На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 678 подписчиков

Свежие комментарии

Этот день в авиации. 8 июля

Этот день в авиации. 8 июля
Этот день в авиации. 8 июля

1838 - Родился граф Фердинанд Адольф Генрих Август фон Цеппелин (нем. Ferdinand Adolf Heinrich August Graf von Zeppelin) — немецкий изобретатель и военный деятель, конструктор многочисленных дирижаблей. Цеппелин продолжал работу над дирижаблями до самой своей смерти, которая наступила 8 марта 1917 года.

..

Этот день в авиации. 8 июля
1911
 - Абсолютный мировой рекорд высоты полёта - 3177 м, М. Лоридан (Marcel Loridan, Франция) на самолёте Фарман. Набор высоты длился 1 час 23 минуты.

Этот день в авиации. 8 июля

1917 - Родился Михаил Петрович Девятаев — гвардии старший лейтенант, лётчик-истребитель, Герой Советского Союза(15 августа 1957 года). Совершил побег из немецкого концлагеря на угнанном им бомбардировщике.

В воздушных боях 1941-1944 гг. сбил 9 вражеских самолётов. В неравном воздушном бою вечером 13 июля 1944 г. в районе Львова был ранен в правую ногу, а его самолёт подбит. В последний момент Михаил Петрович покинул падающий истребитель с парашютом. С тяжёлыми ожогами лётчик попал в плен. Немцы отправили его в Лодзинский лагерь для военнопленных. Позже он был переведён в лагерь Новый Кенигсберг. За попытку побега Михаила Петровича приговорили к смерти и отправили в лагерь смерти Заксенхаузен под Берлином.
Но ему повезло: в санитарном бараке парикмахер из числа заключённых заменил ему бирку смертника на бирку штрафника, убитого охранниками учителя из Дарницы. Теперь Михаил Петрович в группе «топунов» разнашивал обувь немецких фирм.Позже при помощи подпольщиков был переведён из штрафного барака в обычный. В конце октября 1944 г. Михаила Петровича в составе группы из 1500 заключённых отправили в лагерь на остров Узедом, где находился секретный полигон Пенемюнде, на котором испытывалось ракетное оружие. Так как полигон был секретным, для узников концлагеря оттуда был только один выход – через трубу крематория. В январе 1945 г., когда фронт подошёл к Висле, М.П.Девятаев вместе с заключенными Иваном Кривоноговым, Владимиром Соколовым, Владимиром Немченко, Федором Адамовым, Иваном Олейником, Михаилом Еменцом, Петром Кутергиным, Николаем Урбановичем и Дмитрием Сердюковым начал готовить побег. Был разработан план угона самолёта с аэродрома, находившегося рядом с лагерем. Во время работ на аэродроме Михаил Петрович украдкой изучал кабины немецких самолётов. С повреждённых самолётов снимались таблички приборов. В лагере их переводили и изучали. Всем участникам побега М.П.Девятаев распределил обязанности: кто должен снять чехол с трубки Пико, кто убрать колодки от колёс шасси, кто снимать струбцины с рулей высоты и поворота, кто подкатывать тележку с аккумуляторами.Побег был назначен на 8 февраля 1945 г. По пути на работу на аэродром заключённые, выбрав момент, убили конвоира. Чтобы немцы ничего не  заподозрили, один из заключённых, переодевшись, начал изображать конвоира. Таким образом удалось проникнуть на стоянку самолётов. Когда немецкие техники отправились на обед, группа М.П.Девятаева захватила бомбардировщик Не-111Н-22. Михаил Петрович запустил двигатели и начал выруливать на старт. Чтобы немцы не увидели его полосатую арестантскую одежду, ему пришлось раздеться догола. Но взлететь незамеченными им не удалось, кто-то обнаружил тело убитого охранника и поднял тревогу. В сторону «хенкеля» со всех сторон бежали немецкие солдаты. Михаил Петрович начал разбег, но самолёт долго не мог взлететь (позже обнаружилось, что не были убраны посадочные щитки). Только в конце полосы самолёт оторвался от земли и на малой высоте пошёл над морем. Михаил Петрович ориентировался по солнцу. Опомнившись. Фашисты послали в погоню истребитель, но обнаружить беглецов ему не удалось. В районе линии фронта самолёт обстреляли наши зенитки. «Хенкель» совершил вынужденную посадку южнее населенного пункта Голлин в расположение артиллерийской части 61-й армии. Особисты не поверили, что заключенные концлагеря могли угнать самолёт. Беглецов подвергли жёстокой проверке, долгой и унизительной. Затем отправили в штрафные батальоны. В ноябре 1945 г. Михаил Петрович был уволен в запас. Его не брали на работу. В 1946 Михаил Петрович с трудом устроился грузчиком в Казанский речной порт. Михаил Петрович и в таких условиях продолжал борьбу, только теперь за восстановление справедливости. Он писал письма на имя Сталина, Маленкова, Берии, но все без толку. Положение изменилось только в конце 1950-х гг. Только через 12 лет после войны (15 августа 1957 года) по инициативе Сергея Павловича Королёва Михаилу Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза (по некоторым сведениям, награда была вручена за вклад в советское ракетостроение, за помощь в создании первой советской ракеты Р-1 — разработанной на основе немецкой ракеты «Фау-2»). В 1957 г Михаил Петрович стал одним из первых капитанов пассажирских судов на подводных крыльях «Ракета». Позже водил по Волге «Метеоры», был капитаном-наставником. Уйдя на пенсию, Михаил Петрович активно участвовал в ветеранском движении, создал «Фонд Девятаева» , оказывал помощь тем, кто в ней особо нуждался. Михаил Петрович награждён орденом Ленина, 2-мя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями. В Торбеево открыт музей героя. Скончался Михаил Петрович Девятаев 24 ноября 2002 года в Казани на 86-м году жизни. Похоронен в Казани на участке Арского кладбища, где расположен мемориальный комплекс воинов Великой Отечественной войны.

