1897 - Родился Аркадий Никифорович Екатов — лётчик-испытатель 1-го класса. Заслуженный лётчик СССР (17 июля 1925 года).
1910 - В российское небо впервые поднялся аэроплан, который был полностью разработан и построен в России. Аппарат, носивший имя «Гаккель-III», был сконструирован 34-летним потомственным инженером Яковом Модестовичем Гаккелем, преподавателем Санкт-Петербургского политеха, одним из создателей столичного трамвая и строителем первой в России линии электропередач – на Ленских золотых приисках. Правда, честь первого полёта на аппарате отечественной постройки оспаривает другой русский авиаконструктор – профессор киевского политехнического института инженер князь Александр Сергеевич Кудашев, о полёте которого сохранилась заметка в прессе: «23 мая [по старому ст.] состоялся на незначительной высоте пробный полёт профессора политехнического института князя Кудашева на аэроплане собственной конструкции». То есть за день до полёта самолёта Гаккеля. Сколько-нибудь длительных полётов на этом самолёте сделано не было из-за неудовлетворительной работы двигателя ("Анзани" 35 л. с.), который быстро перегревался и вынуждал идти на посадку, Не оправдал себя и S-образный профиль крыла, от которого Гаккель вскоре отказался. Однако, в отличие от Гаккеля, Кудашев не предупреждал официальные инстанции о полёте и его успех остался не зафиксирован документально.
1917 - Возвращаясь с очередного боевого задания, при заходе на посадку на малой высоте самолёт, который пилотировал капитан Евграф Николаевич Крутень, врезался в землю. Пилот погиб. Евграф Крутень - ас, военный теоретик, основоположник тактики истребительной авиации.В телеграмме в Авиационную канцелярию об обстоятельствах гибели капитана Евграфа Николаевича Крутеня сообщалось: «…Разбился насмерть вследствие перехода самолёта в штопор на высоте 20 — 30 метров после крутого поворота». С воинскими почестями похоронен на Лукьяновском кладбище в Киеве рядом с могилой Петра Николаевича Нестерова. Как и в отношении других российских лётчиков Первой мировой войны, относительно числа побед Е. Крутеня имеются значительные разногласия. Очень часто указывается, что он одержал 15, 17 или 20 побед в воздушных боях, но эти данные не подтверждаются документально, а относительно места, времени боёв и сбитых противников налицо существенные различия. Достоверными можно считать 5 подтверждённых личных побед лётчика, но несомненно, что реальное число его побед значительно больше...
1924 - Cовершил первый полёт Bleriot 117М. Маленькое двухкилевое хвостовое оперение оказалось неэффективным, и поэтому лётные характеристики были плохими. Кирст заменил двигатели Lorraine 12Db мощностью 400 л.с. на более мощные Hispano-Suiza 12Gb и спроектировал новое однокилевое хвостовое оперение с большой площадью.
1925 - В киевском Доме Коммунистического просвещения открылась выставка по изучению мировых пространств. Первая из известных выставок по космонавтике.
1927 - Завершение на ЦА им. М.В. Фрунзе первого "звёздного" перелёта в Москву лётчиков ВВС на 12 самолётах из 9 городов.
1930 - Цельнометаллический польский истребитель, PZL P-1 стал звездой международного конкурса для истребителей самолётов в Бухаресте, Румыния, выиграв 8 из 15 призов. Это триумф для блестящего дизайнера Зигмунда Пулавского.
1933 - Родился Виктор Иванович Пацаев — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (1971, посмертно). Первый астроном в мире, работавший за пределами земной атмосферы. Погиб при разгерметизации спускаемого аппарата во время посадки «Союза-11».
1934 - Первый полёт над Красной площадью АНТ-20 "Максим Горький" во время торжественной встречи 7 лётчиков - первых Героев Советского Союза и спасённых ими 104 челюскинцев. На трибуне мавзолея вместе с руководителями страны за полётом огромной машины наблюдал и человек, чьё имя носил самолёт, М. Горький.
