На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 26 мая


Этот день в авиации. 26 мая

1874 - Родился Анри Фарман (фр. Henri Farman,англ. Henry Farman) — французский пионер авиации, спортсмен, авиаконструктор, совместно с братом Морисом основавший авиазаводы Farman.

В детстве он учился живописи, увлекался спортом. Активно участвовал в велосипедных и автомобильных гонках. Был пятым на автогонках Париж—Берлин в 1901 г.

и первым в гонке Париж—Вена в 1902 г. В 1903 г. стал третьим в гонке Гордона Беннета, проходившей в Ирландии. На одной из автогонок Фарман попал в аварию и получил серьёзные травмы, после чего перестал заниматься автоспортом. Ещё в юности он заинтересовался воздухоплаванием. Следил за полётами Отто Лилиенталя в Германии, за экспериментами с аэропланами Габриэля Вуазена в 1905–1906 гг. Когда Вуазен в 1907 г. начал продавать аэропланы, Анри Фарман и его братья Морис и Ричард стали одними из первых его покупателей. Свой первый полёт Фарман совершил 30 сентября 1907 г. Дальность этого полёта была всего лишь 30 м.Фарман установил множество рекордов в дальности и продолжительности полёта: первый полёт на километр; первый полёт с пассажиром; первый полёт через границу страны.Фарман заказал Вуазену ещё один аэроплан, но тот продал готовый аэроплан другому покупателю. Не на шутку разгневанный Фарман в 1908 г. создал собственную компанию «Авиамастерские Фармана». Первый аэроплан новая компания произвела в 1909 г. Основал Фарман и собственную авиационную школу — «Шалон-на-Марне», работавшую, как и большинство остальных, в рамках Французского аэроклуба.27 августа 1909 г. Анри Фарман установил мировой рекорд, пролетев 180 км за 3 часа. 3 ноября 1909 г. — 232 км за 4 часа 17 минут 53 секунды. 28 августа 1909 г. он впервые в истории перевёз на 10 км двух пассажиров. Наиболее известны аэропланы Фармана были в России. Первый дипломированный русский лётчик М.Н. Ефимов обучался в школе Фармана. Именно на «Фармане» Ефимов совершил свои первые полёты в России. Также на «Фармане» летал и С.И. Уточкин, которому, по некоторым данным, аэроплан был подарен самим конструктором. На «Фармане» совершила свои первые полёты и русская авиатрисса Л.В. Зверева. Она же открыла в Риге авиамастерские, перебазировавшиеся потом в Санкт-Петербург. Эти авиамастерские к 1916 г. выпустили около 80 «Фарманов» и «Моранов».Во время Первой мировой «Авиамастерские Фармана» производили популярные бипланы, которые широко использовались в авиаразведке. 8 февраля 1919 г. самолёт Фармана «Голиаф» первым начал регулярные пассажирские перевозки по маршруту Париж—Лондон. Пассажирских аэропланов было построено около 60. Ещё было построено более 300 штук бомбардировщиков этого типа, поставлявшихся в разные страны мира.В 1919 г. за разработку аэроплана «Голиаф» и вклад в развитие мировой авиации Анри Фарман был удостоен ордена Почётного легиона.Фирма «Авиамастерские Фармана» в 1936 г. была национализирована, а её хозяева Анри, Морис и Ричард Фарманы вышли на пенсию, получив при национализации хорошие деньги.В 1941 г. братья создали новую компанию, но через три года она была поглощена более крупной корпорацией. В 1952 г. сын Мориса Фармана Марсель активно попытался возродить дело, но этого достичь не удалось, и он обанкротился в 1956 г.Всего с 1908 по 1941 г. братья Фарман создали более 200 типов самолётов.Анри Фарман умер 18 июля 1958 г. Похоронен на кладбище Пасси в Париже...

