1884 - Родился пионер авиации Б.И.Россинский. С 1 сентября 1904 по 1 ноября 1911 состоял студентом Императорского Московского технического училища. В 1908-1909 гг. активный член Воздухоплавательного кружка, созданного H.E.Жуковским при ИМТУ. 29 ноября 1909 года Россинский на глазах специальной комиссии перелетел Клязьму на бамбуковом планере собственной конструкции.
Летом 1910 года по настоянию Жуковского Россинский едет во Францию, в город По, в школу Луи Блерио обучатся летному делу. Но сначала он поступает практикантом на моторный завод «Anzani» и становится контролером по испытанию и установке двигателей.Его успехи были так впечатляющи, что после обучения, на прощание, Блерио подарил ему самолет своей конструкции — «Блерио XI».
Одним из первых в России с 1910 начал систематически осуществлять полеты на самолетах, пропагандируя успехи авиации. Летом 1910 года с разрешения Московской городской Думы летчик построил на Ходынском поле ангар, в котором жил возле своего самолета. В ноябре 1911 года он получил диплом пилота-авиатора (диплом ИВАК №69 от 26.11.1911). После этого работал инструктором Московской школы авиации.
С 1912 - летчик-испытатель одного из первых российских авиационных заводов - «Дукс» (ныне Производственный центр им. П.А.Воронина ВПК «МАПО «МИГ»). Со стапелей завода тогда сходили в основном самолеты зарубежных конструкций: «Фарманы», «Ньюпоры» и другие. Россинский поднял на крыло более полутора тысяч таких машин. В разгар первой мировой войны он испытывал по 5-6 самолетов в день.
С декабря 1917 по февраль 1918 — председатель Военно-Революционного комитета по авиации. С марта 1918 года — начальник «Летучей лаборатории», научно-исследовательской работой которой руководил Н.Е.Жуковский. 1 мая 1918 года, во время воздушного парада на Московском аэродроме, Россинский, демонстрируя чудеса высшего пилотажа, сделал восемнадцать «мертвых петель» - в честь восемнадцатого года. На земле летчика пригласили подняться на вышку павильона, где Ленин встретил его аплодисментами: «Браво, браво, дедушка русской авиации!».
Летом 1919 года Б.И.Россинский изобрел авиасмесь для замены дефицитного бензина и получил за свое изобретение благодарность в приказе командующего Московским военным округом. Эта смесь состояла из 90 % газолина и 10 % эфира. В конце лета 1919 года отправился добровольцем на фронт. С 10 августа 1919 по 19 сентября 1919 служил в отряде особого назначения сформированного против генерала К. К. Мамонтова. Летал на истребителе Ньюпор-XXIV.
24 апреля 1920 года совершает перелет на самолете «Сопвич» с мотором 120 л. с. по маршруту Москва-Нижний Новгород-Казань-Самара и обратно. Мотор был заправлен смесью Россинского. В 1923 в честь 15-летия его авиационной деятельности, Россинский был награжден орденом Трудового Красного Знамени, получил звание заслуженного пилота-авиатора СССР. С 11 ноября 1934 года - Персональный пенсионер СССР.
К 50-летию правительство подарило ему самолет По-2, на котором авиатор с агитационными лекциями посещал самые отдаленные уголки нашей необъятной Родины. Россинский ведет популяризаторскую и общественно-организационную работу в области авиации в Добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).
Во время войны старейшего авиатора прикомандировали к отряду особого назначения, но на фронт, несмотря на его просьбы, не пустили. Умер 23 марта 1977 года.
1914 - У.Ньюэлл выполняет первый в Великобритании прыжок с парашютом из аэроплана. Прыжок Ньюэлла, покинувшего борт аэроплана Грэхем-Уайт «Чарабэнк» (Grahame-White Type X Charabanc) на высоте 610 метров с парашютом весом 18 кг и диаметром купола 7,9 метра, длится 2 минуты 22 секунды.
1923 - Состоялся первый полет французского транспортного самолета Bleriot 115, разработанного французской фирмой Bleriot. Самолет представлял собой биплан смешанной конструкции, оснащенный четырьмя двигателями Hispano-Suiza 8Ac мощностью 180 л.с. Пассажирский салон Bleriot 115 вмещал 8 человек.
