1909 - Поднялся в воздух первый аэроплан с пилотом и двумя пассажирами - Bleriot XII. На нём Луи Блерио совершил полёт вместе с Альберто Сантос-Дюмоном и Андре Фурнье.
1911 - Мировой рекорд скорости достигнут на самолете "Блерио-27". "Блерио-27" ("Быстроходный") отличался от предыдущих модификаций лучшими аэродинамическими характеристиками.
Аэроплан с двигателем мощностью 70 л.с. мог развивать скорость до 120 км/ч. 12 июня 1911 года был установлен новый мировой рекорд скорости - 125 км/ч, который продержался всего 4 дня. Превысил его Э. Ньюпор, самолет которого смог достичь скорости 133 км/ч. Этот рекорд продержался до конца 1911 года.
1915 - Противосамолетным подразделением капитана В.В. Тарновского в районе города Пултуска (Польша) сбит немецкий аэроплан — впервые в русской армии из специальных зенитных орудий уничтожен самолет противника
1921 – родилась Белик В.Л., военный штурман, Герой Советского Союза (23.02.1945 посмертно), штурман звена 46-го гвардейского ночного бап 325-й ночной бад 4-й ВА 2-го Белорусского фронта, гвардии лейтенант. В Красной Армии с 1941 г. Освоила специальность штурмана. В действующей армии с мая 1942 г. Гвардии лейтенант Белик В.Л. участвовала в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Крыма и Белоруссии, наносила бомбовые удары по военным объектам врага в Восточной Пруссии. К августу 1944 г. совершила 813 ночных вылетов, нанеся противнику большой урон в технике и живой силе. Выполняя боевое задание, вместе с командиром экипажа гвардии лейтенантом Макаровой Т.П. погибла в ночь на 25.08.1944 г. северо-западнее города Замбрув (Польша). Награждена орденом Ленина, орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.
1923 – родился А.У. Константинов, военный лётчик, Герой Советского Союза (15.05.1946), командир аэ 85-го гв. иап (6-я гв. иад, 5-я ВА, 2-й Украинский фронт). Генерал-полковник авиации (1973); Маршал авиации (30.04.1985). Награждён 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского (22.02.1945), 3 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, орденом РФ «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, медалями, иностранными наградами (в том числе орденами Тудора Владимиреску (Румыния), «Полярной звезды» (Монголия), Крестом Заслуг (Польша).
1923 - Летчик Хуан Гуанжуй успешно провел летные испытания китайского аналога "Кертисс" JN-4D. 8 августа 1923 года на аэродроме в Гуанчжоу по инициативе Сунь Ятсена состоялось торжественное наречение самолета именем "Розамонда" (так на европейский манер называли его жену). Вождь собственноручно начертал кистью на фюзеляже иероглифы своего лозунга: "Авиация спасет государство".
1928 - Приказом по УВВС образована Комиссия по организации пассажирского самолетостроения.
1930 - Совершил первый полет первый опытный самолет H.P.38 (J9130). H.P.38 имел тяжелую биплановую конструкцию, основные стойки шасси с обтекателями, наводившими на мысль о его низкой скорости и малой эффективности. Это впечатление усиливалось тем, что фюзеляж был установлен под верхним крылом, а большой промежуток между фюзеляжем и нижним крылом заполняли стойки. Такая компоновка преследовала определенную цель: центральная часть нижнего крыла имела толщину, позволяющую разместить там бомбовую нагрузку. Другими характерными чертами самолета являлись крылья с металлическим каркасом и полотняной обшивкой, фюзеляж с металлической и полотняной обшивкой, прочное шасси с хвостовым колесом и хвостовой стабилизатор с подкосами, к которому крепились два киля и рули. Осенью 1932 года Handley Page H.P.38 объявлен победителем конкурса и был сделал заказ на пять предсерийных самолетов, получивших наименование Heyford.
1934 - Первый полет прототипа истребителя Bristol Type 123. Истребитель Bristol Type 123 был разработан в порядке частной инициативы по спецификации F.7/30 Авиационного Министерства. Согласно требованием спецификации самолет проектировался под двигатель с паровым охлаждением Rolls-Royce Goshawk III мощностью 695 л.с. Вооружение самолета состояло из четырех синхронизированных пулеметов Vickers установленных на фюзеляже самолета. В ходе испытаний были показаны высокие скоростные характеристики, однако в полете возникали проблемы боковой устойчивости самолета, что привело к свертыванию проекта.
