На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 707 подписчиков

Свежие комментарии

  • Георгийюра Гончар
    Ломать -не строить!! Легко и быстро!!А Наоборот- проблема!!Прощай, Ми-8, здр...
  • Владимир Егельницкий
    Холдинг есть, а согласия нет. Министерство авиапромышленности нужно с четкой программой, сроками и ответственностью п...Прощай, Ми-8, здр...
  • Михаил Кузьмин
    Ан-2 был создан за полтора примерно года. Антонов вышел в правительство во своим проектом в марте 1946-го, а первый п...«Сталина на них н...

Автожиры в боях под Ельней

Ночь. Прифронтовой аэродром близ деревни Подопхай,

что в 50 км от Ельни. На поле едва угадываются очертания

необычного летательного аппарата с лопастями винта над

крышей. В полной темноте раздается гул работающего ротора

, слышны возня и тихая ругань: «Взлетай скорее! Не канителься!».

Такую картину можно было наблюдать почти каждую ночь с 30

августа до 6 октября 1941 года.

Это проводились боевые испытания

нового типа боевых летательных аппаратов — автожиров А-7-3а.

За их необычный вид бойцы прозвали эти машины «пауками». Первый

в мире автожир был построен еще в 1920 году испанцем Хуаном де ла

Сиерва. Он стремился создать такой летательный аппарат, который в

случае аварии смог бы плавно спарашютировать вниз. В 1928 году

Сиерва совершил полет из Парижа в Лондон, где основал фирму по

изготовлению автожиров. Несколько фирм купили у него лицензии на

постройку необычных аппаратов.

Военные намеревались использовать автожиры в следующих целях:
аэрофотосъемка, корректировка огня, поиск подводных лодок,
охрана судов, патрулирование, связь, разведка. При своей
относительно небольшой скорости автожиры обладали следующими
несомненными достоинствами: небольшая дистанция на взлете и очень
небольшой пробег на посадке. К тому же при корректировке
артиллерийского огня и поиске подводных лодок малая скорость
расценивалась как преимущество. В 1925 году в экспериментально-
аэродинамическом отделе Центрального аэрогидродинамического
института (ЦАГИ) начали работу по исследованию различных видов
несущих винтов. В 1928 году небольшой группе сотрудников поручили
тщательно изучить зарубежные теоретические работы, разработки
конструкций автожиров, а также результаты летных испытаний. По итогам
изучения вышеперечисленных материалов, сравнительного анализа с
экспериментальными данными И.П.Братухиным, входившим в состав этой группы,
написана обстоятельная работа по аэродинамике автожира, ставшая
на долгие годы настольной книгой специалистов, работавших в области
винтокрылых летательных аппаратов. В Советском Союзе первый автожир
был построен в 1929 году. Назывался он KACKP-I (по начальным буквам
фамилий конструкторов Н.И.Камова и Н.К.Скрижинского).В период с 1930
по 1937 годы в Советском Союзе было сконструировано несколько
модификаций автожиров. Каждая новая модель была более совершенна
по своим летным и аэродинамическим характеристикам. Однако
катастрофа в мае 1937 года с автожиром А-12 приостановила испытания
по А-15. Затем все работы были «заморожены».

Только для автожира А-7 продолжались летные испытания.

В 1940 году по решению Советского правительства у станции

Ухтомская был основан завод №290 по строительству винтовых

летательных аппаратов. Главным конструктором стал Николай Ильич

Камов, его заместителем — Михаил Леонтьевич Миль. Здесь

планировалась производственная площадка, где будут

проектироваться, строиться и испытываться новые летательные аппараты

— автожиры. К тому моменту на других заводах уже была построена

войсковая серия из 5 машин, получивших обозначение А-7-ЗА. Однако

Война внесла свои коррективы. И, если в мирное время на принятие

подобных решений уходило достаточно много времени, то во время

Войны уже 5 июля 1941 года согласно директиве Генштаба была

сформирована и отправлена на фронт группа в составе пяти автожиров,

которая была прикомандирована к 163 ИАП. Именно эти машины

участвовали в боях под Ельней в августе 1941 года. Быстрыми темпами

начали подготовку экипажей. В них входили строевые летчики. Автожиры

были особо секретной техникой, поэтому военным пилотам пришлось,

преодолевая свои инстинкты и навыки, осваивать особенности техники

пилотирования этих машин. Из-за отсутствия автомата перекоса было

трудно справляться с продольной балансировкой при малых скоростях полета.