Этот день в авиации. 8 июля

1922 - На Ходынском аэродроме в Москве под руководством профессора сельхозакадемии Василия Фёдоровича Болдырева и при участии военного лётчика Николая Петровича Ильзина был поставлен первый в СССР опыт авиационного опрыскивания, проведено 32 экспериментальных полёта. Ранее в этом году была создана Комиссия по применению воздушных средств в борьбе с вредителями растений в СССР.

m24.jpg
1929
 - Состоялся первый полёт пассажирского самолёта Вилли Мессершмита M-24a . Самолёт оснастили шестицилиндровым двигателем Junkers L 5G мощностью 375 л.с. Испытания выявили мелкие недостатки самолёта и он был отправлен на доработку. Повторные испытания начались только в конце октября этого же года. В этот раз заказчик остался удовлетворён и первый M-24a был поставлен Nordbayerische Verkehrsflug GmbH в феврале 1930 года и получил регистрационный номер D-1767.

Этот день в авиации. 8 июля

1934 - Первый полёт гигантской летающей лодки АНТ-22 (МК-1). Это был двухлодочный гидросамолёт - третья летающая лодка, спроектированная и построенная в ЦАГИ. В соответствии с заданием, предполагалось сделать морской самолёт-крейсер. Его назначением являлись морская разведка в отдалённых районах, сопровождение флота, выполнение бомбардировки баз и укреплённых районов врага. АНТ-22 предполагали использовать для решения всех тех задач, которые ставились ранее для проектируемых, а также строящихся самолётов-разведчиков, бомбардировщиков и торпедоносцев. Двухлодочную схему самолёта выбрали из-за того, что на летающей лодке предполагали транспортировать крупногабаритные грузы, такие как малые подводные лодки или полупогружаемые торпедные катера. Самолёт создавался с огромными претензиями. Рассматривался и пассажирский вариант. Был построен единственный экземпляр с размахом крыла в 51, 6 м. 

Этот день в авиации. 8 июля

1935 - Родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, кандидат технических наук (1965). Дважды Герой Советского Союза (1970, 1975). Заслуженный мастер спорта СССР (1970). Совершил 2 космических полёта в 1970 (Союз-9 - установлен новый мировой рекорд продолжительности полёта в 17 суток 16 часов 58 минут 55 секунд) и 1975 (Союз-18 - ОС «Салют-4» (ДОС-4)) годах. Суммарный налёт в космических полетах 80 суток 16 часов 18 минут. 30 декабря 1993 года Виталий Иванович уволился из НПО «Энергия» и отряда космонавтов в связи с переходом на работу в Государственную Думу Российской Федерации. Много лет подряд В. И. Севастьянов вёл на Центральном телевидении передачу «Человек. Земля. Вселенная». Он автор шести изобретений и одного открытия, избран академиком ряда зарубежных академий, в том числе Международной академии астронавтики. Скончался 5 апреля 2010 года на 75-м году жизни в Москве после тяжёлой продолжительной болезни. 8 апреля похоронен на Останкинском кладбище рядом с могилой жены.

