1828 - в Москве на аэростате собственной конструкции поднялась на высоту 650 метров первая русская женщина-воздухоплавательница госпожа Ильинская, мещанка с Пресненской части.
В августе 1941 года добровольцем ушёл на фронт, оставив обучение. Воевал на Западном фронте заместителем политрука роты 914-го сапёрного полка 29-й армии. Во время одного из боёв, в октябре 1941 года, получил тяжёлое ранение, был госпитализирован и в августе 1942 года демобилизован из рядов Советской Армии.
В 1942 году он поступил в Ленинградский государственный университет на математико-механический факультет. После окончания университета в 1947 году был направлен на работу в подмосковный город Калининград (ныне Королёв) на засекреченное в те годы предприятие — НИИ-88 (ныне РКК «Энергия» им. С. П. Королёва). В должности инженера-проектанта В. М. Ковтуненко занимался баллистикой, прочностью и аэродинамикой первых отечественных баллистических ракет, некоторое время — по конструкторским разработкам Сергея Павловича Королёва.
В 1953 году, вместе с группой специалистов, В. М. Ковтуненко был направлен для работы над одной из тем С. П. Королёва в только что созданное ОКБ-586 (позже КБ, а затем НПО «Южное») в город Днепропетровск (Украинская ССР), главным конструктором которого являлся Михаил Кузьмич Янгель. Осенью 1953 года Ковтуненко был назначен начальником проектного отдела, состоящего из четырёх секторов: проектно-конструкторского, баллистики и динамики, нагрузок и прочности, головных частей. Тогда же он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Теоретические и экспериментальные исследования аэродинамики воздушных рулей».
В 1960 году В. М. Ковтуненко была присуждена учёная степень доктора технических наук, в этом же году он стал лауреатом Ленинской премии, а в 1962 году его утвердили в учёном звании профессора.
В 1961 году было организовано КБ-3 (структурное подразделение ОКБ-586), которое проектировало ракетно-космические комплексы научного, военного и народно-хозяйственного назначения. Начальником и главным конструктором КБ-3 был назначен Вячеслав Михайлович Ковтуненко, одновременно он работал заместителем М. К. Янгеля. При активном участии В. М. Ковтуненко была разработана и успешно реализована программа «Космос», ставшая конверсионной.
До 1977 года последовательно занимал должности начальника сектора, заместителя начальника, главного конструктора КБ «Южное». В декабре 1977 года В. М. Ковтуненко был назначен главным конструктором, а в 1986 году — генеральным конструктором и генеральным директором НПО имени С. А. Лавочкина. Большинство космических проектов, которые реализовывались под его руководством, осуществлялись в рамках международной кооперации. Признанием его заслуг в этом направлении стало избрание Вячеслава Михайловича в 1987 году действительным членом Международной академии астронавтики.
Накопленный его коллективом опыт в дальнейшем был использован для разработки спутниковых систем связи «Зеркало», «Купон», «Норд», принципиально новых информационных космических систем, в частности, высокоорбитальных систем наблюдения с использованием крупногабаритных космических телескопов, обеспечивающих решение задач особой государственной важности, а также систем двойного назначения. В. М. Ковтуненко умер 10 июля 1995 года после продолжительной болезни. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище...
1926 (по 1 сентября) - "Бреге" Br.19 с двигателем "Фарман" пролетел 5200 километров от парижского аэродрома Ле Бурже до персидского Бендер-Аббаса. Машину пилотировали лейтенант Шале и капитан Вейсер. Через полтора месяца шеф-пилот фирмы "Бреге" Косте и капитан Риньо побили и этот рекорд, пролетев 5396 км.
1930 - Родился генеральный директор КнААПО (1973-1988) Владимир Николаевич Авраменко.Лауреат:Государственной премией РФ за дизайн и эргономическую разработку самолётов Су-27 (1997 г.);премией Правительства Российской Федерации за разработку высокоэффективных технологических процессов (2000 г.), почётный авиастроитель, лауреат премии имени П.О. Сухого I степени.
1936 - Самолёт АНТ-9 совершил первый рейс (Москва-Прага), открыв новую международную линию воздушного сообщения.Пилотировали машину Гуревич и Тимашев. Третьим в экипаже был бортмеханик-радист Котов. Летели через Киев и Черновцы. Пассажиров взяли только "служебных", то есть сотрудников ГВФ. Более до конца года ни одного рейса в Прагу не сделали. Настоящая эксплуатация линии началась лишь в следующем году, и летал на ней купленный в США "Дуглас" DC-2.
