На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 707 подписчиков

Свежие комментарии

Легендарный самолет C-47 "Дуглас", пролежавший в тундре 70 лет, доставили в Красноярск

Самолет C-47 "Дуглас", потерпевший крушение 70 лет назад на Таймыре, по частям доставил в краевой центр. Везли его на теплоходе "Кисловодск". В одном из отсеков перевозили корпус самолета, в другом - двигатели и шасси. В общей сложности на транспортировку ушло семь дней.

Спустя несколько десятилетий легендарный "Дуглас" снова в пути.

Транспортировка самолета началась 10 августа на Таймыре и продолжалась больше двух недель. Сначала части машины везли вертолетами, затем на корабле по Енисею. Но прежде члены экспедиции из Русского географического общества несколько дней разбирали "Дуглас" по болтикам. Удивительно, но за столько лет, воздушное судно превосходно сохранилось, специалисты говорят, даже масло в двигателях пригодно для полетов.

ИГОРЬ АБАКУМОВ, СОТРУДНИК ЭКСПЕДИЦИОННОГО ЦЕНТРА РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА: "Болты в хорошем состоянии. Я уже говорил в предыдущем интервью - порядка 40% всех винтовых и болтовых соединений раскручивались сами. Часть, конечно, их проржавело, их мы просто демонтировали, высверливали".

Пилоты говорят, эти модели практически вечные, некоторые образцы до сих пор поднимаются в небо. 

Этот самолет передали советским летчикам 12 марта 1943 года в городе Фербэнкс на Аляске. В Красноярский край «Дуглас» был доставлен по той самой прославленной авиатрассе Аляска — Сибирь, по которой попадали на фронт все ленд-лизовские самолеты из США, — рассказывает РП историк и краевед Иван Савельев. — Однако именно этот «Дуглас» остался в тылу: с марта по ноябрь 1943 года он входил в состав 7-го перегоночного авиационного полка, летавшего по трассе Аляска — Сибирь.

Затем решено было передать его Управлению полярной авиации Красноярского края и использовать для проведения ледовой разведки в районе Карского моря. А когда война закончилась, благополучно доживший до Победы «Дуглас» был передан Красноярскому управлению гражданского воздушного флота. До 1947 года он перевозил людей и грузы за Полярным кругом, а 23 апреля 1947-го был вынужден совершить аварийную посадку на полуострове Таймыр в глухой тундре, где до ближайшего поселка Волочанка нужно было добираться 180 км.

В роковой для него день «Дуглас» вылетел из аэропорта Косистый в бухте Кожевникова на побережье Карского моря, чтобы перевезти грузы и пассажиров «Нордвикстроя» в Дудинку. На его борту было 26 взрослых пассажиров и трое детей, 852 кг груза и багажа. Через полчаса полета у самолета отказал левый мотор. Командиру экипажа Максиму Тюрикову, опытному полярному летчику с 15-летним стажем полетов и целым списком наград, пришлось принимать сложное решение. Вернуться в Косистый было уже нельзя: когда самолет вылетал, шел непрерывный снег, видимость не превышала одного километра, причем погода продолжала ухудшаться. Поэтому Тюриков решил лететь на одном моторе в сторону Хатанги в надежде, что там погода окажется летной. И тут выяснилась подробность, едва не стоившая жизни всему экипажу и пассажирам. Оказалось, что на правом моторе не работает генератор. Поэтому у рации быстро кончился заряд аккумулятора, и «Дуглас» остался без связи. Пришлось лететь вслепую и пытаться как-то самостоятельно ориентироваться и держать верное направление в условиях почти полного отсутствия видимости.

Когда Хатанга уже должна была показаться на горизонте, стало понятно, что самолет все-таки заблудился и не сумел удержать верный курс. Тогда Тюриков решил лететь к следующему аэропорту на маршруте — Волочанке. Но на пятом часу полета «Дуглас» попал в область обледенения и был вынужден резко изменить направление. Вскоре ему удалось выбраться из полосы непогоды, но понять, где они находятся, пилоты не смогли.

