1902 - Родился Тигран Меликсетович Мелкумян — учёный-теплотехник, генерал-майор инженерной службы (1949), доктор технических наук (1940), профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1957), лауреат Сталинской премии (1949) и Государственной премии СССР (1968).
В 1919 году окончил гимназию в Ашхабаде и поступил в Бакинский политехнический институт, который с отличием окончил в 1929 году по специальности «инженер-механик моторостроения».
По окончании института остался в нём преподавать и возглавил вновь созданное конструкторское бюро моторостроения. В 1932 году приглашён работать в Москву, в научно-исследовательский институт Воздушного флота, и одновременно преподавать в Военно-воздушной академии им. Жуковского, где в 1941 году возглавил кафедру теории двигателей. Во время Великой Отечественной войны выполнял особые задания Ставки Верховного Главнокомандующего по освоению новой техники и вводу в действие новых видов самолётов на фронтах. В 1946 году назначается заместителем начальника Центрального института авиамоторостроения, а через год возглавляет его. В 1951 году подаёт в отставку с этой должности по состоянию здоровья.Ещё до войны начал разработку проекта первого советского дизельного двигателя с воздушным охлаждением. На основании детального изучения мелкумовских сверхзвуковых компрессоров в дальнейшем стало возможным создание двигателей мощностью 8-10 тыс.л. с. В результате были созданы также форсажные двигатели, появление которых стало революционным шагом в сверхзвуковой авиации. В стенах ЦИАМ были созданы не только реактивные, но и турболиссерные моторы.В институте Т.М. Мелкумян создал также лабораторию двигателей, работающих на жидком реактивном топливе. Будучи заведующим кафедрой теории двигателей академии, основал там лабораторию исследований моторов, носящую ныне его имя. Под руководством Тиграна Меликсетовича 20 человек защитили кандидатские и 10 - докторские диссертации, им опубликовано более 100 печатных трудов, в том числе 10 монографий (например, «Теория быстроходных дизелей») и учебников. Умер 4 марта 1974 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище...1906 - В Англии Ч.Роллс и Г.Ройс, создали автомобилестроительную фирму Роллс-Ройс, с 1915 г. строит авиадвигатели. В 1971 году Rolls-Royce Ltd. была национализирована в результате банкротства. В 1973 году автомобильное подразделение было отделено от Rolls-Royce Limited под наименованием Rolls-Royce Motors. Rolls-Royce Limited продолжило работу до приватизации правительством Маргарет Тэтчер в 1987 году, став в итоге Rolls-Royce plc.
1929 - Начались заводские испытания двухместного истребителя Николая Николаевича Поликарпова Д-2 (ДИ-2), облётывал лётчик-испытатель Бенедикт Леонович Бухольц.
1931 - Состоялся полёт прототипа Late-440, оборудованного двигателем Hispano Suiza 12 Nbr мощностью 650 л.с. Late-440 - бомбардировщик-торпедоносец, разработанный французской фирмой Societe Industrielle d'Aviation Latecoere. Испытания Late 440 показали неудовлетворительные характеристики самолёта, особенно на фоне более удачного Late 290.
1933 - Родился Герберт Александрович Ефремов — советский и российский учёный, конструктор ракетной и ракетно-космической техники. Почётный Генеральный директор, почётный Генеральный конструктор ОАО «ВПК „НПО машиностроения“». Профессор МГТУ им. Н. Э. Баумана, кандидат технических наук.Герой Социалистического Труда (1963) и Герой Труда Российской Федерации (2017) (один из двух людей, удостоенных обоих званий). Лауреат Ленинской премии (1982), Государственной премии СССР (1974) и премии Правительства РФ (2002).