Чаще всего летчик-новичок, не давая аппарату разогнаться, переводил

автожир в набор высоты. Потеря скорости приводила к тому, что машина

начинала парашютировать, почти не реагируя на действия пилота.

Постепенно пилоты научились управлять автожирами, и активно выполняли

на них полеты.

4 самолета А7-ЗА /автожиры/ применены были с экспериментальными

целями и предназначались как многоцелевые самолеты: разведчик,

корректировщик, легкий бомбардировщик, могущий работать как

днем, так и ночью с незначительного размера площадок» В основном

вылеты автожиров производились по ночам. Из-за отсутствия на них

навигационных приборов и подсвета приборной доски ночные вылеты

представляли собой большой риск, поэтому М.Л.Миль, сопровождавший

группу винтокрылых разведчиков, настоял и на их дневных вылетах.

Так 23 сентября на корректировку артиллерийского огня автожир

вылетел в сопровождении звена самолетов И-153 «Чайка». Командование

артполка очень высоко оценило результаты этого полета. Медленно

летящий вдоль линии фронта на высоте 300 метров автожир был отличной

платформой для наблюдателя-корректировщика, являя собой при этом

хорошую мишень для немецких зенитчиков. Мешало работе и плохое

качество радиостанций, не обеспечивавших устойчивой связи между

машинами и землей. К счастью, гитлеровцы не слишком были обеспокоены

появлением автожиров. Один из пленных немецких офицеров рассказал о

шутке, услышанной им на передовой: «Ну, пропали, большевики против

нас комбайны выпустили». Использовались автожиры для разброски листовок

над позициями противника, как корректировщики огня и в разведчике,

летали они и в тыл врага к партизанам. Из-за утери части документов 163

ИАП и 24 армии сейчас невозможно подсчитать, сколько именно боевых

вылетов совершили винтокрылые машины. Однако по сохранившимся в

архивах документам можно с уверенностью утверждать, что их было не менее 20.

Тем временем обстановка на фронте быстро ухудшалась. На Ельнинское

направление противником были переброшены дополнительные силы.

Наши войска стали отходить, и истребительный полк перебазировался с

прежнего места. Три автожира пока еще остались на аэродроме. Впервые

немцами были использованы мощные передатчики помех, что явилось

причиной потери связи между командованием армии и штабом фронта.

В связи с этим доставку в штаб фронта срочной информации о прорыве

немецких войск между 24-й и 43-й армиями было поручено осуществить

экипажу автожира. И снова ночной полет в район Гжатска, где находился

штаб фронта. Летчику Трофимову пришлось подсвечивать компас фонариком.

Однако во время посадки пилот принял кроны деревьев за поверхность

земли, аппарат спарашютировал с их высоты. К счастью экипаж травм не

получил, и сообщение о прорыве было передано в штаб фронта. Сама

же пострадавшая машина была срочно разобрана заводской бригадой

ремонтников и отправлена в тыл. Оставшиеся два автожира улетели на

заводской аэродром. Так завершился единственный опыт боевого

применения автожиров в военно-воздушных силах Красной Армии. За период

испытаний ни один аппарат не был утерян и ни один пилот не погиб.По ряду

причин участие автожиров в боевых действиях посчитали малоэффективным.

Машины вернулись на завод, с которым были эвакуированы в поселок Билимбай.

Наладить там производство автожиров не получилось, и в 1943 году завод был

расформирован, а его оборудование и кадры были распределены между

авиационными заводами.В отличие от зарубежных аналогов А-7 являлся

первой без преувеличения боевой машиной, так как был оснащен тремя

пулеметами и мог брать на борт небольшие бомбы. Очевидно, что без

полетов А-7 не было бы сегодня таких боевых вертолетов как Ми-24, Ми-28

и Ка-50 «Черная акула», К-52 «Аллигатор».

 

 
наверх