1938 - Впервые поднялся в воздух единственный прототип французского УТС Bloch 500T3 (MB.500), под управлением пилота фирмы Bloch Ле Бэйла (Le Bail), позднее ставшего директором завода в Сент-Клауде (St.Cloude). Её проектированием руководил инженер Руссель, ранее занимавший должность главного дизайнера концерна SCAN, и незадолго до этого перешедшего на фирму Bloch. Он предолжил проект, который создавался с расчётом на быструю постройку при наименьших затратах в производстве. Конструкция самолёта была деревянной, экипаж размещался в закрытых кабинах, а пилот и штурман имели дублированное управление. Шасси Bloch 500T3 выполнили неубираемым для экономии массы самолёта. Изготовление разведчика поручили предприятию фирмы Bleriot, вероятно потому, что собственные заводы были уже загружены военными заказами. К сожалению, об испытаниях Bloch 500T3 информации найти пока не удалось.
1940 - Первый полёт первого прототипа самолёта Ca.331 Raffica (MM.427). Ca.331 Raffica - многоцелевой истребитель, разработанный итальянской фирмой Caproni Aeronautica Bergamasca. Работы над самолётом были начаты в 1939 году конструктором Цезаре Паллавичино.
В 1968 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков. Служил лётчиком-истребителем в строевых частях ВВС СССР.С 1970 года — в Отряде советских космонавтов. Прошёл полный курс общекосмической подготовки и подготовки к космическим полётам на КК типа «Союз» и ОС типа «Салют». В 1976 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина.
Совершил три полёта в космос в качестве командира корабля и пилотируемых орбитальных комплексов.Первый полёт — с 9 апреля по 11 октября 1980 года совместно с бортинженером Валерием Викторовичем Рюминым на КК «Союз-35» и ОС «Салют-6». За время 185-суточного полёта на борту ОС «Салют-6» побывали четыре экспедиции посещения, три из которых — международные экипажи (с участием космонавтов Венгрии, Вьетнама, Кубы). Осуществлены стыковки с грузовыми КК: «Прогресс-8», «Прогресс-9», «Прогресс-10». Возвращение на Землю осуществлено на КК «Союз-37».
11 октября 1980 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С 14 по 22 мая 1981 года полковник Л. И. Попов возглавлял полёт советско-румынского международного экипажа совместно с космонавтом-исследователем гражданином Социалистической Республики Румыния Думитру Прунариу на КК «Союз-40» и орбитальном научно-исследовательском комплексе «Салют-6» — «Союз Т-4» — «Союз-40».Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 мая 1981 года за успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм Леонид Иванович Попов награждён второй медалью «Золотая Звезда».
Третий космический полёт, совместно с бортинженером А. А. Серебровым и космонавтом-исследователем С. Е. Савицкой, Л. И. Попов выполнил с 19 по 27 августа 1982 года на КК «Союз Т-7» и орбитальном научно-исследовательском комплексе «Салют-7»-«Союз Т-5»-«Союз Т-7». Завершив полёты в космос, с 1982 по 1987 годы полковник Л. И. Попов являлся инструктором-космонавтом Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
Отчислен из отряда космонавтов 13 июня 1987 года в связи с поступлением в Военную академию Генерального штаба.
15 октября 1990 года полковнику Л. И. Попову было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».
С 24 июня 1989 года служил начальником 4-го управления Главного управления вооружений ВВС Министерства обороны СССР (с 1992 года Российской Федерации). С 22 июля 1993 года — начальник 3-го управления Главного управления заказов и поставок авиационной техники и вооружений ВВС. 11 ноября 1995 года уволен в запас по возрасту.
С 1971 года учился в Московском авиационном институте по специальности «Производство ЛА», получил специальность «инженер-механик по производству ЛА» в 1977 году. В 1980 году окончил заочное отделение МАИ, факультет «Системы автоматизированного проектирования ЛА» по специальности «Системный анализ, большие компьютерные системы». После окончания института работал в нём же инженером, старшим инженером (с мая 1978 года) отраслевой лаборатории «Систем автоматизированного проектирования ЛА», одновременно был нештатным испытателем в ИМБП, где участвовал в различных испытаниях по программе «Буран».