1924 - Состоялся первый полет прототипа самолета Dreadnought. Dreadnought - экспериментальный самолет, разработанный английской фирмой Westland Aircraft Works. Dreadnought строился согласно спецификации 6/21 Авиационного министерства Великобритании. Самолет предназначался для исследований новых аэродинамических решений в конструкции фюзеляжа и крыльев. Самолет был оборудован одним поршневым двигателем Napier Lion II и мог перевозить до восьми пассажиров. Первый прототип разбился при взлете и дальнейшие работы были прекращены.
1926 - Полет к Северному полюсу и обратно (с о-ва Шпицберген), Р.Бэрд и Ф.Беннет (США) на самолете Фоккер F.VIIA "Джозефина Форд", 2575 км за 15 ч 30 мин.
Однако есть ряд вопросов. Они вернулись через 15 часов и сообщили, что якобы совершили полёт до полюса и обратно. Сомнения в том, что они достигли Северного полюса, возникли сразу же – ещё на Шпицбергене. Это было подтверждено в 1996 году: при исследовании полётного дневника Берда были обнаружены следы подчисток – фальсификация части полётных данных в официальном отчёте в Национальное географическое общество.
1927 - Родился летчик-испытатель Ю.А.Екатов.
Сын летчика-испытателя А.Н.Екатова. В 1945 окончил Московскую спецшколу ВВС.В 1952 окончил Московский авиационный институт. С 1949 одновременно с учёбой занимался самолётным спортом в аэроклубе МАИ, с 1952 – в Центральном аэроклубе имени В.П.Чкалова. В 1952-1955 работал инженером-расчётчиком в ОКБ В.Н.Челомея и ОКБ А.И.Микояна, где занимался конструированием крылатых ракет.В 1957 окончил Школу лётчиков-испытателей.С апреля 1957 по 1988 – лётчик-испытатель НИЛИЦ (НПО «Взлёт»). Провёл ряд испытательных работ по отработке различных локаторов, антенн, устройств постановки помех на Ан-12, Ил-18, Ил-62, Ту-16, Ту-104, Ту-124, Ту-134, Як-28 и других.
1932 - На аэродроме Маккук, штат Огайо, капитан ВВС США А. Hegenberger совершил заход на посадку по приборам и приземление с использованием системы, которую он разработал. Эта система, которая была принята как в гражданской, так и в военной авиации, использовала ряд маркерных радиомаяков на земле вместе с радиополукомпасом и другими гироскопическими приборами и радиоприемниками на борту самолета. Самолет - Consolidated-NY-2.
1933 - Взлетел первый прототип самолета XF3U-1. Это был двухместный цельнометаллический биплан (самолет стал первым цельнометаллическим самолетом Vought), оснащенный двигателем Pratt & Whitney R-1535-64 Twin Wasp Junior мощностью 700 л.с. Вооружение самолета состояло из двух передних 7.62-мм пулеметов, установленных над верхней центральной секцией крыла, и такого же пулемета, в задней кабине на подвижной турели.
1933 - Погиб Заслуженный летчик CCCР М.А.Волковойнов. Проводились испытания противоштопорного устройства. На передние межкрыльные стойки биплана Р-5 № 5215 слева и справа устанавливались поворотные щитки-профили шириной 35-40 сантиметров. При вращении самолета в левом штопоре летчик мог отклонить против потока профиль-щиток правой стойки, создав воздушное торможение и способствуя этим выводу из штопора. При правом штопоре должен быть отклонен профиль-щиток на левой стойке крыла. Наблюдатель эксперимента А.В.Чесалов выпрыгнул с парашютом на 17-18 витке штопора. Летчик М.А. Волковойнов, надеясь вывести самолет, покинул его слишком близко от земли. Его парашют не успел наполниться, и Волковойнов погиб.
1934 - Совершил первый полет прототип de Havilland D.H.87 Hornet Moth. Самолет схемы биплан с элементами дополнительного комфорта, de Havilland D.H.87 Hornet Moth с закрытой кабиной, имевший два кресла, расположенных бок о бок, был конструктивно схож с самолетом D.H.86. Он имел трапециевидные крылья, а его фюзеляж, выполненный из ели и клееной фанеры, имел плоские боковины (форму ящика) и хвостовую часть, состоящую из лонжеронов, стрингеров и полотняной обшивки.