1940 - Совершил свой первый полет прототип Heston J.5 или "Napier-Racer", с регистрационным кодом G-AFOK. Самолёт, обозначенный как Heston J.5 или "Napier-Racer", имел идеальные очертания с минимальным количеством выступающих частей и деталей. Его оснастили чрезвычайно мощным двигателем Napier "Sabre" (2560 л.с.), который хотя и требовал значительной доработки, мог позволить развить скорость порядка 772 км/ч. Однако, через несколько минут первого полета, двигатель начал давать сбои и "Napier-Racer" пришлось вести на вынужденную посадку. Самолёт получил вполне поправимые повреждения, и все же работы по нему были прекращены в связи с военными действиями. О его боевом применении руководство RAF даже не поднимало вопрос.
1942 - В Москву из трансатлантического перелета возвратился экипаж Э.К. Пусэпа.
В мае 1942 года бомбардировщик Пе-8 под командованием Э.К. Пусэпа доставил советскую делегацию во главе с В.М. Молотовым для переговоров сначала в Великобританию, а затем в США. Самолет летел через линию фронта над территорией, занятой немецкими войсками и благополучно прибыл в Лондон, а затем через Исландию и Канаду — в Вашингтон. Экипаж Пуусэппа лично принимали Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. На обратном пути полет проходил в тяжелейших метеоусловиях, с пропадающей связью, но благодаря штурману А.П. Штепенко самолет не сбился с курса и 12 июня 1942 года успешно достиг Москвы.
20 июня 1942 года «за отвагу и геройство, проявленные при выполнении задания Правительства по осуществлению дальнего ответственного перелета» Э.К. Пусэп и А.П. Штепенко были удостоены звания Героя Советского Союза.
1948 - Первый серийный S-92 поставлен чешским ВВС. S-92 - многоцелевой истребитель, построенный на чехословацкой фирме Avia. В течение Второй мировой войны немцы построили в Чехословакии сборочные заводы для производства Messerschmitt Me.262. После войны производственная инфраструктура осталась неповрежденной, так что производство могло быть очень быстро возобновлено. Первый S.92.1 был собран в институте Letnany Research Institute. На нем были установлены двигатели M.04 произведенные на заводе Malesice (это были восстановленные германские двигатели Junkers Jumo 004).
Первый полет S.92 совершил 27 августа 1946 года. Его пилотировал шеф-пилот фирмы Avia Антонин Краус. Параллельно разрабатывалась учебно-боевая двухместная модификация самолета CS-92. Первый полет CS-92 состоялся 10 декабря этого же года.
Всего было произведено девять S-92 и три CS-92
1949 - Федоров совершил на самолете "174Д" первый полет. Дублер оказался лучше первого экземпляра: тряска была полностью устранена, управление легче. Всего по программе заводских испытаний на "174Д" было сделано 7 полетов, и 22 июня 1948 года самолет был предъявлен на государственные испытания. Однако, месячная задержка, связанная с аварией первого экземпляра, позволила конкурентам вырваться вперед. Два экземпляра И-310, получившего к этому времени обозначение МиГ-15, как раз на месяц опередили "174Д" с предъявлением на госиспытания.
