Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ
Руководство «Роскосмоса» решило отозвать на Воронежский механический завод все двигатели второй и третьей ступени ракет-носителей «Протон-М». Поводом для этого стали технологические проблемы, вскрывшиеся в ходе огневых испытаний.Исправлять ситуацию будут при помощи другого двигателестроительного предприятия — НПО «Энергомаш».
Ему предстоит провести аудит и дополнительный технический контроль всех двигателей, которые уже произвели на ВМЗ. Проверки скажутся на сроках пусков «Протонов»: первый старт с Байконура, по самым оптимистичным прогнозам, состоится не ранее лета, хотя прежде был запланирован на февраль.О проблемах с жидкостными ракетными двигателями, используемыми в ракетах-носителях «Протон-М», газете «Коммерсант» рассказали несколько топ-менеджеров предприятий космической промышленности. По их словам, речь идет о двигателях РД-0210/0211 и РД-0213/0214 производства Воронежского механического завода: они устанавливаются на вторую и третью ступень «Протона» соответственно. Проблема вскрылась некоторое время назад в ходе огневых испытаний одного из двигателей второй ступени, говорят источники «Ъ»: по результатам расследования причин инцидента выяснилось, что при сборке изделия использовались «неликвидные компоненты». В частности, вместо материалов с содержанием драгметаллов, которые должны применяться на этом типе двигателей, использовались менее жаростойкие, которые используются в других типах двигателей, выпускаемых на ВМЗ. Это факт не остался без внимания правоохранительных органов: сейчас на предприятии работают сотрудники ФСБ, прокуратуры и СКР. Они пытаются понять, как замена материалов осталась незамеченной представителями многочисленных структур, отвечающих за контроль качества. «По документам, которые подписывали проверяющие, двигатели в полном порядке»,- уточнил собеседник «Ъ».
В итоге, как признался источник «Ъ» на одном из воронежских оборонных предприятий, во время выездного совещания руководства госкорпорации «Роскосмос», состоявшегося на заводе 20 января, было озвучено решение об отзыве двигателей для «Протонов» на завод-изготовитель для перепроверки и, в случае необходимости, устранения недостатков. «Речь идет обо всех без исключения двигателях для „Протонов“, выпущенных на ВМЗ за последние несколько лет. Это десятки единиц, включая те, что уже были доставлены на космодром Байконур,- уточнил один из собеседников „Ъ“.- График их возврата на завод должен быть подписан до конца недели».
По вине ВМЗ возникли проблемы уже со вторым типом ракет. Напомним, что 1 декабря 2016 года из-за разрушения двигателя РД-0110 произошла авария ракеты-носителя «Союз-У» и был потерян грузовой корабль «Прогресс МС-04». Все третьи ступени ракет семейства «Союз» с двигателем, приведшим к аварии «грузовика», были отозваны с Байконура на ВМЗ для проверок. По итогам «разбора полетов» гендиректор завода Иван Коптев в связи с «неудовлетворительной работой и качеством выпускаемой продукции» подал заявление об отставке по собственному желанию. Врио гендиректора ВМЗ стал Алексей Уваров, который ранее был заместителем директора предприятия по производству.
По словам источника «Ъ», близкого к «Роскосмосу», исправлять ситуацию на ВМЗ поручили научно-производственному объединению «Энергомаш». В госкорпорации считают, что там ситуация с качеством и надежностью выпускаемых двигателей на порядок выше. То, что предприятие будет привлечено к проверке двигателей ВМЗ, «Ъ» подтвердил гендиректор «Энергомаша» Игорь Арбузов. «В контур интегрированной структуры, возглавляемой „Энергомашем“, входит Конструкторское бюро химавтоматики, которое является разработчиком двигателей для второй и третьей ступеней ракет-носителей „Протон“ и досконально знает технические характеристики двигателей и особенности их изготовления,- пояснил „Ъ“ господин Арбузов.- Для исправления ситуации, которая сложилась на ВМЗ, в рамках проводимой „Роскосмосом“ реформы отрасли в целом мы проведем аудит и дополнительный технический контроль всех двигателей, которые уже произвели на ВМЗ». По его словам, данная мера ускорит выявление причин обнаруженных дефектов, их устранение и может привести к изменениям в сроках запусков ракет-носителей типа «Протон» и «Союз».