1935 - Первый полёт прототипа Vickers Wellesley, в воздух его поднял капитан Саммерс, шеф-пилот фирмы. В серии построено 177 самолётов.
1936 - Погиб лётчик-испытатель Виктор Эдуардович Адольф...
1937 - Совершил свой первый полёт опытный экземпляр английского двухмоторного УТС AS.10 Oxford, а уже в ноябре того же года начались договорные поставки.
1940 - Три мировых рекорда высоты полёта: с грузом 2000 кг - 6284 м, с грузом 5000 кг - 5219 м, с максимальным грузом - более 2000 м., лётчик-испытатель Иван Моисеевич Сухомлин на самолёте-амфибии АНТ-44 (МТБ-2).
1942 - Поднялся в воздух спроектированный в конце 30-х годов, опытный экземпляр шведского пикирующего бомбардировщика SAAB 18. Он представлял собой свободнонесущий среднеплан металлической конструкции с убирающимся шасси с хвостовым колесом и двухкилевым вертикальным оперением. На машине были установлены два звёздообразных двигателя шведского производства Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp мощностью 1065 л.с., расположенные в установленных в крыле гондолах. Экипаж состоял из пилота, штурмана-стрелка и оператора бомбометания. Первые испытания опытных самолётов выявили, что SAAB 18А имеет недостаточную тяговооружённость, но тем не менее он был заказан в серийное производство как бомбардировщик В 18А и аэрофоторазведчик S 18А.
1943 - Официально передан в НИИ ВВС для проведения государственных испытаний построенный одноместный Су-6 М-71Ф и переделанный в двухместный.Государственные испытания проходили с 20 июня по 30 августа (ведущий инженер А. В. Синельников, ведущий лётчик-испытатель Александр Иванович Кабанов, лётчик облета Пётр Михайлович Стефановский). Всего было выполнено 42 полёта с суммарным налётом 23 ч 10 мин.
1944 - В южной части Тихого океана "Marianas Turkey Shoot" - палубные истребители флота США сбили 220 японских самолётов при своих потерях в 20 самолётов. Самолёт TBF (TBM) Avenger, пилотируемый Г.Е. Сабином из VT-60 (авианосец USS Suwannee) потопил недалеко от Гуама подводную лодку 1-184.
1947 - Первая машина "134" (будущий Ла-11) поступила на государственные испытания в ГК НИИ ВВС. По сравнению с Ла-9 на самолёте "134" установили три пушки НС-23С, сократив боекомплект оставшихся орудий до 225 патронов. Маслорадиатор перенесли в нижнюю часть моторного капота и увеличили ёмкость маслосистемы. В мае 1947 г. лётчик-испытатель Андрей Григорьевич Кочетков, перешедший в промышленность из ГК НИИ ВВС, впервые поднял машину в воздух. В 18 полётах обшей продолжительностью 12 часов 37 минут были определены максимальные горизонтальные скорости и скороподъёмность на номинальном режиме работы мотора, техническая дальность и продолжительность полёта. Нужно отметить, что противообледенительная система, к всеобщему удовольствию, включала также 16 литровый баллон для спирто-водяной "сертифицированной" смеси (50% спирта и 50% воды), из которого смесь подавалась на лобовое стекло фонаря и лопасти винта.
1947 - На истребителе Локхид P-80R с двигателем J-33-A-23 был установлен новый мировой рекорд скорости полёта, равный 1000 км/ч.
1950 - Совершил первый полёт экспериментальный самолёт Hawker Aircraft Р.1081 под управлением шеф-пилота фирмы Уильяма Вэйда. На испытаниях машина, построенная по заказу Австралии на основе P.1052, показала скорость около 0,9 М.
1952 - Первый полёт всепогодного реактивного перехватчика Як-120 (в серии Як-25), лётчик-испытатель Валентин Михайлович Волков.