1949 – родился Ю.М. Батурин, лётчик-космонавт, Герой России (28.09.2001), бортинженер ТК «Союз ТМ-32» и первой российской экспедиции посещения МКС. С 13 по 25 августа 1998 г. совершил свой первый космический полет в качестве космонавта-исследователя ТК «Союз ТМ-28» и ОК «Мир» по экспедиции посещения. Позывной «Альтаир-3», «Кристалл-3». Посадку совершил на ТК «Союз ТМ-27». Продолжительность полета составила 11 суток 19 часов 41 минута 33 секунды. В 2000 г. окончил Высшие курсы Военной академии Генерального штаба ВС РФ. 01.06.2000 г. был назначен заместителем командира отряда космонавтов ЦПК им. Ю.А. Гагарина по научно-испытательной и исследовательской работе. С июня 2000 г. по январь 2001 г. проходил подготовку по программе 29-й основной экспедиции на станции «Мир» в качестве бортинженера второго экипажа. 16.01.2001 г. решением Межведомственной комиссии ему присвоена квалификация космонавта-испытателя. С 28 апреля по 6 мая 2001 г. совершил свой второй космический полет в качестве бортинженера ТК «Союз ТМ-32» и первой российской экспедиции посещения МКС. Позывной – «Кристалл-2». Продолжительность полета составила 7 суток 22 часа 4 минуты 8 секунд. В мае 2009 г. отчислен из отряда космонавтов, освобождён от должностей инструктора-космонавта-испытателя и заместителя командира отряда космонавтов ЦПК им. Гагарина по научно-исследовательской и испытательной работе. Возможно, данный факт связан с рядом публикаций и интервью Батурина, в которых высказано несогласие с переводом Центра подготовки космонавтов из ведения Министерства обороны в гражданскую отрасль. С июня 2009 г. – советник председателя Счётной Палаты Российской Федерации С.В. Степашина, своего старого друга. Полковник запаса.
1950 – При загадочных обстоятельствах в одном и том же месте (район Персидского залива) с периодичностью в несколько часов упали два французских самолёта. Все члены экипажей и пассажиры погибли.
1953 - Подписан официальный контракт на начало серийного производства YF-102. До окончания полной программы испытаний предполагалось выпустить 42 машины. Однако ряд аварий и катастроф заставили изменить YF-102. Перепроектирование F-102 было выполнено в течение первой половины 1954 года. Несмотря на такое развитие событий, ВВС США сохранили доверие к перехватчику "Конвэр" и разместили в марте 1954 года заказ еще па 37 самолетов. В июне последовал еще один заказ на 108 F-102A.
1962 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной пятый испытательный полет ракетного самолета "Х-15" N 3. Аппарат пилотировал летчик Роберт Уайт (Robert White). Достигнута скорость 5659 км/час при максимальной высоте подъема 56270 м.
1963 – родился Ю.М. Ващук, лётчик-испытатель Лётно-испытательной и доводочной базы открытого акционерного общества «ОКБ Сухого», Герой России (27.10.2003). В 1989 г. окончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе. С 1989 г. работал инженером-конструктором Лётно-исследовательского института им. М.М. Громова. С 1990 г. – лётчик-инструктор Центрального аэроклуба России. В 1992 г. перешёл на лётно-испытательную работу в Лётно-испытательную и доводочную базу ОКБ Сухого. В 1993 г. окончил Школу лётчиков-испытателей им. А.В. Федотова. Выступал с показательными программами на международных авиасалонах – МАКС, Ле Бурже, Берлин, Джухай и др. Представлял Су-35 в Южной Корее. Как лётчик–испытатель принимает участие в создании новых образцов военной техники, как на этапе проектирования, и так на этапе доводки её в процессе лётных испытаний. Освоил десятки типов самолётов и их модификаций, в том числе истребители МиГ-21 и МиГ-23, спортивные Су-29 и Су-31, одноместный и двухместный варианты палубного самолета Су-33, самолёт с обратной стреловидностью крыла С-37 «Беркут». Является ведущим лётчиком истребителя Су-35 (модификация самолета Су-27), оборудованного экспериментальной системой дистанционного управления, позволяющей самолёту выходить на режимы сверхманевренности, совершать фигуры высшего пилотажа, не выполняемые в мире ни одним самолётом, кроме модификаций Су-27: управляемый штопор на средних высотах, штопорная бочка, поворот на «кобре» с изменением направления полёта на 180 градусов. В 2001 г. поднял в небо опытный грузопассажирский среднемагистральный самолёт С-80 в качестве второго пилота (командир экипажа – Герой Российской Федерации И. Вотинцев, выпускник нашего курса). лётчик-испытатель 1 класса.
1967 – запуск автоматической межпланетной станции «Венера-4», плавный спуск спускаемого аппарата в атмосфере Венеры.
1968 - Принят на вооружение ракетный корабельный комплекс "Вихрь" (РПК-1) с НУР 82Р.
1973 – завершены госиспытания ТРДЦ АИ-25ТЛ ЗМКБ «Прогресс» для УТС Л-39.
1979 – впервые в мире перелёт через Ла-Манш на мускулолёте конструктора Б. Алленна «Госсамер Альбатрос», П.Б. Маккриди (США), 40 км преодолел за 2 час 55 мин.
