Су-27СК ВВС НОАК и JAS-39C Королевских ВВС Таиланда на учениях «Eagle Strike 2015»
Вашему вниманию предлагается перевод статьи Рика Джоу (Rick Joe) «Фланкеры [1] против «Грипенов»: что произошло на учениях «Удар Орла 2015, вышедшей 16 апреля 2020 года в японском издании The Diplomat. Статья посвящена разбору учебных воздушных боёв между Су-27СК китайских ВВС против истребителей SAAB J-39C Grippen Королевских ВВС Таиланда. Вкратце об этих учениях и результатов боёв Су-27СК против истребителей шведского производства уже сообщалось и в отечественной прессе. На «Военном обозрении» — дважды: раз и два. Однако статья Джоу изобилует рядом подробностей, неизвестных отечественному читателю.
Весь текст ниже – статья Рика Джоу.
В течение последних нескольких месяцев военные и авиационные СМИ сообщали о лекции лётчика-испытателя ВВС Народно-освободительной армии Китая (ВВС НОАК) Ли Чжонхуа, прочитанной в декабре 2019 года в Северо-Западном политехническом университете в Шэньси[2]. Лекция предоставила на редкость детальный взгляд на опыт, полученный ВВС НОАК в ходе учений «Удар Орла 2015», прошедших в Таиланде с участием Королевских ВВС Таиланда, выступавших в качестве соперников ВВС НОАК. ВВС НОАК направили на учения свои Су-27СК, тогда как Королевские ВВС Таиланда – SAAB JAS93C Gripen (Gripen-C).
Видны сравнительные размеры самолётов
В некоторых комментариях по поводу раскрытых результатов прошедших учений были экстраполяции результатов на возможности других самолётов семейства Су-27 или китайских J-11[3] или делались выводы о способностях и подготовке пилотов ВВС НОАК.
Предлагаемая статья описывает возможности участвовавших в учениях самолётов и предлагает взглянуть на результаты этих учений с учётом этих возможностей.
Су-27СК и «Gripen-C»
Трудно оценить результаты учений, не имея доступа к подробному сравнению участвовавших самолётов, а также задач и условий проведённых боёв. К сожалению, довольно трудно установить особенности задач и отдельных упражнений, выполнявшихся в ходе этих учений, и в то время,как лекция Ли даёт информацию о том, что решались различные задачи, точной информации об этих задачах нет.Тем не менее, в лекции сделано сравнительно подробное сравнение «Грипена-С» в противостоянии с Су-27СК, из которого следует вот что.
Сравнение самолётов в бою на средних (вне пределов визуальной видимости) дистанциях (первыми приводятся параметры JAS39C-вторыми параметры Су-27СК. – Прим. переводчика)[4]:
Ракеты для указанной дистанции: AIM-120 с дальностью 80 км – РВВ АЕ с дальностью 50 км.
БРЛС: Дальность обнаружения 160 км, сопровождение 10 целей – 120 км и 10 целей.
ЭПР самолётов: 1,5-2 метра у «Грипена» — 10-12 метров у Су-27СК.
Число одновременно обстреливаемых целей: 4 у «Грипена» — 1 у Су-27СК.
Станции РЭБ: одна встроенная и до двух контейнерных – одна контейнерная.
Буксируемая ложная цель: У «Грипена» — есть, у Су-27СК – нет.
Буксируемая ложная цель Raytheon
Истребитель "Тайфун" буксирует ложную цель
Пассивные ложные цели: ИК-ловушки и дипольные отражатели у обоих самолётов.
Функции систем предупреждения: «Грипен» — о радиолокационном облучении (СПО), о пуске ракет противником, о приближении ракеты; Су-27СК – СПО и предупреждение о приближении ракеты.
Каналы автоматизированного обмена информацией: 2 у «Грипена» — 1 у Су-27СК.
Система ночного видения для пилота: у «Грипена» есть, у Су-27СК нет.
Сравнение самолётов в бою на ближней (в пределах визуальной видимости) дистанции. Вместо численных значений некоторые параметры характеризуются словами «удовлетворительно», «хорошо», «отлично» [5].
Максимальная перегрузка: «Грипен» +9/-2g – Су-27СК +8/-2g[6].
Тяга двигателя (двигателей): «хорошо» — «отлично».
Совершенство БРЭО: «отлично» — «удовлетворительно».
