Разучившейся работать России сегодня остается только глупо хихикать над достижениями конкурентов
14 июля 2020 года, в День взятия Бастилии, президент Франции Эммануэль Макрон дал старт программе Porte Avion Nouvelle Generation (PANG или по-русски — «Авианосец нового поколения»).
Этот корабль придет на смену «Шарлю де Голль», спущенному на воду в 1994 году и принятому в эксплуатацию в 2001-ом.О PANG впервые рассказала министр обороны 5-й Республики Флоренс Парли на международной выставке вооружений Euronaval 2018. По ее словам, авианосец нового поколения разрабатывается с учетом международного опыта. Но, что особенно важно, основными факторами решения о его строительстве являются потребность в технологическом развитии Франции и положительное влияние на национальную судостроительную промышленность.
После того, как PANG послужит лет двадцать в ВМС Франции, его «спихнут» кому-нибудь за хорошие деньги, чтобы тут же запустить новый подобный экономический маховик в стране.
С учетом постоянных разговоров в России о целесообразности строительства собственного нового авианесущего корабля, любопытно взглянуть на проект PANG и на то, почему французы им занялись несмотря на бурное развитие во всем мире ракет-«убийц авианосцев».
Во-первых, PANG будет водоизмещением 70 тысяч тонн. Что, как уверены французские инженеры, является оптимальным в будущем. Дело в том, что американские стотысячные «Нимиц» и «Джеральд Р. Форд» стоят $ 6,26 млрд и $ 13,5 млрд соответственно. Что намного дороже в пересчете на каждую тонну водоизмещения. При этом военная мощь штатовских гигантов не намного больше.
С другой стороны, корабли с намного меньшими размерами — к примеру, тот же «Шарль де Голль» — с большой натяжкой в состоянии решать современные авианосные задачи. Вот и обратили внимание французы на британский корабль «Королева Елизавета» с ценником «всего» в $ 3,7 млрд. Его водоизмещение как раз 70 тысяч тонн, а боевая начинка не хуже, чем у «Нимица».
Во-вторых, французы склоняются к неядерной силовой установке. Правда — в немалой степени по причине отсутствия своего корабельного реактора требуемой мощности. Как уверяет военный аналитик Ксавье Вавассер, близко знакомый с тематикой PANG, в ВМС Франции решено одновременно разрабатывать два варианта — атомного и газотурбинного авианосца. А там — как фишка ляжет.
Впрочем, адмирал Кристоф Празук уверен, что, скорей всего, Париж выберет газотурбинный вариант. Тогда потом, спустя десятилетия, PANG будет намного легче продать за рубеж с точки зрения защиты промышленных «ноу-хау» и международного режима нераспространения ядерных технологий. Но последнее слово — за Макроном.
К слову, на «Шарле де Голль» стоят реакторы К15, изготовленные по американской лицензии. Поэтому его если и отдадут когда-нибудь, то только вашингтонским союзникам. И по цене, навязанной «дядей Сэмом».
В-третьих, PANG проектируют под новый французский самолет 5-го поколения. Правда, с учетом туманных перспектив на этом поприще. В качестве запасного варианта Парижем рассматриваются старенькие «Супер Этандар» или «Рафаль-М». Из новинок на борту появятся многочисленные ударные беспилотники, которые будут запускаться роем. Электромагнитные катапульты решено купить в США, поскольку их разработка во Франции сталкивается с почти непреодолимыми трудностями.
В-четвертых, PANG будет автоматизирован, но без фанатизма. Его экипаж сократят на 10% по сравнению с «Шарлем де Голлем». Для сравнения: если на «Джеральде Р. Форде» служит порядка 2,5 тысяч человек, то на проектируемом во Франции авианесущем корабле планируется задействовать лишь 1080 моряков.
В любом случае, PANG станет очередным технологическим развитием французской инженерной кораблестроительной школы, поскольку для строительства таких гигантов требуются наработанные десятилетиями технологические компетенции. Отсюда и название «Авианосец нового поколения». Задача считается сверхсложной хотя бы потому, что речь идет о самых больших в мире плавучих машинах с огромным числом опций.