Этот день в авиации. 8 июля

1939 - Компания Pan American открыла первые регулярные трансатлантические линии на гидроплане Boeing-314.

Этот день в авиации. 8 июля
1940
 - Первый полёт итальянского бомбардировщика-разведчика Z.515 (MM.466). Самолёт летал без вооружения, поскольку его установку планировали лишь на серийных экземплярах. Испытания прошли вполне успешно, однако в 1941 году на вооружение поступил гидросамолёт CMASA RS.14, обладавший несколько лучшими лётными характеристиками. Предполагаемый выпуск 100 серийных Z.515 был отменён и вместо них выпустили всего 10 предсерийных самолётов. Об их использовании и дальнейшей судьбе информации нет.

Этот день в авиации. 8 июля
1941
 - Первый боевой вылет В-17С Fortress I ВВС Великобритании состоялся из Polebrook на Вильгельмсхафен (Wilhelmshaven). В этом вылете приняли участие три самолёта. Неисправность двигателя вынудила один из самолётов направиться к запасной цели, но другие два сбросили бомбы на военно-морские казармы в Вильгельмсхафене с высоты 30000 футов (9145 м).

Этот день в авиации. 8 июля

1944 - Германской авиацией было осуществлено первое боевое применение крылатой ракеты "V-1" (Фау-1) с самолёта-носителя "He-111". В течение июля и августа с самолётов Люфтваффе по Англии было выпущено 310 ракет "V-1" (Фау-1).

Этот день в авиации. 8 июля
1946
 - Совершил первый полёт CV-110. Это был двухмоторный самолёт, оснащённый звёздообразными поршневыми двигателями R-2800-S1C3-G мощностью 2100 л. с. Он вмещал 30 пассажиров. Однако до его первого полёта компания American Airliners уже решила, что необходима большая пассажировместимость, что привело к разработке самолёта Convair Model 240, известного позднее как ConvairLiner.

Этот день в авиации. 8 июля

1947 - Первый полёт реактивного истребителя Як-23 с ТРД РД-500, Герой Советского Союза лётчик-испытатель 1-го класса Михаил Иванович Иванов.

Этот день в авиации. 8 июля
1947
 - Впервые поднялся в воздух прототип NX-90700 американского среднемагистрального пассажирского самолёта Boeing 377 Stratocruiser. Поскольку он использовался для лётных испытаний, за ним закрепилось прозвище "Dog Ship" - буквально "собачий корабль". Это прозвище отнюдь не ругательное: "dogship" - своего рода термин, появившийся едва ли не в первую мировую войну. Так у лётного и технического персонала назывались прототипы, которые начинены контрольно-записывающей аппаратурой, подвергаются всевозможным переделкам, служат для проверки предельных режимов - словом, собачья жизнь. Впоследствии прототип получил полное оборудование салонов, новое обозначение (Модель-377-10-26), был перерегистрирован как N-1022V и стал последним из 20 самолётов, поставленных "Пан Америкэн". (Буквы X, С и R, обозначающие статус самолёта, были упразднены в 1948 году).

Этот день в авиации. 8 июля
1948 - Состоялся первый полёт реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28 с двигателями «Нин-1», Герой Советского Союза лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки. Его оценка самолёта была высокой: взлёт прост, поведение при наборе высоты нормальное, управлять машиной легко. В процессе заводских испытаний выяснилось, что самолёт статически устойчив на всех эксплуатационных режимах полёта как с "зажатым", так и со свободным управлением. В горизонтальном полёте сбалансированная машина шла с брошенным управлением. На малых скоростях тенденции к срывам и сваливанию отсутствовали, Ил-28 можно было считать безопасным в отношении срыва в штопор. Он мог продолжать горизонтальный полёт и при отказе одного двигателя. При нормальной взлётной массе 17220 кг разбег с двумя ускорителями ПСР-1500 составил всего лишь 560 м. Самолёт хорошо взлетал с грунта и садился на такие ВПП, причём для продления ресурса покрышек колёс испытатели специально рекомендовали эксплуатировать Ил-28 с грунтовых полос. Бомбардировщик на высоте 5000 м развивал максимальную скорость 833 км/ч, а на 7000-8000 м достиг числа М=0,79. Испытатели отмечали, что поведение самолёта при этом оставалось нормальным и скорость полёта можно было увеличить. Ведущим инженером по испытаниям Ил-28 был Виктор Никифорович Бугайский, впоследствии Главный конструктор авиационного ракетного вооружения. С участия в разработке рабочих чертежей самолёта началась карьера Генриха Васильевича Новожилова, Генерального конструктора АК им. Сергея Владимировича Ильюшина с 1970 по 2005 годы.
 