Скорость установившегося разворота: «хорошо» — «отлично».
Скорость неустановившегося разворота: «отлично» — «удовлетворительно».
Ракеты ближнего радиуса действия: AIM-9L — «хорошо», Р-73 — «отлично»[7]
Нашлемная система целеуказания и индикации: «отлично» — «хорошо».
Принципиальные факторы:
Боевой радиус: 900 км – 1500 км.
Возможность дозаправки в воздухе: есть у «Грипена», нет у Су-27СК.
Боевая нагрузка: 6 тонн – 4 тонны.
Выполняемые задачи: воздушный бой, удары по наземным целям, авиаразведка – только воздушный бой[8].
Имея всю эту информацию, можно начать анализировать преимущества и недостатки обоих летательных аппаратов.
«Грипен-С» имеет превосходство в бою на больших дистанциях вне зоны визуальной видимости благодаря дальности обнаружения целей своей БРЛС (160 км против 120 у Су-27СК), максимальной дальности пуска своих ракет (80 км против 50 км) и возможности одновременной атаки четырёх целей, против одной цели у Су-27СК.
В целом БРЭО «Грипена» со всеми его возможностями существенно превосходит таковое у Су-27СК. Также у него имеется превосходство в скорости неустановившегося разворота. Су-27СК, в свою очередь, имеет превосходство в тяге, скорости установившегося разворота, имеет превосходящие ракеты Р-73, потенциал которых вполне может реализовать примитивная, но эффективная система нашлемного целеуказания «Щель-3М».
Соответственно, преимущества и недостатки самолётов могут быть описаны следующим образом:
— в целом «Грипен» существенно превосходит Су-27СК в ведении боя на больших дистанциях, системах РЭБ, связи, ситуационной осведомлённости пилота, радиоканалах автоматизированного обмена информацией, имеет более совершенное БРЭО и оборудование кабины;
— самолёты превосходят друга на «своих» дальностях боя;
— Су-27СК имеет превосходство в тяге двигателей, в манёвренности, и имеет более эффективные ракеты для ближнего боя Р-73, превосходство которых реализуется при использовании нашлемной системы прицеливания.
Однако за десятилетия службы, прошедших с того момента, Су-27СК модернизировался в самой минимальной степени, например, получив возможность применять ракеты РВВ-АЕ, которой в первоначальном виде не имел, систему предупреждения о приближении ракет противника и некоторые второстепенные обновления приборов кабины.
Все остальные системы – БРЛС, БРЭО в целом, системы РЭБ, системы обмена информацией и оружие, существенно отстают от других современных истребителей четвёртого поколения, не говоря уже о поколении «4+».
«Четвёртое поколение» истребителей может быть классифицировано как несколько субпоколений, отражающих уровень возможностей их авионики, оружия, датчиков и систем связи. В списке ниже приводится небольшое количество некоторых примеров:
— «раннее четвёртое поколение» — можно привести в пример F-14A, F-15A, Су-27СК/J-11A;
— «современное четвёртое поколение» — например, F-15C, J-11B, J-10A и «Грипен-С» (JAS39C который и состоит на вооружении Королевских ВВС Таиланда. – Прим. переводчика);
— поколение «4+», например F-15EX, F-16V, J-16, J-10C и «Грипен-Е».
J-11A/Су-27СК, следовательно, относятся к «раннему четвёртому поколению» из-за непрохождения модернизаций, и этот самолёт легко можно определить как самый старый и наименее боеспособный истребитель 4-го поколения в ВВС НОАК; вероятно, что даже модернизированный истребитель 3-го поколения, такой, как J-8DF (оснащённый современной БРЛС, относящейся к четвёртому поколению, и эффективными на большой дальности ракетами PL-12), может легко разгромить Су-27СК в бою в равных для обоих самолётов условиях.
От Су-27СК можно было ожидать превосходства в ближнем бою, где он мог опереться на превосходство своих ракет Р-73 и превосходство в манёвренности и ЛТХ и где противник не может реализовать технологическое превосходство так явно, как на больших дистанциях. Технологическое превосходство значит в таких боях намного меньше, что делает подготовку пилотов куда более важной для нейтрализации дисбаланса в технологиях.