1953 - Первый полёт опытного самолёта Piaggio Р.149 (MM.559). P.149 - многоцелевой тренировочный самолёт, разработанный итальянской фирмой Piaggio. Успех Р.148 привёл Piaggio к созданию четырёхместного туристического самолёта под обозначением Piaggio Р.149 (первоначальное обозначение самолёта P.148G.T.), который отличался от модели Р.148 убирающимся трёхопорным шасси, а также более мощной силовой установкой, которой служил двигатель Avco Lycoming GO-480C-2 мощностью 260 л.с.
1956 - Первый полёт U-2 над Польшей в рамках операции "Оверфлайт" (воздушная разведка глубинных районов СССР), лётчик ЦРУ Карл Оверстрит.
1957 - Американцы впервые испытали в реальном полёте ядерную ракету класса "воздух-воздух" Дуглас МВ-1 "Дженни" (Douglas MB-1 "Genie"). Самолёт-перехватчик F-89J "Скорпион" (Northrop F-89J "Scorpion") открыл эру боевой авиации с ядерным оружием воздушного боя.
1959 - Рекордные по дальности полёты на двух бомбардировщиках Ту-95 экипажей Василия Васильевича Решетникова (17150 км) и Евгения Александровича Мурнина (16950 км).
1959 - Принята на вооружение корабельная крылатая ракета П-5 ОКБ Владимира Николаевича Челомея.
1963 - Завершён полёт советских космических кораблей "Восток-5" и "Восток-6" с Валерием Фёдоровичем Быковским и Валентиной Владимировной Терешковой на борту.
1971 - Начало перелёта по маршруту Италия (Флоренция) - Греция - Турция - Иран - Афганистан - Пакистан - Индия - Бирма - Таиланд - Сингапур - Индонезия - Австралия и обратно, лётчик-испытатель ОКБ имени Яковлева Михаил Григорьевич Завьялов с итальянским экипажем - на Як-40; 34 тыс. км за 130 ч. 45 мин. Лётного времени, 96 полётов.
1975 - Начало поставок тактических разведчиков SH-37 ВВС Швеции, построено 26 машин этого типа.
1980 - Первый полёт Су-17М4 (С-54), лётчик-испытатель ОКБ Юрий Алексеевич Егоров. На вооружение принят 30 сентября 1983 года.
1985 - Катастрофа вертолёта Ми-8(СССР-22323) Западно-Сибирского УГА в Томской области. При транспортировке груза (барабан с кабелем) на внешней подвеске днём в простых метеоусловиях произошло самопроизвольное рассоединение нештатного строповочного троса с грузом внешней подвески. Свободный конец троса попал в зону вращения лопастей НВ и захлестнулся петлёй вокруг лонжерона 5-й лопасти, в результате чего тросом смяло обшивку и стрингеры хвостовой балки, после чего она отделилась от вертолёта. Неуправляемый вертолёт столкнулся с землей и разрушился. Экипаж и служебный пассажир(4 человека), который осуществлял подготовку груза к перевозке на внешней подвеске, погибли...
1987 - Лётчики-испытатели Николай Фёдорович Садовников и Игорь Викторович Вотинцев на опытном самолёте -опытной "спарке" Т-10У-2 совершили беспересадочный перелёт с дозаправкой в воздухе из Комсомольска-на-Амуре в Москву. Это был самолёт, специально оснащённый системой дозаправки в порядке отработки технических решений для новой многоцелевой машины Су-27ПУ, которую позже переназвали как Су-30.
1987 - Катастрофа Як-40(CCCP-87826) в Бердянске,в результате чего погибли 8 человек(6 пассажиров и 2 члена экипажа). Экипаж самолёта Як-40 Аэрофлота (Украинское УГА), CCCP-87826, выполнял рейс по маршруту Одесса/Центральный – Бердянск. На борту находилось 24 пассажира и 5 членов экипажа.