Этот день в авиации. 8 июля
1948
 - Первый полёт первого самолёта В-36В-1 (44-92026, бортовой ВМ-026) серии "В". После испытаний и доводок с конца года пошла серия В-36В, всего было выпущено 73 машины модификации "В", в дальнейшем они практически все были переоборудованы в B-36D.
 
Этот день в авиации. 8 июля

1953 - Первый вертолёт авиакомпании New York Airways начал плановое обслуживание пассажиров. Операционные рейсы между тремя аэропортами: La Guardia, Idlewild и Newark совершались 16 рейсов в день с 90-минутными интервалами. Использовался Sikorsky S-55. Он нёс 8 пассажиров и почтовый груз.

Этот день в авиации. 8 июля

1958 - Совершил первый полёт первый послевоенный немецкий вертолёт - трёхместный Боргварт «Колибри I», построенный Генрихом Фокке.

Этот день в авиации. 8 июля

1959 - Первый полёт сверхзвукового бомбардировщика Як-28Л, лётчик-испытатель Валентин Григорьевич Мухин. Машину оборудовали радиокомандной разностно-дальномерной системой наведения ДБС-2С "Лотос". Станция позволяла наводить самолёт на неподвижную цель путём приёма сигналов двух наземных станций управления, расположенных позади линии фронта.

Этот день в авиации. 8 июля

1959 - В Советском Союзе с ракетного полигона Капустин Яр был осуществлён 8-й запуск геофизической ракеты "Р-2А" разработанной на базе "Р-2"/SS-2/Sibling по научной программе. Основной задачей полёта являлось изучение ультрафиолетового излучения Солнца, а также биологические исследования. На борту ракеты находились собаки Отважная, Снежинка и крольчиха Марфуша. Высота подъёма ракеты составила 241 км. Животные испытали перегрузку 6-10g, период невесомости 6 минут. В результате полёта получены обширные физиологические данные.

Этот день в авиации. 8 июля

1960 - Первый полёт перехватчика Е-150 ОКБ «МиГ», лётчик-испытатель Александр Васильевич Федотов. Всепогодный истребитель-перехватчик Е-150, задуманный в КБ Артёма Ивановича Микояна, должен был развивать скорость в три раза превышающую скорость звука. Поэтому до его создания «в металле» пришлось решать проблему теплового барьера - разработать и создать термостойкие материалы, способные выдерживать полётные нагрузки при повышенной в несколько раз температуре. Обычные, алюминиевые сплавы в этих условиях просто «текли». Требовалось научиться делать конструкцию самолёта из жаропрочных сталей, титановых сплавов и композитов, разработать технологию серийного производства и т. д. И эти проблемы удалось решить в кратчайшие сроки.

Этот день в авиации. 8 июля

1964 - На Базе ВВС США «Эдвардс» (шт. Калифорния, США) осуществлён очередной 30-й полёт ракетного самолёта «Х-15» № 3. Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Джо Генри Энгл (Joe Henry Engle). Достигнута высота 51938 м при скорости 5664 км/час.

Этот день в авиации. 8 июля

1965 - На Базе ВВС США «Эдвардс» (шт. Калифорния, США) осуществлён очередной 40-й полёт ракетного самолёта «Х-15» № 2. Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Джон Бэррон Maккей (John Barron McKay). Достигнута высота 64800 м при скорости 5887 км/час.