Результаты учений «Удар Орла 2015» полностью соответствуют описанной логике, хотя Су-27СК показал такое превосходство в победах в манёвренном бою, которого никто не мог ожидать[9]. Этот успех можно приписать как ракетам Р-73, так и тренировкам пилотов в учебных боях с самолётами семейства J-10, из состава ВВС НОАК.
Превосходство «Грипена» в таких боях не является неожиданным, однако эти результаты не могут характеризовать семейство Су-27 в целом как малобоеспособное. В конце концов, Су-27СК — это один из самых старых самолётов из всех вариантов Су-27 в мире, имеющий самые минимальные возможности, и множество последующих вариантов «Фланкера» получили существенно улучшенное оружие, БРЛС и системы обнаружения, связи, РЭБ и БРЭО в целом.
ВВС НОАК оснащены многоцелевыми истребителями Су-30МКК/МК2, отечественный истребитель завоевания господства в воздухе J-11B/BS. Новейший истребитель J-16 с АФАР и ракетами PL-15.
Тем не менее, будет неправильно сказать, что ВВС НОАК не вынесли никаких уроков из прошедших учений. Статья, написанная на китайском языке по информации инсайдеров, как и информация с оригинальных декабрьских слайдов указали на такие уязвимости, как недостаточная ситуационная осведомлённость в групповых боях и невозможность противостоять моделируемым ракетам большой дальности, последняя из которых по известным параметрам, применённым в модели, напоминает AIM-120 AMRAAM.
Уязвимости в ситуационной осведомлённости также могут быть приписаны уступающим [противнику] системам обнаружения (включая БРЛС. – Прим. переводчика), приборам отображения информации в кабине и средствам связи и обмена информацией самолёта Су-27СК, хотя из китайской презентации следуют некоторые ожидания, что китайские пилоты смогут преодолеть это техническое отставание[10].
В целом, тот взгляд, который принят в ВВС НОАК на прошедшие учения «Удар Орла 2015», акцентирует внимание на качества китайского личного состава, участвовавшего в учебных боях. Это необязательно нужно считать чем-то неожиданным, так как ВВС НОАК не часто участвует в международных воздушных учениях, что делает каждую подобную встречу ценной возможностью для обучения.
Также не стоит забывать, что ВВС НОАК находились в процессе крупномасштабных сдвигов в режимах своей боевой подготовки, которые начались в 2010-х годах и пик обсуждения которых был как раз в период, когда «Удар Орла 2015» имел место.
Акцент на связи результатов «Удара Орла 2015» и подготовки китайских пилотов мог быть сделан специально для того, чтобы интенсифицировать боевую учёбу и усовершенствовать учебные планы и методы.
Заслуживает упоминание то, что на «Анатолийские Орлы 2010» ВВС НОАК отправили те же Су-27СК, которым противостояли модернизированные F-4E, и, хотя формальные результаты учений не были опубликованы, по слухам, Су-27СК проявили себя плохо. Стоит указать на то, что ВВС НОАК применили на учениях такие же Су-27СК, которые позже применялись на учениях «Удар Орла 2015», при этом с 2010 года более никаких учений с Турецкими ВВС не проводилось.
Есть смысл обдумать, какие рациональные основания стоят за применением Су-27СК в учениях с ВВС, с которыми ВВС НОАК ранее никогда не взаимодействовали. Так как Су-27СК — самый слабый истребитель четвёртого поколения в китайском арсенале (и в 2010, и в 2015, и сегодня), его отправка на учения, возможно, отражает нежелание ВВС НОАК раскрывать чувствительную информацию о более современных истребителях. Как видно из более поздних учений «Удар Орла», китайцы посылали более эффективные и современные истребители J-10A и J-10C, что, возможно, отражает рост взаимного доверия в укрепляющихся военных взаимоотношениях.
Конечно, так как ВВС НОАК проводит учения с парой ВВС в мире, трудно сделать однозначный вывод о том, что эти догадки верны. Но стоит упомянуть то, что на учениях «Шахин» с Пакистаном, с учётом очень долгих военных и геополитических отношений, ВВС НОАК применяет различные новые системы от истребителей поколения «4+» до самолётов ДРЛО, причём обычно без многолетних задержек с момента принятия на вооружение.
В последующих учениях «Удар Орла» (2017, 2018 и 2019 годы) ВВС НОАК применяла более совершенные нежели Су-27СК истребители J-10A и в конце концов в 2019 году – J-10C.