Всего в 2017 году «Роскосмос» рассчитывал провести 27 пусков, не менее восьми из которых приходятся на «Протоны». Некоторые из них были коммерческими (в первом квартале значился запуск геостационарного спутника связи Echostar 21, во втором квартале — запуски телекоммуникационных спутников Hispasat 30W-6 (1 °F) и Asiasat 9), а некоторые — запускались в интересах госзаказчика. Так, в конце первого квартала планировалось доставить на орбиту военный спутник связи «Благовест», затем три спутника «Глонасс-М», после — гидрометеорологический аппарат «Электро-Л» N3, а в конце года — еще два пуска в интересах Космических войск РФ. Теперь, по данным «Ъ», при самом оптимистичном раскладе первый пуск «Протона» в этом году состоится только летом — ориентировочно в июне или июле. Руководитель Института космической политики Иван Моисеев напоминает, что за перенос сроков пуска предусмотрен штраф в размере нескольких процентов от стоимости самого пуска. Источники «Ъ», близкие к «Роскосмосу», утверждают, что гнаться за сроками никто не будет: «Будет проведена полная комплексная проверка каждого отдельного изделия, нам важно сократить дефективность изделий на ВМЗ».
Иван Сафронов, Александра Жаркова-Джорджевич; Всеволод Инютин, Воронеж
"Роскосмос", конечно, понесет финансовые потери"
Официальный представитель госкорпорации — в интервью "Ъ FM"
"Роскосмос" вернет двигатели ракет-носителей "Протон-М" производителю. По данным ИД "Коммерсантъ", корпорация собирается отозвать все двигатели второй и третьей ступени из-за проблем с качеством. Как выяснилось, при сборке устройств вместо материалов с содержанием драгоценных металлов использовались менее жаростойкие. По словам собеседников "Ъ", из-за отзыва "Роскосмосу" придется отложить запуски носителей "Протон" и "Союз". Ведущему "Коммерсантъ FM" Алексею Корнееву прокомментировал ситуацию официальный представитель "Роскосмоса" Игорь Буренков.
— Эту информацию можно считать уже официальной?
— Естественно. Мы ведем системную реформу ракетокосмической отрасли, и, конечно, в ее рамках "Роскосмос" проводит тотальную проверку качества производимой продукции. Особое внимание уделяется и двигателям. Ракеты-носители должны выполнять свою основную функцию — выводить на орбиту космические аппараты. Это их самая главная задача, не просто взлет. Поэтому сейчас у нас серьезно усилен контроль за чистотой всех систем и помещений, в частности, на космодроме "Байконур". Благодаря использованию новых стендов и систем, специалисты теперь проверяют также и параметры, которые десятилетиями не изучались.
Ведь космическая продукция — и ракеты-носители, и двигатели — создается не за месяц и не за два. Иногда на это уходят годы. Поэтому, конечно, существуют и заделы готовых изделий, которые, в общем-то, были произведены ранее. Вот по ним тоже ведется серьезная работа, все это проверяется, ведутся дополнительные испытания. Этим и объясняются возможные задержки пусков ракет-носителей "Протон". Тут ведь главное — не торопиться и лишний раз убедиться в полной надежности техники и соответствии ее регламентам тех материалов, из которых она производится.
— Вы собираетесь отозвать все двигатели второй и третьей ступени, собранные на заводе в Воронеже за последние несколько лет?
— Да.
— Сколько таких двигателей?
— У нас все-таки продукция не массовая, она исчисляется десятками. Но, тем не менее, труд и средства, которые на нее затрачиваются, довольно значительные. Поэтому и проверка будет вестись очень непростая. Это очень серьезная процедура, которая требует привлечения и специалистов, и специальной техники. Время не стоит на месте, и то, что, предположим, 20 лет назад просто было не видно или непонятно, можно подвергнуть проверке. Существуют специальные новые методики, технологические возможности, которые позволяют это сделать. Например, я уже сказал о стендах, они тоже поменялись и теперь дают большие возможно увидеть параметры, по которым считываются показатели. Так что, работа ведется.
Правда, тут еще надо заметить, что подобные вещи — некие технологические сбои или нештатные ситуации — происходят во всех странах, которые занимаются подобной деятельностью. Техника — это серьезно. Ведь и более простые вещи, бытовые приборы ломаются, а тут космическая отрасль.
— Правда, что при производстве двигателей более дорогие материалы из драгоценных металлов были заменены на менее жаростойкие?