Этот день в авиации. 26 мая

1898 - Родился Борис Сергеевич Петропавловский — российский и советский военный инженер-артиллерист, участник Первой мировой и Гражданской войн, один из организаторов разработок ракетной техники в СССР, руководитель Газодинамической лаборатории, главный инженер Ленинградского отделения Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ). Герой Социалистического Труда (1991, посмертно). Именем Б. С. Петропавловского был назван кратер на обратной стороне Луны.

В 1915 окончил Суворовский кадетский корпус в Варшаве, после чего — ускоренный курс Константиновского артиллерийского училища в Петрограде. В 1929 закончил Военно-техническую академию им. Ф. Э. Дзержинского в Ленинграде, после чего был направлен в Газодинамическую лабораторию (в 1930—1931 её начальник). Внёс значительный вклад в создание реактивных снарядов для «Катюш».
Простудился во время испытаний реактивных снарядов на полигоне и умер от скоротечной чахотки 6 ноября 1933 года.Похоронен на Смоленском православном кладбище в Ленинграде...

Этот день в авиации. 26 мая

1907 - Родился Георгий Филиппович Байдуков — лётчик-испытатель 1-го класса (1940); военачальник, один из руководителей создания системы ПВО СССР в 1950-х—1970-х годах, генерал-полковник авиации (09.05.1961), Герой Советского Союза (24.07.1936), Полный кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» (25.05.1987), Лауреат Государственной премии СССР (1970), кавалер наибольшего числа орденов СССР (21 орден СССР и 1 орден РФ), писатель.

Вместе с А.В. Беляковым и В.П. Чкаловым совершил дальние перелёты Москва-о.Удд и Москва-Северный полюс-Ванкувер (США). В финскую войну командовал авиагруппой и полком. Во время Великой Отечественной войны был командиром дивизии, затем авиакорпуса. В 1947-1949 гг. - начальник Главного управления ГВФ. С 1954 г. на руководящей работе в МО СССР. Автор книг "Наш полёт в Америку","Рассказы разных лет" , "Чкалов" и др.С сентября 1972 года — научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. C мая 1988 года генерал-полковник авиации Г. Ф. Байдуков — в отставке. Жил в Москве.Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище...

Этот день в авиации. 26 мая

1909 - Немецкий дирижабль LZ-6, впервые использованный гражданской авиакомпанией, совершил свой первый полёт.

Этот день в авиации. 26 мая
1910
 - Состоялся первый полёт первого самолёта Хендли Пэйджа - Type A Bluebird. Это был одноместный деревянный моноплан оборудованный 20-сильным двигателем Advance. После установки более мощного 25-сильного двигателя Alvaston и небольших доделок самолёт был обозначен как Type C.

Этот день в авиации. 26 мая
1912
 - Мировой рекорд высоты полёта - 1350 м, поручик Глеб Васильевич Алехнович на самолёте конструкции Якова Модестовича Гаккеля "Гаккель-VIII" по окончании 2-й международной выставки воздухоплавания на состязаниях в Москве.

Этот день в авиации. 26 мая

1913 - В Петербурге первый в мире тяжёлый многомоторный самолёт "Русский витязь" конструкции Игоря Сикорского успешно прошёл испытания в полёте. Самолёт имел первоначальное название «Гранд» или «Большой Балтийский», а после некоторых доработок – «Русский витязь». Самолёт был построен на Русско-Балтийском вагонном заводе в Санкт-Петербурге в начале 1913 года.