Слухи, которыми сопровождаются эти учения, говорят о том, что китайцы добились куда более лучших результатов, в частности, с J-10C. К сожалению, очень маловероятно, что ВВС НОАК сделают публичными настолько же подробные разборы всех последующих учений.
Rick Joe, The Diplomat (Япония), 16 апреля 2020 г.
Более половины из них не проходили существенную модернизацию БРЭО и в боях с западными машинами покажут себя так же, как показали китайские истребители. А последние проиграли 100% боёв на большой дистанции. Автор статьи совершенно справедливо указал, что в таких боях подготовка пилотов имеет минимальное значение, а решающее значение имеют тактико-технические характеристики самолёта и его оружия.
Теоретически есть несколько способов решения проблемы устаревших самолётов. Первый — банальная замена на новый самолёт. Это самый надёжный способ, и именно этим Минобороны занималось предыдущие годы, но всё же этот процесс не может быть мгновенным. К тому же существуют объективные экономические трудности, которые испытывает наша страна и которые не исчезнут так быстро.
Второй способ — модернизация. Но по имеющейся информации, Минобороны считает, что доведение уровня Су-27 до современных требований неоправданно дорого.
Представляет интерес частичная модернизация самолёта без дорогостоящей замены РЛС и переделки электросистемы (стоимость чего совокупно и привела к отказу от продолжения модернизаций Су-27), но с обновлением систем передачи информации и оборудования кабины, и приданием самолёту способности применять оружие по данным РЛС другого самолёта. Тогда один единственный Су-35 или МиГ-31 сможет сделать несколько Су-27 способными пустить ракеты по целям, которые они сами даже не смогли бы обнаружить. Такой режим ещё и «маскирует» истребитель, так как он в принципе не включает свою РЛС, даже применяя ракеты. Американцы с огромным успехом применяют такой метод в связке из F-35A и истребителей четвёртого поколения.
Ещё одна возможность состоит в интеграции в Су-27 систем РЭБ, позволяющих отвести с курса идущую на самолёт ракету с АРЛГСН. Тогда преимущество противника в дальности пуска не поможет, и он вынужден будет сойтись в ближнем бою, который, как показывает пример китайцев, он, скорее всего, с треском проиграет.
Есть и не технические способы – добиться такой культуры штабной работы, чтобы при планировании боевых операций не получалось бы отправить в бой самолёты, которые заведомо его не выиграют, а использовать Су-27 для посильных задач – охоты на противолодочные самолёты противника, поражение его ударных истребителей при совместных действиях с современными истребителями ВКС и т.д. Это самый ненадёжный способ, в силу человеческого фактора чреватый отправкой пилотов на убой. Хотя это было бы выходом. Но не в наших условиях.
Так или иначе, а решение проблемы наличия в ВКС устаревших и неспособных противостоять даже середнячкам типа «Грипена» истребителям откладывать нельзя. Примеры пренебрежения развитием авиации в нашей истории есть. Цена этого была страшной. Будем надеяться, что этот вопрос будет решён максимально быстро.
[2] Это учебное заведение – кузница кадров для китайских ВВС и авиапрома. Периодически его студенты привлекаются даже для проектирования реальных боевых самолётов – так, например, было со штурмовиком Q-5.
[3] J-11 – семейство самолётов, первым вариантом которого был Су-27СК китайской сборки.
[4] Все технические характеристики предоставлены автором статьи, и, с его слов, взяты им из оригинальных китайских слайдов. ТТХ, озвученные в статье существенно отличаются от тех, которые публиковались в РФ.
[5] В тексте “average”, “capable”, “strong”. При переводе эти слова заменены на привычные русскому читателю оценки, смысл при этом не изменился.
[6] Разница в максимальной перегрузке непринципиальна, почти никакой строевой пилот не выдержит 9g. Табличное преимущество между 8g и 9g почти ничего не даёт.
[7] Тут надо учесть то, что «Сайдуиндеры», даже новейшие, показали себя неспособными противостоять даже старым отечественным ИК-ловушкам. Это хорошо показало сбитие сирийского Су-22 американским F/A-18.
[8] Су-27СК может применять неуправляемое оружие для ударов по наземным целям.
