Франция и Нидерланды пообещали выделить целых 11 миллиардов евро ($11,9 млрд) на спасение Air France-KLM, а их немецкий конкурент Deutsche Lufthansa AG в последнюю неделю запросил аналогичную сумму у правительства Германии.
Спасение для двух крупнейших перевозчиков региона по пассажиропотоку будут придет после предупреждения о надвигающемся денежном кризисе и их неспособности пережить последствия пандемии коронавируса без помощи государства.
Они присоединяются к глобальному хору проблемных авиакомпаний, которые приземлили флот, уволили персонал и попали в самый большой кризис, с которым когда-либо сталкивался сектор.В случае с Air France-KLM французское и голландское правительства - крупнейшие акционеры перевозчика - отложили в сторону затянувшийся конфликт по поводу того, как следует управлять группой, чтобы открыть два, хотя и отдельных, пакета прямых займов и гарантий для удержания ее на плаву.
Для Lufthansa "дорожная карта спасения" столь же политически опасна, как и для канцлера Германии Ангелы Меркель, а также для правительств Австрии, Бельгии и Швейцарии, где действуют так называемые перевозчики национальных флагов.
Такие компании, как Lufthansa, должны “иметь возможность встать на свои собственные ноги и получить прибыль”, заявил министр экономики Германии Петер Альтмайер в понедельник по местному радио.
Готовность Франции и, вероятно, Германии поддержать своих больных гигантов появилась после того, как Международная ассоциация воздушного транспорта неоднократно предупреждала, что кризис здравоохранения может обанкротить половину мировых авиакомпаний, а потери европейских перевозчиков, как ожидается, достигнут 89 миллиардов долларов. Великобритания, традиционно менее склонная раздавать деньги налогоплательщиков, предоставляет кредитные гарантии перевозчикам, которые имеют на это право. США выделяют около 25 миллиардов долларов на выплату заработной платы, в то время как авиакомпании также обратились за правительственными кредитами.
“Все усилия направлены на то, чтобы ответить на этот беспрецедентный шок”, - заявили министр финансов Франции Бруно Ле Мэр и его голландский коллега Уопке Хекстра в совместном заявлении по пакету помощи Air France-KLM, добавив, что они будут помогать перевозчику с восстановлением конкурентоспособности и финансовой базы.
Справедливость оспаривается
Air France-KLM подскочила на целых 11% в начале торгов в Париже, в то время как Lufthansa подросла на целых 9,8%, что является самым большим выигрышем для каждой из компаний за месяц. Обе авиакомпании потеряли в этом году более половины своей стоимости.
Этот шаг Франции, вероятно, послужит дополнительным оружием для Майкла О'Лири, главного исполнительного директора бюджетного перевозчика Ryanair Holdings Plc и самого громкого оппонента региона в вопросе государственной помощи. Он заявил высшему антимонопольному чиновнику Европы, что авиакомпания может обратиться в суд, чтобы остановить Францию и другие страны от “выборочного пожертвования миллиардов евро своим неэффективным флагманским перевозчикам".”
Французский пакет помощи также может привести к большему вмешательству правительства в предстоящие месяцы. Авиакомпания заявила, что рассмотрит вопрос о выпуске акций, в котором может принять участие французское государство. Это повышает вероятность того, что прямой кредит в размере 3 миллиардов евро, предоставленный Францией, может быть преобразован в акционерный капитал, тем самым повысив ее долю.
Ben SmithPhotographer: Marlene Awaad/Bloomberg
Генеральный директор Air France-KLM Бен Смит поклялся продвигать вперед обещанную рестуктуризацию, открывая двери для добровольного ухода персонала, чтобы сократить расходы и дальнейшее расширение на рынке дешевых услуг.
Немецкие Дебаты
В Германии переговоры уполномоченных Ангелы Меркель и их коллег из Lufthansa, как ожидается, начнутся в ближайшие дни. Будут выработаны пакет кредитов, кредитных гарантий и акционерного капитала, который может стоить около 10 миллиардов евро, по словам людей, знакомых с этим вопросом.
В то время как правительственные переговорщики Германии заявили, что перевозчику не будет позволено потерпеть неудачу, стороны столкнулись с тем, какие условия будут условием государственной помощи. Партнеры Меркель по левоцентристской коалиции СДПГ хотят, чтобы любая инъекция капитала сопровождалась местом в совете директоров Lufthansa, в то время как компания настаивает на так называемом молчаливом участии, говорят люди. Air France-KLM уже имеет на своем борту французское государство.
“Нам нужно найти решение, которое не приведет к перманентной политизации Lufthansa", - заявил в пятницу депутат от Христианско-демократического союза Йоахим Пфайффер, принимающий участие в переговорах.
Интересы государства
Lufthansa связывает Германию с обширными экспортными рынками, от которых зависят ее крупнейшие в мире предприятия, и, подобно Air France-KLM, считается слишком стратегическим предприятием, чтобы позволить себе потерпеть неудачу. Что касается французского перевозчика, то его обслуживание заморских территорий, таких как Мартиника, Французская Гвиана и Новая Каледония, а также внутренние маршруты долгое время держали его в поле зрения сменяющих друг друга правительств как стратегически важный объект.
В Великобритании, где консервативное правительство премьер-министра Бориса Джонсона оказалось против того, чтобы вкладывать государственные средства непосредственно в компании, оказавшиеся в бедственном положении, Ричард Брэнсон борется за спасение шатающейся Virgin Atlantic Airways Ltd.
Richard Branson
Его просьба о предоставлении около 500 миллионов фунтов стерлингов (618 миллионов долларов) в виде финансовых гарантий Великобритании встретила сопротивление, частично связанное с домом 69-летнего миллиардера в налоговом убежище Британских Виргинских островов. Лоукост-компания EasyJet уже использовала программу государственных кредитных гарантий.
Брэнсон рассматривает возможность вложить больше денег, чем он первоначально обещал, чтобы привлечь внешних инвесторов и получить доступ к сотням миллионов фунтов государственных займов, по словам людей, знакомых с этим вопросом.
Эта неделя также станет решающей для регионального и трансатлантического перевозчика Norwegian Air Shuttle ASA, который уже поставил четыре подразделения под защиту от банкротства и преследует последний план по конверсии долга в акционерный капитал.
Детали, опубликованные в понедельник, показывают, что этот план в значительной степени разорит существующих акционеров. Акции компании упали на целых 11%.
Авиакомпания нуждается в согласии как кредиторов, так и акционеров, чтобы полностью получить доступ к финансовой помощи в размере 3 миллиардов крон (282 миллиона долларов) от правительства Норвегии.
Тара Патель и Уильям Уилкс
при содействии Арне Дельфа и Биргит Дженнен
Свежие комментарии