«Аэрофлот» в рамках новой стратегии до 2028 года сосредоточится на дальних рейсах, а среднемагистральные маршруты отойдут подконтрольной ему «Победе». Последняя в результате может стать крупнейшим российским перевозчиком с пассажиропотоком в 55–65 млн человек. В целом группа планирует увеличить перевозки до 100 млн пассажиров в год, а также за счет экспансии «Победы» снизить цены в экономклассе на 30%. Третья авиакомпания группы, «Россия», станет «социальной», и именно ей достанутся российские самолеты. Эксперты сомневаются, что реализация намеченных целей возможна без банкротства других российских авиакомпаний.
«Аэрофлот» представил премьеру Михаилу Мишустину новую стратегию группы до 2028 года под названием 30/30. «Мы готовы увеличить объем пассажиропотока на 30 млн, то есть мы хотели к нашему 100-летию перевезти 100 млн пассажиров, это очень крупно, мы войдем тогда, наверное, в десятку авиакомпаний мира, авиационных групп»,— пояснил глава компании Виталий Савельев. В 2019 году группа перевезла 60,7 млн человек. «Вторые 30» в названии стратегии — это снижение цен на 30% в экономклассе.
В рамках новой стратегии «Аэрофлот», который в 2019 году обслужил 37,2 млн пассажиров, сохранив первое место среди российских авиаперевозчиокв, сосредоточится на дальних рейсах и станет «пятизвездной компанией». Сегодня у компании четыре звезды Skytrax по сервису и пять звезд американской ассоциации APEX по сервису, уточнил господин Савельев. Сейчас только одна из пятизвездных авиакомпаний — Lufthansa — перевозит более 35 млн пассажиров ежегодно, отметил он: потому что качество сервиса можно сделать лишь на «узком сегменте».
При этом лоукостер «Победа», «встав на маршруты "Аэрофлота", существенно изменит картину ввиду дешевизны билетов»: сейчас лоукостер продает 10% билетов по 499 руб., а до этого — 999 руб., и «это очень существенная для пассажира (почему и загрузка такая большая) вещь».
Действующая стратегия развития группы «Аэрофлот» до 2023 года нацелена на региональную экспансию: создание хабов в аэропортах Сочи, Красноярска, Новосибирска и Екатеринбурга. При этом на базе аэропорта Красноярска «Аэрофлот» собирался делать международный транзитный хаб для рейсов между Азией и Европой.
«Победу» «Аэрофлот» создал чуть больше пяти лет назад для работы в самом дешевом сегменте, максимально снижая цену авиабилета за счет экономии на дополнительных услугах, например, отказавшись от бортового питания. В авиакомпании не раз говорили, что за счет низкой цены стремятся привлечь клиентов с других видов транспорта — железнодорожного и автомобильного. В международных авиационных группах всегда присутствует лоукостер, который является основным драйвером роста как капитализации, так и стоимости в целом, подчеркнул господин Савельев.
Предполагается, что сам «Аэрофлот» к 2027–2028 годам будет оперировать флотом из 170 воздушных судов и перевозить ежегодно 35–40 млн пассажиров. «Победа» будет обслуживать 55–65 млн пассажиров, используя среднемагистральный флот также примерно из 170 машин. Сегодня у «Победы» 30 Boeing 737–800. В 2019 году компания перевезла 10,3 млн человек, это четвертый результат среди российских авиакомпаний.
У «России» к 2027–2028 годам будет 250 машин, из которых 235 — российского производства. «Конечно, если МС-21 будет успешной машиной — а мы в это верим и надеемся,— мы ее будем в "Аэрофлоте" также использовать. Пока мы просто даем возможность получить опыт и наработать практику»,— пояснил Виталий Савельев.
Детали развития дальневосточной компании группы, «Авроры», топ-менеджер не раскрыл, лишь упомянув, что она «управляется отдельно». Предполагалось, что единая дальневосточная авиакомпания будет создана именно на базе «Авроры». Источники “Ъ” в отрасли говорили, что «Аэрофлоту» не интересно развивать бизнес регионального перевозчика. В этом году сообщалось, что власти Сахалинской области (контролируют 49% «Авроры») ведут переговоры с «Аэрофлотом» о выкупе доли (51%).
Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий отмечает, что расчеты группы основаны на показателях рынка в прошлые годы.
Планы по увеличению в шесть раз объема перевозок «Победы» частично исполнимы за счет самого «Аэрофлота», поскольку компания перейдет из статуса классического лоукостера к компании-фидеру, то есть будет подвозить пассажиров для рейсов других авиакомпаний, как Cityhopper для KLM или Cityline для Lufthansa. Также в пользу «Победы» может оказаться банкротство части игроков, продолжает господин Ланецкий, поскольку часть клиентов перейдет к «Победе» за счет более низких тарифов. По мнению Александра Ланецкого, без передела рынка и только за счет органического роста такие показатели пассажиропотока вряд ли достижимы.
Уже в третьем квартале начнется уход авиакомпаний с рынка из-за сложного финансового состояния, полагает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. С учетом «потерянных» месяцев и ухода авиаперевозчиков вся отрасль перевезет в 2020 году 50-60 млн пассажиров. Посткризисное же восстановление повторит сценарий 2016 года, когда после ухода «Трансаэро» компании делили высвободившийся спрос, и наибольшую долю спроса получит тот, кто предложит привлекательные тарифы. «Победа» в таких условиях вполне может занять место главного перевозчика.
Ольга Никитина
Свежие комментарии