Этот день в авиации. 8 июля

1968 - Первый полёт пассажирского Бе-30, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Михаил Иванович Михайлов. Учитывая, что "тридцатка" будет эксплуатироваться с грунтовых аэродромов, выбрали схему высокоплана. Хотя это и приводило к росту веса шасси, но способствовало улучшению эксплуатационных характеристик. Hе забивались грязью ниши шасси, повышалась надёжность работы силовой установки, сведя до минимума вероятность попадания в неё посторонних предметов. Особенностью новой машины должен был стать синхронный вал, связывающий через обгонную муфту воздушные винты обоих двигателей. Это позволяло в случае отказа одного из двигателей упростить технику пилотирования машины, особенно на самых ответственных взлётно-посадочных режимах. А устройства реверса тяги воздушных винтов сокращали длину пробега до 180 м. Бе-30 рассчитывался на 14 пассажирских мест. При этом допускалась посадка ещё одного пассажира рядом с пилотом. Пал жертовою политических подковёрных игр. Ему предпочли "чехов". Бе-30 базируясь в Быково, выполняли технические рейсы во многие города, полёты выполнялись как днём, так и ночью. В сутки налёт составлял от 6 до 14 ч. В процессе эксплуатационных испытаний отказов матчасти практически не было. В его судьбу вмешалась высокая политика. Для поддержания чехословацкой авиапромышленности было принято решение о массовых поставках нам L-410. В 1972-м приняли решение о прекращении дальнейших работ по Бе-30. Однако работы по родственному варианту Бе-32 продолжались. Было произведено 8 машин.

Этот день в авиации. 8 июля

1970 - Мировые рекорды скорости на замкнутом маршруте 1000 км с грузом 2т и 5т по классам гидросамолётов и амфибий, экипажи П.С.Якушина, Е.М.Никитина, А.С.Смирнова, А.Т.Захарова, на Бе-12 (8 и 9 июля), соответственно - 535,288; 528,998; 530,504; 526,606 км/час.

Этот день в авиации. 8 июля

1977 - Катастрофа Ан-24РВ(СССР-46847) Кировоградской Кировоградской лётной школы в Сухуми, в результате которой погибли 6 человек. Выполнялся учебный рейс по маршруту Кировоград - Сухуми - Кировоград с работой в районе Сухумского аэропорта. После отрыва самолёт перешёл в набор высоты с вертикальной скоростью 5 м/с. В процессе набора высоты КВС-инструктор оценивал метеообстановку по бортовому радиолокатору. К моменту достижения высоты 120-130 м скорость полёта увеличилась до 250 км/ч. В момент уборки закрылков за 20 сек. до конца полёта вертикальная скорость уменьшилась, что сопровождалась увеличением скорости полёта. За 14-15 сек. до конца полёта началось снижение самолёта с вертикальной скоростью около 10 м/с. Скорость полёта продолжала увеличиваться. За 5 сек до конца полёта экипаж взял штурвал на себя, что создало перегрузку при ударе о воду 1,85 ед. Самолёт в полётной конфигурации, со скоростью 370 км/ч, углом тангажа около 0° и креном 0° столкнулся с поверхностью моря в 690 м от береговой черты с азимутом 297° от КТА (без уклонения от курса взлёта), разрушился и затонул. Примерно через час после катастрофы прибывшей лодкой был подобран из воды КВС-инструктор, получивший тяжёлые ранения и державшийся на воде за плавающий обломок самолёта. Причиной катастрофы является отсутствие контроля со стороны экипажа за полётом самолёта, несбалансированного после уборки закрылков, что привело к переходу из набора высоты в снижение. Это могло произойти в результате: а) отвлечения экипажа (в частности КВС-инструктора) от пилотирования на оценку грозовой деятельности, так как метеообстановка в районе аэропорта требовала повышенного внимания; б) временной потери работоспособности КВС-инструктора.

Этот день в авиации. 8 июля
1978
 - Катастрофа самолёта ЗМ, КК командир отряда Усов В.В. Экипаж выполнял ночью вывозной полёт по кругу при допустимом минимуме погоды. После ухода на второй круг у самолёта отказал второй двигатель и возник пожар. Но идентифицировать отказавший двигатель экипаж не смог и включил противопожарную систему исправного двигателя. Судя по событиям, развивавшимся на борту, можно констатировать, что командир корабля и лётчик-инструктор, заместитель командира полка, поддались панике и, не обеспечив аварийное покидание корабля членами экипажа (не сбросив избыточное давление из камер герметизации люков), первыми привели в действие свои катапультные кресла. Из-за этого один воздушный стрелок и борттехник не смогли сбросить крышки люков и катапультироваться...

Этот день в авиации. 8 июля

1980 - Первый полёт прототипа McDonnell Douglas F-15 Strike Eagle - ударного варианта истребителя F-15.

