На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 672 подписчика

Свежие комментарии

Этот день в авиации. 24 марта

Этот день в авиации. 24 марта

Этот день в авиации. 24 марта

1869 - Родился ученый аэродинамик С.А.Чаплыгин.

В 1886 году Чаплыгин блестяще, с золотой медалью, окончил Воронежскую мужскую гимназию и подал заявление в Московский университет. В 1890 году он окончил физико-математический факультет Московского университета и по представлению Н. Е. Жуковского был на два года оставлен при университете для подготовки к профессорской деятельности со стипендией в 50 рублей (что весьма обрадовало его семью, для которой такая сумма казалась недосягаемым идеалом).
С 1893 года С. А. Чаплыгин преподавал физику в Московском Екатерининском институте, механику в Императорском Московском техническом училище (1896—1910 гг.), высшую математику и теоретическую механику — в Московском межевом институте (1895—1901 гг.), прикладную математику — в Московском университете (сначала — приват-доцент, с 1898 г. — доцент, с 1904 г. — экстраординарный, а с 1909 г. — ординарный профессор по кафедре теоретической и практической механики).
В 1901—1908 гг. он преподавал также в Московском инженерном училище (ныне — Московский государственный университет путей сообщения).
С. А. Чаплыгин — директор Московских высших женских курсов (МВЖК) (1905—1918 гг.) и ректор 2-го Московского государственного университета, в который МВЖК были преобразованы (1918—1919 гг.). В 1906 году он получил разрешение Думы на строительство зданий для курсов на Царицынской площади (Девичье поле). 3 июня 1907 года состоялась закладка зданий на Малой Царицынской (ныне Малая Пироговская) улице. Под строительство необходимой суммы не было выделено и оно велось под залог выделенного участка.
Чаплыгиным написаны университетский курс аналитической механики «Механика системы» (чч. 1—2, 1905—1907 гг.) и сокращенный «Пропедевтический механики» для втузов и естественных факультетов университетов (1915 г.). С 1914 года он — действительный статский советник.
После Октябрьской революции 1917 года Чаплыгин активно продолжает вести педагогическую работу и научные исследования.
С 1918 года он участвует в работе Комиссии особых артиллерийских опытов при Главном артиллерийском управлении и в работе Научно-экспериментального института путей сообщения, а в конце 1918 года привлекается Жуковским к организации ЦАГИ, где и работает с этого времени.
В 1918—1925 гг. Чаплыгин — профессор Московского лесотехнического института. В 1921—1930 гг. он — председатель коллегии, в 1928—1931 годах — директор-начальник ЦАГИ. В научно-теоретическом семинаре ЦАГИ под руководством С. А. Чаплыгина вырос цвет отечественной механической науки (М. А. Лаврентьев, М. В. Келдыш, Н. Е. Кочин, Л. И. Седов, Г. И. Петров, Л. С. Лейбензон, С. А. Христианович и др.). В последующие годы Чаплыгин руководил созданием крупнейших аэродинамических лабораторий ЦАГИ (1931—1941 гг.).
С началом Великой Отечественной войны в октябре 1941 года С. А. Чаплыгин переехал в Новосибирск, куда была эвакуирована и часть лабораторий ЦАГИ, эти лаборатории образовали филиал ЦАГИ № 2, из которого впоследствии вырос Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИИА).
Жил в доме 8 на улице Фрунзе.
Умер С. А. Чаплыгин от кровоизлияния в мозг 8 октября 1942 года, находясь в эвакуации.

1918 - На Московском аэродроме организована «Летучая лаборатория» - летный отдел Авиационного расчетно-испытательного бюро МВТУ (руководитель бюро Н.Е.Жуковский).
Этот день в авиации. 24 марта

1927 - Образован объединенный моторостроительный завод N 24 им. М.В.Фрунзе (ныне ММПП «Салют»)

Этот день в авиации. 24 марта

1937 - родился Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель CCCР В.И.Лойчиков.

