Из вошедших в Тор-10 американских истребителей половина не летает
К достаточно печальным выводам пришло американское издание «Military Watch», проанализировав недавно опубликованный правительственный отчёт о состоянии ВВС США.
Из этого документа следует, что истребительная авиация вооруженных сил страны практически небоеспособна из-за износа или недостаточного техобслуживания. Истребитель пятого поколения F-35 Lightning II («Молния»), который позиционируется американцами как лучшая боевая машина в мире, довольно сложен в эксплуатации и требует тщательного и частого обслуживания, которое является не дешевым удовольствием.В десятку американских истребителей попали и те, которые уже не только не выпускаются, но и не эксплуатируются, как, например, сверхзвуковой двухместный истребитель с изменяемой геометрией крыла F-14 Tomcat, который был официально выведен из состава ВС США в сентябре 2006 года (поступал на вооружение с 1974 года). Попал в Тор-10 и самолёт А-10 Thunderbolt («Удар молнии»), известный ещё как «Бородавочник», который является штурмовиком. Эта воздушная машина была разработана ещё в начале 1970-х годов, однако при наличии множества модификаций и в случае замены крыла срок службы А-10 может быть продлён до 2028 года.
В список действующих «старичков» попал и многоцелевой истребитель F-16 Fighting Falcon («Сражающийся сокол»), самый массовый американский истребитель, которых с 1976 года было выпущено более 4 500 единиц. F-16 экспортировался в 25 стран, в ВВС США «соколов» было поставлено 2231 машин, последние из которых поступили на вооружение в 2005 году. С тех пор этот истребитель производился до 2017 года только на экспорт.
Остаются на вооружении и истребители семейства F-15. В модификации F-15 Eagle («Орёл») C и D это истребитель завоевания господства в воздухе, а F-15 Strike Eagle («Ударный орёл») это истребитель-бомбардировщик. Эти предназначенные для завоевания господства в воздухе самолёты четвёртого поколения, начали поступать на вооружение с 1976 года. Как утверждают создатели и эксплуатанты, F-15 ни разу не был безвозвратно потерян в воздушных боях, сбив при этом около 100 самолётов и вертолётов противника. Предполагается, что в модернизированном виде «орлы» останутся на вооружении ВВС США до 2025 года.
Многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor («Хищник») перестал производиться с 2011 года, всего было выпущено 187 серийных самолётов, из которых 18 потерпели крушения либо потеряны безвозвратно. С 2012 года на эксплуатацию F-22 были наложены существенные ограничения из-за сбоев бортовой системы генерации кислорода, которые так и не удалось устранить. Пилоты жаловались на удушье в кабине, в итоге «хищным птицам» запретили подниматься выше 6,7 тысяч километров и совершать дальние полёты. F-22 является к тому же самым дорогим истребителем в мире — его производство, с учётом НИОКР, составляло 379,5 миллионов долларов. В приличную сумму обходится и эксплуатация этого самолёта, поэтому летают они крайне мало.
В ближайшие 3−5 лет действующие американские истребители планируется выводить из эксплуатации. И хотя тот же F-16, а также штурмовик А-10 (самые массовые самолёты в ВВС США) по данным американского правительственного доклада хотя и находятся в «удовлетворительном состоянии», они будут уступать место истребителю пятого поколения F-35. Как отмечает издание «Military Watch», из-за этого боеготовность ВВС существенно снизится, в том числе из-за колоссальных средств на их обслуживание. Ну и на собственно само производства F-35А, где за одну единицу для ВВС США придётся выложить 83,4 миллиона долларов. F-35 В (с коротким взлётом и вертикальной посадкой) обходится 108,1 млн, а F-35С (палубный истребитель) в 93,3 млн.