— Космическая отрасль в России существует не один десяток лет. Понятно, что за это время многое что менялось, а чаще всего, к сожалению, не менялось, как, например, некоторые системы проверки. Более того, некоторые узлы десятилетиями не проверялись. Считалось, что с ними ничего случиться не может. В какой-то момент все эти факторы совпали, поэтому все заговорили, в том числе на самом высоком уровне, о необходимости реформы.
То, что касается материалов, используемых при производстве двигателей, здесь нужно провести проверку соответствия. Потому что если, предположим, какой-либо материал не выдерживает параметры, в которых он должен эксплуатироваться, это неминуемо приводит к ситуациям, которые нас с вами не радуют.
— Как это отразится на графике пусков? Когда может быть проведен первый пуск в этом году?
— Насколько будет отложен старт, сейчас сложно сказать. Для этого нужно закончить проверку, все проанализировать. У нас все специальные процедуры строго прописаны в регламенте. После того как это все будет сделано, естественно, мы сообщим о планах. Но то, что будут задержки — это факт. Но, еще раз повторюсь, что подобные переносы, связанные с вопросами качества, существуют в других странах. Важно просто заметить причину на месте и разобраться с ней на земле.
— Но, может быть, в июне или июле полетит "Прогресс"?
— Я думаю, что мы в течение нескольких недель посмотрим, как ситуация с этим будет складываться, и объявим новые даты. Есть и аппараты, которые нужно запускать, есть обязательства нашей страны перед партнерами, поэтому я полагаю, все-таки мы со всеми задачами справимся.
Мы постараемся сделать, чтобы она задержка запусков была наименее болезненна. Космические аппараты имеют такую важную особенность, что запускаться они должны только в определенное время и в сроки: должны быть совпадения по орбите, по параметрам, при помощи которых они выводятся, потому что это тоже важно. Специалисты, которые занимаются баллистикой, все это рассчитывают. А задача специалистов, которые занимаются качеством, сделать так, чтобы продукция соответствовала всем нормам.
— Стало известно, что "Роскосмос" потребует от Центра им. Хруничева неустойку за срыв разработки разгонного блока для ракет "Ангара". Можно ли вычислить, сколько потеряет корпорация из-за изменения графиков полетов, от этих проверок? Будете ли вы требовать неустойки с воронежского завода, если выяснится, что они виноваты?
— Надо понимать, что тот же Центр им. Хруничева находится в далеко не блестящем финансовом положении. Сложилось оно не сегодня или вчера, а это происходило в течение десятилетий. С момента же создания "Роскосмоса" еще и полутора лет не прошло. Поэтому здесь надо понимать, что эти вещи связаны. Что касается проверки продукции Воронежского механического завода — это одна история, и она с Центром им. Хруничева связана только лишь потому, что двигатели потом ставятся на "Протоны", которые создает центр.
Что касается разработки момента, связанного с "Ангарой", здесь такая система: есть регламенты, которые говорят о том, что мы должны при помощи определенных процедур взыскивать неустойку с предприятий, которые не выполняют в сроки определенные работы. Но сейчас, если потребуется, то можно будет найти другие разгонные блоки. Все-таки там продукция не создается в единственном экземпляре. Но здесь важно понимание того, что проблема организации работы в том Центре им. Хруничева давно вызывает вопросы. Несмотря на то, что многие вещи уже поправлены и сделаны, работы в этом смысле предстоит еще много.
— Но все-таки какие финансовые потери понесет "Роскосмос" в результате сложившейся ситуации?
— Потери, конечно, "Роскосмос" понесет. Но я хочу подчеркнуть: все задачи, связанные с обороноспособностью страны, решаются в срок и вовремя, тут никаких вопросов не возникает. Скорее, говоря о потерях, мы имеем в виду научные работы, связанные именно с запуском космических аппаратов научного значения. Естественно, потери существуют, и они все высчитываются. Но когда заключаются контракты на запуски, там всегда учитываются возможности, которые могут возникнуть с точки зрения тех неприятных моментов, которые могут быть. Это учитывается.
Сказать о том, что мы сейчас несем колоссальные убытки, нельзя. Даже если какие-то сложности в этом смысле возникнут, то лучше мы их обнаружим здесь. Потому что, если какая-то нештатная ситуация случится в космосе, или произойдет потеря аппарата, убытки будут исчисляться миллиардами. Лучше все-таки сохранить аппарат космический, который тоже стоит немало, чтобы он потом свои функции выполнял, чем его просто потерять, пустив его, допустим, на негодной ракете-носителе.
Свежие комментарии