1979 - Первый полёт самолёта ледовой разведки Ил-24Н.
1979 - Умер авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев (Бериашвили), доктор технических наук, генерал-майор инженерно-технической службы
1980 - Катастрофа самолета Як-40, рейс Ленинабад – Душанбе. Чтобы обойти грозу экипаж отклонился от маршрута на 67км. Затем он ошибочно доложил о пролете радиомаяка, на самом деле не долетев до него 37км. Диспетчер не удостоверился в правильности доклада и разрешил снижение с 6 000 до 4800м. Затем экипаж доложил о пролете ДПРМ на заданной высоте (на самом деле борт был в 43км от него). Диспетчер разрешил снижение до 3600м.
Экипаж начал отрабатывать схему захода, находясь вне ее, и сделал предусмотренный правый разворот, тем самым направившись на высоте 3600м в сторону гор высотой до 4018м. Затем снижение было разрешено до 2100м. На высоте 2840м экипаж обнаружил ошибку, прекратил снижение и начал левый разворот. Тут же самолет в облаках столкнулся со склоном горы в 44км северо-западнее аэропорта Душанбе. На борту находилось 29 человек, все погибли.
1984 - Первый полёт китайского сверхзвукового истребителя-перехватчика J-8II (F-8IIM).
1990 – принятие Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, что фактически привело к развалу СССР. С 1994 г. – День России.
1994 – первый полёт пассажирского самолёта «Боинг 777». В первый полет отправился опытный самолет Boeing 777-200 с двигателями Pratt & Whitney PW4084. В дальнейшем испытывались самолеты с двигателями фирм General Electric и Rolls-Royce. Сертификация самолета (с ТРДД PW4084) была завершена в апреле 1995 года, после чего самолет поступил в эксплуатацию. Самолет также сертифицирован в соответствии с нормами ETOPS, которые разрешают двухдвигательному самолету совершать полет до запасного аэродрома в течение 180 мин. при отказе одного двигателя. На основе исходного самолета разработаны модификации 777-200IGW, 777-300 и вариант 777-100Х с укороченным фюзеляжем, рассчитанный на перевозку 250 пассажиров на расстояние до 16000 км.
1997 - В "Водоходах" состоялась торжественная выкатка первого прототипа L-159 заложенного в январе 1997 года. Самолет с заводским (он же - бортовой) №5831 представлял собой двухместный L-159 (Этот самолет не являлся прототипом "спарки" L- 159В, поскольку не имел полного комплекта бортового оборудования последней. Он был, как сейчас принято называть, "демонстратором технологий", и в его названии нет буквенного индекса). На нем кабина экипажа, за исключением приборного оборудования и прицела, была взята с минимальными изменениями у L-59.
1999 – авария Су-ЗОМК в Ле Бурже и удачное катапультирование с малой высоты лётчиков В.Ю. Аверьянова и В.Г. Шендрика на катапультных креслах К-36ДМ НПО «Звезда».
Экипаж был вынужден увеличить продолжительность выполнения нисходящих "бочек" во избежание выхода за пределы лётной зоны, чтобы увести самолёт влево от ВПП и выставочного комплекса. Это произошло в связи с требованиями устроителей выставки сократить время демонстрационного полёта с 8 до 6 минут, что привело к срочному изменению в пилотажный комплекс и начальные параметры полёта перед выполнением отдельных фигур пилотажа по сравнению с утверждённой ранее программой.
Из-за необходимости восстановления заданного профиля полёта была увеличена продолжительность выполнения нисходящих бочек, что привело к труднопрогнозируемой потере высоты и направления движения самолёта на выводе. Во избежание выхода за пределы зоны, установленной для показательных полетов, был выполнен дополнительный доворот по курсу с уводом влево от ВПП и выставочного комплекса. Малый запас высоты и высокая скорость снижения привели к касанию хвостовой частью самолёта о землю, после чего лётчики катапультировались.
2003 – воздушный парад над Красной площадью (впервые с 1956 г.), 10 истребителей пилотажных групп «Русские витязи» на Су-27 и «Стрижи» на МиГ-29.
День России
Профессиональное пилотское в США. Получить лицензию за $36000
Свежие комментарии