Этот день в авиации. 8 июля

1980 - Катастрофа Ту-154Б-2(СССР-85355) Алма-Атинского ОАО в районе а/п Алма-Ата. Авиалайнер Ту-154Б-2 авиакомпании «Аэрофлот» выполнял внутренний рейс SU-4225 по маршруту Алма-Ата—Ростов-на-Дону—Симферополь, но через 1 минуту и 40 секунд после взлёта рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 166 человек (156 пассажиров и 10 членов экипажа), также ещё 9 человек на земле получили ранения. Это крупнейшая авиакатастрофа на территории Казахстана.

По официальной версии, катастрофа рейса 4225 произошла из-за внезапно появившегося атмосферного возмущения, вызвавшего мощный нисходящий воздушный поток (до 14 м/с) и сильный попутный ветер (до 20 м/с) при взлёте, в момент уборки механизации, при высоком взлётном весе, в условиях высокогорного аэродрома и высокой температуры воздуха. Сочетание этих факторов при малой высоте полёта и при внезапно возникшем боковом крене, исправление которого кратковременно отвлекло экипаж, предопределило фатальный исход полёта.

Этот день в авиации. 8 июля

1983 - Первый полёт самолёта Airbus A300-600 (с двигателями JT9D-7R4H1). Он стал основной серийной машиной после того, как последний самолёт A300B4 сошёл с линий в конце 1984г. Самолёт выпускался в вариантах: A300-600R с увеличенной взлётной массой и балансировочным топливным баком в стабилизаторе для увеличения дальности полёта и A300-600 Convertible - грузопассажирский самолёт.

Этот день в авиации. 8 июля
1983
 - Катастрофа самолёта Ту-22М2 в районе а/б "Белая", КК замполит АЭ к-н Владимир Иванович Цибулин.
Метеоусловия: НПМУ, облачность 7 баллов, высота нижней границы облаков 1000м, видимость 10км, ветер слева под 80°, 2м/сек. Экипаж выполнял взлёт на маршрут. После отрыва (через 7с) на борту сработала сигнализация «Вибрация велика» левого двигателя. Удостоверившись в этом по стрелочному индикатору, командир корабля уменьшил режим работы левого двигателя, а затем перевёл его на малый газ. Так как сигнал «Вибрация велика» не снимался, командир корабля в режиме набора высоты на высоте 140 м. и скорости 480 км/ч. выключил левый двигатель, о чем доложил руководителю полётов. При этом лётчик, очевидно, непроизвольно на время около 14 с. уменьшил режим работы правого двигателя до 0,7 номинала, а затем по команде РП установил ему максимально форсажный режим.
Продолжая набор высоты с вертикальной скоростью 2–3 м/с, лётчик отвлёк внимание на контроль вибрации и на высоте 215 м. и скорости 450 км/ч вывел самолёт на критический угол атаки по УАСП. Остальные члены экипажа контроль за скоростью полёта упустили. Дальнейшее уменьшение скорости до 380 км/ч с набором высоты 250 м привело к выходу самолёта на режим сваливания. Самолёт перешёл на энергичное неуправляемое снижение с переменными кренами от +20 до минус 70° и через 18 с столкнулся с землей, имея положительный угол тангажа 15° и правый крен 8°, поступательная скорость при этом составила 350 км/ч, Vy снижения – 30 м/с. Из 4-х членов экипажа погибли КК и ПКК. Ввод в действие катапультируемого кресла командира корабля совпал с началом разрушения самолёта. ПКК (Виктор Юрьевич Трофимов) средствами аварийного покидания не воспользовался. Штурман-оператор первым принял решение (самостоятельно) и покинул самолёт на высоте 120 – 150 м и скорости 355 км/ч при левом крене самолёта до 25° и вертикальной скорости 30 м/с. ШК покинул самолёт на высоте 100 – 120 м при левом крене до 60°. Полное наполнение купола произошло под воздействием взрывной волны. Приземление произошло в 15 м от взорвавшегося самолёта.
Опасность сложившейся аварийной ситуации командир корабля своевременно не определил. Много времени (около 10 с) потратил на доклад РП о непонятном положении самолёта. Команду на покидание самолёта не дал, решение на катапультирование принял на высоте 50 – 70 м (за 2 – 3 с до столкновения самолёта с землей) и только после получения команды на катапультирование от командира, взлетевшего за ним, и наблюдавшего падение Ту-22М.
Причины: поспешные и несообразные с обстановкой действия командира корабля при срабатывании аварийной сигнализации об опасной вибрации двигателя, потеря экипажем контроля за режимом полёта при возникновении особого случая, что привело к выходу самолёта на режим сваливания. Причиной ложного срабатывания сигнализации «Вибрация велика» явился отказ одного из элементов аппаратуры измерения вибрации ИВ-144. Ложное срабатывание системы привело к дезинформации лётчика и выключению им двигателя в полёте.