В 1954 году он окончил аэроклуб, в 1956 году — Саранскую центральную объединённую лётно-техническую школу ДОСААФ, после чего работал лётчиком-инструктором в аэроклубах, входил в сборную СССР по высшему пилотажу. В 1965 году Лойчиков окончил Школу лётчиков-испытателей.
С 1965 года Лойчиков работал лётчиком-испытателем в Лётно-исследовательском институте имени Громова. Участвовал в испытаниях самолётов «Як-50», «Квант», «МиГ-19», «МиГ-21», «МиГ-23», «МиГ-29», «Су-7», «Су-9», «Су-15», «Су-24», «Су-27», «Як-18Т», «Як-38». Установил два мировых авиационных рекорда скорости и один рекорд скороподъёмности. Три раза попадал в аварийные ситуации и катапультировался.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 декабря 1982 года за «мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники», Владислав Лойчиков был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1988—1989 годах Лойчиков руководил Школой лётчиков-испытателей, в 1990—1992 годах был этой же школе ведущим инженером. В 1992 году перешёл на работу заместителем по методической части начальника лётно-исследовательского комплекса. С 1998 года — на пенсии. В настоящее время проживает в Москве.

Этот день в авиации. 24 марта

1939 - Американская пилотесса воздух Жаклин Кокран устанавливает рекорд высоты - 30052 футов (9160 м) над Палм-Спрингс, штат Калифорния. Самолет Beechcraft Model 17.

Этот день в авиации. 24 марта

1940 - погиб летчик-испытатель Н.А.Сопоцько (на И-153).

На московский завод № 1 заступил на летно-испытательную работу с 1938 года. За два года работы в летно-испытательном подразделении Никита Аркадьевич Сопоцько принял участие во многих авиационных испытаниях новой летательной техники, освоил несколько типов самолетов и их модификации. В декабре 1939 году Никита Сопоцько принял участие в испытательных работах над истребителем И-15 бис, серийный номер 5942 (И-152ДМ). Это была новая конструктивная модель, которая к собственной скорости самолета 315км\ч, по специальным добавкам конструкторов, прибавляла в среднем 15 км/ч. 24 марта 1940 года Сопоцько совершал очередной испытательный полет. Работа велась по истребителю И-153. Летчик – испытатель Никита Сопоцько выполнил поставленную перед полетом задачу и, собираясь завершить полет, направил машину к аэродрому. Не долетев до аэродрома, Никита Аркадьевич Сопоцько потерял сознание. Истребитель, оставшийся без управления, ударился о землю. Причина, по которой здоровый летчик потерял сознание, не была установлена.

Этот день в авиации. 24 марта

1944 - 1000 бомбардировщиков 8-й воздушной армии ВВС США совершили налет на Рейнский промышленный район Германии.

Этот день в авиации. 24 марта

1947 - родился Герой России, Заслуженный летчик-испытатель CCCР В.В.Васенков.

В 1965 году Васенков был призван на службу в Советскую Армию. В 1969 году он окончил Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков.
В период с 1969 по 1973 гг. проходил службу в 642-м гвардейский Братиславский Краснознаменный авиационный полк истребителей-бомбардировщиков, летал на самолетах МиГ-17, УТИ МиГ-15.В 1974 году в составе первого набора окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей, после чего служил в ГК НИИ ВВС.
В 1978 году Васенков окончил Московский авиационный институт.
Участвовал в Афганской войне, испытывал в боевых условиях самолёты «Су-25» и «Як-38», лично совершил 33 боевых вылета.
В 1980—1991 годах принимал активное участие в испытаниях морских вертолётов и самолётов. Совершил более 270 посадок на палубы авианесущих крейсеров самолёта Як-38.
В 1981 году на противолодочном самолёте «Бе-12» установил новый мировой рекорд высоты полёта — 9970 метров.
В 1991 году в звании полковника Васенков был уволен в запас, после чего работал лётчиком-испытателем, старшим лётчиком-испытателем Экспериментального машиностроительного завода имени Мясищева.
Участвовал в испытаниях самолётов М-101 «Гжель» и М-55 «Геофизика», на последнем установил семь мировых рекордов, а также провёл исследования атмосферы Земли. Всего же за время своей лётно-испытательской работы Васенков провёл испытания 83 летательных аппаратов и их модификаций, участвовал в 7 международных авиационных салонов, налетал 3115 часов, установил 8 мировых рекордов, 15 раз попадал в аварийные ситуации, однако всего лишь два раза был вынужден катапультироваться.
Указом Президента Российской Федерации от 13 августа 1998 года за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники» Виктор Васенков был удостоен высокого звания Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».
В 1998 году Васенков ушёл с лётно-испытательской работы. Работал заместителем начальника лётно-испытательского комплекса завода имени Мясищева, затем в Управлении авиапромышленности Федерального аэрокосмического агентства Российской Федерации. В настоящее время проживает в городе Жуковском Московской области, работает советником главы городской администрации.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР, мастер спорта России международного класса.

