1864 - Во Франции и Англии Николаю Афанасьевичу Телешову выдан патент на проект пассажирского самолёта с паровым двигателем и воздушным винтом.
Самолёт, названный "Усовершенствованная система воздухоплавания", должен был представлять собой моноплан с верхнерасположенным крылом треугольной формы. Угол стреловидности по передней кромке составлял 45 градусов. "Крылья, - писал Телешов,-состоят из нескольких рам, которые соединяются с помощью стержней; рамы и стержни могут быть из железа или любого другого подходящего металла. На этих рамах, соединенных указанным способом, натянуто полотно, которое должно быть как можно более воздухонепроницаемым. Крылья могут также крепиться для большей прочности при помощи растяжек. Корпус аппарата или воздушного корабля состоит из стержней из железа или другого подходящего металла, соединенных заклепками; внешняя поверхность корпуса покрыта полотном или другой подходящей тканью. Рули состоят также из рам, которые сделаны из железа или другого металла, покрытого тканью, подобной той, которая на крыльях.Эти рули приводятся в движение с помощью передачи, заканчивающейся внутри корабля". Для уменьшения лобового сопротивления носовой части фюзеляжа и передней части крыла предполагалось придать заостренную форму.
1909 - Анатолию Георгиевичу Уфимцеву выдано охранное свидетельство на "кольцевой сфероплан".
1911 - Состоялся первый выпуск в Севастопольской военной авиашколе. Капитаны 2-го ранга Вячеслав Никанорович Кедрин и Иван Николаевич Дмитриев, поручики Борис Владимирович Макеев и Владимир Фёдорович Гельгар, лейтенанты Станислав Фаддеевич Дорожинский, барон Герберт Оттович Буксгевден, Виктор Владимирович Дыбовский, Николай Люцианович Подгурский первыми из офицеров флота получили официальное звание военного лётчика.
1922 - Первая посадка на первом авианосце ВМС США "Лэнгли". Капитан 3 ранга Джеффри Де Шевалье совершил первую посадку на корабль на учебном самолёте Аэромарин 39В. Своеобразным тормозом при посадке самолёта служил обычный крюк, а также маленькие крючки, укрепленные на шасси летательного аппарата. Эти крючки цеплялись за ряды натянутой вдоль палубы проволоки.
1938 - Состоялся первый в истории авиации полёт самолёта фирмы "Дуглас" под названием 7В, ставшего прототипом знаменитого бомбардировщика DB-7 "Бостон". Пилотировал самолёт Джон Кэйбл.
1940 - С аэродрома Mines Field, Лос-Анджелес, Калифорния (теперь международный аэропорт Лос-Анджелеса), лётчик-испытатель Ванс Брис поднял в воздух прототип NA-73X, NX19998. Впоследствии этот самолёт строился большой серией и прославился под именем P-51 "Мустанг".
1940 - Первая уборка нижнего крыла в полёте, "складной истребитель" ИС-1 Владимира Васильевича Шевченко и Василия Васильевича Никитина, лётчик-испытатель Георгий Михайлович Шиянов.
1943 - Первый в истории авиации полёт самолёта Do 335 "Pfeil" ("стрела"). Пилот Ганс Дитерле - главный лётчик-испытатель фирмы Dornier.
1943 - Вышел приказ НКАП о начале серийного производства Як-3.
Изготовление первого серийного Як-3 на заводе №292 (Саратов) завершено 1 марта 1944 года. В апреле началось производство на Тбилисском авиазаводе №31. Тогда же в апреле самолёт принят на вооружение ВВС. Летом 1944 года 41 Як-3 успешно прошёл войсковые испытания в 91 иап. После этого на новые самолёты стали перевооружать и другие полки.
1944 - Самый результативный японский ас в истории Хироёси Нисидзава погиб, когда транспортный самолёт Nakajima Ki-49, на котором он был пассажиром, сбит истребителем F6 F Hellcat ВМС США над Калапаном, о. Миндоро, на Филиппинских островах. Его счёт составляет не менее 87 и, возможно, более 100 побед на момент его смерти.
1945 - Первый полёт лёгкого самолёта Miles M.65 Gemini.
После окончания Второй мировой войны компания Miles Aircraft стремилась как можно быстрее вернуться на гражданский рынок. Для этого новый самолёт M.65 Gemini разрабатывался на базе уже выпускавшегося M.38 Messenger. Руководил проектом лично Джордж Майлз (George Miles).
M.65 Gemini представлял собой низкоплан с убираемым шасси и двухкилевым хвостовым оперением. Оснащался 2 × двигателями Blackburn Cirrus Minor II (100 л.с.) Крейсерская скорость — 210 км/ч, дальность полёта — 840 км. На борту могло разместиться 3 пассажира + 1 пилот.