С августа 1983 года по 1992 год — инженер, старший инженер, ведущий инженер, начальник группы, начальник сектора НПО «Энергия» им. С. П. Королева. Занимался отработкой действий экипажей космического корабля «Союз ТМ» и орбитального корабля «Буран», разработкой автоматизированных систем подготовки космонавтов. Участвовал в подготовке пусков космических кораблей «Союз ТМ», «Буран», многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия». Занимался стыковочным узлом для орбитального корабля «Буран». В 1985 году принимал участие в подготовке группы бортинженеров по программе «Буран».
С марта 1999 года – вице-президент Федерации космонавтики РФ.
С 6 февраля 2003 года начальник 291-го отдела РККЭ (командир отряда космонавтов). 30 октября 2007 года освобождён от этой должности и назначен заместителем начальника Лётно-космического центра ОАО РККЭ.
Отобран в отряд космонавтов НПО «Энергия» в марте 1992 года. С 1 октября 1992 года по февраль 1994 года проходил курс общекосмической подготовки в центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина.
С 20 мая 1994 года по 20 февраля 1995 года прошёл лётную и парашютную подготовку, выполнил тренировки в гидролаборатории, полёты на невесомость и тренировки на выживание, полностью завершил курс общекосмической подготовки, сдал все экзамены и зачёты и получил квалификацию «космонавт-испытатель».
10 мая 1995 года переведён на должность космонавта-испытателя в отряде космонавтов РКК «Энергия».
14 февраля 1995 года введён во второй экипаж 20-й основной экспедиции «Евромир-95». С 20 февраля по август 1995 года проходил подготовку в качестве бортинженера, вместе с Геннадием Манаковым, а с 1 апреля с Кристером Фуглесангом (ЕКА, Швеция).
3 сентября 1995 года был дублёром бортинженера ТК «Союз ТМ-22» Сергея Авдеева.
С октября 1995 по июль 1996 года проходил непосредственную подготовку в качестве бортинженера первого экипажа космического корабля «Союз ТМ-24» по программе 22-й основной экспедиции (ЭО-22), российско-американской экспедиции NASA-3 и «Кассиопея» вместе с Геннадием Манаковым, Джоном Блаха (США) и Клоди Андре-Деэ (Франция).
9 августа 1996 года, в связи с заболеванием командира Геннадия Манакова, основной экипаж (кроме Клоди Андре-Деэ) ЭО-22 был заменён дублёрами (Валерием Корзуном и Александром Калери).
С августа 1996 по июль 1997 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа по программе 24-й основной экспедиции, вместе с Юрием Гидзенко, а с октября 1996 года с Анатолием Соловьевым.
28 июля 1997 года решением Государственной межведомственной комиссии назначен бортинженером дублирующего экипажа МКС-3, вместе с Валерием Корзуном.
Первый космический полёт совершил в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-26» и 24-й основной экспедиции на космической станции «Мир», командиром экипажа был Анатолий Соловьёв. Корабль «Союз ТМ-26» стартовал с космодрома Байконур 5 августа 1997 года и 7 августа состыковался со станцией «Мир». В это время на станции «Мир» находился экипаж 23-й основной экспедиции Василий Циблиев, Александр Лазуткин и американский астронавт Майкл Фоул. Космонавты Циблиев и Лазуткин покинули станцию 14 августа 1997 года. 29 сентября 1997 года к станции «Мир» прибыл американский шаттл «Атлантис» STS-86. Произошла замена американских членов экипажа станции: Майкл Фоул отправился на Землю, а Дейвид Вулф остался на станции. 24 января 1998 года к станции «Мир» прибыл американский шаттл «Индевор» STS-89. Произошла очередная смена американского члена экипажа станции: вместо Дэвида Вульфа на станции остался Эндрю Томас. 31 января 1998 года к станции пристыковался корабль «Союз ТМ-27», на котором прибыли космонавты 25-й основной экспедиции «Мир»: Талгат Мусабаев и Николай Бударин, а также, с кратким посещением станции, французский космонавт Леопольд Эйартц. Виноградов, Соловьёв и Эйартц вернулись на Землю 19 февраля 1998 года.
Павел Виноградов проходит тренировки в американском скафандре.Во время этой экспедиции Павел Виноградов провёл 197 суток 17 часов и 34 минуты в космосе. Во время полёта Павел Виноградов и командир экспедиции Анатолий Соловьёв выполнили пять выходов в открытый космос общей продолжительностью 25 часов 16 минут.
Впоследствии прошёл подготовку в качестве командира корабля «Союз ТМА-8» и 13-го долговременного экипажа Международной космической станции. Старт корабля «Союз ТМА-8» произошёл 30 марта 2006 года с космодрома Байконур.
28 марта (29 марта по московскому времени) 2013 года стартовал на космическом корабле «Союз ТМА-08М» в качестве командира корабля и основной экспедиции МКС-35. Совершив этот старт в возрасте 59 лет, стал самым пожилым космонавтом в России (до этого отечественный рекорд — 58 лет — почти 15 лет принадлежал Валерию Рюмину). Уже через 6 часов (впервые по т. н. «быстрой схеме») корабль осуществил стыковку с Международной космической станцией. Герой Российской Федерации (10 апреля 1998 года).
1953 - Совершил первый полёт второй прототип вертолёта Бристоль 173 Mk.2. Этот вертолёт получил две пары небольших крыльев, одно - ближе к передней части фюзеляжа, второе - к задней. Получился своего рода биплан-тандем. Два крыла поставили ещё и с прицелом поднять максимальную скорость полёта и увеличить грузоподъёмность машины. Задние плоскости имели на концах шайбы. На втором прототипе выполнили большой объём экспериментальных полётов с целью исследования устойчивости и управляемости в зависимости от изменения конфигурации и формы стабилизирующих аэродинамических поверхностей. Хафнер с удовлетворением отметил резкое улучшение стабильности вертолёта в полёте. Бристоль-173 Mk.2 потерпел аварию в конце 1956 г.
1953 - Мировой рекорд высоты полёта - 25 386 м, пилот М. Карл на D-558-II фирмы Дуглас.
1956 - Лётчик-испытатель фирмы "Боинг" Роберт Л.Лошш поднял первый заправщик KC-135A в воздух. Первоначальный заказ ВВС США из 24 самолётов вскоре был увеличен до 250. В итоге Боинг построил 732 самолёта-заправщика KC-135A и ещё 81 других модификаций.
«Виджилент» был габаритным (длина 23 м), тяжёлым (макс. взлётная масса превышала 28 т) и высокотехнологичным (для 1950-х годов) двухместным двухдвигательным самолётом палубного базирования. Его отличительными чертами были высокорасположенное крыло, коробчатые регулируемые (впервые в авиации США) воздухозаборники, внутренний грузоотсек между двигателями, крыло без элеронов (вместо них использовались интерцепторы и дифференциально отклоняемый стабилизатор), цельноповоротное вертикальное оперение и одна из первых БЦВМ VERDAN (Versatile Digital Analyzer). A-5 также был оснащён одной из первых электродистанционных систем управления, когда-либо установленных на самолётах.
1965 - Состоялся первый полёт "Супер гуппи" Модели-377SG (N1038V), пилотировал машину военный лётчик и авиаконструктор Джой Конрой.
1977 - Савицкая Светлана Евгеньевнана Е-133 достигла высоты полёта 21209,9 м.
В 1977 году один самолёт МиГ-25ПУ (МиГ-25ПУ бортовой номер 51, (хранившийся до последнего времени в гарнизоне Хотилово) был переоборудован в рекордный, получивший обозначение Е-133. На нём лётчица С.Е.Савицкая (впоследствии лётчик-космонавт и Дважды Герой Советского Союза) 31 августа достигла высоты полёта 21209,9 м, 21 октября на дистанции 500 км достигла средней скорости 2466,31 км/ч, 12 апреля 1978 года пролетела по замкнутому маршруту 1000 км со средней скоростью 2333 км/ч.
Достаточно широкая функциональность воздушного судна Mitsubishi H-60 позволяет применять его и как в качестве самостоятельной боевой единицы, так и в качестве поисково-спасательного средства, в качестве патрульного или же транспортного летательного аппарата.
1993 - Открылся международный авиасалон МАКС-93.
2001 - В Индии состоялся первый демонстрационный полёт МиГ-21 бис UPG (МиГ-21 Бизон», МиГ-21-93).
Опытный образец самолета Learjet 40 выполнил первый полёт 31 августа 2002 года, а первый серийный самолёт выпущен с завода и выполнил первый полёт 5 сентября 2002 года. В эксплуатацию самолёт принят в январе 2004 года.
Модернизированная версия самолёта Learjet 40XR принят в эксплуатацию в октябре 2004 года. У данной модификации увеличен взлётный вес, крейсерская скорость и скороподъёмность. Изменение параметров выполнено за счёт модернизации двигателей до версии TFE731-20BR, более известными как «BR» двигатели. Возможность замены двигателей «AR» на «BR» предусмотрена компанией-производителем по желанию владельцев.
Свежие комментарии