«Это вам не корыто для перевозки нефти построить», — утверждает Брайан Гонгол, пентагоновский эксперт по авианосцам. По мнению аналитика, сегодня в мире гипотетически только 14 странам под силу такие проекты. Но только пять уже имеют необходимые компетенции.
В этот клуб избранных сегодня только Китай упорно ломает запертую входную дверь. Тогда как Россия из него сама ушла после развала СССР. Главная проблема в том, что наша страна слишком давно не строит авианосцы. И неизвестно, когда снова решит заняться этим делом.
Взять, к примеру, Китай, рассуждает Гонгол. Когда Пекин построил свой первый авианосец, этот корабль пренебрежительно называли «самоделкой» и сделали «объектом презрения» на Западе.
Как известно, этот гигантский корабль проекта «Шаньдун» спустили на воду 26 апреля 2017 года. После чего началась его оперативная доводка, что позволило внести существенные изменения в проект. Брайан Гонгол утверждает, что в ходе доводки «самоделка» на глазах избавилась от очень многих проблем. Так что можно смело говорить, что вместо одного корабля китайцы тогда фактически сделали два.
Между тем, в сухом доке в этой стране сейчас вовсю строят второй сугубо китайский авианосец. Который, с точки зрения обретения технологических компетенций, является третьим. «Я воспринимаю этот авианосец с совершенно иной степенью серьезности. Это большое развитие событий с учетом того, что в мире нет более сложного движущегося оборудования, чем авианосец», — констатирует американский эксперт.
А все потому, что Китай сегодня охотно берется за технические проекты чрезвычайной сложности. И упорно трудится над ними, тогда как, к примеру, мы только угрожаем соперникам пустыми разговорами о своих будущих головокружительных проектах в этой сфере.
Что нужно России, чтобы вернуться в клуб строителей авианесущих кораблей? Если взять, к примеру, опыт Франции, то лучше всего поскорее продать хоть кому-нибудь задешево «Адмирала Кузнецова». Как это сделала та же 5-я Республика со своим «Фошем», толкнув последний бразильцам. Тогда у Парижа появится стимул взяться за проект, а не бесконечно чинить старье.
Гонгол в этой связи советует: «Соберите вместе группу действительно толковых людей, дайте им экзистенциальную мотивацию к действию и определите четкую цель. И вы вполне можете оказаться в поиске инженерных решений, которые будут иметь революционный характер».
Нечто подобное, рассуждает американский эксперт, произошло, когда Советский Союз мотивировал разработчиков на первый полет человека в космос, что и позволило Москве победить в космической гонке Соединенные Штаты. Сейчас русским нужно догонять, тем более, что на дальневосточном заводе «Звезда» могут за пару лет сварить корпус авианосца.
Но в Москве сейчас мало кто из больших политиков хочет на самом деле сделать для своей страны новый авианесущий корабль. Хуже того: в России зазвучали совсем глупые голоса, что стране вообще не нужны авианосцы. Тогда как Китай и Америка рассматривают их как средство успешной проекции военной мощи вдали от своих берегов. Китай и Америка - что, совсем дураки, как считают некоторые в России?
Прежде всего, авианосец — это самая настоящая мобильная авиабаза, которую легко разместить практически в любой точке Мирового океана. Возникла, к примеру, у России необходимость предположим в Ливии продемонстрировать военную силу. Но такого корабля у нее нет.
Что касается денежных трат, то и здесь не все страшно. В конечном счете, строительство авианосцев себя оправдывает даже экономически (конечно, если такие корабли годами не стоят в ремонте). Ведь обретенные компетенции снижают себестоимость военного и гражданского судостроения. При этом имидж страны, имеющей такие технологии, получает самый высокий статус.
Но вместо этого тот же уже упомянутый завод «Звезда» в городе Большой Камень по заказу «Роснефти» сейчас штампует примитивные гигантские «корыта для перевозки нефти» под ура-патриотические крики: «Мы это сделали!».
Похоже, недалек тот день, когда новый русский авианосец будет заказан в Китае за очень большие деньги. Только ничего сами делать мы при этом не научимся.
Александр Ситников
Свежие комментарии