Самолёт показал себя очень хорошо во время испытаний, и его сразу же запустили в серийное производство. Выпустили 170 единиц M.65 Gemini, 130 из них были проданы за один год. Но в 1947 году Miles Aircraft обанкротилась и производство свернули. M.65 Gemini стал последним самолётом компании, который выпускался серийно.
1952 - Первый полёт первого серийного дальнего бомбардировшика Ту-16, выпущенного Казанским авиационным заводом №22 им. Сергея Петровича Горбунова.
1957 - Первый полёт Ил-18А. Ил-18А - первые серийные дальнемагистральники с двигателями НК-4. Всего серийно построено в 1958-59 гг. 42 экземпляра Ил-18А. Из-за ненадёжной работы двигателя с января 1959-го эксплуатация Ил-18А с двигателями НК-4 была прекращена. Позднее они были переоборудованы в Ил-18Б.
1958 - Начало коммерческой эксплуатации Боинга-707 и вообще реактивной гражданской авиации в США. Boeing 707-121 Clipper America Pan Am, N711PA, вылетел из Нью-Йорка и через 8 часов 41 минуту приземлился в Париже в аэропорту Ле Бурже с остановкой на дозаправку в Гандере, Ньюфаундленд. Расстояние составляло 5848 километров. На борту были 111 пассажиров и 11 членов экипажа.
1962 - ВВС США был передан последний построенный B-52. B-52H-175-BW 61-0040, выпущенный в Уичите, штат Канзас, 22 июня 1962 года, был 744-м B-52, построенным Boeing на своих заводах в Сиэтле и Уичите.
Первый серийный самолёт, B-52A-1-BO, был выпущен 18 марта 1954 года.
1962 - Подписано соглашение между правительствами Франции и Великобритании о совместном строительстве 100-местного пассажирского самолёта со сверхзвуковой скоростью и трансатлантической дальностью, получившего имя «Concorde».
1962 - ВВС США получили 116-й и последний Convair B-58 Hustler, B-58A-20-CF 61-2080. Он был приписан к 305-му бомбардировочному крылу на базе ВВС Банкер-Хилл, штат Индиана. После чуть более семи лет службы этот самолёт был отправлен на кладбище на авиабазе Дэвис-Монтан, Тусон, Аризона, 6 января 1970 года. Он выставлен в музее авиации и космонавтики неподалеку.
Ещё с 1950-х годов правительство Бразилии инвестировало в развитие отрасли региональных самолётов. В конце 1960-х годов под контролем государства была создана авиастроительная компания Empresa Brasileira de Aeronáutica S.A. или просто Embraer. Первым проектом новой компании стал самолёт двойного назначения EMB 110 Bandeirante — военно-транспортный для военных (под обозначением YC-95) и региональный авиалайнер.
Bandeirante представлял собой низкоплан с убирающимися шасси. Оснащённый 2 × турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney Canada PT6A, самолёт мог развивать скорость до 411 км/ч. Дальность полёта — 1964 км. EMB 110 мог брать на борт до 18 пассажиров или около 1600 кг груза.
Первый самолёт Embraer получился очень успешным. Всего с 1969 по 1991 год выпустили 501 экземпляр EMB 110 Bandeirante. Они эксплуатировались гражданскими авиакомпаниями и ВВС в более чем 25 странах мира.
1973 - Первый полет реактивного УБС Дассо-Бреге/Дорнье "Альфа Джет", Франция-ФРГ.
1976 - Первый полёт предсерийного Як-42 на Смоленском авиазаводе.
1977 - Boeing 747SP авиакомпании Pan Am совершил кругосветный перелёт через два полюса.
1977 - Мировой рекорд — женский групповой прыжок(в составе группы из 10 спортсменов) с высоты 14 846 м со свободным падением до 631 м.(Нина Васильевна Пронюшкина, с зеркалом, наносит слой гусиного жира на лицо.).
Эльвира Николаевна Фомичёва установила мировой рекорд, прыгнув с высоты 15 760 м в свободном падении до 960 м.
1980 - Первый полёт первого серийного Ми-26; лётчик-испытатель Гурген Рубенович Карапетян, завод «Роствертол».
1989 - Катастрофа Ан-26 84-го отдельного смешанного авиационного полка Ракетных войск стратегического назначения к северу от Петропавловска-Камчатского. Самолёт выполнял полёт с аэродрома базирования, расположенного на полигоне Кура близ Ключей, в Петропавловск-Камчатский. Командиром самолёта был лётчик 1-го класса Юденич В. Н., помощником командира был лётчик Кучмий И. И. Всего на борту находились 6 членов экипажа и 31 пассажир — военнослужащие и члены их семей.