[9] Данные о количестве и итогах боёв в ходе учений противоречивы и сильно расходятся в разных источниках. Известно, что бои на предельной дистанции китайцы проиграли полностью, все без исключения, а вот по поводу боёв на малой дальности некоторые источники отдают им 86% побед. В любом случае, все эксперты и наблюдатели уверены в подавляющем превосходстве Су-27СК ВВС НОАК в ближнем бою.
[10] Попытки компенсировать проблемы с техникой за счёт человеческого фактора свойственны не только ВВС НОАК. В ВВС США есть спецпрограмма по разработке тактических приёмов, пользуясь которыми пилот F-16 мог бы вести манёвренный бой против превосходящего в манёвренности Су-27. Один такой бой между F-16 и Су-27 был сфотографирован в Неваде случайным очевидцем, фото попали в прессу. Трудно сказать, какого эффекта американцам удалось добиться. Некоторые приёмы, рождённые в таких боях и попавшие в прессу, выглядят как крайне опасное трюкачество, хотя шансы на победу они увеличивают.
Боевой радиус: 900 км – 1500 км.
Возможность дозаправки в воздухе: есть у «Грипена», нет у Су-27СК.
Боевая нагрузка: 6 тонн – 4 тонны.
Выполняемые задачи: воздушный бой, удары по наземным целям, авиаразведка – только воздушный бой[8].
Имея всю эту информацию, можно начать анализировать преимущества и недостатки обоих летательных аппаратов.
«Грипен-С» имеет превосходство в бою на больших дистанциях вне зоны визуальной видимости благодаря дальности обнаружения целей своей БРЛС (160 км против 120 у Су-27СК), максимальной дальности пуска своих ракет (80 км против 50 км) и возможности одновременной атаки четырёх целей, против одной цели у Су-27СК.
В целом БРЭО «Грипена» со всеми его возможностями существенно превосходит таковое у Су-27СК. Также у него имеется превосходство в скорости неустановившегося разворота. Су-27СК, в свою очередь, имеет превосходство в тяге, скорости установившегося разворота, имеет превосходящие ракеты Р-73, потенциал которых вполне может реализовать примитивная, но эффективная система нашлемного целеуказания «Щель-3М».
Соответственно, преимущества и недостатки самолётов могут быть описаны следующим образом:
— в целом «Грипен» существенно превосходит Су-27СК в ведении боя на больших дистанциях, системах РЭБ, связи, ситуационной осведомлённости пилота, радиоканалах автоматизированного обмена информацией, имеет более совершенное БРЭО и оборудование кабины;
— самолёты превосходят друга на «своих» дальностях боя;
— Су-27СК имеет превосходство в тяге двигателей, в манёвренности, и имеет более эффективные ракеты для ближнего боя Р-73, превосходство которых реализуется при использовании нашлемной системы прицеливания.
Значение оружия и авионики
Перед тем как делать обзор результатов «Удара Орла 2015», может быть полезно изучить возраст и возможности Су-27СК на китайской службе. Су-27СК, который также собирается в Китае как J-11A, был первым истребителем четвёртого поколения в ВВС НОАК, импортированным из России в начале 90-х годов.Однако за десятилетия службы, прошедших с того момента, Су-27СК модернизировался в самой минимальной степени, например, получив возможность применять ракеты РВВ-АЕ, которой в первоначальном виде не имел, систему предупреждения о приближении ракет противника и некоторые второстепенные обновления приборов кабины.
Все остальные системы – БРЛС, БРЭО в целом, системы РЭБ, системы обмена информацией и оружие, существенно отстают от других современных истребителей четвёртого поколения, не говоря уже о поколении «4+».
«Четвёртое поколение» истребителей может быть классифицировано как несколько субпоколений, отражающих уровень возможностей их авионики, оружия, датчиков и систем связи. В списке ниже приводится небольшое количество некоторых примеров:
— «раннее четвёртое поколение» — можно привести в пример F-14A, F-15A, Су-27СК/J-11A;
— «современное четвёртое поколение» — например, F-15C, J-11B, J-10A и «Грипен-С» (JAS39C который и состоит на вооружении Королевских ВВС Таиланда. – Прим. переводчика);
— поколение «4+», например F-15EX, F-16V, J-16, J-10C и «Грипен-Е».
J-11A/Су-27СК, следовательно, относятся к «раннему четвёртому поколению» из-за непрохождения модернизаций, и этот самолёт легко можно определить как самый старый и наименее боеспособный истребитель 4-го поколения в ВВС НОАК; вероятно, что даже модернизированный истребитель 3-го поколения, такой, как J-8DF (оснащённый современной БРЛС, относящейся к четвёртому поколению, и эффективными на большой дальности ракетами PL-12), может легко разгромить Су-27СК в бою в равных для обоих самолётов условиях.
Обзор результатов
Любой мог предвидеть, что, являясь современным истребителем 4-го поколения, «Грипен» будет иметь существенно превосходящий боевой счёт по сравнению с Су-27СК на больших дистанциях, вне дальности визуального обнаружения, а также в любых групповых боях, требующих лучших координации и ситуационной осведомлённости. Эти результаты легко можно было предвидеть, основываясь на подавляющем превосходстве «Грипена» в системах обнаружения противника, оружии большой дальности, малой ЭПР, средствах РЭБ и БРЭО в целом. Уровень подготовки пилотов имел бы минимальный эффект для нивелирования такого огромного разрыва в технологиях.От Су-27СК можно было ожидать превосходства в ближнем бою, где он мог опереться на превосходство своих ракет Р-73 и превосходство в манёвренности и ЛТХ и где противник не может реализовать технологическое превосходство так явно, как на больших дистанциях. Технологическое превосходство значит в таких боях намного меньше, что делает подготовку пилотов куда более важной для нейтрализации дисбаланса в технологиях.
Результаты учений «Удар Орла 2015» полностью соответствуют описанной логике, хотя Су-27СК показал такое превосходство в победах в манёвренном бою, которого никто не мог ожидать[9]. Этот успех можно приписать как ракетам Р-73, так и тренировкам пилотов в учебных боях с самолётами семейства J-10, из состава ВВС НОАК.
Какие выводы?
Результаты «Удара Орла 2015» — серьёзное подтверждение того, что самолёт с лучшей авионикой, БРЛС и другими датчиками, средствами связи, РЭБ и оружием сможет устроить громкий разгром в бою на большой дальности и групповых боях, требующих высокого уровня взаимодействия в группе и ситуационной осведомлённости.Превосходство «Грипена» в таких боях не является неожиданным, однако эти результаты не могут характеризовать семейство Су-27 в целом как малобоеспособное. В конце концов, Су-27СК — это один из самых старых самолётов из всех вариантов Су-27 в мире, имеющий самые минимальные возможности, и множество последующих вариантов «Фланкера» получили существенно улучшенное оружие, БРЛС и системы обнаружения, связи, РЭБ и БРЭО в целом.
ВВС НОАК оснащены многоцелевыми истребителями Су-30МКК/МК2, отечественный истребитель завоевания господства в воздухе J-11B/BS. Новейший истребитель J-16 с АФАР и ракетами PL-15.
Тем не менее, будет неправильно сказать, что ВВС НОАК не вынесли никаких уроков из прошедших учений. Статья, написанная на китайском языке по информации инсайдеров, как и информация с оригинальных декабрьских слайдов указали на такие уязвимости, как недостаточная ситуационная осведомлённость в групповых боях и невозможность противостоять моделируемым ракетам большой дальности, последняя из которых по известным параметрам, применённым в модели, напоминает AIM-120 AMRAAM.
Уязвимости в ситуационной осведомлённости также могут быть приписаны уступающим [противнику] системам обнаружения (включая БРЛС. – Прим. переводчика), приборам отображения информации в кабине и средствам связи и обмена информацией самолёта Су-27СК, хотя из китайской презентации следуют некоторые ожидания, что китайские пилоты смогут преодолеть это техническое отставание[10].
В целом, тот взгляд, который принят в ВВС НОАК на прошедшие учения «Удар Орла 2015», акцентирует внимание на качества китайского личного состава, участвовавшего в учебных боях. Это необязательно нужно считать чем-то неожиданным, так как ВВС НОАК не часто участвует в международных воздушных учениях, что делает каждую подобную встречу ценной возможностью для обучения.
Также не стоит забывать, что ВВС НОАК находились в процессе крупномасштабных сдвигов в режимах своей боевой подготовки, которые начались в 2010-х годах и пик обсуждения которых был как раз в период, когда «Удар Орла 2015» имел место.
Акцент на связи результатов «Удара Орла 2015» и подготовки китайских пилотов мог быть сделан специально для того, чтобы интенсифицировать боевую учёбу и усовершенствовать учебные планы и методы.