Этот день в авиации. 8 июля

1985 - Первый полёт опытного самолёта Aibus A310-300 с двигателями Пратт-Уитни JT9D-7R4.

Этот день в авиации. 8 июля

1988 - Начало эксплуатации Як-42Д с увеличенной дальностью полёта.

Ан 12

1989 - Катастрофа Ан-12БП (СССР-11875) на Камрани — авиационная катастрофа самолёта Ан-12БП советских ВВС, произошедшая на аэродроме военно-морской базы Камрань (Вьетнам), при этом погиб 31 человек. Самолёт входил в состав 194 военно-транспортного авиационного полка советских ВВС (аэродром базирования Фергана). Самолёт разбился при выполнении аварийной посадки.
Во время захода на посадку в Хошимине при нижней кромке облаков 50 м в условиях тропического ливня самолёт оказался на 300 м левее ВПП, но КК не стал уходить на второй круг, а решил довернуть вправо, продолжив снижение.
В результате самолёт задел дренажный колодец правой стойкой шасси, потеряв её, а затем винтом СУ №4 ударился о ВПП. Винт автоматически зафлюгировался. Экипаж ушёл на запасной аэродром - Камрань. При посадке, пролетая торец ВПП, экипаж зафлюгировал винт СУ №1. Самолёт начал уходить влево. После попытки парировать уклонение самолёт приземлился на левую боковую полосу безопасности за серединой ВПП и начал скользить по песчаному грунту. От удара об дренажные колодцы снесло оставшиеся стойки шасси и носовой фонарь. Затем фюзеляж раскололся надвое после столкновения с песчаной дюной. После этого самолёт проскользил через рулежку, остановился и загорелся. На борту находился груз кондиционеров и матрасов, который при ударе сместился и заблокировал гермокабину, в которой находились пассажиры. Не сумев выбраться, большинство из них погибло от дыма. Погибло 32 человека.Выжили командир экипажа(капитан Сергей Генералов), воздушный стрелок-радист и один из пассажиров, находившийся в кормовой кабине (все получили тяжёлые травмы).

Ilyushin Il-76M, Russia - Air Force AN1684938.jpg
1993
 - Катастрофа Ил-76 под Псковом — авиационная катастрофа самолёта Ил-76М(CCCP-86039) ВВС России, произошедшая близ Псковского аэропорта (аэродром Кресты), при этом погибли 11 человек.
Экипаж выполнял комплексную задачу по восстановлению навыков в технике пилотирования, по обучению курсантов-стажёров навигации и вывозной программе воздушного стрелка по маршруту применительно к Упр. № 523 КБП ВТА и ТА-92г. На 8 мин полёта в процессе занятия эшелона 1200м прекратилась связь с кормовой кабиной, на борту ВС во внутренней и внешней сетях управления появились шумы, которые принятыми мерами экипаж устранить не мог. После прохождения 3-го ППМ из-за неустойчивой связи с экипажем РП принял решение на прекращение задания и дал условия выхода на точку для захода на посадку. При следовании самолёта к аэродрому отделились элементы конструкции хвостовой части фюзеляжа.
На 25 мин полёта при подходе к аэродрому экипаж обнаружил пожар за гермостворкой, о чём доложил РП и с его разрешения приступил к выполнению экстренного захода на посадку. При подходе к посадочному курсу при работе двигателей 90% самолёт был выведен из крена и начал энергично снижаться. На удалении 3400 м от торца ВПП левее посадочной оси 480 м самолёт столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Экипаж в составе 8 человек и 3 курсантов-стажеров погиб. Разрушений на месте падения самолёта нет.
Причиной ЛП явилась потеря продольного управления из-за разрушения тяг РВ, вследствие комплексного воздействия на них высоких температур и разорвавшихся боеприпасов в условиях пожара в хвостовой части самолёта в воздухе. Определить причину возгорания не представилось возможным из-за уничтожения большинства агрегатов и деталей конструкции и потери информация бортовых СОК в результате воздействия на них пожара в воздухе и на земле.
По информации, не попавшей в официальный акт расследования, картина ЛП выглядит следующей. После взлета с аэродрома Остров экипаж убрал шасси и механизацию, начав на высоте около 200-300 м первый разворот, который проходил над Черехинским полигоном, где в это время у десантников проходили учебные стрельбы. Именно после разворота над стрельбищем у экипажа Ил-76 пропала внутренняя связь с кабиной стрелков, в наушниках и по радио появился характерный звуковой сигнал. Как правило, такое случается после зажатой кнопки радиостанции "на передачу" (и всегда подтверждается "черным ящиком"). Возможно, это была последняя попытка двух стрелков сообщить о трагедии. В тот момент и начался пожар. Причём, начался именно там, где проходили пробитые кем-то с земли взрывоопасные трубопроводы подвода гидросмеси к аварийной двери и кислорода для жизнедеятельности стрелков. Здесь же находились жгуты энергопроводов, связи и ящик боеприпасов для пушки калибра 23 мм.
Было принято решение произвести посадку с прямой на аэродроме Кресты с МК=175°. При заходе с прямой КК не попал на полосу в связи с низкой натренированностью (топлива в полку давали с большими перебоями). КК принял решение заходить повторно с малого круга с обратным стартом и выходом сразу на БПРМ. Первый разворот выполнялся на предельно малой высоте над жилыми кварталами, к третьему развороту удалось набрать 100м. Экипажу практически удалось выйти на посадочный курс, но в 2 км от БПРМ в процессе выполнения четвертого разворота самолёт перешёл на пикирование из-за разрушения тяг.
Так что это было не случайное возгорание, которое, как пытались утверждать, произошло из-за бензиновых пятен на комбинезоне стрелка, а следствие самого настоящего несанкционированного "обстрела" снизу. В корме самолёта вышла из строя не только система связи, но и система открытия аварийной двери, через которую можно было спастись на парашютах. Температура внутри была запредельной: после катастрофы удалось обнаружить насквозь прожженное кресло стрелка, сделанное, кстати, из титанового сплава. Несмотря на пожар экипажу удалось увести самолёт от города.
Указом президента России экипаж за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, был награжден орденом Мужества (посмертно). Погибший экипаж был похоронен в Пскове на Орлецовском кладбище, ныне на их братской могиле установлен мемориал.

