На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 672 подписчика

Свежие комментарии

Летайте самолётами! Без страха...

Тысячи людей без видимых причин испытывают чувство психологического дискомфорта, пользуясь услугами авиатранспорта. Переживаемые во время полетов стрессы не проходят бесследно и отражаются на здоровье в целом, лишая человека сна, расшатывая иммунную систему, приводя к различного рода устойчивым заболеваниям.

Что же такое аэрофобия и как с ней бороться?  Этот актуальный вопрос стал темой для беседы главного редактора журнала «Компас здоровья» кандидата медицинских наук Евгения ПОЛЕТАЕВА с заслуженным врачом РТ, кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры медицинской и общей психологии Казанского государственного медицинского университета Евгением САХАРОВЫМ.

Е.П.:  – 30 процентов людей подвержены страху полета на самолете. Почему именно данное средство передвижения вызывают у людей это чувство, почему, например, не пароход, не поезд?

Е.С.:  – На сегодняшний день описано около 400 синдромов навязчивых страхов. Аэрофобия – один из них,  особенно распространен в последнее время. Это связано во многом со средствами массовой информации, которые нагнетают обстановку, описывая всё, что связано с полетами на самолетах. И здесь возникает феномен опережающей тревожности, когда человек, еще не испытав страха в конкретной ситуации, в своем воображении рисует негативные последствия полета, вплоть до летального исхода, как говорят медики. Что, собственно, и приводит у ряда людей к формированию навязчивого страха перед полетами – аэрофобии.

Е.П.:  – Играет роль тот фактор, что автокатастрофа происходит практически одномоментно, а падение самолета может продолжаться несколько минут, и человек моделирует, какие ужасы ему доведется пережить, находясь в салоне падающего лайнера.

Е.С.:  –Но есть еще одна причина, наиболее важная, по которой именно самолет ассоциируется у многих людей с повышенной опасностью для жизни. Люди стремятся осуществлять полный контроль над ситуацией, в которой находятся.  Обратите внимание, что несмотря на то что автокатастроф происходит в сотни раз больше, чем катастроф, связанных с авиацией, человек в машине чувствует себя более комфортно. Потому что он приближен к земле – естественной среде своего обитания, контролирует ситуацию, тем более находясь за рулем автомобиля. 

В самолете же человек теряет контроль практически полностью и не может влиять на течение и исход событий, если он не летчик конечно. Это порождает тревогу, часто провоцирующую паническое расстройство или панические атаки, бурный вегетативный кризис, который сопровождается такими симптомами, как нехватка воздуха, удушье, потливость, страх смерти, дереализация, тахикардия и др. Естественно, что человек, пережив такую паническую атаку, привязывает ее к месту, где он все это прочувствовал.  Это в совокупности и является почвой формирования неврозов навязчивых страхов, в нашем случае – аэрофобии.

Е.П.:  – Какие эффективные средства для борьбы с такого рода навязчивым страхом, как аэрофобия, предлагает современная медицина?

Е.С.:  – Методы лечения, и весьма эффективные, в современной медицине есть, и я расскажу о них подробно чуть позже. Но дело в том, что аэрофобия не просто невроз. Большинство людей в силу своей профессиональной деятельности или личных обстоятельств, несмотря на испытываемые негативные ощущения,  вынуждены пользоваться самым быстрым средством передвижения – самолетом. И эта необходимость не просто фиксирует навязчивый страх перед полетом, но и полностью декомпенсирует человека,  приводит к тому, что он перестает владеть ситуацией не только в полете, но и в конкретной жизни.

Е.П.:  – В Международной классификации болезней нет понятия «аэрофобия», а есть невроз – агорафобия, который включает в себя все 400 видов страхов. Ибо, по сути, в основе любого из них лежит страх смерти: Будь то боязнь пауков, змей, боязнь сойти с ума, боязнь открытых- закрытых пространств – все сводится к одному: к страху перед смертью. Но победить этот страх всё же возможно.

Е.С.:  – Еще в начале века И.П. Павлов создал теорию условных рефлексов, которая легла в основу поведенческой психотерапии. И она довольно успешно борется с проблемами навязчивых страхов.

Другой подход более простой. Это снятие тревоги с помощью средств психофармакологии. В нем используется тот факт, что страх и релаксация – это два противоположных физиологических состояния человека – вызвав состояние релаксации, можно резко снизить тревогу, убрать страх. Другими словами, достаточно в самолете принять транквилизатор или анксиолитик, чтобы снять напряжение. Два-три полета с транквилизатором позволяют разорвать патологически замкнутый круг  невротического состояния, и в дальнейшем человек начинает справляться с ситуацией самостоятельно. Но есть люди, которым определенные виды лекарств противопоказаны, тем более если речь идет о транквилизаторах…

Есть целый ряд специфических психотерапевтических приемов, которые позволяют избавить человека от невроза навязчивого страха практически навсегда. Есть мягкие методы, есть методы пожестче, требующие от пациента большой физической и психической выносливости. Например, к первым относится метод систематической десенсизации, при котором человека вводят в состояние релаксации с помощью медикаментозных или гипнотических средств и на этом фоне в воображении начинают выстраивать иерархию страха, работая поэтапно с каждой ступенькой. Данное лечение не предполагает негативных переживаний и длится до полутора месяцев. Более быстрый, но и более жесткий метод избавления от страха перед полетами основан на феномене угасания. Другими словами, человека ставят в ситуацию постоянно испытываемого страха, который не приводит (естественно) к летальному исходу, в результате чего страх угасает. Это происходит потому (вспомним Павлова), что условный рефлекс не подкрепляется безусловным. Для особо любознательных продолжу. 

Е.П.:  – Известно, что существуют два основных подхода к коррекции таких расстройств: метод наводнения и метод имплозии. Вкратце расскажите, пожалуйста, об этих психотерапевтических техниках. 

Е.С.:  – При использовании первого, человека, страдающего аэрофобией, берут за руку, и он вместе с психотерапевтом отправляется в реальный полет. При этом задача врача не успокаивать, а нагнетать страх у пациента.  Этот парадокс связан с таким понятием в медицине, как доминанта Ухтомского. Человек так устроен, что его сознание не в состоянии удерживать внимание на одном объекте более 15 минут. Все больные бегут от страха, переключаясь на различные занятия: смотрят в иллюминатор, на стюардессу, пытаются читать… Психотерапевт, более четверти часа удерживая внимание человека на переживаемом страхе, создает ситуацию, при которой этот страх как бы перегорает. Один-два сеанса такого лечения позволяют забыть о навязчивом неврозе под названием аэрофобия.

В методе имплозии используется примерно тот же сценарий, но в виртуальной действительности.И наконец, есть метод, разработанный Виктором  Франклом. Он подходит только тем людям, у которых развито чувство юмора. Он, условно говоря, сводится к напутствию страдающему аэрофобией «бояться как можно больше», так как еще  никому никогда  не удавалось. Как это ни парадоксально, у человек не получается “испугаться по заказу”. Через некоторое время пациент вновь приходит к психотерапевту и смущенно говорит: “Доктор, у меня не вышло выполнить Ваше задание. Как только страх превратился в необходимость, он тут же куда-то улетучился”.

Так что аэрофобию победить можно. Желательно для этого обратиться к хорошему психотерапевту.

Журнал "Компас здоровья"(с)

Картина дня

наверх