Самолёт выполнял посадку в условиях сильных ливневых осадков с попутной составляющей ветра.Отсутствие у экипажа данных о фактической силе ветра и его направлении и ошибки КВС в технике пилотирования на участке выравнивания привели к значительному увеличению воздушного участка посадочной дистанции и приземлению самолёта на удалении около 1 500 м от торца ВПП на скорости 208 км/ч, что на 12-24 км/ч выше рекомендуемой. После пробега на полосе 780 м и на расстоянии от выходного торца ВПП 220 м, вследствие потери экипажем в условиях ливневого дождя и ограниченной видимости своего местоположения на ВПП и угрозы выкатывания самолёта, была предпринята безрассудная попытка взлёта. После схода самолёта с ИВПП и КПБ на удалении 450 м от выходного торца экипаж прекратил взлёт из-за наличия препятствий по курсу и отсутствия прироста скорости при движении самолёта по рыхлому грунту. Самолёт выкатился за пределы ИВПП на 1 075 м, в том числе за пределы аэродрома на 95 м. Он ударился правой плоскостью о будку. Часть плоскости был отбита. Затем самолёт сбил два дерева, пересёк шоссе, выкатившись на поле с его противоположной стороны с уклонением от оси ВПП влево 30 м, перевернулся через левую плоскость с её отделением, разрушился и сгорел. На месте катастрофы погибли 5 пассажиров. 1 пассажир и два бортпроводника скончались в больнице. Остальные пассажиры и члены экипажа получили травмы различной тяжести...
1992 - Пожар в Братском аэропорту. При заправке сгорели два Ту-154Б-1. Погиб бригадир водителей, уводивший горящий бензовоз от аэровокзала. Как показало расследование, отсоединение шланга произошло из-за предшествующих действий с ним нетрезвого оператора ГСМ. А из-за снятия защитных панелей произошло попадание топлива на выходной коллектор двигателя, что привело к воспламенению керосина и началу пожара. То есть, элементарная российская безответственность. Оба самолёта были уничтожены и подлежали списанию, а общий материальный ущерб составил 250 миллионов рублей.
1998 - На заводе Boeing в Сиэттле выпущен первый самолёт C-32. C-32 - многоцелевой транспортный самолёт, созданный американской фирмой Boeing на базе гражданского авиалайнера Boeing Model 757-200. Cамолёт предназначается для перевозки особо важных персон, включая президента и его окружение. Всего произведено 4 самолёта. Самолёт способен преодолеть расстояние от авиабазы Andrews до города Франкфурта в Германии.
2006 - Первый полёт самолёта С-5М Super Galaxy, начались его лётные испытания. C-5M компании Lockheed Martin, как и его предшественники, предназначен для стратегических грузовых перевозок между театрами военных действий. Максимальная грузоподъёмность самолёта достигает 120 т, что стало возможным, благодаря усилению фюзеляжа. Одновременно обновили силовую установку, заменив двигатели TF39-GE-1C более экономичными CF6-80C2 (F108-GE-100) фирмы General Electric.
2014 - С пусковой базы «Ясный», Оренбургская область, Россия, осуществлён успешный запуск ракеты РС-20 (ракета-носитель «Днепр») с 33 космическими аппаратами на борту. Данный запуск стал рекордным по количеству полезных нагрузок,выведенных на орбиту в одном пуске – 33 космических аппарата для заказчиков из 17 стран, включая Россию. Все космические аппараты были успешно выведены на расчётные орбиты.
2016 - Многоразовый суборбитальный корабль "New Shepard" компании Blue Origin стартовал с тестовой площадки в Техасе и поднялся на высоту 101 километр. Через семь минут ракета вернулась на Землю, совершив вертикальную посадку. Ещё через три минуты на двух парашютах мягко приземлилась капсула корабля, в которой в будущем будут совершать суборбитальные полёты экипажи. Это четвёртый успешный полёт.
Свежие комментарии