийским астронавтом Дирком Фримоутом (Dirk Frimout, единственный полёт) на борту. 1-й запуск атмосферной лаборатории «АТЛАС-1» в составе «Спейслэб» - многоразовой космической обсерватории - аналога пилотируемой орбитальной станции. Посадка 2 апреля 1992 года.
1998 - Постановление № 350 Правительства РФ «О внесении изменений и дополнений в постановление от 31 мая 1995 г. № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет».
1999 - Первая бомбардировка Югославии - начало войны НАТО против Югославии. Это вторая крупномасштабная военная операция НАТО (первой стала Операция «Обдуманная сила», также против сербских войск в Боснии и Герцеговине). Операция оправдывалась как гуманитарная интервенция, но была проведена без мандата ООН, в связи с чем характеризуется некоторыми критиками как незаконная военная агрессия.
2000 - Катастрофа Ан-12Б а/к Антей (в аренде у а/к Шри-Ланки) близ а/п Коломбо.Самолёт с экипажем из российской а/к Антей был передан в аренду ланкийской а/к Sky Cabs. Во время третьей попытки захода в сложных метеоусловиях, при следовании к точке четвёртого разворота, произошёл самопроизвольный останов всех двигателей с флюгированием воздушных винтов. В 18:04 самолёт в пологом снижении начал задевать верхушки кокосовых пальм, затем столкнулся с землей в населённой местности в 2,2 км северо-северо-западнее аэропорта и полностью разрушился. Пожара не было. 5 членов экипажа и сопровождающий груз погибли, 2 члена экипажа получили тяжёлые ранения. При падении ВС уничтожено два дома и несколько автомобилей, 3 человека на земле погибли...
Причиной АП явилась полная выработка топлива, что привело к самовыключению всех 4-х двигателей при третьей попытке выполнить заход на посадку. Количество заправленного топлива не обеспечивало уход на заявленный запасной аэродром. Сопутствующей причиной явился неоправдавшийся прогноз погоды, не содержавший информации об опасных явлениях погоды.
2001 - Указом Президента РФ создан новый род войск - Космические войска. Командующий - генерал-полковник Анатолий Николаевич Перминов.
2003 - В районе Насирии ракетой AGM-114L был уничтожен иракский Т-54 - первый танк, поражённый ракетой данного типа в боевых условиях, выпущенной из вертолёта AH-64D Apache Longbow. Этот день ознаменовался массированным рейдом боевых вертолётов армии США вглубь Ирака: 34 "Апача Лонгбоу" из 11-го авиационного полка и вертолёты роты "С" батальона 1-227 1-й кавалерийской дивизии нанесли удар по позициям дивизии "Медина" Республиканской гвардии Ирака между городами Хилла и Кербела. Планом боевого вылета не предусматривалась координация действий вертолётов с артиллерией или авиацией. По выражению западного обозревателя, налёт представлял собой "только Апач-шоу".
2004 - Катастрофа Ан-2Р (RA-33596) близ Павловска, Воронежская область.
По показаниям очевидцев последняя загрузка самолёта удобрением закончилась перед заходом солнца. Несмотря на это, командир ВС принял решение на выполнение полёта по рассеиванию удобрений на поле. В нарушение требований п.7.1.3. НПП ГА-85 в последнем полёте место второго пилота занимал авиатехник. После распыления удобрений, при заходе на посадку на базовую площадку АХР "Павловск", в условиях наступившей темноты, экипаж допустил преждевременное снижение самолёта, в результате чего при завершении четвёртого разворота, самолёт, находясь в крене, левой полукоробкой крыльев столкнулся с деревьями лесополосы на высоте 7 м от земли и удалении 390 м от торца ГВПП. При столкновении с землей самолёт полностью разрушился и сгорел. Командир ВС, второй пилот и авиатехник погибли.
Фактором, сопутствующим данной катастрофе, явилось неудовлетворительное состояние производственной и технологической дисциплины персонала авиакомпании, выразившееся в самовольном убытии специалистов лётной и технической службы на оперативную точку и выполнении несанкционированных полётов.
2005 - Выброска 1500 десантников с самолётов Ил-76 в ходе командно-штабных учений ВВС и ВДВ.
2015 - Экипаж самолёта Airbus A320-211 немецкой авиакомпании Germanwings (D-AIPX) выполнял рейс по маршруту Барселона (Испания) – Дюссельдорф (Германия). На борту находилось 144 пассажира и 6 членов экипажа. После занятия крейсерского эшелона полёта 380 капитан вышел в туалет. Через 45 секунд после этого оставшийся в одиночестве второй пилот перевел задатчик высоты с 38000 футов на 100 футов. Самолёт перешёл в снижение, вертикальная скорость при этом менялась от 1700 до 5000 футов в минуту. Диспетчер трижды пытался связаться с экипажем, чтобы уточнить высоту, но второй пилот не отвечал. Капитан попросил открыть дверь, но второй пилот не отвечал. Далее на речевом самописце зафиксировано пять ударов тяжёлым предметом в дверь кабины пилотов. На высоте 1550 метров самолёт столкнулся с горным массивом в южной части Франции. Все погибли. Расследованием было установлено, что второй пилот страдал психическим расстройством и имел проблемы со зрением, однако скрыл их от работодателя. Имеющиеся правила в отношении врачебной тайны не позволили врачам, к которым обращался второй пилот, довести до работодателя информацию о заболевании второго пилота.
2017 - На 95-м году ушёл из жизни Степан Анастасович Микоян — советский лётчик-испытатель. Герой Советского Союза (1975). Генерал-лейтенант авиации. Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1964). Кандидат технических наук (1978), лауреат премии Правительства Российской Федерации за значительный вклад в развитие Военно-воздушных сил (17 декабря 2012). Старший сын партийного и государственного деятеля Анастаса Ивановича Микояна. Автор книг "Заход на посадку по приборам" (1979) и "Воспоминания лётчика-испытателя" . Урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище в семейном захоронении...
2018 - Житель Калифорнии Майк Хьюз, 61-летний водитель лимузина и изобретатель, считающий что Земля имеет плоскую форму, совершил полёт на изготовленной им в собственном гараже ракете. Хьюз с помощью "ракетой на паровой тяге" поднялся на высоту более 570 метров в районе почти заброшенного города Эмбой в южной части Калифорнии, в 320 км к востоку от Лос-Анджелеса. Он приземлился на парашюте в пустыне Мохаве, примерно в 450 метрах от места запуска. Нос ракеты, как и планировалось, при падении распался на две части. Изобретатель сообщил, что чувствует себя нормально и жалуется только на боль в спине. В 2014 году Хьюз уже построил ракету и запустил её в штате Аризона. Он пролетел с её помощью около 400 метров. Чтобы прийти в себя после этого, ему потребовалось тогда три дня. Хьюз погиб 22 февраля 2020 года. В рамках шоу Homemade Astronauts Хьюз планировал подняться на высоту 1,5 километров, а затем приземлиться в пустыне возле города Барстоу. Но при взлёте возникли неполадки с парашютной системой, и ракета на полной скорости врезалась в землю.
Свежие комментарии