Ночь. Прифронтовой аэродром близ деревни Подопхай,
что в 50 км от Ельни. На поле едва угадываются очертания
необычного летательного аппарата с лопастями винта над
крышей. В полной темноте раздается гул работающего ротора
, слышны возня и тихая ругань: «Взлетай скорее! Не канителься!».
Такую картину можно было наблюдать почти каждую ночь с 30
августа до 6 октября 1941 года. Это проводились боевые испытания
нового типа боевых летательных аппаратов — автожиров А-7-3а.
За их необычный вид бойцы прозвали эти машины «пауками». Первый
в мире автожир был построен еще в 1920 году испанцем Хуаном де ла
Сиерва. Он стремился создать такой летательный аппарат, который в
случае аварии смог бы плавно спарашютировать вниз. В 1928 году
Сиерва совершил полет из Парижа в Лондон, где основал фирму по
изготовлению автожиров. Несколько фирм купили у него лицензии на
постройку необычных аппаратов.
Только для автожира А-7 продолжались летные испытания.
В 1940 году по решению Советского правительства у станции
Ухтомская был основан завод №290 по строительству винтовых
летательных аппаратов. Главным конструктором стал Николай Ильич
Камов, его заместителем — Михаил Леонтьевич Миль. Здесь
планировалась производственная площадка, где будут
проектироваться, строиться и испытываться новые летательные аппараты
— автожиры. К тому моменту на других заводах уже была построена
войсковая серия из 5 машин, получивших обозначение А-7-ЗА. Однако
Война внесла свои коррективы. И, если в мирное время на принятие
подобных решений уходило достаточно много времени, то во время
Войны уже 5 июля 1941 года согласно директиве Генштаба была
сформирована и отправлена на фронт группа в составе пяти автожиров,
которая была прикомандирована к 163 ИАП. Именно эти машины
участвовали в боях под Ельней в августе 1941 года. Быстрыми темпами
начали подготовку экипажей. В них входили строевые летчики. Автожиры
были особо секретной техникой, поэтому военным пилотам пришлось,
преодолевая свои инстинкты и навыки, осваивать особенности техники
пилотирования этих машин. Из-за отсутствия автомата перекоса было
трудно справляться с продольной балансировкой при малых скоростях полета.
Чаще всего летчик-новичок, не давая аппарату разогнаться, переводил
автожир в набор высоты. Потеря скорости приводила к тому, что машина
начинала парашютировать, почти не реагируя на действия пилота.
Постепенно пилоты научились управлять автожирами, и активно выполняли
на них полеты.
4 самолета А7-ЗА /автожиры/ применены были с экспериментальными
целями и предназначались как многоцелевые самолеты: разведчик,
корректировщик, легкий бомбардировщик, могущий работать как
днем, так и ночью с незначительного размера площадок» В основном
вылеты автожиров производились по ночам. Из-за отсутствия на них
навигационных приборов и подсвета приборной доски ночные вылеты
представляли собой большой риск, поэтому М.Л.Миль, сопровождавший
группу винтокрылых разведчиков, настоял и на их дневных вылетах.
Так 23 сентября на корректировку артиллерийского огня автожир
вылетел в сопровождении звена самолетов И-153 «Чайка». Командование
артполка очень высоко оценило результаты этого полета. Медленно
летящий вдоль линии фронта на высоте 300 метров автожир был отличной
платформой для наблюдателя-корректировщика, являя собой при этом
хорошую мишень для немецких зенитчиков. Мешало работе и плохое
качество радиостанций, не обеспечивавших устойчивой связи между
машинами и землей. К счастью, гитлеровцы не слишком были обеспокоены
появлением автожиров. Один из пленных немецких офицеров рассказал о
шутке, услышанной им на передовой: «Ну, пропали, большевики против
нас комбайны выпустили». Использовались автожиры для разброски листовок
над позициями противника, как корректировщики огня и в разведчике,
летали они и в тыл врага к партизанам. Из-за утери части документов 163
ИАП и 24 армии сейчас невозможно подсчитать, сколько именно боевых
вылетов совершили винтокрылые машины. Однако по сохранившимся в
архивах документам можно с уверенностью утверждать, что их было не менее 20.
Тем временем обстановка на фронте быстро ухудшалась. На Ельнинское
направление противником были переброшены дополнительные силы.
Наши войска стали отходить, и истребительный полк перебазировался с
прежнего места. Три автожира пока еще остались на аэродроме. Впервые
немцами были использованы мощные передатчики помех, что явилось
причиной потери связи между командованием армии и штабом фронта.
В связи с этим доставку в штаб фронта срочной информации о прорыве
немецких войск между 24-й и 43-й армиями было поручено осуществить
экипажу автожира. И снова ночной полет в район Гжатска, где находился
штаб фронта. Летчику Трофимову пришлось подсвечивать компас фонариком.
Однако во время посадки пилот принял кроны деревьев за поверхность
земли, аппарат спарашютировал с их высоты. К счастью экипаж травм не
получил, и сообщение о прорыве было передано в штаб фронта. Сама
же пострадавшая машина была срочно разобрана заводской бригадой
ремонтников и отправлена в тыл. Оставшиеся два автожира улетели на
заводской аэродром. Так завершился единственный опыт боевого
применения автожиров в военно-воздушных силах Красной Армии. За период
испытаний ни один аппарат не был утерян и ни один пилот не погиб.По ряду
причин участие автожиров в боевых действиях посчитали малоэффективным.
Машины вернулись на завод, с которым были эвакуированы в поселок Билимбай.
Наладить там производство автожиров не получилось, и в 1943 году завод был
расформирован, а его оборудование и кадры были распределены между
авиационными заводами.В отличие от зарубежных аналогов А-7 являлся
первой без преувеличения боевой машиной, так как был оснащен тремя
пулеметами и мог брать на борт небольшие бомбы. Очевидно, что без
полетов А-7 не было бы сегодня таких боевых вертолетов как Ми-24, Ми-28
и Ка-50 «Черная акула», К-52 «Аллигатор».
Свежие комментарии