1936 - Первый полет крылатой ракеты "216" Е.С.Щетинкова с ЖРД ОР-2 Ф.А.Цандера. Первый полет КР с автопилотом.
1937 - На итальянской транспортной летающей лодке MC.94 (I-NEPI), пилотируемой летчиком-испытателем Macchi, Джузеппе Буреи, установлен рекорд скорости для летающих лодок при полете на расстояние 1000 километров с 1000 кг груза - 257,138 километров в час.
1940 - В "Чкаловском" начались летные испытания закупленного в Германии бомбардировщика Do-215. Ведущими по машине назначили инженера Н.С.Куликова, летчика А.К.Долгова и штурмана Соколова. Do-215 представлял собой цельнометаллический высокоплан классической схемы. Алюминиевые сплавы, электрон и высококачественные стали являлись основными конструкционными материалами самолета. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик на крыле располагались закрылки и зависающие элероны. Оперение было двухкилевым, с регулируемым в полете углом установки стабилизатора. С целью уменьшения нагрузок на командные органы управления на рулях направления устанавливались триммеры, а на элеронах и руле высоты - флетнеры. Двухколесное шасси убиралось вместе с хвостовым колесом.
1941 - Постановлением СНК №1238-517 и №1246-520 от 10 мая 1941 года, а также приказом НКАП №438 от 13 мая 1941 года начался серийный выпуск двигателей воздушного охлаждения М-82 на заводе №19. В связи с этим Главным конструкторам А.И.Микояну, Н.Н.Поликарпову, П.О.Сухому и А.С.Яковлеву поручалось обеспечить установку мотора М-82 на своих самолетах
1945 - На ЦА им.М.В.Фрунзе приземлился Ли-2 А.И.Семенкова, доставивший в Москву акт о капитуляции фашистской Германии.
1947 - Совершил свой первый полет пятиместный опытный самолет Р.48 Merganser. Это был свободнонесущий высокоплан с убирающимся трехопорным шасси и двумя двигателями Gipsy Queen 51 мощностью 269 л.с. Окончание производства этих двигателей привело к созданию модели Р.50 Prince, снабженной 9-цилиндровыми звездообразными двигателями Alvis Leonides
1949 - Родился летчик-космонавт О.Ю.Атьков. В 1973 году закончил первый Московский мединститут имени Сеченова, после чего - ординатуру и аспирантуру в Научно-исследовательском институте кардиологии СССР. До1977 года работал в Институте клинической кардиологии имени Мясникова, а после - во Всесоюзном кардиологическом центре Академии медицинских наук СССР.
Начиная с 1975 года он начал изучать состояние сердечно-сосудистой системы космонавтов, отправлявшихся в долговременные полеты, а затем и сам был зачислен в отряд советских космонавтов. В этот период ему довелось пройти курс общекосмической подготовки для полетов в космос.
Упор ставился на корабли типа "Союз Т" и орбитальные станции "Салют", и уже 8 февраля 1984 года Олег Атьков отправился в полет вместе с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьевым. Команда находилась на орбите на протяжении 237 дней, работая на борту орбитальной станции "Салют-7".
Находясь в космосе, он посвятил себя исследованиям и проводил эксперименты. В этот период космическая станция приняла на борт еще две экспедиции - советско-индийскую и команду корабля "Союз Т-12". Возвращение космонавтов на Землю состоялось 2 октября 1984 года, после чего Атьков приступил к работе в качестве руководителя лаборатории функциональных методов исследований в Институте клинической кардиологии Всесоюзного кардиологического научного центра Академии медицинских наук СССР. А с 1990 года - возглавил отдел новых методов диагностики Института клинической кардиологии.
Является доктором медицинских наук, автором пяти изобретений и написал более тридцати научных работ. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1984 года Олегу Юрьевичу Атькову присвоено звание Героя Советского Союза, он также награжден орденом Ленина и медалями. Имеет почетную награду Республики Индия - орден "Кирти Чакра". А за разработку методов эхокардиографической диагностики и контроля состояния сердечно-сосудистой системы ему присвоено звание Лауреата Государственной премии СССР 1989 года.