Этот день в авиации. 26 мая

1920 - Первый полёт тяжёлого штурмовика Boeing GA-1, конструктор Issac W. Laddon. Это был бронированный двухмоторный самолёт с толкающими винтами, к тому же выполненный по достаточно редкой даже в то время схеме триплан. Масса пустого самолёта достигала 3,5 тонны, при этом вес брони был больше 1000 килограмм, т.е. практически треть от общей массы став, таким образом, одним из наиболее защищенных (по крайней мере, на бумаге) самолётов в мире. Броня прикрывала двигатели и экипаж, притом два стрелка находились в передней части мотогондол, ведя огонь из пулемётов через щели в броне со специальными заслонками, даже пилот имел бронещели. Остальные элементы конструкции выполнялись из дерева, обшивка была ткань или фанера. Вооружение самолёта также было очень мощным, оно состояло из 37-мм пушки Baldwin в фюзеляже для стрельбы вниз-вперед и восьми пулемётов Browning, при необходимости, возможно, было подвесить до 10 легких осколочных бомб. Последовавшие за первым полётом испытания вскрыли массу проблем. Большой вес сильно ухудшил лётные характеристики, хотя использовали мощные для тех лет двигатели - Liberty L-12, к тому же последние быстро перегревались, у экипажа был очень плохой обзор, вооружение оказалось неэффективным, да и с аэродинамикой все обстояло не очень хорошо. Но несмотря на недостатки все 10 штурмовиков переправили на базу Kelly (шт. Техас) где под обозначением GA-1 они использовались до 1924 года.

Этот день в авиации. 26 мая

1924 - Первый полёт первого отечественного цельнометаллического самолёта АНТ-2, лётчик-испытатель Николай Иванович Петров.

Этот день в авиации. 26 мая

1929 - Абсолютный мировой рекорд высоты полёта - 12 739 м; В. Нойенхофен (Германия) на Junkers W-34L, оснащённом модифицированным 420-сильным двигателем Bristol Jupiter.

f220-01.jpg
1932
 - Впервые поднялся в воздух французский тяжёлый ночной бомбардировщик F.220.01. Оснащённый четырьмя двигателями Hispanо-Suiza 12 Lbr мощностью 600 л.с., он сохранил основную концепцию своих предшественников, которая в течение следующего десятилетия являлась фирменной чертой серии проектов четырёхмоторных тяжёлых бомбардировщиков. Типичное для компании Farman подкосное высокорасположенное крыло со значительной хордой и толщиной было объединено с угловатым фюзеляжем прямоугольного сечения. Силовая установка состояла из четырёх двигателей, объединённых в тандемные пары, каждая из которых приводила в движение тянущий и толкающий винты. Двигатели устанавливались на концах пары коротких крыльев, выступавших из нижней части фюзеляжа. Позднее единственный переделанный для гражданского использования экземпляр F.220, использовался для первых сверхдальних перевозок пассажиров и почты по маршруту над Южной Атлантикой. Позднее единственный переделанный для гражданского использования экземпляр F.220, использовался для первых сверхдальних перевозок пассажиров и почты по маршруту над Южной Атлантикой.

Этот день в авиации. 26 мая

1936 - Решением Совета труда и обороны Новосибирский завод Горного оборудования был перепрофилирован в самолётостроительный завод. Сейчас это Новосибирский авиационный завод им. Валерия Павловича Чкалова.

Этот день в авиации. 26 мая
1938
 - Впервые поднялся в воздух прототип чешского фронтового разведчика Е-51. Но приход гитлеровцев в Чехословакию решил судьбу самолёта: он уже не мог послужить своей родине, а продолжать производство для новых хозяев никто не хотел. 

kayaba_ka1_1.jpg
1941
 - Первый полёт японского двухместного автожира Каяба Ка-1, созданного на базе американского автожира Келлет КС-1А. Это был первый автожир, предназначенный для наблюдения и нанесения ударов по наземным и подводным целям с помощью обычных и глубинных бомб. Автожир был оснащён 240-сильным двигателем Аргус Аs-10с воздушного охлаждения. Hесмотря на практически полную неизвестность в мировых авиационных кругах, автожир Каяба Ка-1 вошёл в историю, как один их первых боевых винтокрылов. В конце 30-х годов имперские армейские ВВС проявили интерес к использованию автожира в качестве артиллерийского корректировщика.

Этот день в авиации. 26 мая
1942
 - Впервые поднялся в воздух со взлётной полосы аэродрома Northrop Field прототип XP-61, оснащённый двумя звёздообразными двигателями Pratt&Whitney R-2800-25 Double Wasp, лётчик-испытатель компании Northrop Вэнс Брис (Vance Breese). Построено 742 экземпляра.

1944 - Родился Олег Григорьевич Цой — Герой Российской Федерации(16 апреля 1997 года), Заслуженный лётчик-испытатель СССР(15.08.1986), полковник.

Этот день в авиации. 26 мая
1950
 - Первый полёт экспериментального американского палубного многоцелевого штурмовика XA2D-1 с заводским номером 1235481, названного Skyshark (небесная акула), с двигателями Т-40. Штурмовик продержался в воздухе всего две минуты. Причиной вынужденной посадки стала вибрация двигателя, чуть было не разрушившая самолёт.

Этот день в авиации. 26 мая
1951
 - Вышел приказ министра авиационной промышленности о размещении ОКБ-23 под руководством Владимира Михайловича Мясищева на территории завода №23 и о строительстве опытно-экспериментального цеха. Ныне КБ "Салют" ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.
С 1934 - КБ-6 ЦАГИ;1937-1938 - КБ-84;1938-1940 - СТО-100 ЦКБ-29;1940-1943 - СТО-102 ЦКБ-29;1943-1946 - ОКБ-482;1951-1960 - ОКБ-23;1966 - ЭМЗ;1978 - ЭМЗ им.В.М.Мясищева.

a10-_2012-05-25.jpg
1953
 - Заслуженный мастер спорта Виктор Михайлович Ильченко с пассажиром Г. М. Печниковым установил выдающийся рекорд дальности полёта для многоместных планеров. Отцепившись от самолёта в районе Кунцево под Москвой, планер совершил посадку недалеко от Сталинграда, покрыв по прямой расстояние 829,8 км. А-10 - двухместный рекордный планер конструкции Олега Константиновича Антонова. Построен в 1952 г. Планер А-10 был создан на основе планера А-9, куда было добавлено место для пассажира. Для этой цели длина кабины увеличивалась всего на 250 мм. Пассажир сидел за спиной пилота лицом к хвосту планера на съёмном сиденье. Некоторые элементы управления были убраны под пол или к бортам пассажирского отсека. Центровка планера с пассажиром получалась более передней и составляла 23 % САХ. При наличии пассажира перегрузка допускалась 8,5, что было вполне достаточно для совершения парящих полётов. Планер А-10 позволял устанавливать рекорды по классу многоместных планеров.

Этот день в авиации. 26 мая
1956 - Первый полёт опытного истребителя-перехватчика с треугольным крылом Т-3 ОКБ П.О.Сухого, лётчик-испытатель Владимир Николаевич Махалин.
 

1959 - Образовано Воронежское "ОКБ моторостроения" (ОКБМ).

Этот день в авиации. 26 мая
1960
 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (шт.Калифорния, США) состоялся очередной 9-й полёт ракетного самолёта "Х-15" №2. Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Альберт Скотт Кроссфилд (Albert Scott Crossfield). В ходе полёта была достигнута максимальная скорость 2336 км/ч и максимальная высота 15631 м.

Этот день в авиации. 26 мая

1965 - Мировой рекорд высоты с грузом 5 т для вертолётов – 7151 м., лётчик-испытатель Василий Петрович Колошенко на транспортном вертолёте-кране Ми-10Р.

Этот день в авиации. 26 мая

1966 - Первый полёт вертолёта Filper Research Beta 200A.Бывший инженер Lockheed Уильям Орр (William F. Orr) в 1958 году начал работу над  системой стабилизации несущего винта "Gyroflex". Компания Filper Corporation в 1965 году выкупила эту разработку и финансировала постройку полноценных вертолётов. Орр продолжил работы и в 1966 году был построен Model 200A. Это был нетипичный вертолёт продольной схемы с двухместной кабиной в задней части обтекаемого фюзеляжа. В системе "Gyroplex" для стабилизации несущего винта использовались специальные противовесы, прикрепленные к основанию лопастей. Оснащался двигателем Continental IO-360E (210 л.с.) Максимальная скорость — 241 км/ч, дальность полёта — 642 км. Несмотря на то, что сначала единственный построенный Model 200A неплохо летал, успешным проект не стал. В одном из полётов вертолёт потерпел аварию из-за проблем с несущим винтом. В итоге, он не смог получить сертификат лётной годности и проект закрыли.