Полёт проходил на эшелоне 5400 метров. На подходе к аэропорту Елизово экипаж приступил к снижению. В это время стояла облачность и дул сильный ветер. В процессе снижения самолёт из-за ошибки лётчиков начал уклоняться влево. Затем экипаж получил разрешение снижаться по правилам визуальных полётов. Когда Ан-26 влетел в облака, экипаж не стал прерывать снижение. В 14:58 летящий в облаках на высоте около 1500 метров самолёт врезался в склон горы Ааг (высота 2310 метров), крутизной около 70°, и полностью разрушился. Все 37 человек на борту погибли.
1996 - Катастрофа самолёта Як-40 (RA-88257) в аэропорту Ханты-Мансийска. Около девяти часов вечера по местному времени самолёт рейса 230 Тюмень - Ханты-Мансийск вместо взлётно - посадочной полосы совершил посадку на вертолётные площадки, протаранив три вертолёта. Погибло 5 человек, несколько раненных.
2000 - Американский межпланетный зонд "NEAR-Shoemaker", вращающийся вокруг астероида (433) Eros, в 07:00 UTC прошёл на расстоянии около 5 км от поверхности этого небесного тела. Во время этого беспрецедентно близкого сближения, которому не было аналогов в истории космонавтики, было сделано около 200 снимков.
2003 - Состоялся первый в истории авиации полёт первого китайского частного самолёта - "Сяоин-500".
2007 - С помощью ракетоносителя «Протон-К» было выведено на орбиту три навигационных спутника «Глонасс-М".
2007 - Первый полет Embraer Lineage 1000 - бизнес-джета на основе регионального реактивного авиалайнера Embraer 190. Lineage позиционируется как "ультра-большой" бизнес-джет для 19 пассажиров.
2008 - Катастрофа Ми-8 в районе Зеленодольска — крушение транспортного вертолёта российской компании ОАО «Казанский вертолётный завод», с 4 членами экипажа и 1 пассажиром на борту, 4 человека погибло.
На седьмой минуте после взлёта на расстоянии 15 км от аэродрома при следовании на высоте 450 м в режиме горизонтального полёта с приборной скоростью 234 км/ч началось интенсивное самопроизвольное кренение вертолёта вправо. Через 2 секунды после начала кренения общий шаг несущего винта вертолёта был уменьшен до минимального значения. За 3 секунды самопроизвольного кренения величина крена достигла 52°. Кренение вертолёта происходило из-за перемещения тарелки автомата перекоса на создание правого крена. За 4 секунды положение тарелки автомата перекоса достигло значения −3° в поперечном направлении, после чего зафиксировалось в этом положении на 1,5 секунды, а затем достигло своего максимального значения −4°. Ручка управления в продольном канале была отклонена на себя, после чего, однако, произошёл резкий переход вертолёта на пикирование.
Через 4-5 секунд после начала возникновения аварийной ситуации КВС подал команду экипажу на покидание вертолёта. Выполнить команду и покинуть вертолёт смог только второй пилот, — единственный у кого был надет парашют (к тому моменту вертолёт находился на высоте около 70 метров и из-за недостатка высоты парашют не смог полностью раскрыться, в результате чего выпрыгнувший был травмирован при ударе о землю).
Было установлено, что произошёл отказ системы управления вертолёта вследствие нарушения технологии её сборки (неверная установка болта, пропуск операции по установке шплинта на гайку соединительного болта между качалкой и тягой в канале поперечного управления вертолётом и невыполнение контроля этой операции на заводе изготовителе).
2009 - Самолет British Aerospace BAe-125-800B российской авиакомпании S-Air (RA-02807) выполнял бизнес-полёт по маршруту Москва/Внуково (Россия) – Минск-2 (Белоруссия). На борту находилось 2 пассажира и 3 члена экипажа.
При выполнении захода на посадку была установлена неправильная частота ИЛС. Снижение продолжалось до тех пор, пока система предупреждения о сближении с землей не подала команду об уходе на второй круг. Капитан ушёл на второй круг с высоты 110 метров. При выполнении второго захода на посадку частота ИЛС была проверена и установлена правильно. При снижении самолет ушёл под глиссаду, снова сработала система предупреждения, которая звучала 35 секунд, вплоть до столкновения самолёта с деревьями. Все погибли.
2011 - Первый коммерческий рейс Boeing 787 Dreamliner. Самолет японской авиакомпании All Nippon Airways и совершил рейс из токийского международного аэропорта Нарита близ Токио в Гонконг. В 2004 году All Nippon Airways первой в мире заказала у корпорации Boeing такие самолеты.
Свежие комментарии