Окончив в 1950 году 10 классов, Г. А. Ефремов поступил в Ленинградский военно-механический институт, который окончил по специальности «Приборостроение». В апреле 1956 года по распределению направлен инженером в КБ Владимира Николаевича Челомея (ОКБ-52) в городе Реутове. В 1964 году возглавил проектное подразделение данного предприятия, создававшее уникальные системы оружия для Военно-Морского Флота, Ракетных войск стратегического назначения, Космических войск СССР.Г. А. Ефремов принимал непосредственное участие и руководил созданием:
комплексов с крылатыми ракетами для стрельбы по наземным целям (П-5, П-5Д, С-5, «Метеорит»);
противокорабельных комплексов (П-6, П-35, «Прогресс», «Аметист», «Малахит», «Базальт», «Вулкан», «Гранит», «Оникс»);
морской крылатой ракеты «Яхонт»;
морской крылатой ракеты «БраМос» (для индийских военно-морских сил);
ракетных комплексов стратегического назначения с МБР УР-100, УР-100К, УР-100У, УР-100Н, УР-100Н УТТХ;
автоматических космических станций «Алмаз» («Космос-1870») (1987 г.) и «Алмаз-1» (1991 г.);
ракеты-носителя «Стрела»;
малых космических аппаратов «Кондор-Э» и «Руслан».
С 1984 г. (после смерти В. Н. Челомея) — Генеральный конструктор, с 1989 по 2007 годы — Генеральный директор, Генеральный конструктор ОАО «ВПК „НПО машиностроения“».
В тяжелейший период после распада СССР сумел сохранить научно-технический и кадровый потенциал предприятия, что позволило не только продолжить работы по выполнению государственного оборонного заказа, но и выйти на международный рынок вооружений с конкурентной продукцией. Автор большого числа изобретений, почётный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук, член Академии военных наук Российской Федерации и других ведомственных академий.Автор более 80 изобретений, многочисленных научных работ по специальной тематике.
1935 - Начались испытания самолёта-звено в составе носителя ТБ-3 и истребителя И-Z . "ЗЕТ" пилотировал лётчик-испытатель Василий Андреевич Степанчонок, самолет-носитель - лётчик-испытатель Пётр Михайлович Стефановский. Поначалу провели тренировки: Степанчонок подводил И-Z сзади под летящий на 140 км/ч ТБ-3, выравнивал скорости, а затем, давая помалу газ, зацеплял и обрывал поперечную перкалевую ленту. До 21 марта провели 25 таких тренировок. Первая в мире подцепка в воздухе самолёта под самолёт состоялась 23 марта 1935 г. После зацепления И-Z был подтянут, "Звено" снизилось до 500 м и пролетело над аэродромом, где находилась комиссия ВВС. Затем на высоте 1200 м благополучно произошла отцепка. До 29 марта было совершено 5 удачных подцепок-отцепок И-Z.
1935 - Первый полёт опытного гидросамолёта, дальнего морского разведчика Do.18а (D-AHIS) c двумя дизельными двигателями Junkers Jumo 5 мощностью 540 л.с. Радиаторы располагались в пилоне крыла. Планируемые двигатели Jumo-205 были ещё не готовы, но на серийные самолёты устанавливались.
1942 - Состоялся первый полёт истребителя Ла-5, лётчик-испытатель Григорий Андреевич Мищенко. Главное новшество самолёта Ла-5 — это его двигатель (мотор М-82 взлетной мощностью 1700 л.с.). В результате Ла-5 превратился в один из лучших истребителей Второй мировой войны. Самолёт развивал у земли скорость 515 км/ч, на высоте 3200 м — 567 км/ч, на высоте 6450 м — 600 км/ч. Время виража на высоте 1000 м — 25 секунд. Самолёт был менее уязвим и более живуч по сравнению с предыдущими. Вооружение: две 20-миллиметровые пушки СП-20 («ШВАК») с боезапасом в 340 снарядов. На таком самолёте летал Иван Никитович Кожедуб.
1943 - В Казани создана комиссия по авиации Академии Наук СССР. Цель - научно-техническая помощь в развитии техническом оснащения ВВС. Прекратила деятельность с окончанием войны.
1946 - Образован опытный завод №279 (ныне — ОАО «Авиационная корпорация «Рубин») по разработке и изготовлению колёс и гидрооборудования самолётов. Первый главный конструктор - Трифон Максимович Башта.
1949 - Пилоты Билл Баррис и Дик Риедль вылетели из аэропорта Фуллертон, Калифорния на самолёте Aeronca 15 Sedan и направились в сторону Майами, Флорида. Над Майами самолёт кружил 14 суток. Запасы горючего и пищи пополнялись при пролёте на низкой высоте над ВПП аэропорта Маймаи - канистры с горючим и контейнеры с пищей подавались на борт с движущегося по полосе автомобиля. 11 апреля пилоты вернулись в Фуллертон, где продолжали свой полёт до 26 апреля, когда приземлились. Общая продолжительность полёта составила 1008 часов.
1949 - Состоялся первый полёт прототипа EF-140V1 , экспериментального высотного самолёта «140» на аэродроме в Подберезье под Москвой. Эта модификация самолёта создавалась на основе доставшейся Красной Армии модели, как и нескольких других самолётов и проектов фирмы Junkers. Ведущим инженером по постройке и лётным испытаниям был Георгий Николаевич Назаров. Ведущим лётчиком-испытателем - Вольфганг Цизе(Wolfgang Ziese), бывший шеф-пилот на авиазаводе Зибеля. В одном из полётов была достигнута скорость 900 км/час. Некоторые патриоты, утверждают, что в отличие от предыдущих образцов, самолёт EF-140 ("140") разрабатывался в СССР, начиная с нулевого цикла. Главным конструктором бомбардировщика был Брунольф Бааде, заместителями главного конструктора - Фрайтаг и Петр Николаевич Обрубов. Начальником бюро новых проектов - Вокке. Второй опытный самолёт, имевший ряд отличий, построен не был.
1950 - Второй прототип Vickers Viscount, оснащённый двумя реактивными двигателями Rolls-Royce Tay под обозначением V.663 отправилась в первый полёт. Первый прототип был оснащён четырьмя ТВД Dart - в этой конфигурации самолёт и пошёл в серию под обозначением V.700.
1953 - В Советском Союзе на полигоне Капустин Яр (Астраханская область) начались лётные испытания баллистической ракеты дальнего действия Р-5 с ядерным боевым зарядом (с дальностью полета 1200 км). Главный конструктор ракеты Сергей Павлович Королёв, конструктор ЖРД РД-103 — Валентин Петрович Глушко). Принята на вооружение в 1955 г.
1957 - Дирижабль ВМФ США ZPG-2 фирмы «Гудиир» устанавливает новый мировой рекорд продолжительности полёта, оставаясь в воздухе в течение 264 часов 12 минут (11 дней), побив рекорд “Графа Цеппелина” в 1929 году.
1957 - Впервые взлетел французский истребитель Dassault Etendard VI - ударный истребитель, разработанный французской фирмой Dassault, лётчик Жерар Муселли.
1957 - Дирижаблем "Goodyear ZPG-2" Nr. 141561 (воздушное судно ВМС США 2 класса) установлен рекорд продолжительности пребывания в воздухе для мягкого дирижабля без дозаправки - 264 часа 12 минут. Им управляли военнослужащие Джек Хант (Jack Hunt) и Роланд Хоэл (Ronald Hoel).
1960 - Мстислав Всеволодович Келдыш утвердил план по разработке и запуску АМС с целью проведения фотографирования планеты Марс.
1960 - После голосования в палате Конгресса проект "Сатурн" (Saturn) и его разработчики во главе с Вернером фон Брауном (Werner von Braun) и ABMA влились в состав NASA.
1963 - Завершились госиспытания "спарки" Як-28У, проводившиеся с 23 ноября 1962 года.
1965 - С космодрома Байконур, стартовый комплекс № 41, осуществлён пуск ракеты-носителя "Космос 65С3", которая вывела на околоземную орбиту группу советских спутников военной связи типа "Стрела-1": "Космос-61" (01267 / 1965 020А); "Космос-62" (01268 / 1965 020В); "Космос-63" (01269 / 1965 020С). КА выведены на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 56 град.; период обращения - 106 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 273 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 1837 км.