Этот день в авиации. 8 июля

1994 - В США по программе «STS-65» осуществлён запуск с космодрома Cape Canaveral космического корабля «Columbia №17» с астронавтами Робертом Кабана (Robert Cabana), Джеймсом Халселлом (James Halsell), Дональдом Томасом (Donald Thomas), Карлом Уэлзем (Carl Walz), Ричардом Хьюбом (Richard Hieb), Лероем Чиао (Leroy Chiao) и Наито Мукаи (Naito Mukai). Программой полёта на борту КК и лаборатории IML-2, предусматривалось проведение различных экспериментов по американо-японской программе.

Этот день в авиации. 8 июля

2000 - Решающее тестирование системы национальной ПРО закончилось провалом. Ракета-перехватчик “EKV”, запущенная с тихоокеанского атолла Кваджилейн, не смогла поразить боеголовку “Minuteman-2”, стартовавшую с Базы ВВС США “Ванденберг” (Vandenberg Air Force Base) из Калифорнии. Этого сделать не удалось, так как не произошло разделение первой и второй ступеней ракеты-перехватчика. Ракета-мишень была уничтожена по команде с Земли.

Этот день в авиации. 8 июля

2004 - Катастрофа Ту-22М3, авиабаза Сольцы, экипаж О. Тяпкина. При выполнении планового тренировочного полёта ночью отказал генератор. Экипаж при заходе на посадку выпустил шасси и включил фары. На удалении 14 км от ВПП фары погасли, самолёт стало разворачивать. Руководитель полётов дал команду экипажу на катапультирование. Но экипаж не смог катапультироваться, потому что из-за разряжённых аккумуляторов катапульты не сработали. Командир корабля майор Олег Тяпкинг,помощник командира корабля капитан Илья Ласков, штурман майор Николай Толстов, штурман-оператор капитан Александр Иванов погибли...

Boeing 787 Roll-out.jpg
2007
 - Первый экземпляр Боинг 787 показан на презентации на заводе в городе Эверетт.

Этот день в авиации. 8 июля

2011 - Космический корабль многоразового использования Atlantis был запущен со стартового комплекса 39А в Космическом центре Кеннеди, мыс Канаверал. Это был самый последний из 135 рейсов программы космических челноков США. Задача миссии STS-135 состояла в доставке модулей сборки и грузов на МКС.

Картина дня

наверх