И тут у «Дугласа» отказал и правый мотор, перегревшийся из-за двойной нагрузки. У Максима Тюрикова больше не оставалось выбора — пришлось пытаться посадить самолет прямо в тундре. Попытка приземлиться на глубокий снег закончилась тем, что «Дуглас» встал на нос, потом ему сорвало левый мотор от удара о наст, и лишь после этого он снова встал на выпущенные шасси. Мастерство пилотов и удача помогли избежать катастрофы — ни один из пассажиров не пострадал, все отделались ссадинами и синяками.

Как опытный полярный летчик Максим Тюриков понимал: лучше всего не покидать самолет и ждать помощи всем вместе — поиски обязательно будут организованы, как только выяснится, что «Дуглас» не прибыл в порт назначения. Однако пассажиры не разделяли его уверенности. Когда через три дня помощь так и не пришла, они настояли на том, чтобы экипаж сам попытался выйти к людям. Тогда Максим Тюриков, бортмеханик Виктор Пискарев, бортрадист Алексей Смирнов и несколько пассажиров-добровольцев решили добраться до какого-нибудь населенного пункта. Больше их никто не видел.

Организовывать быт оставшихся у самолета пассажиров до прихода помощи пришлось второму пилоту Сергею Аношко. Он собрал все запасы еды и разделил ее на порции, которых должно было хватить до прихода помощи. Однако дни шли, ее все не было, и вскоре еды осталось всего по одной ложке на человека в день. Люди страдали не только от голода, но и от мороза. Лишь благодаря тому, что они сожгли обшивку и часть груза, никто не погиб — обошлось небольшими обморожениями рук и ног.

— Поиски пропавшего самолета начались в тот же день, 23 апреля. Однако они долго не давали результата, поскольку «Дуглас» искали совсем не там, где он приземлился, а там, где должен был быть по плану полета, — рассказывает Иван Савельев. — Лишь 11 мая 1947 года самолет и группу людей возле него сумел заметить Федор Шатров — летчик, которого знали на всем Русском Севере, герой Советского Союза, специально присланный для проведения поисковых работ. После этого всех вывезли с места аварии на собачьих упряжках живыми и практически невредимыми.

Поиски Тюрикова и восьми его спутников продолжались до 1 сентября 1947 года. Однако никакого результата они не дали, хотя в них принимала участие не только авиация, но и местные оленеводческие бригады. Казалось, что девять человек исчезли бесследно, поэтому 22 октября 1947 года все они были официально признаны пропавшими без вести.

— Лишь 23 октября 1953 года местный охотник Филипп Саханин обнаружил в районе реки Шейтан скелет человека. По сохранившимся документам — удостоверению пилота, летной книжке, партбилету — стало понятно, что это останки командира «Дугласа» Максима Тюрикова, — продолжает Иван Савельев. — Как он добрался до реки, расположенной примерно в 150 км к юго-западу от места аварийной посадки, почему и когда погиб, установить не удалось. До сих пор неизвестно, что стало с остальными восемью его спутниками, они продолжают считаться пропавшими без вести. Судьба самого самолета оказалась не менее печальной: «Дуглас» обследовали, признали пригодным для капитального ремонта, но списали, поскольку пришли к выводу, что доставить его в мастерскую невозможно.

СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВ, ЧЛЕН ЭКСПЕДИЦИИ "ДУГЛАС ЖДЕТ!": "На самолете надписи, сделанные  химическим карандашом, и написано явно людьми, которые там терпели бедствие, которые замерзали в этом самолете в апреле 1947 года".

Эти надписи особо дороги для дочери командира самолета Авелины Анциферовой. Она будет наблюдать за всеми этапами реставрации судна. Проводить ее будут в специальном ангаре, в районе Песчанки. В планах довести "Дуглас" до летного состояния.

АВЕЛИНА АНЦИФЕРОВА, ДОЧЬ КОМАНДИРА САМОЛЕТА С-47 "ДУГЛАС": "Ходить будем обязательно. Вся семья наша будет ходить и я обязательно. Я уже побывала, где ангар, уже посмотрела, что это, где и как".

После того как "Дуглас" восстановят, он должен занять центральное место в музее освоения Русского Севера, который члены Русского географического общества намерены открыть в Советском районе Красноярска.

Александр Лавицкий

https://www.enisey.tv/news/post-2726/

Рекомендуем
Популярное
наверх