На сколько вырастут компенсации перевозчикам из бюджета...
Власти прорабатывают вопрос корректировки демпфера по авиакеросину. Вице-премьер РФ Татьяна Голикова поддержала инициативу профсоюза авиаторов и Федерации независимых профсоюзов об изменении механизма компенсаций авиакомпаниям по демпферу за рост цен на топливо, сообщили «Известиям» в организациях.
По словам их представителей, зампред правительства намерена поручить профильным ведомствам скорректировать механизм. Инициатива предполагает, что планка отсечки для выплат компенсаций перевозчикам будет зафиксирована на уровне в 53 250 рублей за 1 т топлива, как в 2021 году. В случае принятия изменений авиакомпании смогут компенсировать из бюджета на 20% больше средств, чем сейчас, подсчитали аналитики. Профсоюз пилотов надеется, что средства будут направлены на зарплаты экипажей.Попросили поддержки
Вице-премьер РФ Татьяна Голикова поддержала инициативу Общероссийского объединения профсоюзов гражданской авиации (ООП ГА) и Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) скорректировать механизм демпфера по авиакеросину, заявили «Известиям» представители этих организаций. По их словам, чиновница поручит изучить этот вопрос профильным ведомствам. Возможность фиксации планки демпфера на авиакеросин на уровне 2021 года обсуждали 28 января на заседании российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений под руководством Татьяны Голиковой, уточнили в ООП ГА.
— Будет дано поручение вице-премьера по социальным вопросам Татьяны Голиковой по этой тематике. Сейчас поручение формируется, — сказал председатель координационного совета ООП ГА Мирослав Бойчук.
Участники заседания комиссии договорились о том, что предложения профсоюзов действительно будут изучены в правительстве, подтвердил секретарь ФНПР Олег Соколов.
В аппарате Татьяны Голиковой «Известиям» сказали, что протокол заседания РТК пока не подписан. В Минфин поручения по этому вопросу не поступали, уточнил представитель ведомства. Представитель Минтранса отказался от комментариев.
В пресс-службе Минэнерго лишь отметили, что вопросы, касающиеся рынка авиакеросина, находятся на межведомственном мониторинге, в том числе в части эффективности авиационного демпфера в нынешних его параметрах и целесообразности их изменения.
Смягчить удар рынка
Профсоюзы предложили зафиксировать до конца 2024 года планку отсечки демпфера по керосину на уровне 2021 года — 53,25 тыс. рублей за 1 т керосина. Такая идея содержится в письме руководителя ООП ГА в адрес председателя ФНПР Михаила Шмакова (есть у «Известий»). Именно эта идея была представлена на заседании РТК 28 января, уточнил Мирослав Бойчук. Предполагается внести поправки в ст. 200 Налогового кодекса РФ, так как демпфер является частью налогового субсидирования. Такое же предложение в ноябре 2021 года направляла в ТПП и Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).
Керосин добавили в демпферный механизм в августе 2019 года после того, как президент России Владимир Путин потребовал стабилизировать цены на авиабилеты. Тогда глава государства отмечал, что 30% стоимости полета «Аэрофлотом» — это затраты на топливо, в 2018 году эта составляющая цены выросла на треть, потому сами билеты подорожали почти на 10%.
Демпфер работает таким образом. Когда экспортная цена керосина превышает установленный правительством условный уровень цен на него внутри страны, то авиакомпании начинают получать компенсации из бюджета. В действующем механизме заложена индексация этой отсечки внутренних цен ежегодно на 5%: так, с 2022-го уровень демпфера повысился до 55,9 тыс. рублей за 1 т с 53,25 тыс. рублей в 2021-м.
Вернувшись к уровню демпфера прошлого года, авиакомпании смогли бы получить больше компенсаций из бюджета. Дополнительная субсидия могла бы быть направлена на зарплаты пилотам и бортпроводникам, считает Мирослав Бойчук.
— Сегодня авиакомпании не могут повысить зарплаты летному составу, потому что у них просто нет денег. К тому же аэропорты повысили ставки своих сборов на 10–15%. Но операторов аэропортов тоже можно понять — ковидные дела отсекли у них дополнительный источник доходов (торговля в терминалах. — «Известия»). Этот бизнес постепенно начинает возрождаться, но пока не в тех объемах, как это было в 2018–2019 годах. Поэтому единственным источником доходов для аэропортов остаются сборы с авиакомпаний, — заключил он.
По оценке ООП ГА, финансовое состояние российских авиакомпаний остается удручающим. Совокупный убыток за девять месяцев 2021 года составил 32 млрд рублей. По прогнозу АЭВТ, в 2021 году затраты авиаперевозчиков на горюче-смазочные материалы могут достичь 318,3 млрд рублей, что соответствует уровню 2019-го. При этом тогда эксплуатанты закупили гораздо больше топлива и летали чаще, чем сейчас.
Удорожание керосина продолжилось и в этом году. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи на 26 января, средневзвешенное значение национального внебиржевого индекса цен на авиакеросин составило 60,4 тыс. рублей за 1 т, что на 84,7% и 44,6% выше значений за соответствующие периоды 2021 и 2019 годов соответственно. Это также на 18% выше, чем в конце прошлого года.
Представитель «Уральских авиалиний» сказал «Известиям», что перевозчик неоднократно выступал за фиксацию демпфера на уровне 2021 года до конца 2024-го. S7 Airlines также поддерживает идею стабилизировать механизм на уровне прошлого года, сообщил представитель компании. В «Аэрофлоте» и Utair не ответили на запросы «Известий».
Цена вопроса
Согласно оценке аналитиков «Петромаркета», компенсации авиакомпаниям по демпферу в январе составят 8,7 тыс. рублей на каждую тонну использованного топлива, что в 4,6 раза больше, чем в декабре 2021-го. Общая сумма компенсаций в январе может достигнуть 4,2 млрд рублей, а в феврале (при условии сохранения нынешних темпов роста цен) — 5,2 млрд рублей, подсчитали аналитики компании. При заморозке демпферной отсечки на уровне 53,25 тыс. рублей за 1 т размер компенсации вырастет с 8,7 тыс. рублей до 10,5 тыс. за 1 т, а общая сумма выплат — с 4,2 млрд до 5 млрд рублей (+20%), сказала «Известиям» руководитель проектов «Петромаркета» Анна Лишневецкая.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев напомнил, что авиаотрасль не раз просила скорректировать механизм, но правительство не реагировало.
— Чтобы пойти навстречу авиакомпаниям, государству нужно иметь гораздо больше резервов и гораздо меньше текущих расходов. У чиновников логика простая: раз масштаб бизнеса авиакомпаний растет, значит, у них всё хорошо и не нужно давать им деньги. То есть пока не начнется банкротств авиакомпаний, смысла давать им деньги нет, — заметил эксперт.
По словам независимого эксперта по налоговой политике Бориса Луцета, эффективность демпфера даже в действующем варианте оценить сложно, так как какая-либо нормативная увязка субсидии с обязательствами авиакомпаний по снижению стоимости перелета отсутствует. Поэтому каким образом этот или иные топливные демпферы влияют на цены — вопрос открытый, ведь никакой публичной отчетности нет, указал он. Очевидно только то, что демпфер приводит к дополнительным расходам бюджета, которые Минфин, как правило, предлагает чем-то компенсировать, добавил эксперт...
Свежие комментарии