1967 - Совершил первый полёт поисково-спасательный вертолёт НН-53В с двигателями Т64-GE-3 мощностью на валу 2297 кВт (3080 л.с.), один из прототипов тяжёлого транспортного вертолёта СН-53 Sea Stallion. HH-53B "Jolly Green Giant" - поисковый и спасательный вертолёт для ВВС; снабжён ГТД мощностью по 2295 кВт/3180 л. с., системой заправки топливом в полёте и подвесными топливными баками, спасательной лебедкой, всепогодным оборудованием и вооружением; поставлено 8 вертолётов; последние четыре вертолёта НН-53В были модифицированы в стандарт машин МН-53J в конце 80-х годов.
1978 - Завершены Государственные совместные испытания самолёта Су-22У.
1982 - Катастрофа Ан-26 (ВВС ЧФ, 917 осап (Кача) близ Анапы.
Через 1 минуту после взлёта в тёмное время суток самолёт столкнулся с деревьями лесопосадки в 1 200 м от торца ВПП и получил повреждения двигателя. После столкновения экипаж зафлюгировал воздушный винт и выключил левый двигатель, перевёл самолёт в набор высоты до 450 м и стал выполнять манёвр для захода на посадку в аэропорт вылета. Через 6 мин 46 сек, несмотря на действия экипажа по выдерживанию режима полёта, из-за потери устойчивости и управляемости самолёт вошёл в штопор, потерял высоту, задел обрывистый берег Витязевского лимана и упал в воду между н/п Благовещенская и Суворов-Черкесский в 3-4 км от Благовещенской.Экипаж (шесть человек) и три пассажира - погибли...
Выводы комиссии: Невыполнение экипажем требований РЛЭ по уборке закрылков на заданной высоте и балансировке самолёта, что привело к его просадке с последующим столкновением с препятствиями.
1992 - В ОКТБ "Орбита" для ЦПК им Ю.А.Гагарина создан тренажёр «Дон-77КСТ» (стыковочно-технологического модуля "Кристалл") орбитальной станции "Мир".
1995 - Начало перелёта Жуковский-Ташкент-Сингапур-Мельбурн, Герой Российской Федерации, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Анатолий Николаевич Квочур на Су-27, 15600 км за 18 ч 40 мин лётного времени с двумя посадками и заправками в полёте, 15-17 марта.
1996 - Голландская авиационная компания Fokker объявила о своем банкротстве после истечения срока действия кредитной линии, предоставленной ей правительством Нидерландов.
2001 - Угон самолёта Ту-154 в Саудовскую Аравию — террористический акт, осуществлённый чеченскими террористами с 15 по 16 марта 2001 года. В его ходе был захвачен авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Внуковские авиалинии», совершавший рейс VKO-2806 по маршруту Стамбул — Москва. Захваченный самолёт совершил посадку в аэропорту Медины (Саудовская Аравия). В результате проведённого спецназом Саудовской Аравии штурма самолёт был освобождён. Погибли 3 человека — 1 пассажир, стюардесса и главарь террористов.
2005 - Открытие австралийского международного Авиасалона 2005 в Мельбурне.
2009 - Старт корабля "Дискавери". STS-119 — космический полёт MTKK «Дискавери» по программе «Спейс Шаттл». Продолжение сборки Международной космической станции. 28-й полёт шаттла к МКС.
Экипаж: Ли Аршамбо — командир экипажа; Тони Антонелли— пилот; Джон Филлипс — специалист полёта; Стив Свэнсон — специалист полёта; Джозеф Акаба — специалист полета - преподавател; Ричард Арнольд — специалист полета; Коити Ваката (Япония) — бортинженер (на МКС)
2018 - При вылете из аэропорта у транспортного самолёта Ан-12 оторвалась створка грузового люка и на землю начали падать слитки из сплава Доре — он содержит не менее 70 процентов золота и/или серебра. Всего на борту было 9 тонн драгоценного металла общей стоимостью 21,6 миллиарда рублей. Инцидент произошёл с грузовым самолётом авиакомпании «Нимбус», выполнявшим рейс по маршруту «Якутск – Красноярск – рудник «Купол». Во время набора высоты у лайнера воздушным потоком сорвало левую створку люка. После случившегося экипаж принял решение о возврате самолёта в Якутск. Воздушное судно благополучно приземлилось в аэропорту "Маган", расположенном в 12 км от города. Причиной авиационного происшествия стала неправильная фиксация груза.
Свежие комментарии