На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 685 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересный материал.Этот день в авиац...
  • 65alekseysramblerru Леонтьев
    ДА И НЕ ИЛ-85 ЭТО ВОВСЕ!Этот день в авиац...
  • Сергей Гольтяпин
    Спасибо, Семен! Все более-менее, насколько возможно... Самое грустное в таких статьях - что там можно было бы со мног...Разложение инжене...

Начало серийного производства авиационных двигателей ПД-14

ПД-14 – первый полностью российский турбовентиляторный двигатель (с 1980-х годов) для гражданской авиации, разработанный с учетом международных норм и требований.

В чем инновационность проекта, получившего шифр ПД-14? При разработке двигателя удалось получить качественное изменение основных параметров рабочего режима двигателя - увеличения степени двухконтурности в два раза, температуры газа перед турбиной - на 100 позиций по шкале Кельвина, суммарной степени сжатия в компрессоре - на 20%.

ФГУП «ВИАМ», двигатель ПД-14, самолет МС-21, мотогандола, конструкционные материалы
Создание первого за 35 лет российского газотурбинного двигателя ПД-14 для гражданской авиации было бы невозможно без использования в его конструкции материалов и технологий нового поколения.

Итак, в России началось серийное производство перспективных авиационных двигателей ПД-14 для среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Производством развернуто на предприятии «ОДК - Пермские моторы». Первые серийные двигатели ПД-14 были переданы на Иркутский авиазавод, где собираются МС-21, в конце января этого года.

ФГУП «ВИАМ», двигатель ПД-14, самолет МС-21, мотогандола, конструкционные материалы
МС-21-300 — ближне- и среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 150 до 211 пассажиров. Сертификация самолета должна завершиться в этом году, а серийное производство запланировано на 2021 год.

Испытания самолета с установленными российскими двигателями планируются в этом году. Российским заказчикам МС-21 будет поставляться с двигателями ПД-14, а на экспорт производитель предложит версию самолета с американскими силовыми установками PW1400G.

Двигатель создавался с применением новейших технологий и материалов, обеспечивающих современные эксплуатационные характеристики и высокий уровень экологичности. Новый двухконтурный двухвальный двигатель может развивать тягу до 14 тонн во взлетном режиме.

ФГУП «ВИАМ», двигатель ПД-14, самолет МС-21, мотогандола, конструкционные материалы
Высокопрочные конструкционные стали и деформируемые никелевые и титановые сплавы нового поколения использовались при изготовлении валов, дисков и корпусов.

Заявлены следющие основных характеристик ПД-14: степень двухконтурности 8,5, температура газа перед турбиной - до 1950К, степень сжатия в горячей части компрессора 17, удельный расход топлива 0,53 кг/кгс*ч; экологические параметры лучше действующих норм ИКАО. Применение современных материалов и технологии стало важным преимуществом нового двигателя.
Отдельно необходимо отметить разработку технологии литья охлаждаемых лопаток ТВД с монокристаллической структурой из нового жаропрочного сплава, легированного рением, рутением. А использование композиционных материалов в конструкции двигателя и мотогондолы, полые широкохордные титановые лопатки вентилятора существенно снизили массу двигателя.

двигатель, ПД-14, авиалайнер, самолет,  МС-21, Россия, ОДК, технологии, газотурбинный, лопатки турбин, конструкционные материалы, мотогандола
Впервые было организовано аддитивное производство завихрителей фронтового устройства камеры сгорания ПД-14 из жаростойкого никелевого сплава марки ЭП648ПС.

В основу примененных новых сотовых уплотнений положена сотовая структура, которая позволяет минимизировать переток рабочего тела в радиальных зазорах, увеличить относительный КПД,  до 5% сократив расход топлива и снизив абразивный износ проточной части машины.

Впервые в российской инженерной и технологической практике АО «ОДК-Авиадвигатель» совместно с ФГУП «ВИАМ» сконструирована мотогондола двигателя ПД-14 из ~ 60 % по массе полимерных композиционных материалов (ПКМ), обеспечивающая высокую весовую эффективность по сравнению с металлическими аналогами при сохранении требуемых упруго­прочностных свойств, в том числе высоких ударной вязкости и стойкости к климатическим факторам, и обеспечивающая требования по шуму как внутри салона, так и на местности.

Новейший российский турбовентиляторный двигатель ПД-14 – силовая установка авиалайнера МС-2
Новейший российский турбовентиляторный двигатель ПД-14 - силовая установка авиалайнера МС-21. Испытательный стенд.

ФГУП «ВИАМ» организовано аддитивное производство завихрителей фронтового устройства камеры сгорания ПД-14 из жаростойкого никелевого сплава марки ЭП648ПС. В настоящее время поставлено более 700 деталей для серийных двигателей. При этом разработан полный комплект нормативной документации по всем стадиям производственного цикла: получение металлопорошковой композиции, синтез деталей, газостатическая и термическая обработка.
По расчетам, эксплуатация двигателя обойдется на 14-17% дешевле действующих аналогов, а общая стоимость жизненного цикла снизится на 15-20%. 
Важнейшей составляющей этого проекта являются технологии создания широкохордной лопатки вентилятора из ПКМ, легких лопаток из интерметаллидных титановых сплавов, лопаток турбины высокого давления с монокристаллической структурой.
двигатель, ПД-14, авиалайнер, самолет,  МС-21, Россия, ОДК, технологии, газотурбинный, лопатки турбин, конструкционные материалы, мотогандола
ПД-14 - двигатель со сверхвысокой степенью двухконтурности (1:8,3). Это заметно уже по внушительному вентилятору диаметром 1,9 м. Силовая установка будет расходовать топливо очень экономно.
 
ФГУП «ВИАМ», двигатель ПД-14, самолет МС-21, мотогандола, конструкционные материалы
Методом аддитивных технологий из металлопорошковой композиции изготовлена «боевая» деталь двигателя ПД-14 - завихритель фронтового устройства камеры сгорания. При этом технологический цикл составил всего шесть дней при стопроцентном выходе годного, тогда как традиционный технологический цикл - литье по выплавляемым моделям - составляет 60 дней при выходе годного не более 40%.
В конструкции двигателя ПД-14, в частности, внедрены супержаропрочные монокристаллические сплавы для рабочих и сопловых лопаток с высокоресурсными жаростойкими и комплексными теплозащитными покрытиями. Высокопрочные конструкционные стали и деформируемые никелевые и титановые сплавы нового поколения использовались при изготовлении валов, дисков и корпусов.  
ФГУП «ВИАМ», двигатель ПД-14, самолет МС-21, мотогандола, конструкционные материалы
Двигатель ПД-14 уникален еще и тем, что впервые в практике российского двигателестроения производитель разработал не только сам двигатель, но и гондолу к нему (обычно мотогондолу изготавливает под конкретный двигатель фирма, создающая самолет).  
ФГУП «ВИАМ», двигатель ПД-14, самолет МС-21, мотогандола, конструкционные материалы
ПД-14 - это не просто современный двигатель пятого поколения. На базе его газогенератора будет создан ПД-8 взамен SaM146, ПД-12 - для вертолетов, ПД-35 - для транспортного и пассажирского авиалайнеров. 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх