Разработчики перспективного широкофюзеляжного пассажирского самолета CR929, создаваемого совместно китайской корпорацией COMAC и российской «Объединенной авиастроительной корпорацией», прорабатывают вариант одноместной кабины пилотов для лайнера. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил заместитель главного конструктора по аэродинамики компании «Гражданские самолеты Сухого» Александр Долотовский.
Согласно действующим сегодня правилам, в состав экипажа пассажирского самолета могут входить минимум два человека — капитан и второй пилот. Это сделано, в том числе, на экстренный случай, чтобы второй летчик мог довести самолет до пункта назначения в случае, если первый станет недееспособным. Кроме того, при длительных перелетах летчики в экипаже из двух человек могут вести по очереди, благодаря чему снижается нагрузка. Однако в мире нарастает дефицит летчиков, из-за чего авиационные власти начали рассматривать возможность сокращения экипажей самолетов до одного человека.
По словам Долотовского, разработчики CR929 прорабатывают два варианта одноместной кабины для лайнера CR929. Первый вариант предусматривает создание именно одноместной кабины, в которой только один летчик будет вести самолет. Второй вариант предполагает реализацию концепции «пилот как навигатор». В этом случае весь полет самолета будет проходить в полностью автоматическом режиме. Пилот же будет решать только наиболее трудоемкую задачу — планировать полет.
В настоящее время CR929 разрабатывается под классическую двухместную кабину, однако, по утверждению разработчиков, возможность реализовать новые концепции управления закладывается уже сейчас. В перспективе перейти на однопилотное ведение самолета будет возможно с минимальными техническими изменениями. По словам Долотовского, такой переход станет возможным к 2030 году, правда, лишь в том случае, если авиационные власти примут соответствующие поправки к правилам полетов.
В 2016 году свою концепцию однопилотного ведения самолета предложило NASA. Концепция, прорабатываемая этим агентством, предусматривает возможность дистанционного ведения самолета «супердиспетчером» в случае, если летчик на борту лайнера по какой-либо причине не сможет этого делать. При этом некоторые американские авиаперевозчики предложили и вовсе отказаться от экипажей на борту самолетов, сделав ведение лайнеров полностью дистанционным.
Василий Сычёв
Свежие комментарии