На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 685 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересный материал.Этот день в авиац...
  • 65alekseysramblerru Леонтьев
    ДА И НЕ ИЛ-85 ЭТО ВОВСЕ!Этот день в авиац...
  • Сергей Гольтяпин
    Спасибо, Семен! Все более-менее, насколько возможно... Самое грустное в таких статьях - что там можно было бы со мног...Разложение инжене...

Хитрые самолеты ГРУ: Авиапарк военной разведки пополнился двумя бортами

Литер «ОН» у Ту-214 легко меняется на «Р» — для наблюдения за противником


На фото: самолёт-разведчик Ту-214Р (Фото: wikipedia.org)

Выйдя из Договора по открытому небу (ДОН), заметим, что первыми это сделали США, Россия, по большому счёту, мало что потеряла. Зато получила два специально построенных под эту программу самолёта Ту-214, «начинка» которых при незначительной доработке позволяет превратить их в воздушных разведчиков.

На самом деле самолётов-разведчиков на вооружении российской армии не так уж и много. Летают ещё в составе авиации ВМФ и ВКС «воздушные шпионы» Ил-20/22 в разных модификациях. Таких насчитывается порядка 30 единиц, самому «свежему» из них уже исполнилось 45 лет.

17 сентября 2018 года Ил-20 был сбит по ошибке сирийским комплексом С-200 при заходе на посадку в аэропорту Хмеймим. Есть ещё и российские «АВАКС» (по аналогии с американским разведчиком Boeing E-3 Sentry) — самолёты дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и А-50У (9 единиц), предназначение которых легко определяется по тарелкообразной антенной сверху фюзеляжа.

Используются в качестве разведчиков и другие самолёты — Ан-71, Су-24, но там масштаб и возможности поменьше. Большие надежды у военной разведки были на самолёт специального назначения А-100 «Премьер» на базе военно-транспортного Ил-76МД-90А, но их строительство застопорилось — на ходу только один.

В этом списке нужно назвать и самолёт Ту-214Р, самый современный и «навороченный» в линейке воздушных разведчиков. Однако их всего два. Вернее, уже четыре — за счёт пополнения из самолётов, предназначавшихся для ДОН.

Россия изначально использовала для наблюдательных полётов в рамках этой программы переоборудованные Ан-30Б и Ту-154М ЛК-1. Появившиеся позднее самолёты Ту-214 ОН были оснащены специальной аппаратурой — всеми видами разрешённой аппаратурой наблюдения в рамках ДОН. Было выпущено два таких лайнера (в 2011-м и 2013 году), однако большей частью они простаивали на земле из-за подозрительности Пентагона по поводу установки на борту «недокументированных» систем слежения. В итоге лишь один раз российский наблюдатель проинспектировал территорию США в апреле 2019 года — пролёт был осуществлён над штатами Техас, Нью-Мексико и Колорадо. После того, как 15 января 2021 года Россия вслед за Соединенными Штатами фактически уже вышла из ДОН, эти самолёты вообще потеряли свою актуальность.

Известно, что в модификации «ОН», Ту-214 имеет оборудование для цифровой съемки, РЛС бокового обзора с синтезированной аппаратурой и инфракрасное оборудование. Эта летающая разведывательная лаборатория позволяет с высоты в 9−12 километров сканировать военные объекты в радиусе 250−400 километров, пеленгуя средства связи и радиосигналы, поступающие на пункты боевого управления. Вероятно, что подобные характеристики и послужили поводом для отказа их участия в инспекционных полетах над территорией США. При этом и возможности американских самолетов-разведчиков также достаточно высокие. Тот же Boeing ОС-135 В способен «видеть и слышать» на несколько сотен километров.

Соединенные Штаты свои Boeing ОС-135 В Open Sky («Открытое небо»), использовавшиеся в ДОН, собираются направить на «кладбище». Об этом сообщило издание The World Herald издаваемое в штате Небраска, где на авиабазе ВВС США и находятся в количестве двух единиц эти самолёты. Американским журналистам эту информацию «слил» бригадный генерал в отставке Дон Бейкон, командовавший ранее 55-м крылом US AIR FORCE, в которое и входит 45-я разведывательная эскадрилья. Он в свою очередь ссылается на доклад министра ВВС США Джона Рота. То есть американцы приняли окончательное решение не только по выходу из ДОН, но и избавления от откровенного авиационного хлама.

Российские Ту-214ОН с учётом того, что большую часть времени они простаивали, сохранили лётный ресурс. Поэтому вполне логично, что принято решение переоборудовать их в самолёт-разведчик Ту-214Р. В принципе, особо и переделывать ничего не нужно, так, добавить немного «шпионских штучек». Эти два самолёта пополнят, скорее всего, имеющийся авиапарк ГРУ (ныне Главное управление Генштаба ВС РФ), в который входят и два самолёта Ту-214Р. Их заказала в 2009-м и 2014 году в/ч 45807 — штаб-квартира военной разведки. Один из них, с регистрационным номером RF-64514, регулярно находится на российской авиабазе Хмеймим в Сирии и без дела, надо полагать, не простаивает.

Самолёты-разведчики — объекты секретные и доподлинные возможности аппаратуры не афишируются. Из известного можно отметить, что Ту-214Р оснащены многочастотным радиотехническим комплексом МРК-411, состоящим из нескольких радиолокационных станций с активными фазированными антенными решётками бокового и кругового обзора, который обеспечивает получение информации как в активном, так и в пассивном режиме. Аппаратура также позволяет вести перехват радиопереговоров. Эти самолёты оснащены и оптико-волоконной системой высокого разрешения «Фракция», которая располагается в обтекателе нижней части фюзеляжа, позволяющая получать в реальном масштабе времени, в видимом и инфракрасных диапазонах, изображения поверхности. Разработанная подмосковной компанией «ТПК Линкос», эта система обеспечивает сканирование огромным по площади участков, выдачу обработанной и синтезированной «картинки» на экраны операторов и в наземные штабы. А благодаря наличию георадара, этот самолёт-разведчик способен обнаруживать даже скрытые под землей или замаскированные объекты.

Ту-214Р (как и «ОН») создавались на Казанском авиационном заводе именно как комплексные радиолокационные, радиотехнические самолёты, способный также вести и визуальную разведку. Помимо этих функций, самолёт способен использоваться как пункт боевого управления и наведения средств поражения на обнаруженные цели. По своим характеристикам он способен с высоты в 9−12 километров вести разведку на земле на дальность до 250 километров, обнаруживать цели в глубоком тылу противника находясь под прикрытием своей авиации и средств ПВО.

Системы радиотехнической разведки способны обнаруживать РЛС и иные излучающие объекты, идентифицировать их и определять местоположение. Аппаратура способна перехватывать и радиопереговоры противника. Самолёт имеет развитые средства передачи и приёма информации.

На Ту-214ОН такого полного набора разведаппаратуры, естественно, не было, ведь проведение наблюдательных полётов предполагало наличие «контролёров» страны пребывания. Поэтому и «начинка» была несколько скромнее. Сейчас ничто не мешает её дополнить, возможно, что и более современными средствами, чем у работающих Ту-214Р. Вероятно, что «ОН» получат именно такой же литер «Р», как принадлежность к разведке. Можно предположить, что самолёты разведчики будут эксплуатироваться в первую очередь в Сирии, хотя их потребностью заинтересованы во всех военных округах России.

Виктор Сокирко

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх