Авиаторы и их друзья

80 443 подписчика

Свежие комментарии

  • Николай Яковлев
    Большое  СПАСИБО !Этот день в авиац...
  • Господин Никто
    Господин НИКТО. Большое спасибо,Семён, за интересные материалы !Этот день в авиац...
  • Господин Никто
    Господин НИКТО.                                                                                            Большое сп...Этот день в авиац...

Этот день в авиации. 17 мая

Этот день в авиации. 17 мая

Этот день в авиации. 17 мая

1911 – Родился Николай Алексеевич Остряков — советский военный деятель, генерал-майор авиации (1940), Герой Советского Союза (1942, к званию представлен посмертно).

ВВС Черноморского флота под его командованием в воздушных боях только с декабря по апрель 1942 г. сбили 354 вражеских самолёта. Принимал участие в обороне Севастополя, в Керченско-Феодосийской десантной операции, часто летал на сопровождение бомбардировщиков. Несмотря на запрет Военного Совета Черноморского флота, произвёл лично 100 боевых вылетов. Сбил 6 самолётов противника. Погиб генерал Н.А. Остряков не в небе, не в воздушной схватке, а на земле от вражеской бомбы 24.04.1942 г. Похоронен на кладбище Коммунаров в Севастополе...

Этот день в авиации. 17 мая
1916 – в Англии поднялась в воздух сцепка самолётов с последующим разделением в воздухе – летающая лодка «Бэби» и истребитель Бристоль «Скаут».
 
Этот день в авиации. 17 мая

1919 – Родился Владимир Дмитриевич Лавриненков — военный лётчик-истребитель, ас Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза(01.05.1943 и 01.07.1944), генерал-полковник авиации (1971), выпускник ХВВАУЛ (1941 г.).

В 1940 г. призван в ряды Красной Армии. В 1941 г. окончил 9-ю Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Оставлен в ней инструктором.

Затем служил инструктором в Черниговской военной авиационной школе. На фронт попал в разгар Сталинградской битвы. Боевой счёт открыл 05.08.1942 г. За месяц боёв лётчик 651-го иап 102-й иад Сталинградского корпусного района ПВО сержант Лавриненков В.Д. сбил 16 вражеских самолётов. В конце октября 1942 г. переведён в 9-й гвардейский Одесский иап 8-й ВА Юго-Западного фронта. Воевал под Батайском и Ростовом-на-Дону. В 9-м гв. иап В.Д. Лавриненков получил позывной «Сокол» и избрал номером своего самолёта «17» (дату своего рождения). Вскоре позывной «Сокол-17» гремел по всему фронту. За годы войны совершил 488 боевых вылетов, в 134 воздушных боях сбил лично 35 и в группе 11 самолётов противника. После окончания Великой Отечественной войны служил в войсках противовоздушной обороны. В 1945-1946 гг. был командиром авиаполка. В 1948 г.,окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. В 1949-1951 гг. командовал авиационной дивизией. С 1951 г. – начальник учебного центра истребительной авиации ПВО страны, затем слушатель Военной академии Генерального штаба, которую окончил в 1954 г. В 1955-1962 гг. – командующий истребительной авиацией армии ПВО, в 1962-1968 гг. – 1-й заместитель командующего, а в 1968-1977 гг. – командующий 8-й отдельной армией ПВО (г. Киев).Умер 14 января 1988 года в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище (участок № 7).

Этот день в авиации. 17 мая
1925
 - Взлетел первый опытный образец (J7780) лёгкий бомбардировщик-разведчик de Havilland D.H.56 Hyena. Являясь дальнейшим развитием самолёта de Havilland D.H.42A/B Dingo, лёгкий бомбардировщик-разведчик de Havilland D.H.56 Hyena был построен под требования Армейской (Army Co-Operation)спецификации 30/24. Это был двухместный двухстоечный биплан, оснащённый одним четырнадцатицилиндровым поршневым двигателем Armstrong Siddeley Jaguar III мощностью 385 л.с. Вооружение самолёта состояло из одного неподвижного синхронизированного переднего 7.7-мм пулемёта Vickers и 7.7-мм пулемёта Lewis на турели типа Scarff, установленного в задней кабине. Бомбовая нагрузка была представлена четырьмя лёгкими бомбами, размещёнными под крыльями. Уже после первых полётов стало ясно, что являясь близким по размерам и массе к самолёту Armstrong Whitworth Atlas лёгкий бомбардировщик-разведчик D.H.56, уступает ему в мощности силовой установки и как следствие имеет худшие лётные характеристики. Несмотря на это, первый образец Hyena 24 ноября 1925 года был передан в центр Martlesham Heath для проведения окончательных испытаний по спецификации 30/24. Но ещё до окончания испытаний военные отказались от спецификации 30/24, заменив ее на 20/25.

Этот день в авиации. 17 мая
1930
- Совершил свой первый полёт Comper CLA.7 и названный "Swift" (в переводе с английского - "скорый"), опытный образец (G-AARX). Swift был подкосным высокопланом деревянной конструкции с полотняной и фанерной обшивкой. Крыло прикреплялось к верхней части фюзеляжа. Тягу обеспечивал поршневой двигатель A.B.C. "Scorpion" мощностью 40 л. с. Ещё 7 самолётов Swift, оснащённых звёздообразным двигателем Salmson AD9 мощностью 50 л.с., были построены в течение 1930 г.

Этот день в авиации. 17 мая
Этот день в авиации. 17 мая

1931Родился Вадим Иванович Петров — Герой Советского Союза (1975), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1970), генерал-майор авиации (1980).

Этот день в авиации. 17 мая

1938 Первый полёт двухмоторного учебного самолёта АИР-17 (прототип УТ-3) ОКБ «Як», лётчик-испытатель Михаил Алексеевич Липкин.

Этот день в авиации. 17 мая
1939
 - Поднялся в воздух первый серийный бомбардировщик "Хирфорд" В.Мк.1 (модификация Хэмпдена"). Модификация HP.52, названная "Хирфорд" В.Мк.1, отличалась двигателями "Даггер" VIII, расширенной носовой частью, в которой первоначально планировалось установить башню производства фирм Хэндли-Пейдж или Фрэзер-Нэш, более скромным остеклением кабины штурмана-бомбардира и конфигурацией кабин стрелков. Сохранились и другие черты шведского проекта. 16 июля "Хирфорд" - прототип перегнали в Сайденхем под Белфастом для модернизации на заводе Шорт. В законченном виде самолёт практически не отличался от "Хэмпдена" за исключением двигателей "Даггер" VIII. Это касалось и характеристик. Взлётный вес "Хирфорда" составил 7 258 кг.

Этот день в авиации. 17 мая

1943 – Во время налёта авиации союзников разрушены несколько плотин в Рурском бассейне, что привело к гибели около 1500 немцев.

Авианалёт был совершён 617-й эскадрильей Королевских ВВС, впоследствии известной как разрушители плотин (Dambusters). В результате налёта плотины на Мёне и Эдере были частично разрушены, что вызвало затопление Рурской долины и деревень в долине Эдера, тогда как плотина в Зорпе получила незначительные повреждения. Использовались специально разработанные английским инженером и изобретателем Барнсом Уоллесом «прыгающие бомбы».

Этот день в авиации. 17 мая
1943
 - На конференции под председательством бригадного генерала Фрэнклина О. Кэрролла - главы армейского авиационно-инженерного отдела - были подготовлены предварительные требования к реактивному самолёту. Локхиду было предложено построить один истребитель под двигатель Н.1 В, закупленный в Англии. Сразу после этого Локхид провела эскизное проектирование реактивного истребителя, получившего фирменное обозначение L-140. Менее чем через месяц коллектив Клэренса Джонсона представил армейским ВВС США предварительный проект реактивного истребителя. Уже через два дня, 17 июня 1943 г., штаб-квартира ВВС и техническая служба одобрили проект L-140, a 24 июня был официально заключён контракт. Проект получил обозначение ХР-80.

Этот день в авиации. 17 мая
1944
- Приступили к испытаниям опытного образца учебно-тренировочного самолёта I.Ae.22 DL (Разработчик: FMA, Аргентина). Прототип в короткий срок прошёл испытательный цикл и был принят к серийному производству. По заказу ВВС на предприятии FMA заложили две серии по 100 самолётов, последний из которых надлежало сдать в 1946 г. В течении 1944 г. удалось собрать всего 10 самолётов, но затем темпы производства возросли и в год выпускали по 49 машин. Всего построили 206 экземпляров I.Ae.22, долгое время состоявших на вооружении ВВС Аргентины. В серии строился вариант с аргентинским мотором Ае.16 "Gaucho" (450 л.с.) с винтом Hamilton-Standart, либо с британским Armstrong Siddley "Cheetah" 25 (475 л.с.) с винтом фирмы Rotol. Вторая модификация, обозначавшаяся как I.Ae.22C, отличалась несколько более высокими данными и возросшей массой.

Этот день в авиации. 17 мая
1951
- C заводского аэропорта в Александровичах полетел польский лёгкий многоцелевой самолёт S-3 Kania, построенный на планерном заводе SZD в г. Бельске.

Этот день в авиации. 17 мая

1956Родился Николай Фёдорович Диордица — Герой Российской Федерации (17.08.1995), Заслуженный летчик-испытатель РФ (12.08.2000), полковник.

Этот день в авиации. 17 мая

1956 – Принята на вооружение первая в СССР система ракетного управляемого вооружения истребителей «воздух-воздух» С-1-У с УР К-5 (РС-1У) и самолётом МиГ-17ПФУ.

Этот день в авиации. 17 мая

1957 - Директивой начальника Генерального штаба ВС СССР было начато создание нового рода авиации - истребительно-бомбардировочной (ИБА).

Этот день в авиации. 17 мая

1961 - На базе ВВС им. Эдвардса состоялся первый взлёт с переходом к горизонтальному полёту экспериментального АВВП с дискообразным корпусом, получившего официальное обозначение VZ-9 Avrocar, более известного под названием "Флаинг Сосэр" (летающее блюдце). Переход АВВП от движения на воздушной подушке над землей к свободному полёту происходил следующим образом: АВВП разгонялся над землей на воздушной подушке до такой скорости, что его дискообразный корпус создавал подъёмную силу, достаточную для поддержания в воздухе, а затем и для его подъёма. При этом кольцевая струя, свертываясь, превращалась в плоскую пелену, а вытекающий из кольцевого сопла воздух создавал горизонтальную тягу.

Этот день в авиации. 17 мая
1961
 - Катастрофа вертолёта Ми-4. В полёте при проведении учений у вертолёта отвалилась лопасть. В катастрофе вместе с экипажем погибли начальник Главного управления боевой подготовки Сухопутных войск СССР генерал армии Герой Советского Союза Владимир Яковлевич Колпакчи и первый заместитель министра внутренних дел СССР Семён Никифорович Перевёрткин. Катастрофа произошла вследствие поломки стальной трубы лонжерона лопасти в полёте. Поломка произошла между 8 и 9 нервюрами в результате усталостного разрушения, имеющего очаг в виде закатанного надрыва металла на внутренней поверхности трубы. Причиной поломки явилось некачественное изготовление трубы на Первоуральском трубном заводе и недостаточный контроль на заводах Новотрубном и № 387. Из всех советских военачальников В. Я. Колпакчи самое непродолжительное время был генералом армии — всего 12 дней.Оба генерала похоронены в Москве на Новодевичьем кладбище...

Этот день в авиации. 17 мая
1963
 - Под управлением Дерика Уайтхеда (Derek J. Whitehead) с аэродрома Холм-он Сполдинг Моо (Holme-on Spolding Moore) взлетел с новыми двигателями первый прототип английского штурмовика Buccaneer S. Mk. 2 XK526. Семидесятиминутный полёт, в ходе которого проверялась работа силовой установки на разных режимах, прошёл нормально. Примерно через месяц выполнил первый полёт и второй Буканир (XK527).

Этот день в авиации. 17 мая
1965
- Было заключено англо-французское соглашение, предусматривающее совместные работы по созданию перспективного учебно-боевого самолёта (что в дальнейшем привело к появлению истребителя-штурмовика "Ягуар"), а также многоцелевого ударного самолёта с крылом изменяемой геометрии AFVG (Anglo - French Variable Geometry). В основу конструкции последней машины был положен проект ВАС Р.45, к работам была привлечена французская фирма "Дассо". В сентябре 1974 года новому истребителю-бомбардировщику было присвоено имя Tornado. 29 июля 1976 года было подписано межправительственное соглашение, по которому для трёх стран-участниц программы намечалось выпустить, в общей сложности, 640 серийных истребителей-бомбардировщиков Tornado IDS (а также 165 перехватчиков Tornado ADV для Королевских ВВС). Первый предсерийный самолёт вышел на лётные испытания 5 февраля 1977 года (было построено шесть машин для войсковых испытаний), а летом 1979 года из ворот сборочных цехов начали выкатываться серийные истребители-бомбардировщики «Торнадо».

Этот день в авиации. 17 мая

1974Участие Ка-25 в разминировании Суэцкого канала и подходов к нему. Для траловых операций переоборудовали 8 противолодочных Ка-25ПЛ, получивших после этого название Ка-25БШЗ (буксировщик шнурового заряда) и два Ми-8БТ (буксировщик трала). Кроме того на борту ПКР "Ленинград" находились 5 Ка-25ПЛ и один - Ка-25ПС. Всего – 16 единиц. Вертолёты очищали акваторию Суэцкого залива от донных мин, а также от якорных мин в тех местах, где проходу тральщиков препятствовали коралловые рифы или малые глубины.

Этот день в авиации. 17 мая

1975 - Три мировых рекорда времени подъёма на высоту 25, 30 и 35 км (2 мин 34,2 сек; 3 мин 9,85 сек; 4 мин 11,7 сек), Заслуженные лётчики-испытатели СССР Александр Васильевич Федотов и Пётр Максимович Остапенко на Е-266М (МиГ-25М). Рекорды не превышены до сих пор.

Этот день в авиации. 17 мая

1982 - С долговременной ОС «Салют-7» запущен малый ИСЗ «Искра-2» – первый ИСЗ, запущенный с борта пилотируемой станции.

Этот день в авиации. 17 мая
1986
 - Катастрофа самолёта Як-40 с бортовым номером 87928 (заводской — 9741955), Тюменская область, ХМАО, близ Ханты-Мансийска, в результате чего погибли 5 человек. Экипаж выполнял контрольный облет после замены передней стойки шасси. На высоте 6000 м пилот выполнил ряд левых виражей с креном 25-50º и правых с креном 60º, а затем экипаж отклонил элероны и руль направления на создание правого крена и начал выполнять бочку. Но штурвал по прежнему был отклонён «на себя», в результате чего через 8 секунд авиалайнер, перевернувшись «на спину», опустил нос уже вниз и начал снижать высоту, продолжая при этом вращаться. Скорость достигла 470 км/ч, когда экипаж уменьшил режим работы всех трёх двигателей до 73 %, а в 17:57:31 самолёт вышел из вращения. Як-40 снижался с вертикальной скоростью 100 м/с, когда экипаж начал выводить его из снижения. Но в 17:57:34 на высоте 4500 метров и при скорости 620 км/ч вертикальная перегрузка достигла 5,25 единиц, что в полтора раза выше максимально допустимой по РЛЭ (3,4). В результате на левой консоли крыла отделился кусок, который затем врезался в киль и снёс его, вместе с расположенными на киле стабилизаторами, рулём высоты и направления. Як-40 потерял управление и перешёл в беспорядочное вращение, при этом из-за перегрузок оторвало секции закрылков и часть обшивки правой плоскости крыла. Затем самолёт врезался в землю и полностью разрушился. Утром следующего дня обломки авиалайнера были обнаружены с воздуха и находились в 19 километрах от КТА по азимуту 20° в километре от реки Обь и примерно в 150 метрах от правого берега протоки Ерошкина. Общий разброс обломков достиг 2,5 километра. Экипаж выполнял манёвры, не предусмотренные РЛЭ.

Этот день в авиации. 17 мая
1987
- В районе севернее Ормузского пролива американский фрегат УРО FFG 31 Stark, входивший в состав 2-й крейсероко-миноносной группы Атлантического флота и находившийся в составе 109 го оперативного соединения, развернутого в Персидском заливе, был атакован истребителем ВВС Ирака Mirage F.1. В результате этой атаки фрегат получил попадания обеими выпущенными истребителем ПКР в левый борт в район 2-й палубы на 100-мм. Первая ракета, сделав в борту пробоину размерами 3 на 4,5 м, проникла внутрь, но не взорвалась. Вторая попала почти в то же место, но несколько выше и взорвалась в кубрике рядового состава. Убедившись в том, что иракский "Mirage" нанёс ракетный удар по кораблю ВМС США, самолёт ДРЛ запросил командование ВВС Саудовской Аравии о перехвате иракского истребителя самолётами F-15. Однако этого сделано не было, "Mirage" безнаказанно ушел. После тушения пожара фрегат был отбуксирован в порт Манама. 20 мая из отсеков корабля извлекли обломки неразорвавшейся ПКР, идентифицированной как Expect AM.39. Тела 35 погибших членов экипажа отправили в США, двух человек посчитали пропавшими без вести.

Этот день в авиации. 17 мая

1993 - Образовано Российское вертолётное общество. Президент - инициатор создания Марат Николаевич Тищенко.

Этот день в авиации. 17 мая

1994Первый полёт лёгкого многоцелевого самолёта Ил-103 с ПД Теледайн Континентал IO-360ES-3B, лётчик-испытатель Игорь Иванович Гудков.

