В течение нескольких тысяч лет самые большие летающие объекты в небесах были только в нашем воображении: птица Рух в рассказах о Синдбаде, птица Гаруда в Махабхарате, Тандерберд из Северной Америки, бразильская Синяя Ворона и прочие сказочные персонажи.
Наконец, люди устали от сказочных персонажей и сновидений.

Первые опыты по претворению сказки в быль были полны неудач: летательные аппараты Адэра, Можайского и других не хотели летать...

Наконец стараниями братьев Райт человечество обрело крылья. Начало XX века ознаменовалось бурным расцветом молодой авиации.
Первым самолетом-гигантом того времени был Илья Муромец Игоря Сикорского, первый четырехмоторный самолет. Но первая мировая война требовала другого. Первоначально разработанный как роскошный пассажирский лайнер, оснащенный электрическим освещением, отоплением, ванной, и даже стеклянным полом, Муромец был превращен в бомбардировщик.
Подобное превращение авиалайнера в бомбардировщик практиковалось А.Н. Туполевым уже в Советской России. На фото АНТ-20
И действительно огромный российский самолет-монстр начала 1930-х: K-7 инженера Калинина.
Искусство и элегантность между войнами
В годах между войнами, самолеты продолжали становиться больше. Появлялись грандиозные проекты, такие как Norman Bel Geddes number 4, оснащенный 9-ю палубами, на которых были гостиницы, бары и машинные отделения:
В спальных кабинах 606 пассажиров в комфорте пересекали Атлантику. Этот монстр - логическое развитие британского Авиалайнера Будущего 1910-х годов:
Или вот проект "Freak of the Month" - концепт журнала Modern Mechanics, 1931 год:
Но давайте возвратимся от мечтаний в действительность.
Одним из больших и красивых самолетов был взлетевший в 1938 году Boeing Stratoliner. Названный "китом" из-за его полного фюзеляжа, самолет был не только огромен, но и впервые в истории авиации оснащен гермокабиной, обеспечивающей невиданный до тех пор комфорт.
Другой самолет, легендарный H-4 Hercules до сих пор поражает воображение своими размерами. Его единственный полет был в 1947 году, и всего-то на 2 километра. Первоначально запланированный как военный транспортник, он стал известен под ненавидимым его создателем Говардом Хьюзом прозвищем Spruce Goose («Щёголь, Пижон», дословно «Еловый гусь»). Длина Н-4 - 66,5 м, размах крыла - 97,5 м.
Самолет был первоначально заказан американским правительством во время Второй мировой войны как гигантское грузовое воздушное судно для перевозки войск и военных грузов.
Уродливый наци-буйвол
Messerschmitt Ме.321 Gigant, первоначально созданный как планер, мог буксировать безумно большое количество груза. И огромное количество солдат: 120 с вооружением. Или 20 тонн грузов.
Поскольку Gigant был невероятно огромен, подъем его в воздух был в лучшем случае проблематичен. Сначала его буксировали парой бомбардировщиков Heinkel 111, что было трудно и опасно. Тогда был создан Heinkel 111z - два конструктивно соединенных Хейнкеля в единый 5-моторный самолет. Наконец Военно-воздушные силы прикрепили двигатели на Me321, который стал полноценным самолетом Me.323.
Тяжелые бомбардировщики (потенциального) Судного Дня
С другой стороны войны и океана был орел, серебристая стальная хищная птица: огромная и красивая "Суперкрепость" B-29. Сбить бомбардировщик, достигший высоты 40 000 футов и летящий на скорости 350 миль в час, было практически нереально. Лишь появление реактивных истребителей пошатнуло позиции "суперкрепости".
Но В-29 не был межконтинентальным. Для бомбежки действительно стратегических целей потребовался еще больший и грандиозный самолет: Convair B-36 "Peacemaker"
Развитие В-36 - стратегический бомбардировщик В-52, до сих пор состоящий на вооружение в США.
Длина: 49 м, размах крыла: 56,5 м, высота: 12,4 м.
( ВВС США)( US Air Force)
Тяжелые бомбардировщики-LEGO в умах инженеров холодной войны:
Arthur Kimes пишет: "Советы также предложили склеить связку больших самолетов, чтобы сделать ДЕЙСТВИТЕЛЬНО огромный монстр... В начале 1950-х у ВВС США был план связать 3 B-36 (крыло к крылу), чтобы иметь расширенный радиус действия. Когда этот бегемот подлетал к Советскому Союзу, каждый из связанных бомберов выпустил бы истребитель-бомбардировщик (вероятно F-92 - который также никогда не строился), и каждый выпущенный самолет сбросил бы бомбу на намеченные цели. B-36 распались бы и возвратились, F-92 должны были попробовать найти дружественный аэродром в Турции.
( ТМ, 1975)(TM, 1975)
Самый уродливый самолет, из когда-либо построенных?
Аэро Гуппи больше походит на персонажа-монстра японского кино, чем на реальный самолет. Он был построен для перевозки объемных грузов - компонентов для сборки авиалайнеров.
Белуга: The Airbus A300-600ST
Российский самолет ВМ-T "Atlant" использовался для перевозки ВКС "Буран":
Транспортировка топливного бака для второй ступени ракеты "Энергия"
"Cosmonautics - A Colorful History" ed. by Dr. Wayne R. Matson)
Мегагигант Lockheed с ядерной установкой Mothership. Ничто не приближается в размерах к этому невероятному самолету, предложенному Lockheed в 1970-х:
Отметьте маленькие "игрушечные" самолеты под его крыльями... Огромный летающий аэродром.
Самые большие самолеты, летающие сегодня
В отличие от B-29 и B-52, которые скрадывают свои размеры на фото, C-5 Galaxy выглядел бы безумно огромным даже на почтовой марке. Чтобы дать общее представление о размере Galaxy, его размах крыла больше, чем первый полет братьев Райт! Самолет может взять на борт 180 000 фунтов (приблизительно 90 тонн). C-5 был самым большим в мире самолетом в конце 1960-х.
Возможно самым большим самолетом, летающим сегодня, или когда-либо, является Ан-225, 6-моторный российский гигант. Его грузоподъемность впечатляет: 250 тонн!
В пассажирской авиации Аэробус A-380 - лидер по размерам: это фото показывает его впечатляющие габариты среди других самолетов
Свежие комментарии