Этот день в авиации. 26 мая

1967 - Первый опытный экземпляр МиГ 23-11/1 перевезли на лётную станцию «микояновцев» в Жуковском.

Этот день в авиации. 26 мая
1972
 - Катастрофа самолёта Ан-12АП близ Паневежиса. В районе аэродрома Паневежис на маршруте в боевом порядке НСМУ, снижаясь на ПМВ и увлекшись поиском ведущего, самолёт перешёл в пологое снижение, зацепился за дерево, трубу дома, столкнулся с землей, проскользил по полю, разрушился и сгорел.. Выжил только борттехник. Плохая подготовка полётов и экипажей.

1972 - В ходе визита президента США Ричарда Никсона (Richard Nixon) в СССР в Москве подписан первый договор об ограничении стратегических вооружение (ОСВ-1).

1975 - Официально принят на вооружение военно-транспортный самолёт Ан-26, приказ №106 Министра обороны СССР.

Этот день в авиации. 26 мая
1976
 - Первый полёт совершил "Мираж" F1B - французский двухместный учебно-боевой самолёт. От исходного истребителя "Мираж" F1B отличается, кроме двухместной кабины, ещё и удлиненным фюзеляжем, отсутствием встроенных пушек и уменьшенной на 450 л. ёмкостью внутренних топливных баков. В общей сложности было построено 53 учебно-боевых самолёта, 20 из них, в конце концов, получили ВВС Франции (поставки - с октября 1980 г. до марта 1983 г.).

Этот день в авиации. 26 мая

1977 - Первый полёт британского учебно-тренировочного самолёта NDN Firecracker конструкции Десмонда Нормана с поршневым двигателем Lycoming О-540. Этот самолёт, оснащённый турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney Canada PT6 (и названный NDN-1T Turbo-Firecracker) проиграл в конкурсе на замену самолёта базового обучения Jet Provost. Конкурс выиграла модифицированная версия Shorts Tucano.

1980 - В Советском Союзе с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Союз-У"/SL-4 на околоземную орбиту был осуществлён запуск пилотируемого КК "Союз-36" (11Ф615А8 №52), по программе пятой экспедиция посещения на станцию "Салют-6". В составе экипажа Валерий Николаевич Кубасов (3-й полёт) и 1-й космонавт Венгрии Берталан Фаркаш (Farcas, 1-й полёт). Возврат на Землю космического корабля с другим экипажем 31 июля 1980 года.

Этот день в авиации. 26 мая

1982 - Первый полёт второго экземпляра М-17 "Стратосфера" - исследовательского высотного самолёта ОКБ Владимира Михайловича Мясищева, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Эдуард Николаевич Чельцов.

Этот день в авиации. 26 мая
1983
 - Впервые поднялся в воздух самолёт HS-125 Series 800. Он имел изогнутый козырек кабины, крыло увеличенного размаха и наличие оверкиля, вариант Series 800 является в настоящее время серийным (к марту 1990г. продано 183 экземпляра). Шесть самолётов были поставлены ВВС США под обозначением С-29А для калибровки навигационного оборудования. Самолёты HS 125 также поставлялись ВВС Аргентины, Бразилии, Малайзии и ЮАР.

Learjet 55 Specifications, Cabin Dimensions, Performance

1983 - Learjet 55 устанавливает мировой рекорд скорости в своем классе - 448 миль/ч (722 км/ч) за 5655 миль (9101 км) между Лос-Анджелесом и Ле Бурже.