Сами американцы свою «Молнию» стараются не критиковать, более того F-35 в Соединенных Штатах всячески расхваливают и позиционируют как основной боевой истребитель. F-35, в разных количествах, стоит также на вооружении ещё семи стран. Всего с начала производства (мелкосерийного) в 2006 году сошли с конвейера 585 единиц воздушных машин, которые помимо американской корпорации Lockheed Martin собираются на итальянском заводе FACO в Новаре. Издание National Interest назвало F-35 «самым передовым в мире многоцелевым истребителем, который при полной боевой нагрузке может превзойти самолёт любой другой страны мира».
Тем не менее, репутация этого американского истребителя все еще остается довольно сомнительной. Не лучшим образом повлияла на имидж самолета крушение F-35А 9 апреля 2019 года, когда истребитель ВВС Японии перестал выходить на связь и упал в океан. Ранее, в сентябре 2018 года, потерпел крушение F-35 В из состава 501-й учебной эскадрильи корпуса морской пехоты США в Южной Каролине. Пилот успел катапультироваться. Сопутствовала эксплуатации F-35 и череда аварий, в том числе с возгоранием двигателя. Неподтвержденным остался случай с поражением и повреждением F-35 ВВС Израиля в небе Сирии в конце 2017 года, который приписывают воздействию ракеты комплекса С-200 российского производства. Израильская сторона утверждает, что это было столкновение с птицей.
У F-35 уже при активной эксплуатации было выявлено 966 критических недостатков. 111 дефектов относятся к первой категории сложности (могут привести к гибели, тяжелой травме, профессиональным заболеваниям, а 855 — ко второй (неисправность отдельных элементов конструкции и бортовых систем). При этом чиновники Пентагона исправляли отчетность, занижая количество недостатков первой и второй категории нисколько не заботясь об улучшении окончательного инженерного проектирования.
Одним из критических недостатков F-35 является, например, и неисправность аварийной системы. При катапультировании пилота комплекс радиолокационного опознания не отправляет автоматический сигнал на радар наземного контроля и диспетчеры не получают информацию о происшествии. Еще один серьезный дефект обнаружился в системе управления вооружением — пилоты не могут подтвердить координаты наземной цели, что уменьшает эффективность и точность бомбометания. Эксперты полагают, что каждый отдельно взятый недостаток не препятствует эксплуатации самолета, однако в совокупности дефекты могут повлиять на безопасность полетов и «значительно увеличивают вероятность того, что воздушное судно не сможет выполнить требуемую миссию».
Не высказывают особых восторгов по навязываемой им военно-воздушной технике производства США и в ряде стран НАТО. Как, например, Германия, которая отказалась от закупок F-35 и вызвала этим на себя поток резкой критики как со стороны Пентагона, так и производителей, компании Lockheed Martin. Ее вице-президент Джонатан Хойл высказался в том духе, что Берлин сделает «шаг назад», который помешает ей быть на одном уровне с ее партнерами по НАТО. При этом признал, что у Германии самый большой оборонный бюджет в альянсе, но отказавшись от истребителей пятого поколения, она уже не будет соответствовать другим странам, работающим с этими самолетами. Откреститься от американского истребителя F-35 пытаются также Великобритания и Италия, не смотря на то, что у этих стран есть уже некоторое количество подобных самолетов (15 и 10 соответственно), а в планах закупок Лондона значилось приобретение 138 таких воздушных машин, а Рим был готов закупить 120 F-35 разных модификаций. Вероятно, что их программы перевооружений будут свернуты.
Сами же США сейчас просто вынуждены вкладываться в производство F-35, так другие авиационные проекты были заморожены именно в угоду «Молнии». И чем заменить доживающие свой век истребители F-15 и F-16, штурмовик А-10 и другие воздушные машины, в Пентагоне не знают. Даже если поверить американцам на слово и признать F-35 «самым передовым в мире многоцелевым истребителем», он не настолько универсален, чтобы в одном виде заменить и истребители завоевания воздушного пространства (он уступает в манёвренности российскому Су-57), и истребители-бомбардировщики, и штурмовики. Плюс, как отмечают в самих США, это крайне дорогой в обслуживании самолёт, который разорит бюджет Пентагона.
Виктор Сокирко
Свежие комментарии