Олег Юрьевич Атьков - известный летчик-космонавт, ученый и руководитель, был также награжден дипломом Международного общества и федерации кардиологии (МОФК) и организационного комитета IX Всемирного конгресса кардиологов.
Член-корреспондент РАН. С 2005 по 2015 год - вице-президент ОАО «РЖД» по здравоохранению и работе с общественными организациями. С 2010 года - председатель совета директоров ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ».
1949 - Совершил первый полет самолет XF-91 THUNDERCEPTOR (Serial № 46-0680), он поразил всех своими необычными техническими решениями. Фюзеляж XF-91 почти ничем не отличался от фюзеляжа серийных F-84. Только в средней части бока фюзеляжа сделаны плоскими, а в хвостовой части появились обтекатели, закрывающие дополнительные жидкостные ракетные двигатели.
Особенностью самолета стало стреловидное крыло с обратным сужением и изменяемым в полете углом установки. В соответствии с формой крыла его толщина увеличивается к концам. Изменение угла установки производится при помощи гидравлического механизма. При этом поворот крыла происходит относительно оси, лежащей в плоскости поперечной балки фюзеляжа. Крыло оборудовано предкрылками, элеронами и закрылками. Хвостовое оперение стреловидное, с тонким профилем. Основные стойки шасси убирались в толстую концевую часть крыла. Для уменьшения давления на ВПП каждая стойка оснащалась парой колес, расположенных друг за другом (тандем). Для этого шасси фирмой Goodyear были разработаны специальные тормоза. Носовое колесо ориентирующееся: уборка производится поворотом вперед
1950 - Родился Александр Николаевич Харчевский — командир пилотажной группы «Соколы России»., Начальник 4-го Центра боевого применения и переучивания летного состава, Генерал-майор авиации, Заслуженный военный лётчик Российской Федерации.
1955 - Постановлением Совета Министров СССР пушка НР-30 принята на вооружение ВВС СА.
1959 - С полигона Тюра-Там осуществлен испытательный пуск баллистической ракеты Р-7.
1961 - С Атлантического ракетного полигона на мысе Канаверал (шт.Флорида, США) осуществлен пуск по суборбитальной траектории ракеты-носителя "Blue Scout-1". Было успешно проведено первое полномасштабное испытание системы аварийного спасения КК "Меркурий" (Mercury) №1. Твердотопливный двигатель САС длиной 1.2 м, диаметром 0.4 м, тягой 23.6 тс поднял КК на 775 метров, после чего была введена парашютная система, и корабль благополучно приводнился в океане.
1962 - Первый полет в США вертолета-крана S-64 И.И.Сикорского.
Вертолет рассчитывался на перевозку 9000 кг на расстояние 85 км, а 6000 кг - на 340 км и обладал весовой отдачей до 54%. Силовая установка состояла из двух газотурбинных двигателей "Пратт-Уитни" JFTD 12A-4A мощностью по 4500 л.с. Они размещались спереди от главного редуктора, уравновешивая хвостовую балку. В силовую установку входил и вспомогательный двигатель-турбостартер "Солар" Т-62. Спереди и сзади главного редуктора располагались два топливных бака емкостью по 1664 л каждый. Еще два дополнительных бака могли подвешиваться под стойками главного шасси.
1967 - Поднялся в воздух первый из трех опытных самолетов Fokker F.28 Fellowship. Будучи свободнонесущим низкопланом с фюзеляжем круглого сечения, Т-образным стреловидным оперением и убирающимся трехопорным шасси с носовым колесом, самолет F28 был спроектирован под турбовентиляторные двигатели Rolls-Royce RB183. Серийно выпускался с 1967 по 1987 годы в нескольких модификациях. Построен 241 самолёт.
1971 - Завершены Государственные совместные испытания истребителя-бомбардировщика Су-17 (С-32)
1982 - В ходе Фолклендского сражения английский пилот Дэйв Морган пущенной с "Си Харриер"ракетой потопил аргентинское разведывательное судно "Нарвал".
