В Турции, где готовятся к схватке с Грецией, сообщили о покупке 40 истребителей Су-35
Профессор Университета Бахчешехир (Стамбул) Абдулла Агар, признанный эксперт по национальной безопасности, сделал важные заявления об отношениях Турции, Америки и России. Он сказал, что Турция после покупки С-400 сделает еще один шаг навстречу контракту по российским истребителям Су-35.
И, с очень большой вероятностью, их купит. А США, похоже, утрутся точно так, как сделали после поставок ЗРК «Триумф». Анкара уже выбрала стратегию против возможный американских санкций. Об это сообщила турецкая газета Milli Gazete.По словам Абдуллы Агара, Турция не хочет F-35, в том числе и потому что не сможет применить его для защиты своих газовых интересов в восточном Средиземноморье. Он также считает, что Москва даже если не получит большую прибыль, то хотя бы выиграет из-за возрастающей уязвимости НАТО.
Тем не менее, у Эрдогана, по большому счету, не остается выбора, поскольку Франция уже отправила истребители Rafale на остров Крит для защиты Кипра и Греции от возможной турецкой аннексии нефтегазового шельфа, который находится в спорном морском районе. О своей готовности вступить на тропу войны с турками заявил и Египет, отстаивая тем самым свои экономические интересы, которые получили статус международно признанных после подписания 9 августа египетско-кипрского соглашения о разграничении национальных исключительных экономических зон (ИЭЗ) в восточном Средиземноморье.
Проблема даже не в османских амбициях Эрдогана, хотя они, бесспорно, имеются. В Турции падает уровень жизни. Вырваться из надвигающейся бедности Анкара может только за счет новых газовых месторождений, найденных в восточном Средиземноморье. Впрочем, этот же мотив движет и греками, и египтянами.
Драка намечается нешуточная. У Анкары все-таки есть историческое право на спорный регион в свете Кипрской конвенции от 4 июня 1878 года. Правда, на ней, вроде бы, поставили крест последующие, составленные британцами, международные договоры, но Турция так и не признала передел Средиземноморья. Ладно, если бы дело касалось морской глади и линий на карте, но сейчас речь идет о десятках, если не о сотнях миллиардов долларов. Турецкие националисты и так называемые государственники просто не простят Эрдогану сдачу национальных интересов.
Ясно также, в случае столкновения между Анкарой с одной стороны и Афинами, Каиром и Парижем — с другой, турецкие ВВС, основу которых составляет F-16, останутся без боеприпасов и запчастей. Янки просто перестанут поставлять их, а то и вообще заблокируют вылеты.
А тут появилась информация, что азербайджанские военные, лучшие друзья турецкой армии, очень довольны российскими истребителями. Они, кстати, летом 2020 года в рамках военно-технического сотрудничества побывали на заводах по производству боевых самолетов Су-35 и МиГ-35.
Как пишет турецкий блогер İktisatçı: «Турция вполне может взять Су-35 и Су-57. Азербайджан уже много лет использует российские истребители и не отказывается. Пока Турция не произведет свой собственный самолет, русские истребители хорошо послужат нам. Су-35 и Су-57 также имеют очень передовые технологии, что тоже очень хорошо. А вот F-35 — проблемный самолет».
Такого же мнения и другой блогер Özgür Peltek из Стамбула: «Су-35, как F-35, это временные самолеты, пока в Турции не появится свой истребитель ММУ, который создается турецкими компаниями TUSAŞ Motor Industry, ASELSAN, ROKETSAN, Gür Metal, Repkon Machinery Company и SAH Istanbul. Его первый полет состоится в 2023 году. Мы сейчас, как губка, впитываем американские и русские технологии».
Анкара участвовала и, по некоторым данным, продолжает участвовать в программе производства деталей для F-35, поэтому знает, что это за машина — американская невидимка. Тем более, 4 истребителя этого типа уже пылятся в ангарах ВВС Турции.
По данным пентагоновского портала Defense News, восемь турецких компаний производят изделия для фюзеляжа, шасси и дисплеев кабины самолета — всего около 900 деталей. Что касается денег, то здесь цифры Минобороны США и Lockheed Martin, которая выпускает F-35, существенно разнятся.
Пентагон уверяет, что турки от разрыва этой программы потеряют до $ 9 млрд. заказов, а Lockheed Martin считает, что не больше $ 1 млрд., причем для переноса производства из Турции в США потребуется $ 500 млн. затрат. По американским меркам, совсем небольшие деньги, что говорит лишь о выпускаемой в Турции мелочевке и отверточной сборке.
Тем не менее, несмотря на угрозы, Трамп не захлопнул дверь для турецких компаний, работающих по контрактам с Lockheed Martin. Очевидно, что Вашингтон не хочет геополитического разрыва с Анкарой, мол, Эрдоган рано или поздно исчезнет из большой политики, а НАТО останется навсегда.
Собственно, и Анкара не думает о выходе из Североатлантического альянса, поэтому вряд ли закупки небольшой партии Су-35 или даже Су-57 скажутся драматически на отношениях Вашингтона и Анкары. Тем более что американцы уже в курсе переговоров по самолетам «Сухого». Как пишет Military Watch, ссылаясь на достоверный источник: «сделка не кажется слишком отдаленной», Турция закупит у России две эскадрильи истребителей, каждая из которых будет состоять примерно из двух десятков самолетов.
С одной стороны, приобретение 40 Су-35 сделает Турцию самым большим иностранным оператором этого типа истребителя, с другой — на фоне 240 F-16 наши машины вряд ли станут доминантой в ВВС Турции. Можно не сомневаться, что их покупают только для «газовой» войны с Грецией и Египтом.
Из открытых источников известно, что базовая цена Су-35 составляет около $ 40−65 млн, а F-35 — около $ 100−110 млн, но с учетом наземного оборудования, запасных двигателей, боеприпасов и обучения разница становится многократной. Можно предположить, что сумма возможного контракта между Москвой и Анкарой, хоть и держится в секрете, не превысит $ 4 млрд. Причем, значительную часть из них составят кредиты.
Хватит ли 40 «сушек», чтобы завоевать господство в воздухе в боях с ВВС Греции и Египта? Если сравнивать по количеству, то нет: даже греки располагают 156 F-16 Fighting Falcon (Боевой сокол), а также 22 Mirage 2000. Если прибавить еще 200 египетских F-16, то расклад сил вообще не оставляет шанса «турецким» Су-35. Конечно, на исход воздушных боев влияют не только число машин и даже не подготовка пилотов, хотя и эти факторы нельзя недооценивать.
Американцы, как известно, в разработках своих истребителей сосредоточились на авионике, радарах, информационной связи и так далее, то есть на том, что даст им возможность преуспеть в воздушной войне за пределами визуального диапазона. В полной мере, относится это и к F-16, который может победить Су-35 только ударом издалека. Во всяком случае, такова официальная точка зрения стратегов ВВС США.
Конечно, Су-35 имеет хорошую защиту от удаленных ракетных ударов, но именно здесь приобретает особое значение подготовка пилотов и диспетчеров наземных и космических служб. Не факт, что турки на «сушках» будут также эффективны, как и наши летчики и операторы ВКС.
Хочет того Москва, или нет, но ей придется оказывать максимальное содействие Анкаре, если та, не дай бог, развяжет войну с Афинами и Каиром. Вашингтон тоже не останется в стороне, и будет всячески помогать грекам и египтянам, защищая имидж своего «Боевого сокола».
Александр Ситников
Свежие комментарии