Этот день в авиации. 26 мая
2001
 - Во время публичного показа самолёта Ан-225 Мрия на церемонии открытия новой ВПП в киевском аэропорту Борисполь, председатель Межгосударственного авиационного комитета СНГ Татьяна Григорьевна Анодина вручила его разработчикам сертификат типа.

Yakovlev Yak-42D, UM Air AN2343397.jpg
2003
 - Катастрофа Як-42Д(UR-42352) а/к UM Air близ Трабзона (Турция).Пассажирский самолёт Як-42 выполнял чартерный рейс из Бишкека (Киргизия) в Сарагосу (Испания) с промежуточной посадкой для дозаправки в Трабзоне (Турция). При заходе на посадку в аэропорт Трабзон самолёт столкнулся со склоном горы на высоте 1400 метров.Погибли все находившиеся на борту 75 человек: 62 пассажира (40 военнослужащих сапёрного подразделения элитной бронетанковой дивизии «Брунете», 21 военнослужащий ВВС Испании, обслуживающих испанскую авиагруппу в Афганистане), 12 членов экипажа, являвшихся гражданами Украины, и 1 флайт-менеджер, гражданин Белоруссии.

Этот день в авиации. 26 мая
2006
 - Из акватории Баренцева моря с борта атомной подводной лодки К-84 "Екатеринбург" осуществлён успешный пуск ракеты-носителя "Штиль", которая вывела на околоземную орбиту искусственного спутника земли массой 86 кг "Компасс-2" (Vulkan-Kompas-2).

2008 - Катастрофа Ан-12Б (RA-12957) АК "Московия" под Челябинском. Самолёт выполнял рейс по маршруту Челябинск (Баландино) — Пермь. Загрузки не было. После взлёта в кабине пилотов произошло возгорание, причиной которого послужило короткое замыкание. В 18:09 по московскому времени экипаж доложил о задымлении кабины, принял решение совершить аварийную посадку в аэропорту вылета. Самолёт начал экстренный разворот влево для возврата в аэропорт вылета, на высоте круга прошёл третий разворот для посадки курсом 91 и упал на четвертом развороте, с креном не менее 60 градусов, зацепив линии электропередачи, на вспаханное поле,недалеко от пос. Рощино, полностью разрушился и сгорел. Время крушения самолёта 18:11 по челябинскому времени. Причиной крушения признано разрушение системы управления элеронами в результате пожара на борту, из-за чего КВС не смог вывести воздушное судно из растущего левого крена. Все находившиеся на борту 9 человек погибли...

X-51A Waverider.jpg
2010
 - В США состоялся первый полёт гиперзвуковой ракеты Boeing X-51A Waverider.Испытания были признаны условно успешными (программа выполнена на 95 %, но из-за выявленной нестабильности ракеты и перебоев связи была отдана команда на самоуничтожение). Известно, что двигатель проработал около трёх с половиной минут из запланированных пяти, что является на данный момент рекордом длительности полёта летательного аппарата с прямоточным гиперзвуковым воздушно-реактивным двигателем. За это время ракета успела разогнаться до 5 М. X-51A Waverider — разрабатываемая в США гиперзвуковая крылатая ракета. Разработка ведётся в рамках концепции «быстрого глобального удара», основная цель  — сократить подлётное время высокоточных крылатых ракет. Согласно проекту, X-51A должна развивать максимальную скорость около 6—7 М (6500—7500 км/ч). В ходе первого самостоятельного полёта аппарат должен развить скорость в 4,5 маха.

Этот день в авиации. 26 мая

2011 - NASA официально объявило о завершении миссии марсохода Spirit (запуск 10.06.2003, посадка 4.01.2004), проработавшего на поверхности Марса семь лет. Несмотря на многочисленные предпринятые ранее попытки связаться со "Спиритом", исследователи практически уверены, что он не пережил зиму...

Картина дня

наверх