Буэнос-Айрес, растеряв весть свой истребительный флот, экстренно пытается его восполнить
Правительство Аргентины запросило у Рособоронэкспорта подробную информацию по российскому многоцелевому истребителю поколения 4++ МиГ-35.
Это необходимо для проведения технического и экономического анализа на предмет возможности приобретения этого самолета.И это уже не первая серия развития такого рода отношений между Буэнос-Айресом и Москвой. Аргентинское командование давно собирается обзавестись качественными и недорогими истребителями. Причем аргентинцы закидывали удочку не только в Россию, но и в целый ряд других стран Европы и Азии. И дозабрасывалась до того, что в составе ВВС этой страны нет ни одного истребителя! Есть транспортники, разведчики, учебные самолеты и вертолеты, но нет истребителей. Что является нонсенсом для крупного южноамериканского государство, которое в былые времена сражалось за Фолкленды с самой Великобританией.
Данная ситуация сложилась по целому ряду причин. Среди которых, пожалуй, главная — невозможность выделять на оборонный бюджет нормальные для надежной обороны средства. Также порой сделки срывались по причине смены политических сил, стоящих у власти. Немаловажную роль сыграл и злой рок. Так, например, был подписан контракт на закупку у Южной Кореи легких истребителей FA-50. Однако сделку запретила Великобритания, поскольку в этом самолете используются производимые в Туманном Альбионе комплектующие.
Когда-то истребители у Аргентины были, даже в прошлом десятилетии. Но обзавелась она ими в незапамятные времена, когда американцев гнали из Вьетнама. Она закупила по случаю 48 американских истребителей-бомбардировщиков A-4AR Fightinghawk, которые являлись модернизированным вариантом A-4 Skyhawk, который начал блистать в небесах в середине 50-х годов прошлого столетия. И хоть A-4AR были построены по специальному заказу Аргентины в конце 70-х годов, но они быстро износились. Чему в определенной степени способствовала Фолклендская война.
Было у Аргентины и еще порядка двух десятков израильских самолетов, которые израильтяне пиратским образом скопировали с французских «Миражей». Они были выведены из состава ВВС в начале десятых годов.
Во время Фолклендской войны «Скайхоки» оказались самым эффективным вооружением. Забрасывая свободнопадающими бомбами британские корабли, он потопили четыре из шести потерянных англичанами кораблей — «Ардент», «Ковентри», «Энтилоуп», «Сэр Галахэд». Но при этом аргентинцы потеряли 22 самолета.
В начале 10-х годов в работоспособном состоянии пребывали только девять самолетов, в 2015-м — 4. В 2018 году все они были списаны.
Понятно, что Аргентина, предвидя бесславный конец своей истребительной авиации, предпринимала отчаянные попытки спасти положения. Дело даже дошло до того, что велись переговоры с США о закупке 14 истребителей Northrop F-5E Tiger II. Нет, это не «герой Вьетнама» — во Вьетнаме воевал Northrop F-5A, принятый на вооружение в 1964 году. Модификация Northrop F-5E начала эксплуатироваться в начале 70-х годов. Также аргентинцы предполагали приобрести несколько списанных турбовинтовых учебно-тренировочных Beech T-34C Turbo Mentor.
Ранее Аргентина вела переговоры с Израилем о покупке 14 списанных истребителей IAI Kfir С. 10, эксплуатация которых была прекращена в 1996 году. Однако Буэнос-Айрес не потянул запрошенную сумму. Да и запросы, надо признать, были чрезмерными — предлагалось заплатить за каждый самолет, бывший в употреблении, 22 млн долларов.
В общем, этот печальный марафон «с протянутой рукой» включал в себя переговоры с Китаем по поводу JF-17 «Тандер», с Испанией насчет выеденных из состава ВВС истребителей «Мираж» F.1М. И прочему-то даже со Швецией, которая продает свои «Грипены» по очень солидным ценам.
Разумеется, Аргентина дошла и до России. Точнее — это обоюдное движение навстречу друг другу. Потому что Аргентине может быть предложено то, что другие не предлагают ни при каких обстоятельствах, — участие в авиационных технологиях.
Первый тур переговоров начался в 2017 году. Тогда Рособоронэкспорт предложил продать 15 истребителей МиГ-29. Пусть совсем и не новых, но во всяком случае продолжающих эксплуатироваться в ВВС России. Более того, самолет еще совсем недавно был весьма популярен на внешнем рынке, в связи с чем он используется в армиях почти трех десятков стран мира. Немало этих самолетов, в частности, и в Латинской Америке.
Однако взаимные консультации были прерваны надвигавшимися в 2019 году президентскими выборами, когда очень многое могло поменяться самым радикальным образом.
После выборов консультации продолжились. На сей раз Россия расширила прилавок предлагаемых продуктов. Предлагался уже не только легкий истребитель МиГ-29, но и тяжелый (соответственно и более дорогой) Су-30. А также учебно-боевые самолеты Як-130 и транспортно-боевые вертолеты Ми-171Ш. Но это не все — для аргентинцев предлагались рабочие места. То есть Россия намеревалась организовать сборку Як-130 на предприятии Fabrica Argentina de Aviones SA.
С экономической точки зрения, у Аргентины вряд ли сильно прибавилось средств на закупку военной техники. Однако следует учесть, что сейчас ситуация по сравнению даже с концом прошлого десятилетия существенно усугубилась. ВВС больше не располагает ни одним истребителем. В то же время региональный соперник — Бразилия — наращивает возможности своих ВВС. Отчасти потому, что эта страна имеет сильную авиастроительную отрасль, отчасти за счет продуманных и взвешенных приобретений. Так, например, Бразилия располагает семью самолетами ДРЛО собственного производства, что недоступно многим развитым странам, входящим в НАТО. У Бразилии истребительный флот (половина непосредственно истребители, половина — штурмовики) составляет 120 самолетов, половина из которых вполне современна.
Немаловажное значение имеет и то, что нынешний президент Аргентины Альберто Фернандес находится чуть ли ни в дружественных отношениях с Путиным. При нем начал развиваться проект строительства в стране атомных электростанций. В этом плане следует понимать и то, что Аргентина стала первым крупным государством-потребителем вакцины «Спутник-V».
Так что шансы у МиГ-35 войти в состав ВВС Аргентины имеются. И они не столь уж и малы. Да, с Индии Рособоронпром готов брать 50−60 млн. долларов за каждый самолет. Однако в целях расширения влияния России в Латинской Америке за пределы Венесуэлы, думается, правительство может найти приемлемую для Аргентины цену. Тем более, что речь идет о поставке относительно небольшой партии — порядка 10−15 самолетов.
Но при этом самолет прекрасный. Он относится к поколению 4++, то есть по целому ряду параметров соответствует требованиям, предъявляемым к истребителям пятого поколения. У него «развитой» искусственный интеллект, эффективная РЛС, мощный арсенал вооружения, сверхманевренность, большой боевой радиус, значительная ракетно-бомбовая нагрузка, очень низкая стоимость эксплуатации…
Перечень достоинств можно долго продолжать.
Владимир Тучков
Свежие комментарии