Этот день в авиации. 17 мая
1997
 - Первый полёт X-36 - экспериментального самолёта, разработанного американской корпорацией Boeing. Самолёт проектировался совместно с National Aeronautics and Space Administration (NASA) и фирмой McDonnell Douglas (её филиалом Phantom Works). Целью работ была разработка скоростного малозаметного прототипа истребителя. Самолёт выполнен по схеме "бесхвостка", с разнесёнными элеронами и соплами изменяемого вектора тяги. На самолёте установлены экспериментальные двигатели Williams Research F112 тягой 318 кгс. Взлётная масса самолёта составляет 590 кг. Управление самолётов осуществляется с земли, используя носовую видеокамеру связанную с системой виртуальной реальности  отображаемой в шлеме пилота. Самолёт был построен в 1993 году. Лётные испытания были начаты в 1997 году на авиабазе Эдвардс, Калифорния, в Центре лётных испытаний (NASA's Dryden Flight Research Center). Было выполнено 25 полётов в течении шести месяцев.

File:Kluft-photo-CSXT-2004-amateur-space-launch.jpg
2004
 - Первая любительская ракета достигла границы космоса. Пуск ракеты GoFast, созданной группой Civilian Space eXploration Team, состоялся с территории штата Невада, США. Максимальная высота подъёма ракеты превысила 105 км. Спуск ракеты на землю был произведён с помощью парашютной системы. Отдельно от ракеты был возвращён блок со специальной аппаратурой.

Этот день в авиации. 17 мая

2005 - Открытие Минского салона обороной промышлености MILEX 2005

Этот день в авиации. 17 мая

2007 - Скончался Пётр Васильевич Балабуев (23.5.1931 г.р.) — советский авиаконструктор и деятель промышленности. Доктор технических наук (1988), профессор, генеральный авиаконструктор Авиационного научно-технического комплекса имени О. К. Антонова, (1984 — май 2005 года). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Государственной премии СССР (1973). Участвовал в разработке первого широкофюзеляжного транспортного самолёта АН-22 «Антей», завершал доводку и организовал серийное производство самолёта АН-124 «Руслан». Под его руководством (руководитель проекта — Виктор Ильич Толмачёв) в 1984−88 годах создан гигантский АН-225 «Мрия» (в единственном экземпляре). Похоронен в Киеве, на Городском некрополе «Берковцах» (участок № 86).

Этот день в авиации. 17 мая

2012 - В России в 14:05 UTC (18:05 мск) с ПУ № 2 площадки № 16 космодрома Плесецк боевыми расчетами войск Воздушно-космической обороны осуществлен пуск ракеты-носителя "Союз-У" ПВБ 780-31-229 131 с разведывательным спутником "Космос-2480" и двумя спускаемыми капсулами на борту. КА видовой разведки типа  "Кобальт-М", сер. № 563. Данный запуск ракеты-носителя "Союз-У" стал последним в 40-летней истории её эксплуатации. Первый пуск ракеты-носителя "Союз-У" был произведён с Плесецка 18 мая 1973 года. За это время с этого космодрома было проведено 434 пуска, на орбиты выведено около 430 космических аппаратов различного назначения. В дальнейшем на Плесецке ракету-носитель "Союз-У" заменила ракета-носитель среднего класса "Союз-2", а также ракета-носитель среднего класса "Ангара-А3".

Этот день в авиации. 17 мая

2020 - В США в 13:14 UTC со стартовой площадки SLC-41 Станции "Мыс Канаверал" (шт. Флорида, США) осуществлён пуск ракеты-носителя "Atlas-5/501" (AV-081) с экспериментальным военным мини-шаттлом "X-37B" (USSF-7, OTV-6, USA-299). Шестой полёт минишаттла. На носителе также имеется военный малый спутник "FalconSat-8", на котором проведут пять отдельных экспериментов.

Этот день в авиации. 17 мая

2022 - Разработанный Китаем большой многоцелевой гражданский вертолёт AC313A успешно совершил во вторник свой первый тестовый полёт. Испытания состоялись в восточной провинции Цзянси. Вертолёт грузоподъёмностью до 13,8 тонн взлетел с площадки в аэропорту города Цзиндэчжэнь. Эта модель разработана Китайской авиастроительной корпорацией на базе модели AC313. Успешный первый полёт означает, что начался этап лётных испытаний для получения винтокрылой машиной сертификата лётной годности. Завершить этот процесс разработчик планирует в течение 14-го пятилетнего плана (2021 - 2025 годы). После этого вертолёт будет передан в коммерческую эксплуатацию. AC313A специально разработан для выполнения различных задач при проведении спасательных операций с воздуха. Как пишет агентство, вертолет, способный перевозить на борту до 28 человек, поможет повысить возможности страны в проведении аварийно-спасательных работ...

Картина дня

наверх