1987 - Катастрофа Ил-62М (SP-LBG) Польских авиалиний (LOT) в Варшаве, в Кабацком лесу, что на окраине Варшавы. Самолёт выполнял международный рейс LO5055 из Варшавы в Нью-Йорк, когда вскоре после вылета загорелся один из двигателей. Не зная ещё масштаба происшествия, экипаж предпринял попытку вернуться обратно в Варшаву, но при заходе на посадку авиалайнер потерял управление и врезался в расположенный под ним лес. В этой авиационной катастрофе погибли 183 человека, что делает её крупнейшей в истории Польши и с участием Ил-62.
Расследование установило, что причиной катастрофы послужили конструктивные недоработки советского самолёта. Непосредственной причиной трагедии стало разрушение вала двигателя из-за неисправности подшипников внутри двигателя № 2. Это в свою очередь вызвало последующее повреждение двигателя № 1 (и его возгорание), быструю декомпрессию фюзеляжа, пожар в грузовом отсеке (который не был обнаружен экипажем из-за повреждения датчика пожарной сигнализации), отказ электрооборудования и систем управления.
1995 - В Москве состоялся воздушный парад над Поклонной горой и был открыт Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
2001 - Состоялся первый полет самолета PAC-750XL. PAC-750XL - легкий многоцелевой самолет, разработанный новозеландской фирмой Pacific Aerospace Corporation (PAC). Самолет стал дальнейшим развитием модели CRESCO 750. В 1999 году американский дистрибьютор самолетов CRESCO 750 фирма Utility Aircraft Corporation предложила создать увеличенную версию этих самолетов. Самолет должен был брать на борт до 17 парашютистов со снаряжением.
2003 - В Японии с космодрома Kagoshima (Кагосима) осуществлен пуск ракеты-носителя "Мю-5" M-V-5, которая вывела в космос межпланетный зонд "MUSES-C" ("Хаябуса"). На борту "MUSES-C" размещена пластина с именами 877490 землян. Его масса 500 кг. Основной задачей полета является проведение исследований астероида 1998 SF36 в июне 2005 года.
2005 - Военный парад на Красной площади в Москве, посвященный 60-летию Победы. Впервые после долгого перерыва пролет самолетов Су-25 с цветными дымами (цвета флага РФ) и МиГ-29
2005 - Впервые в мире автоматическая посадка СВВП на палубу, СВВП "Хариер", посадка на авианосец "Инвинсибл", Англия.
2012 - Катастрофа SSJ 100 на Салаке. Авиалайнер Sukhoi Superjet 100-95B (RA-97004) выполнял показательный (демонстрационный) полёт над Индонезией, но через 25 минут после вылета из Джакарты в условиях облачности врезался в гору Салак (остров Ява). Погибли все находившиеся на его борту 45 человек — 37 пассажиров и 8 членов экипажа.
Ни экипаж борта RA-97004, ни индонезийский диспетчер не допустили прямых отступлений от правил совершения полётов, а причиной катастрофы стало стечение обстоятельств, некритичных по отдельности. Российские и индонезийские эксперты сошлись во мнении, что причинами катастрофы стали несколько факторов — действия экипажа лайнера, отсутствие у него достоверных данных о рельефе местности, невнимательность и перегруженность индонезийских диспетчеров:
- Экипаж не знал о существовании горного района в районе проведения полета вследствие сочетания следующих факторов: отсутствия необходимых карт на борту, неудовлетворительной подготовки к полету и заявления находившегося в кабине пилота индонезийской авиакомпании, что « здесь равнина». Это привело к отсутствию правильной реакции экипажа при срабатывании TAWS.
- Службой радиолокационного обеспечения а/п Халим не установлены минимальные высоты и радиолокатор не имеет функционирующую систему предупреждения о полете ниже безопасной высоты для района горы Салак.
- Отвлечение внимания экипажа на продолжительный разговор с пассажиром, не относящийся к текущему ходу полета. В результате осуществлявший активное пилотирование КВС не изменил текущий курс полета в процессе полета по «орбите», что привело к непреднамеренному выходу из нее.
ДЕНЬ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Свежие комментарии