Зарубежные учения ВВС НОАК
До 2010 года ВВС НОАК почти не проводили учений с иностранными военными в заслуживающем упоминания масштабе. В 2010-х годах учениями в которых ВВС НОАК участвовали, были учения «Шахин» в Пакистане, уже упоминавшиеся регулярный учения «Удар Орла» и участие в каком-то российском соревновании «Авиадартс». Также было однократное учение с турецкими ВВС «Анатолийские Орлы».Заслуживает упоминание то, что на «Анатолийские Орлы 2010» ВВС НОАК отправили те же Су-27СК, которым противостояли модернизированные F-4E, и, хотя формальные результаты учений не были опубликованы, по слухам, Су-27СК проявили себя плохо. Стоит указать на то, что ВВС НОАК применили на учениях такие же Су-27СК, которые позже применялись на учениях «Удар Орла 2015», при этом с 2010 года более никаких учений с Турецкими ВВС не проводилось.
Есть смысл обдумать, какие рациональные основания стоят за применением Су-27СК в учениях с ВВС, с которыми ВВС НОАК ранее никогда не взаимодействовали. Так как Су-27СК — самый слабый истребитель четвёртого поколения в китайском арсенале (и в 2010, и в 2015, и сегодня), его отправка на учения, возможно, отражает нежелание ВВС НОАК раскрывать чувствительную информацию о более современных истребителях. Как видно из более поздних учений «Удар Орла», китайцы посылали более эффективные и современные истребители J-10A и J-10C, что, возможно, отражает рост взаимного доверия в укрепляющихся военных взаимоотношениях.
Конечно, так как ВВС НОАК проводит учения с парой ВВС в мире, трудно сделать однозначный вывод о том, что эти догадки верны. Но стоит упомянуть то, что на учениях «Шахин» с Пакистаном, с учётом очень долгих военных и геополитических отношений, ВВС НОАК применяет различные новые системы от истребителей поколения «4+» до самолётов ДРЛО, причём обычно без многолетних задержек с момента принятия на вооружение.
Немного о будущем
Презентация учений «Удар Орла 2015» дала очень полезные и редкие подробности участия ВВС НОАК в первых учениях с Королевскими ВВС Таиланда. И пока подробности презентации дают основания для обсуждения недостатков пилотов, принимавших участие в учениях, некоторые англоязычные интерпретации произошедшего содержат в себе явную переоценку масштаба последствий. В частности, трудно игнорировать оценки боёв на большой дальности и групповых боёв, которые в основном зависят от технологического уровня самолётов и в минимальной степени – от подготовки пилотов.В последующих учениях «Удар Орла» (2017, 2018 и 2019 годы) ВВС НОАК применяла более совершенные нежели Су-27СК истребители J-10A и в конце концов в 2019 году – J-10C.
Китайский лёгкий истребитель J-10C
Слухи, которыми сопровождаются эти учения, говорят о том, что китайцы добились куда более лучших результатов, в частности, с J-10C. К сожалению, очень маловероятно, что ВВС НОАК сделают публичными настолько же подробные разборы всех последующих учений.
Rick Joe, The Diplomat (Япония), 16 апреля 2020 г.
Послесловие переводчика
Истребитель SAAB JAS 39 «Грипен» в варианте «С» сегодня вполне можно рассматривать как некий «условно средний истребитель Запада». В этой связи результаты боёв Су-27 против подобной машины представляют для нас огромный интерес. Хотя Су-27 на сегодня уже считается устаревшим самолётом и не производится серийно, в ВКС ещё остаются десятки таких самолётов, есть они и в морской авиации.Более половины из них не проходили существенную модернизацию БРЭО и в боях с западными машинами покажут себя так же, как показали китайские истребители. А последние проиграли 100% боёв на большой дистанции. Автор статьи совершенно справедливо указал, что в таких боях подготовка пилотов имеет минимальное значение, а решающее значение имеют тактико-технические характеристики самолёта и его оружия.
Теоретически есть несколько способов решения проблемы устаревших самолётов. Первый — банальная замена на новый самолёт. Это самый надёжный способ, и именно этим Минобороны занималось предыдущие годы, но всё же этот процесс не может быть мгновенным. К тому же существуют объективные экономические трудности, которые испытывает наша страна и которые не исчезнут так быстро.