Этот день в авиации. 24 марта

1949 - Состоялся первый полет реактивного бомбардировщика «82» (Ту-22) - первого советского бомбардировщика со стреловидным крылом, экипаж А.Д.Перелета

Этот день в авиации. 24 марта

1951 - Образование ОКБ-23 В.М.Мясищева.
К 1951 году В. М. Мясищевым было предложено создание тяжёлого самолета-бомбардировщика с ТРД, обладающего скоростью полета 800 км/час и дальностью полета 13000 км. Весной 1951 года по прямому указанию Сталина началось создание опытно-конструкторского бюро на базе московского завода № 23, ранее занимавшемся постройкой пикирующих бомбардировщиков Петлякова.

1959 - Первый полет гиперзвуковой (М=8...9) модели ЛИИ конструкции А.И.Сухова

Этот день в авиации. 24 марта

1960 - Состоялся первый полет пассажирского самолета Ту-124, экипаж А.Д.Калины.

На нём впервые для пассажирских самолетов применены турбореактивные двухконтурные двигатели, отличающиеся от турбореактивных двигателей повышенной экономичностью. Самолёт был разработан с целью заменить устаревшие Ил-14 и Ли-2 на местных маршрутах, при этом предполагалось, что Ту-124 займёт все линии, связывающие Москву с крупными городами с продолжительностью полёта до 1 часа. В отличие от Ту-104, требовавшего взлётно-посадочную полосу длиной не менее 2500 метров, а в южных районах с высокими температурами воздуха 3000 метров, (аэродромы с ВПП класса «А» или «Б» и 1-класса по взлётной массе), для Ту-124 требовалась полоса длиной в 2000 метров (аэродромы с ВПП класса «В» и 2-класса по взлётной массе).
Однако в дальнейшем серийное производство этого самолёта было прекращено и вместо него стал выпускаться Ту-134 (первоначальное наименование проекта — Ту-124А) — глубокая модернизация Ту-124, со сниженным шумом в пассажирском салоне благодаря переносу двигателей из корня крыла на хвостовую часть фюзеляжа.
Всего в 1960—68 годах на Харьковском авиазаводе было произведено 165 самолетов типа Ту-124. Помимо советского «Аэрофлота» они поставлялись в страны СЭВ (в Чехословакию и ГДР), а также в Ирак, Индию и Китай.

Этот день в авиации. 24 марта

1960 - 24 мировых рекорда скорости для самолётов с ТВД на замкнутых маршрутах: 1000, 2000 и 5000 км без груза и с грузом от 1 до 25 т – соответственно 871,38; 857,277 и 877,212 км/час, экипаж И.М.Сухомлина на «Ту-114» (24 марта, 1 и 9 апреля).

Этот день в авиации. 24 марта

1962 - Принята на вооружение ракета Р-17 ("Скад")

Этот день в авиации. 24 марта

1966 - Впервые в СССР полёт самолёта вертикального взлёта и посадки по полному профилю (вертикальный взлёт – горизонтальный полёт – вертикальная посадка); лётчик-испытатель В.Г. Мухин на истребителе Як-36. Бесперспективность данного СВВП с мизерной полезной нагрузкой была слишком очевидна, и менее чем через полгода в ОКБ приступили к разработке боевого палубного штурмовика Як-36М, получившего, после принятия на вооружение, обозначение Як-38. Компоновка новой машины коренным образом отличалась от своего предшественника, став классической для отечественных СВВП.

Этот день в авиации. 24 марта

1977 - самолет ДРЛО Boeing E-3A поступил на вооружение ВВС США

Этот день в авиации. 24 марта

1978 - Состоялся первый полёт Ил-76М (СССР-86728), экипаж летчика-испытателя С.Г.Близнюка

Этот день в авиации. 24 марта

1982 - на Су-24 погиб экипаж летчика-испытателя В.И.Никитина.
Выполнялся полет Су-24 на "обжим". Разрушение самолета произошло на выходе из пикирования.

Этот день в авиации. 24 марта

1983 - Ракетоносец Ту-22К с ракетой Х-22 в результате навигационной ошибки залетел в воздушное пространство Ирана и остался не обнаруженным.

Этот день в авиации. 24 марта

1988 - Запуса в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-1935” (“Янтарь-4К1”).

1998 - Постановление № 350 Правительства РФ «О внесении изменений и дополнений в постановление от 31 мая 1995 г. № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет».

Этот день в авиации. 24 марта

1998 - Первый полет совершил прототип истребителя F-10 (J-10), разработанный Chengdu Aircraft Company (Китай) на базе израильского проекта истребителя «Лави»

Этот день в авиации. 24 марта

1999 - Первая бомбардировка Югославии - начало войны НАТО против Югославии.

Причиной интервенции войск НАТО была названа волна этнических чисток в регионе. Впоследствии Международный трибунал по бывшей Югославии подтвердил ответственность югославских служб безопасности за преступления против человечности в отношении албанского населения Косово, особенно во время проведения операции НАТО.
К осени 1998 года заявлялось около 1000 жертв и появления более 230 000 беженцев среди гражданского населения региона. В результате операции была завершена Косовская война. Контроль над регионом перешёл к силам НАТО и международной администрации, которая затем передала большинство полномочий структурам этнических албанцев. Прошли этнические чистки и (по данным прокуратуры по военным преступлениям Республики Сербии) военные преступления против сербского и цыганского населения Косово и Метохии.
Это вторая крупномасштабная военная операция НАТО (первой стала Операция «Обдуманная сила», также против сербских войск в Боснии и Герцеговине).
Операция оправдывалась как гуманитарная интервенция, но была проведена без мандата ООН, в связи с чем характеризуется некоторыми критиками как незаконная военная агрессия.

Этот день в авиации. 24 марта

2004 - в Воронежской области произошла катастрофа самолета Ан-2. Погибли 3 человека.

Этот день в авиации. 24 марта

2005 - Выброска 1.500 десантников с самолетов Ил-76 в ходе командно-штабных учений ВВС и ВДВ.

Этот день в авиации. 24 марта

2015 - Экипаж самолета Airbus A320-211 немецкой авиакомпании Germanwings (регистрационные знаки D-AIPX) выполнял рейс по маршруту Барселона (Испания) – Дюссельдорф (Германия). На борту находилось 144 пассажира и 6 членов экипажа.
После занятия крейсерского эшелона полета 380 капитан вышел в туалет. Через 45 секунд после этого оставшийся в одиночестве второй пилот перевел задатчик высоты с 38,000 футов на 100 футов. Самолет перешел в снижение, вертикальная скорость при этом менялась от 1,700 до 5,000 футов в минуту.
Диспетчер трижды пытался связаться с экипажем, чтобы уточнить высоту, но второй пилот не отвечал. Капитан попросил открыть дверь, но второй пилот не отвечал. Далее на речевом самописце зафиксировано пять ударов тяжелым предметом в дверь кабины пилотов. На высоте 1550 метров самолет столкнулся с горным массивом в южной части Франции. Все погибли.
Расследованием было установлено, что второй пилот страдал психическим расстройством и имел проблемы со зрением, однако скрыл их от работодателя. Имеющиеся правила в отношении врачебной тайны не позволили врачам, к которым обращался второй пилот, довести до работодателя информацию о заболевании второго пилота.

Картина дня

наверх