Правительство Франции обнародовало сегодня поистине наполеоновские планы по финансированию разработки «самолета будущего». К 2030 году поставлена задача создать замену широко распространенному семейству Airbus A320, а всего через 15 лет, в 2035-ом, эти самолеты должны быть переведены на водородное топливо, что позволит сократить до нуля выбросы в атмосферу углекислого газа.
Именно углекислый газ становится сейчас угрозой для существования доступных авиаперевозок, к которым мы привыкли. Правительства европейских стран, идущие на поводу у экологов, повсеместно вводят налоги на выброс CO2: каждая авиакомпания должна будет платить по несколько десятков евро за пассажира, которые, естественно, будут заложены в цену билета.Суммарно Франция вложит в «водородный» самолет внушительные 15 млрд. евро. Ранее его планировалось создать лишь к 2050 году, теперь же программу решили ускорить, опасаясь того, что американцы или китайцы разработают такой самолет быстрее. Инвестиции должны помочь модернизировать более чем 1300 французских компаний аэрокосмической отрасли и сделать страну технологическим лидером. Подробнее о планах:
A320neo
Согласно опубликованному плану, в 2026-2028 годах будет создан прототип узкофюзеляжного самолета на замену A320, к 2030 году он станет серийным, а к 2035 он же будет превращен в водородный. До конца наступившего десятилетия разработают и новый региональный самолет с заделом под «водородизацию».
Между тем еще в том самом 1988 году, когда первый A320 только начал возить пассажиров, в СССР был создан самолет-лаборатория Ту-155 (на базе Ту-154), на котором испытывали водородные двигатели. ОКБ А.Н. Туполева, создавшее и испытавшее первый в мире самолет, способный использовать два вида топлива — жидкий водород и сжиженный природный газ — навсегда останется первыми в истории мировой авиации. Всего на криогенном топливе было выполнено около 100 полетов, в том числе 5 на жидком водороде.
Ту-155 на МАКС-2015. Фото: Федор Борисов
В современных водородных двигателях, впрочем, водород не сжигают. Вернее, и двигателей-то таких нет: в водородных топливных ячейках на протонообменных мембранах происходит химическая реакция с выделением электрической энергии, и эта энергия приводит в движение электродвигатели, вращающие пропеллер или вентилятор.
Илья Шатилин
Свежие комментарии