Второй способ — модернизация. Но по имеющейся информации, Минобороны считает, что доведение уровня Су-27 до современных требований неоправданно дорого.
Представляет интерес частичная модернизация самолёта без дорогостоящей замены РЛС и переделки электросистемы (стоимость чего совокупно и привела к отказу от продолжения модернизаций Су-27), но с обновлением систем передачи информации и оборудования кабины, и приданием самолёту способности применять оружие по данным РЛС другого самолёта. Тогда один единственный Су-35 или МиГ-31 сможет сделать несколько Су-27 способными пустить ракеты по целям, которые они сами даже не смогли бы обнаружить. Такой режим ещё и «маскирует» истребитель, так как он в принципе не включает свою РЛС, даже применяя ракеты. Американцы с огромным успехом применяют такой метод в связке из F-35A и истребителей четвёртого поколения.
Ещё одна возможность состоит в интеграции в Су-27 систем РЭБ, позволяющих отвести с курса идущую на самолёт ракету с АРЛГСН. Тогда преимущество противника в дальности пуска не поможет, и он вынужден будет сойтись в ближнем бою, который, как показывает пример китайцев, он, скорее всего, с треском проиграет.
Есть и не технические способы – добиться такой культуры штабной работы, чтобы при планировании боевых операций не получалось бы отправить в бой самолёты, которые заведомо его не выиграют, а использовать Су-27 для посильных задач – охоты на противолодочные самолёты противника, поражение его ударных истребителей при совместных действиях с современными истребителями ВКС и т.д. Это самый ненадёжный способ, в силу человеческого фактора чреватый отправкой пилотов на убой. Хотя это было бы выходом. Но не в наших условиях.
Так или иначе, а решение проблемы наличия в ВКС устаревших и неспособных противостоять даже середнячкам типа «Грипена» истребителям откладывать нельзя. Примеры пренебрежения развитием авиации в нашей истории есть. Цена этого была страшной. Будем надеяться, что этот вопрос будет решён максимально быстро.
Примечания переводчика
[1] «Фланкер» (Flanker, атакующий с фланга) – кодовое название самолётов семейства Су-27 в ВВС США, НАТО и ряда других стран.[2] Это учебное заведение – кузница кадров для китайских ВВС и авиапрома. Периодически его студенты привлекаются даже для проектирования реальных боевых самолётов – так, например, было со штурмовиком Q-5.
[3] J-11 – семейство самолётов, первым вариантом которого был Су-27СК китайской сборки.
[4] Все технические характеристики предоставлены автором статьи, и, с его слов, взяты им из оригинальных китайских слайдов. ТТХ, озвученные в статье существенно отличаются от тех, которые публиковались в РФ.
[5] В тексте “average”, “capable”, “strong”. При переводе эти слова заменены на привычные русскому читателю оценки, смысл при этом не изменился.
[6] Разница в максимальной перегрузке непринципиальна, почти никакой строевой пилот не выдержит 9g. Табличное преимущество между 8g и 9g почти ничего не даёт.
[7] Тут надо учесть то, что «Сайдуиндеры», даже новейшие, показали себя неспособными противостоять даже старым отечественным ИК-ловушкам. Это хорошо показало сбитие сирийского Су-22 американским F/A-18.
[8] Су-27СК может применять неуправляемое оружие для ударов по наземным целям.
[9] Данные о количестве и итогах боёв в ходе учений противоречивы и сильно расходятся в разных источниках. Известно, что бои на предельной дистанции китайцы проиграли полностью, все без исключения, а вот по поводу боёв на малой дальности некоторые источники отдают им 86% побед. В любом случае, все эксперты и наблюдатели уверены в подавляющем превосходстве Су-27СК ВВС НОАК в ближнем бою.
[10] Попытки компенсировать проблемы с техникой за счёт человеческого фактора свойственны не только ВВС НОАК. В ВВС США есть спецпрограмма по разработке тактических приёмов, пользуясь которыми пилот F-16 мог бы вести манёвренный бой против превосходящего в манёвренности Су-27. Один такой бой между F-16 и Су-27 был сфотографирован в Неваде случайным очевидцем, фото попали в прессу. Трудно сказать, какого эффекта американцам удалось добиться. Некоторые приёмы, рождённые в таких боях и попавшие в прессу, выглядят как крайне опасное трюкачество, хотя шансы на победу они увеличивают.
Свежие комментарии